Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сознание






Сознание является центральным измерением трансперсональной модели, создающим основу всех психических процессов и контекст, в ко­тором они протекают. Традиционные направления западной психологии придерживаются различных позиций по отношению к сознанию. Эти взгляды варьируют от бихевиоризма, предпочитающего игнорировать со-

1 Walsh R..N., Vaughan F. What is a person // Beyond Ego: Transpersonal Dimensions in Psychology / R.N. Walsh, F. Vaughan (Eds.). Los Angeles: T.P. Tarcher, 1980. P. 53-62. (Перевод В А. Баталиной.)


506 Тема 14. Развитие личности

знание из-за трудности его объективного исследования, до психодинами­ческого и гуманистического подходов, которые признают сознание, но большее внимание обычно уделяют его содержаниям, а не самому созна­нию как контексту психологического опыта.

Согласно трансперсональной модели, наше сознание обычно нахо­дится в защитно-суженном состоянии. В этом обычном для него состо­янии сознание в значительной степени (хотя мы и не замечаем этого) наполнено непрерывным потоком практически неконтролируемых мыс­лей и фантазий, соответствующих нашим потребностям и защитам. Как сказал Рам Дасс:

Все мы узники своего ума. Осознание этого — есть первый шаг на пути к свободе1.

Оптимальное сознание рассматривается как гораздо более широкое, и, при условии ослабления этого защитного сужения, как потенциально доступное в любое время. Поэтому основное направление развития зак­лючается в том, чтобы, успокоив свой ум и уменьшив перцептивные ис­кажения, устранить защитное сужение сознания, а также те препятствия, которые мешают раскрытию его потенциальных возможностей2.

Основная задача, дающая ключ к пониманию многих вещей, — это достиже­ние безмолвия ума.... На самом деле, все открытия совершаются, когда оста­навливается мыслительная машина, и первое из этих открытий заключается в том, что, если способность думать — это выдающийся талант, то способность не думать — это талант еще более выдающийся3.

Согласно трансперсональной точке зрения, существует широкий спектр измененных состояний сознания. Некоторые из них являются потенциаль­но полезными и функционально специфическими (т.е. приобретающими какие-то одни функции, не свойственные обычному состоянию, и утрачива­ющими другие), а некоторые — воистину «высшими» состояниями. Поня­тие «высшие состояния сознания» используется здесь, согласно Тарту4, в том смысле, что они обладают всеми свойствами и возможностями более низких состояний плюс какими-то дополнительными. Литература, имею­щаяся в самых разных культурах и духовных традициях, свидетельствует

1 Ram Dass. Assoc. Transpersonal Psychol. // Newsletter (Winter). 1975. 9.

2 См.: Ouspensky P.D. In search of the miraculous. N. Y.: Harcourt. Brace and World,
1949; Rajneesh B.S. The way of the white cloud. Poona, India: Rajneesh Center, 1975; Ram Dass.
A talk at the San Francisco Gestalt Institute // J. Downing (Ed.) Gestalt awareness. N. Y.:
Harper & Row, 1976; Ram Dass. Grist for the mill. Santa Cruz, Calif.: Unity Press, 1977;
Vaughan F. Awakening intuition. N. Y.: Doubleday, 1979.

3 Satprem. Sri Aurobindo or the adventure of consciousness. N. Y.: Harper & Row, 1968.

4 См.: Tart С (Ed.). Transpersonal psychologies. N. Y.: Harper & Row, 1975; Tart С
States of consciousness. N. Y.: E. P. Dutton, 1975.


Уолш Р., Вот Ф. Что такое личность? 507

о возможности достижения этих высших состояний сознания1. Традицион­ный западный подход выделяет лишь ограниченный ряд измененных со­стояний сознания: бодрствование, сон, опьянение, бред. Более того, почти все эти состояния рассматриваются как вредные, а оптимальным считается «нормальное» состояние.

Если мы рассмотрим наше обычное состояние сознания в более ши­роком контексте, то можем получить некоторые неожиданные результа­ты. Традиционная модель определяет психоз как искаженное восприятие реальности, при котором это искажение не осознается. С точки зрения данной многоуровневой модели, наше обычное состояние сознания также подходит под это определение, так как является субоптимальным, дает искаженное восприятие реальности и не позволяет заметить это искаже­ние. На самом деле, любое состояние сознания с необходимостью ограни­чено и дает лишь относительно неискаженную картину действительнос­ти. Следовательно, в более широком смысле психоз можно определить как пребывание в плену у одного из состояний сознания2.

Так как каждое состояние сознания дает свою картину реальности, то она рассматривается нами лишь как относительно реальная. Тогда психоз — это привязанность к какой-то одной реальности. Вот что пи­шет по этому поводу Рам Дасс:

Мы живем в одном плане существования, который называем реальным. Мы полностью отождествляем эту реальность с абсолютной, не принимая в рас­чет опыт, не согласующийся с ней.... То, что Эйнштейн открыл в физике, так­же справедливо и для всех остальных аспектов космоса: любая реальность от­носительна. Всякая реальность истинна только в определенных пределах. Она является лишь одной из возможных версий о существующем положении ве­щей. Таких версий всегда много. Выйти за пределы одной-единственной ре­альности — означает признать ее относительность3.

