Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Или (можно управлять умом) путем выдоха и задерживания дыхания.






По своему складу не все люди могут вверить себя Богу. Даже если

кто-то верит в Бога, для него может оказаться невозможным вы-

полнять ишвара-пранидхану. Здесь для таких людей Патанджали

дает путь, с помощью которого ум может быть сделан чистым, уп-

равляемым и устойчивым. Некоторые из нас по темпераменту ди-

намичны, другие эмоциональны, третьи склонны к мистике, а не-

которые рациональны. Таким образом, ментальную структуру в

целом можно разделить на четыре вида. Для динамичных лучше

всего подходит карма йога. Бхакти лучше для тех, кто эмоциона-

лен, они могут вверить себя Богу; они составляют большинство на-

селения. Люди мистики образуют третью группу. Они склонны к

практике раджа йоги и сопряженным практикам хатха йоги, свара

йоги, крийя йоги, нади йоги, тратаки и т. д. Четвертый тип образу-

ет небольшое количество джняна йогов. Им нравится читать упа-

нишады, Гиту и т.д., в которых описаны более глубокие аспекты

жизни, вселенной и медитации. Многие из нас имеют смешанные

тенденции, так что им следовало бы рекомендовать смешанные

практики. Поэтому Патанджали описывает разнообразные методы.

Мы должны выбрать садхану, которая наиболее подходит для нас.

Патанджали, начав с видеха и пракрити-лайя йогов, в послед-

них нескольких сутрах описывает различные садханы для разных

типов последователей. В данной сутре он объясняет пранаяму. Нам

следует понимать, что означают праччхардана и видхарана. Пер-

вое слово означает выдох, второе — удержание дыхания «вовне»*.

* Имеется в виду, что воздух, которым мы дышим, удерживается от проникно-

вения в легкие, т. е. находится вне тела. (Прим. пер.)

Во время выдерживания кумбхаки, выполняется маха бандха, ко-

торая включает в себя три бандхи, выполняемые вместе, а именно:

джаландхару, уддияну и мула бандху. Не следует обучать маха банд-

хе начинающего. Ему рекомендуется делать только речаку, т.е. вы-

дох [без задержки], повторяя цикл 21, 51 или 100 раз. Это может

быть названо капалабхати или агнисар.

Простым выполнением речаки, кумбхаки и трех бандх ум может

быть приведен в состояние неподвижности. В одной древней книге

говорится, что сознание имеет две опоры: это прана и васана. Это

опоры, на которых покоится ум и работает сознание. Если одна

удаляется, другая уходит автоматически. Прана бывает грубая и

тонкая. Тонкая прана пребывает в форме энергии, а грубая прана

имеет форму дыхания. Существует пять главных пран: прана, апа-

на, удана, самана и вьяна. Кроме того имеется пять второстепенных

пран: девадатта, нада, курма, крикара и дхананджайя. Все они отве-

чают за различную деятельность в теле. Прана ответственна за вды-

хание. Она работает во рту, в носу, переваривает пищу, расщепляет

перевариваемые вещества, преобразует воду в пот и мочу и управ-

ляет железами внутренней секреции. Ее область — от носа до серд-

ца. Апана осуществляет выделение и удаляет из тела все нечистоты.

Ее область — от пупка до подошв ног. Она осуществляет движение

вниз. Самана формируется в членах тела и нади. Она работает меж-

ду сердцем и пупком. Удана поддерживает мышечную силу и ответ-

ственна за удаление кармического тела из грубого тела во время

смерти. Управляя уданой, йог может путешествовать по воздуху.

Она действует от горла до головы. Вьяна вызывает циркуляцию

крови и движется по нервам. Она расположена в анальной области.

Среди второстепенных пран нада вызывает кашель и чихание,

курма является причиной смыкания век, в то время как крикара

вызывает чувство голода и жажды. Действие девадатты вызывает

дремоту и сон. Дханаджайя поддерживает питание.

