Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Относительно континуума этого процесса






Разрешите мне предвосхитить несколько вопросов, которые могут быть заданы в связи с процессом, который я старался описать.

Является ли он именно тем процессом, с помощью которого про­исходят изменения личности, или это лишь один из многих видов изме­нений? Этого я не знаю. Возможно, имеется несколько видов процессов изменения личности. Я бы только уточнил, что это, кажется, тот процесс, который начинается, когда индивид ощущает, что его полностью прини­мают.

Приложим ли этот процесс к психотерапиям различных видов или он имеет место только при одной психотерапевтической ориентации? До тех пор, пока у нас не будет еще записей с другими видами психотера­пии, на этот вопрос невозможно ответить. Однако я бы выдвинул гипо­тезу, что, вероятно, при психотерапевтических подходах, придающих боль­шое значение когнитивному аспекту опыта и малое — эмоциональному, начинают действовать совершенно другие процессы изменения.

Каждый ли согласился бы с тем, что это желаемый процесс изменения, что он движется в правильных направлениях? Я думаю, нет. Мне кажется, некоторые люди не считают текучесть ценным качеством. Суждения тако­го рода зависят от социальных ценностей, которые должны определяться индивидами и культурами. Этого процесса изменения можно легко избе­жать с помощью сокращения или отказа от тех взаимоотношений, в кото­рых индивид полностью принимается таким, каков он есть.

Является ли изменение в этом континууме быстрым? Мои наблю­дения говорят о противоположном. Моя интерпретация работы Киртне-ра1 (несколько отличная от его интерпретации) заключается в том, что клиент, возможно, начинает психотерапию, будучи приблизительно на вто­рой стадии, и заканчивает ее на четвертой стадии. Причем и клиент, и терапист получают взаимное удовлетворение достигнутым прогрессом. Почти невозможно себе представить, что клиент, находящийся на первой стадии, может дойти до полной седьмой стадии. Если бы это действитель­но произошло, то заняло бы годы.

Правильно ли сгруппированы качества, описывающие каждую ста­дию? Я уверен, что я не один раз ошибался в своих наблюдениях. Я так­же задаю себе вопрос, какие важные качества были опущены. Я также спрашиваю себя, не могли ли различные элементы континуума быть опи­саны более экономно. На все вопросы такого рода могут быть даны отве­ты из опыта психотерапии, если различные исследователи будут считать, что гипотезы, выдвинутые мною, имеют достоинства.

1 См.: Kirtner W. L., Cartwright D.S. Success and failure in clientcentered therapy as a function of initial in-therapy behavior // J. Consult. Psychol. 1958. 22. P. 329-333.


Роджерс К. [Изменения личности...] 503

Заключение

Я постарался представить в виде незрелых, предварительных наброс­ков течение процесса изменений личности, происходящего, когда клиент ощущает, что его принимают таким, каков он есть. Этот процесс состоит из нескольких волокон, которые вначале разделены, а затем, по мере про­должения процесса, становятся нераздельным целым.

Этот процесс включает в себя освобождение чувств. На начальном этапе континуума они описываются как отдаленные, не принадлежащие человеку и не имеющие места в настоящем. Затем они представляются как объекты в настоящем, принадлежащие индивиду. Потом они описы­ваются как чувства, которыми индивид владеет, и называются тем сло­вом, которое наиболее точно выражает непосредственное переживание. Еще дальше по шкале они переживаются и выражаются в непосред­ственном настоящем времени, причем страх перед процессом развития уменьшается. Также на этой стадии чувства, которые ранее отвергались сознанием, проникают в него, переживаются, и индивид чувствует, что владеет ими. На самом высоком уровне континуума характерной для индивида становится жизнь в процессе переживания постоянно меняю­щегося потока чувств.

Этот процесс связан с изменениями в том, как происходит пережи­вание. Континуум начинается со статичности, в которой индивид очень отдален от своего переживания и не способен пользоваться его скрытым смыслом или обозначать его. Переживание обязательно должно отойти в прошлое, чтобы в нем можно было найти смысл и истолковать настоя­щее с помощью смысла, обнаруженного в прошлом. От отдаленности по отношению к переживанию индивид движется к признанию переживания как волнующего его процесса, происходящего внутри него. Переживание для клиента постепенно становится все более им принимаемым, внут­ренним объектом для обозначения смыслов, оно понимается все более верно. И наконец, клиент способен жить свободно, принимая себя в теку­щем потоке переживания, спокойно используя его в качестве главного референта своего поведения.

Этот процесс связан с переходом от несоответствия к соответствию. Континуум начинается с максимума несоответствия, совершенно не осоз­наваемого индивидом. Через стадии, где клиент все более четко осознает противоречия и несоответствия, существующие внутри него, он движется к их переживанию в непосредственном настоящем. И таким образом, они постепенно исчезают. В верхней части континуума обычно никогда не бывает более чем временного несоответствия между переживанием и его осознанием, так как человеку не нужно защищаться от пугающих сторон его опыта.

Этот процесс связан с изменением в способе, с помощью которого и благодаря которому человек может и хочет сообщать о себе в атмосфере


504 Тема 14. Развитие личности

принятия. Континуум начинается с полного нежелания раскрыть самому себе свое Я как обогащенное и изменяющееся осознание внутреннего опы­та, в дальнейшем это легко происходит, когда индивид хочет это сделать.

Этот процесс связан с ослаблением действия когнитивных схем пе­реживания. От застывшего толкования опыта, который воспринимается как внешние факты, клиент движется к развивающимся, свободно изме­няющимся толкованиям смысла опыта, к структурам, которые изменяют­ся после каждого нового опыта.

Имеется и изменение отношения индивида к своим проблемам. На одном конце континуума проблемы не узнаются и нет желания их изме­нить. Постепенно появляется осознание, что проблемы существуют. На бо­лее поздней стадии имеется осознание, что индивид способствовал возник­новению этих проблем, что они не возникли откуда-то извне. Все возраста­ет чувство личной ответственности за решение этих проблем. Еще дальше по шкале континуума находится проживание или переживание каких-то аспектов этих проблем. Человек субъективно живет своими проблемами, чувствуя ответственность за то, что он сделал для их развития.

Наблюдаются также изменения в том, как индивид относится к дру­гим людям. На одном конце шкалы континуума индивид избегает тес­ных отношений, которые воспринимаются им как опасные. На другом конце шкалы континуума он живет открыто и свободно, будучи в различ­ных отношениях с терапистом и другими людьми, управляя своим пове­дением в этих отношениях на основе непосредственных переживаний.

В общем процесс движется от статичности, где все элементы и нити различимы по отдельности, к текучим пиковым моментам психотерапии, в которой все эти нити нераздельно сплетаются вместе. В новом пережи­вании с его непосредственностью настоящего момента чувство и познание переплетаются, Я субъективно присутствует в опыте, волевой акт — это просто субъективное следование гармоничному балансу организма. Та­ким образом, когда процесс достигает этой стадии, человек становится единым движением, единым течением. Он изменился, но что кажется наиболее важным, он стал интегрированным процессом изменений.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.