Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Активность чувственного опыта.






Эта сутра описывает дополнительную технику, которой могут сле-

довать те, кто не в состоянии практиковать Ишвара-пранидхану и

даже махабандху или пранаяму. Это действительно так, что для

многих последователей трудно практиковать пранаяму вследствие

отсутствия надлежащего руководства, из-за неспособности пра-

вильно питаться или когда нет надлежащей пищи. Эта сутра дает

простой метод приведения ума под контроль через пробуждение

[сознательности] чувственного восприятия. Здесь ум принуждает-

ся обозревать самого себя, находящегося в состоянии чувственно-

го восприятия, т. е. восприятия посредством органов чувств: зре-

ния, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Путем «переливания»

ментального сознания в чувственное восприятие ум переходит под

контроль. Ментальное сознание может быть, так сказать, слито в

звуковое сознание путем повторения мантр, бхаджанов, киртана и

т. д. Искушенная личность может найти это неинтересным. Но то,

что, если делать ум сознательным к звуку и продвигаться в этом на-

правлении глубже, можно контролировать ум, является правдой.

Это принцип нада йоги.

Ум можно также контролировать, делая его сознательным к

форме через тратаку, которая есть концентрация на особенной

форме [объекта]. Подобным образом выполняется концентрация и

в случае осознавания тактильных ощущений или вкуса. Первое

происходит, например, когда гуру касается головы ученика, кото__________-

рый выполняет кхечари мудру Тонкий или психический запах

ощущается путем концентрации ума на кончике носа, что может

использоваться для контроля ума. [Психическое] осознание вкуса

развивается концентрацией на передней части языка. Концентра-

ция на нёбе в кхечари мудре развивает [психическое] видение цве-

та. Психическое тактильное ощущение испытывается при концен-

трации на центральной части языка. Концентрация на корневой

части языка развивает слышание психического звука. Все эти пси-

хические процессы становятся основой самоконтроля. Когда они

развиваются, ученик начинает на них концентрироваться. В свое

время его ум выходит за пределы [психических восприятий] и идет

глубже. Это состояние полного ментального контроля. Все эти

[методы] включают в себя действие чувств — индрий в дхаране и

пратьяхаре.

В определенных школах медитации в буддизме выполняется

медитация на звуке, когда священнослужитель ударяет в барабаны.

Это совершенно элементарная садхана, но для многих из нас она

очень полезна. Одной из популярных садхан в Индии является

бхаджан. Поющий может часами непрерывно распевать только од-

ну строку или одно песнопение. При этом его глаза и уши остают-

ся совершенно закрытыми для чего-то другого, кроме бхаджана.

Это одна из элементарных садхан, но она важна, так как может

легко привести к дхаране и дхьяне. Киртан — также одна из про-

стых, но тем не менее эффективных садхан. При выполнении это-

го [песнопения] один человек ведет, а остальные следуют за веду-

щим. В разных областях существуют и другие способы. Киртан мо-

жет продолжаться 24 часа и более, и иногда он оказывает на участ-

ников удивительное влияние.

Сутра 36: (V) Или внутренним свечением

Vishoka̱ va̱ jyotis̤ mati̱

Vishoka̱ — без печали;

va̱ — или;

jyotis̤ mati̱ — светящийся, полный света.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.