В дополнение к ним имеется 15 тонких потоков праны. Они на-

зываются нади. Под нади имеются в виду нервы и потоки энергии

или крови. Они переносят импульсы к мозгу и от него. Их назва-

ния: сушумна, ида, пингала, гандхари, хастиджихва, пуша, асвини,

шура, куху, сарасвати, варуни, аламбуша, вишводари, шанкхини,

читра. Всего в теле 72 тысячи нади, которые переносят более тон-

кие потоки. Три из них являются наиболее важными, а именно:

ида, пингала и сушумна. Эти три нади очень важны в йоге, потому

что они переносят более «высокие» потоки и более «высокое» зна-

ние. Из этих трех наиболее важна сушумна. Это очень тонкий про-

ход, расположенный в центре спинного шнура. Начинаясь от кор-

ня ануса, она поднимается до аджна чакры или medulla oblongata*.

Все три нади начинаются от муладхары и вместе называются мук-

та тривени. Они встречаются в аджна чакре. Тривени — это также

место в Индии, где встречаются три реки: Ганга, Ямуна и Сарасва-

ти. По аналогии с этим аджна чакра называется юкта-тривени.

Внутри сушумны существует еще две нади: наружная называется

ваджра нади, а внутренняя — читтра. Внутри читтры есть более

тонкий канал, известный как брахма нади.

Обнаружено, что процесс дыхания имеет определенную вре-

менную зависимость. На движение и управление сварой, т. е. дыха-

нием, оказывает влияние и движение луны. Дыхание оказывает

прямое воздействие на движения человека. Дыхание управляет

мышлением, равно как и прошлыми, настоящими и будущими со-

бытиями в жизни. На протяжении суток дыхание осуществляется в

течение часа преимущественно через правую ноздрю, затем — че-

рез левую, таким образом, сменяясь 12 раз. Левая ноздря называет-

ся ида, или чандра; правая — пингала, или сурья. По аналогии [с

великими реками] ида называется Ганга, а пингала — Ямуна. По

истечении каждого часа преимущественное дыхание через опреде-

ленную ноздрю меняется. Во время перехода дыхания от иды к

пингале или наоборот имеет место кратковременный поток в су-

шумне. Это известно из учения, называемого шива свара йога. В

первые три дня двух недель яркой луны, начиная с восхода солнца,

воздух течет через левую ноздрю и затем поток меняется через каж-

дый час. В следующие три дня ток идет через правую ноздрю в те-

чение часа после восхода солнца. В течение двух недель темной лу-

ны в первые три дня поток идет через правую ноздрю и т. д. Таким

образом, мы имеем цикл, изменяющийся каждые три дня. Этот

порядок может меняться в периоды ухудшения здоровья. С помо-

щью свара йоги может быть предсказана болезнь.

Когда ток идет по пингале или солнечной нади, может выпол-

няться тяжелая работа. Легкую работу можно делать во время

* «Спинная луковица» (лат.) — верхняя часть спинного мозга, через которую

он

связан с головным мозгом. (Прим. пер.)

функционирования иды или лунной нади. Медитацию следует

практиковать, когда поток идет через сушумну. Ноздри могут чере-

доваться и путем определенной практики. Закрыв глаза и медити-

руя на левую ноздрю, можно заставить поток течь через нее, но ус-

пех зависит от глубины концентрации. Поток может проходить че-

рез правую ноздрю, если лежать на левом боку, положив подушку

под подмышку. Другой способ заставить поток идти через нужную

ноздрю — заткнуть противоположную ноздрю ватой. Существует

много других методов.

Дыхание в пранаяме следует выполнять очень медленно. Обна-

ружено, что те, кто дышит медленно и глубоко, живут дольше. За-

яц делает 18 дыханий в минуту и живет только 8 лет. Обезьяна ды-

шит с периодичностью 32 раза в минуту и живет 10 лет. Собака жи-

вет 12 лет, а лошадь — 25. Они делают соответственно 29 и 19 ды-

ханий в минуту. Человек дышит с периодичностью 13 раз в минуту

и должен жить 120 лет. Установлено, что змея, которая живет тыся-

чу лет, делает только 8 дыханий __________в минуту, а черепаха дышит 5 цик-

лов в минуту и живет три тысячи лет. Это показывает важность

сдерживания дыхания.

Кумбхака, включенная в эту сутру, относится к внешнему типу.

В ней после речаки дыхание удерживается «вовне».

Сутра 35: (IV) Или обозреванием

чувственного опыта

Visayavati̱ va̱ pravrittirutpanna̱ monasah

sthitinibandhani̱

Visayavati̱ — чувственный;

va̱ — или;

pravrittih функционирование;

utpanna̱ возникший;

manasah ума;

sthiti — устойчивость;

nibandhani̱ — который связывает.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.