Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Образование в семье
Семейное образование является формой получения образования. Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении. Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении, определяемых государственными (в том числе ведомственными) и местными нормативами финансирования. Выплаты производятся за счет средств учредителей государственных или муниципальных образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего или начального профессионального образования либо до достижения им возраста, определенного законодательством Российской Федерации в качестве предельного для выплат социального пособия на детей. Сумма указанных выплат не включается в облагаемый подоходным налогом доход граждан[11]. Для семейного образования, как и для других форм получения образования, действует единый государственный стандарт. Согласно Примерному положению о получении образования в семье, в форме семейного образования ребенок может освоить общеобразовательную программу. Общеобразовательное учреждение осуществляет текущий контроль за освоением обучающимся общеобразовательных программ. Отношения между родителями и общеобразовательным учреждением по организации семейного образования регулируются договором. Общеобразовательное учебное заведение принимает детей, желающих получить образование в семье на общих основаниях, в заявлении родители должны указать, что хотят обучать ребенка в семье. Общеобразовательное учреждение предоставляет ребенку, обучающемуся в семье учебники и другую литературу из своей библиотеки, обеспечивает обучающемуся методическую и консультативную помощь, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию. Общеобразовательное учреждение самостоятельно определяет порядок аттестации. По желанию родителей и по решению педагогического совета и при наличии медицинского заключения аттестация может проводиться по индивидуальным программам (программам компенсирующего обучения). Общеобразовательное учреждение вправе расторгнуть договор, в случае неосвоения обучающимся общеобразовательной программы. Данные положения ограничивают право на образование части детей-инвалидов, которые не могут освоить общеобразовательную программу. Многие дети нуждаются в индивидуальных планах обучения, в специальных методиках обучения и аттестации. Это не может быть реализовано в условиях общеобразовательной школы, в которую, как правило отправляют родителей детей-инвалидов для оформления семейного образования. Представляется, что договор на организацию обучения в форме семейного образования должен заключаться с коррекционным учебным заведением. Практики заключения договоров на организацию семейного образования со специальным (коррекционным) учебным заведением нет. Из Норм закона об образовании, Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонением в развитии, Положения о получении образования в семье следует, что для заключения договора на организацию обучения в форме семейного образования с коррекционным учебным заведением необходимо заключение психолого-медико-педагогической комиссии, поскольку для зачисления в специальные (коррекционные) учебные заведения нужно это заключение. Проблема заключается в том, что часто ПМПК, нарушая нормы Конституции, Закона об образовании, отказывает детям со сложной структурой дефекта, с умеренной и глубокой степенью умственной отсталости… в направлении в специальное образовательное учреждения, направляя таких детей в систему соц. Защиты.[12] Очевидно, что Положение о получении образования в семье нуждается в изменениях, учитывающих права детей-инвалидов. Необходимо предусмотреть возможность заключения договора со специальным (коррекционным) учебным заведения, возможность обучения по индивидуальным планам. Индивидуальные планы могут разрабатываться педагогами учебного заведения, с которым заключается договор, и утверждаться ПМПК. Существует и проблема с определением размера компенсации родителям детей-инвалидов на образование при семейной форме образования. В настоящее время размер компенсации рассчитывается исходя из базовой ставки учителя начальных классов. Норматив финансирования, о котором сказано в ст. 40 Закона об образовании, на федеральном уровне не утвержден, также он не утвержден в большинстве случаев и на региональном уровне. Очевидно, что при заключении договора с коррекционным учебным заведением размер компенсации должен быть выше, поскольку финансирование данных учебных заведений осуществляется по повышенным нормативам.[13] Не из норм Закона об образовании, и положения о получении образования в семье не следует, что договор должен быть заключен с государственным или муниципальным учебным заведением, однако, на практике органы управления образования отказывают родителям в праве заключить договор с негосударственным учебным заведением. Негосударственные учебные заведения получают лицензию на образовательную деятельность, таким образом, государство дает им право на оказание образовательных услуг. Поскольку в государственном секторе в достаточном объеме не создана инфраструктура для обучения значительной части детей-инвалидов, родители, реализуя свое право на выбор формы обучения и вида образовательного учреждения, должны иметь право заключать договор и с негосударственным учебным заведением.
Итоговая аттестация
Для детей-инвалидов, являющихся выпускниками IX и XI (XII) классов, государственная (итоговая) аттестация проводится в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние их здоровья, и в условиях, отвечающих физиологическим особенностям и состоянию здоровья детей-инвалидов. Государственная (итоговая) аттестация для детей-инвалидов может проводиться досрочно, но не ранее 1 мая. При необходимости письменные экзамены могут быть заменены на устные, а количество сдаваемых экзаменов сокращено до двух письменных по согласованию с государственным органом управления образования субъекта РФ - для выпускников XI (XII) классов и с местным (муниципальным органом управления образования - для выпускников IX классов[14]. Сейчас в некоторых регионах осуществляется эксперимент по внедрению Единого государственного экзамена как формы аттестации выпускников XI (XII)классов. Из нормативных актов, регулирующих эти вопросы, не предусмотрено создание специальных условий при сдаче единого государственного экзамена инвалидами. Для выпускников XI (XII) классов с ограничениями по состоянию здоровья, обучающимся на дому предоставляется право выбора сдачи выпускных экзаменов в традиционной форме или в форме ЕГЭ. Министерство образования рекомендовало проводить аттестацию выпускников специальных (коррекцинных) школ в 2004 г. в обычной форме, то есть выпускники с инвалидностью не должны сдавать ЕГЭ. Однако, в связи с этим у некоторых выпускников с инвалидностью могут возникнуть проблемы при поступлении в учебные заведения профессионального образования, поскольку некоторые вузы принимают участие в эксперименте по ЕГЭ и соответственно проводят зачисление по результатам ЕГЭ. Абитуриенты с инвалидностью, желающие поступить в такие вузы все равно должны будут сдавать вступительные экзамены в форме ЕГЭ. Сейчас в Министерстве образования и науки разработаны рекомендации по проведению ЕГЭ для выпускников с ограниченными возможностями, но пока они не утверждены.
|