Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Какой должна быть наука о поведении






Скиннер допускал, что поведение можно достоверно определить, предсказать и проконтролировать условиями окружения. Понять поведе­ние — значит проконтролировать его и наоборот. Он всегда был против допущения какой-либо свободной воли или любого другого «сознатель-

1 Skinner B.F. About behaviorism. N. Y.: Knopf, 1974. P. 371.


Хьелл Л., Зиглер Д Научающе-бихевиоралыное направление... 219

ного» явления. Люди по своей сути очень сложные, но все же машины. Хотя он и не был первым психологом, предложившим механистический подход к изучению поведения (Уотсон пропагандировал отказ от мента-листических концепций в 20-е годы), его формулировка отличалась тем, что он доводил идею до ее логического конца. По Скиннеру, наука о по­ведении человека принципиально не отличается от любой другой есте­ственной науки, основанной на фактах; т.е. имеет ту же цель — предска­зать и проконтролировать изучаемое явление (открытое поведение в дан­ном случае).

Далее Скиннер утверждал, что так как наука развивается от просто­го к сложному, логично изучить существа, находящиеся на более низкой ступени развития, прежде чем изучать самого человека — это позволит психологу легче раскрывать основные процессы и принципы поведения. Еще одним преимуществом является то, что в этом случае исследователь сможет осуществлять более точный контроль над параметрами окружения, в котором находится животное, и собирать данные в течение более длитель­ного периода времени. Конечно, проблема в том, сколько данных, получен­ных при изучении одного вида (например, крыс), действительно примени­мо к другим видам (например, человеку). Скиннер, однако, выступал за использование видов, стоящих на более низких ступенях эволюции, в каче­стве экспериментальных объектов, полагая вполне очевидной связь между принципами поведения животных и человека. И действительно, развитие обучающих машин и учебников по программированию является прямым результатом работы Скиннера с животными в лаборатории.

От других исследователей Скиннера также отличало и то, что он придавал особое значение анализу поведения единичных организмов. Он полагал, что их изучение необходимо, так как все организмы развивают­ся по одним и тем же законам. Таким образом, поведение отдельных крыс, голубей или людей может быть различным, а основные принципы поведения не меняются. Скиннер полагал, что, изучая одну крысу, одного голубя, одного человека, можно обнаружить и обобщить основные зако­номерности, присущие всем организмам.

Такая экспериментальная модель, направленная на исследования од­ного субъекта, не требует традиционных статистических методик, которые большинство студентов-психологов осваивают в ходе обучения. Скиннер отстаивал мнение, что вместо того, чтобы делать предположения о поведе­нии несуществующего усредненного индивида, психологи должны пытать­ся предсказывать влияние одной или более контролируемых переменных на обусловленный компонент поведения отдельного организма в контроли­руемом окружении. Такой подход требует нестатистической стратегии, яв­ляющейся результатом законов, применимых к поведению реального ин­дивида. Это то, говорил Скиннер, что психология как наука о поведении должна иметь своей целью. Взгляд Скиннера на психологию можно по-


220 Тема 14. Развитие личности

дытожить его заявлением1, в котором он цитирует Павлова: «Управляйте вашими обстоятельствами, и вы увидите закономерности».

Придерживаясь бихевиористского подхода, Скиннер отстаивал функциональный анализ поведения организма. Такой анализ устанавли­вает точные, реальные и обусловленные взаимоотношения между откры­тым поведением (реакцией) организма и условиями окружающей среды (стимулами), контролирующими их. Эти переменные должны существо­вать независимо от нас, быть очевидными и определяемыми количествен­но. Причинно-следственные отношения, проистекающие из функциональ­ного анализа, становятся всеобщим законом науки о поведении. Прак­тической целью является возможность манипулирования переменными окружающей среды (независимыми), которые позволяют делать прогноз, и затем измерение поведенческой реакции (зависимые переменные). Та­ким образом, психологи могут работать в рамках естественной науки и тем не менее открывать законы, относящиеся к поведению отдельных организмов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.