Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самадхи и тонкие стадии самадхи.






После нирвитарки существует еще четыре стадии, а именно: сави-

чара, нирвичара, ананда и асмита. Выражение «сукшма вишайя»

означает тонкие стадии самадхи: ананда и асмита самадхи, в кото-

рых [для сознания] объектом слияния является соответственно

блаженство и сознательность. В самадхи, предшествующем сави-

чаре, ученик осознает объект, его имя, форму и качества. Воспри-

нимается либо эти три стороны объекта, чередующиеся между со-

бой, либо существенная природа объекта. В савичаре весь процесс

[медитации] пронизан рассуждением; нет присутствия формы. Это

трудно объяснить. Вы должны спокойно сесть и медитировать на

Шиве или на другом объекте. Концентрация происходит на форме

суждения, [но] без словесного мышления.

Процесс [медитации] на суждении [происходит] без использо-

вания языка, тогда как обычное мышление всегда включает язык.

Например, когда мы думаем о географии, науке, религии, истории

или о настоящем, или будущем, мы используем какой-то язык.

Язык присутствует в течение состояний савитарка и нирвитарка.

* «With reflection» переводится как с «размышлением», с рефлексией, имея в ви-

ду, что тонкий объект обнаруживается не непосредственно органами чувств, а по-

средством вывода формируется суждение об объекте, его идея. В самом же процес-

се медитации мыслительный процесс отсутствует. (Прим. пер.)

Когда мышление лишается языка, это называется вичара. В сави-

чаре присутствуют три вещи: время, пространство и идея [сужде-

ние]. Между санкхьей и йогой в отношении медитации существует

некоторое отличие, о котором следует сказать. В санкхье нет состо-

яний дхараны, дхьяны и самадхи. Последователь становится со-

знательным к нирахаре. Он не думает о каком-либо объекте в тер-

минах обычного понимания, как в языке. Он только сознателен в

форме видения. Это более высокая садхана. В савичаре ум совер-

шает переходы между временем, пространством и идеей. Эти ас-

пекты не путаются. Это абсолютно чистое осознавание каждого в

отдельности. Время, пространство и идея называются вичарой.

Это не мышление. Вичара определяется как процесс, в котором

сознание течет без языка как основы. Следует заметить, что меди-

тация на форме включает язык; даже однонаправленность основы-

вается на языке. Ученик может выйти за пределы языка как осно-

вы только через переживание внезапной вспышки видения.

В ананда самадхи имеет место чувство абсолютного покоя и аб-

солютного блаженства, но это блаженство не является состоянием

вашего чувственного опыта. Когда ум освобождается от особой ар-

гументации в форме языка, наступает савичара. Это более глубо-

кий план сознания. Сознание в савичаре называется пратьябхидж-

на, что означает озаренное знание. В нирвичаре пространство,

время и идея выводятся из сознания, но за этим что-то остается, и

это называется существенной природой мышления.

В асмите осознание абсолютно чисто, здесь нет мышления, нет

осознания времени или пространства, имеет место полное пони-

мание реализации этого осознания.*

* Сознание осознало (реализовало) само себя. (Прим. пер.)

Сутра 45: Протяженность самадхи

Su̱ ks̤ hmavis̤ ayatvam̤ cha̱ lin̤ gaparyavasa̱ nam

Su̱ ks̤ hmavis̤ ayatvam̤ — тонкие стадии самадхи;

cha — и;

alin̤ ga — пракрити;

paryavasa̱ nam — протяженность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.