Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бауман З. От паломника к туристу / Российская модель успеха. Ведомости. Вып. 6 / Под ред. В.И. Бакштановского, Н.Н. Карнаухова. – Тюмень: НИИ ПЭ, 1996. – С. 212-252






Бодрийяр Жан (1929 - 2007) - французский философ, социолог, культуролог. Основные сочинения: «Система вещей» (1968), «Символический обмен и смерть» (1976), «Соблазн» (1979), «Симулякры и симуляции» (1981) и др. Оригинальный философский стиль Бодрийяра представляет из себя гиперкритицизм, тотальную сверхкритическую критику. Главным ее объектом выступает у мыслителя общество в современном его состоянии, которое Бодрийяр определяет как «общество потребления». В нем не потребности являются основанием для производства товара, а наоборот - машина производства и потребления производит «потребности». В акте потребления потребляются не товары, а вся система объектов как знаковая структура. Будучи знаками, вещи к концу XX в. окончательно перестают что-либо означать и становятся «симулякрами» («Симулякр – истина, скрывающая, что ее нет»). Симулякры превращают социальную реальность в «гиперреальность», порожденную «техническим безумием совершенного и сверхточного воспроизведения» (образов, звуков и пр.). Идеи и ценности (прогресса, богатства, демократии и пр.) утрачивают свой смысл, но их воспроизводство продолжается и становится все более совершенным. Ценности более невозможно идентифицировать, культура стала транскультурой, политика - трансполитикой, сексуальность - транссексуальностью, экономика - трансэкономикой.

 

Задумаемся: ведь на протяжении долгих веков новые и новые поколения людей сменялись в обстановке одних и тех же вещей, которые их переживали, а ныне в пределах жизни одного индивида все быстрее сменяют друг друга поколения вещей. Прежде человек был ритмической мерой вещей, теперь уже сами вещи задают человеку свой дискретный ритм – внезапно и дискретно возникают, приходят в негодность или же, не успев состариться, уступают место другим. Тем самым вместе со способом существования и потребления бытовых вещей меняется и статус всей цивилизации в целом…

Потребление – это не материальная практика и не феноменология «изобилия», оно не определяется ни пищей, которую человек ест, ни одеждой, которую носит…, но лишь тем, как все это организуется в знаковую субстанцию: это виртуальная целостность всех вещей и сообщений, составляющих отныне более или менее связный дискурс. Потребление, в той мере, в какой это слово вообще имеет смысл, есть деятельность систематического манипулирования знаками.

Чтобы стать объектом потребления, вещь должна сделаться знаком, т.е. чем-то внеположным тому отношению, которое она отныне лишь обозначает, - а стало быть, произвольным, не образующим связной системы с данным конкретным отношением, но обретающим связность, т.е. смысл, в своей абстрактно-тематической соотнесенности со всеми другими вещами-знаками… Из такого преображения вещи, получающей систематический статус знака, вытекает и одновременное изменение человеческих отношений, которые оказываются отношениями потребления, т.е. имеют тенденцию «потребляться» … в вещах и через вещи…

Бесконечно-систематический процесс потребления проистекает из несбывшегося императива целостности, лежащего в основе жизненного проекта. В своей идеальности вещи/знаки эквивалентны друг другу и могут неограниченно умножаться. Они и должны это делать, дабы ежеминутно восполнять нехватку реальности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.