Таким образом, реальность, которую мы воспринимаем, отражает наше собственное состояние сознания, и мы никогда не сможем исследо­вать ее, не исследуя одновременно самих себя, поскольку мы сами явля­емся одновременно и реальностью, которую исследуем, и ее творцами.

1 См.: Kapleau P. The three pillars of zen. Boston: Beacon Press, 1967; DeRopp R.S.
The mastergarae. N. Y.: Delta, 1968; Riordan K. Gurdjieff // C. Tart (Ed.). Transpersonal
psychologies. N. Y.: Harper & Row, 1975. P. 281-328; Goleman D. Meditation and
consciousness: An Asian approach to mental health // Amer. J. Psychother. 1976. P. 41-54;
Goleman D. The varieties of the meditative experience. N. Y.: E.P. Dutton, 1977. Reprinted in
this volume as A map for inner space.

2 См.: Ram Dass. A mediator's guidebook. N. Y.; Doubleday, 1978; Ram Dass. Grist for
the mill. Santa Cruz, Calif.: Unity Press, 1977.

3 flam Dass. A mediator's guidebook. N. Y.: Doubleday, 1978.


508 Тема 14. Развитие личности

Обусловленность

Трансперсональный подход утверждает, что люди гораздо сильнее, чем это им кажется, запутались в ловушке собственной обусловленнос­ти, однако они могут освободиться из нее1. Основная цель трансперсональ­ной психотерапии состоит в том, чтобы освободить сознание от этой ти­рании обусловленного ума. Более подробно это описано в разделе, посвя­щенном идентификации.

Одна из форм обусловленности, подробно изученная на Востоке, — это привязанность. Привязанность, которая тесно связана с желанием, оз­начает, что результатом ее неудовлетворения будет страдание. Поэтому наличие привязанности является основной причиной страданий, а освобож­дение от привязанности — важнейшим условием избавления от них2.

Когда бы ни появилась привязанность,

Общение с ней

Принесет бесконечное страдание3.

Если мы всё еще привязаны, то мы - одержимы;

А если человек одержим, это означает существование чего-то,

более сильного, чем он сам4.

Привязанность не ограничивается только внешними объектами или людьми. Кроме привычных форм привязанности — к материальному иму­ществу, определенным взаимоотношениям или своему status quo, — мо­гут быть и другие, столь же сильные, привязанности: к определенному образу себя, способу поведения или психологическому процессу. Самые сильные из привязанностей, упоминаемые в практиках, имеющих дело с сознанием, — это привязанности, связанные со страданием и обесценива­нием. Поскольку мы убеждены, что источник нашей идентичности — это наши роли, наши проблемы, наши взаимоотношения или содержания на­шего сознания, привязанность поддерживается страхом потерять собст­венную личность. «Если я оставлю свои привязанности, кем и чем я буду тогда?»

1 См.: Goleman D. The varieties of the meditative experience. N. Y.: E. P. Dutton, 1977.
Reprinted in this volume as A map for inner space.

2 См.: Buddhagosa P.M. Tin (Trans.) The path of purity. Sri Lanka: Pali Text Society,
1923; Guenther НУ. Philosophy and psychology in the Ahhidbarma. Berkeley, Calif.: Shambhala,
1976.

3 Ram Dass. A mediator's guidebook. N. Y.; Doubleday, 1978.

4 Jung C.G. The secret of the golden flower. (Rev. ed.). N. Y.: Harcourt, Brace and World,
1962. P. 114.


Уолш Р., Вот Ф. Что такое личность? 509

Личность

Понятие «личность» является центральным для большинства су­ществующих в настоящее время направлений в психологии. Во многих психологических теориях, действительно, утверждается, что человек — это его личность. Очень интересно, что наиболее распространенным на­званием книг о психологическом здоровье и благополучии было назва­ние Здоровая личность1. Путь к здоровью обычно рассматривался в пер­вую очередь как преобразование личности. Однако с трансперсональной точки зрения личность играет в этом не столь важную роль. Скорее она рассматривается лишь как один из аспектов существования человека, с которым он может (но не обязательно должен) себя отождествлять. В связи с этим путь к здоровью — это скорее уход от отождествления себя исключительно со своей личностью, чем ее изменение.

Так же с другой точки зрения рассматривается личная драма или история, которую может поведать о себе каждый человек. Согласно Фэ-диману2, личные драмы — это излишняя роскошь, которая мешает пол­ноценному функционированию человека. Они являются частью нашего эмоционального багажа, и нередко бывает полезно уменьшить привязан­ность к своей жизненной драме или перестать отождествлять себя с ней (что справедливо и по отношению к жизненным драмам других людей).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.