Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 8. Философия XIX-XX вв.






Маркс Карл (1818-1883), Энгельс Фридрих (1820-1895), мыслители и общественные деятели, основоположники марксизма. Маркс разработал принципы материалистического понимания истории, теорию прибавочной стоимости, исследовал развитие капитализма и выдвинул положение о неизбежности его гибели и перехода к коммунизму в результате пролетарской революции. Идеи Маркса оказали значительное влияние на социальную мысль и историю общества в конце XIX-XX вв.

Основные работы: К. Маркса «Экономическо-философские рукописи»(1844), «К критике гегелевской философии права» (1844), «Святое семейство» (1845 совместно с Энгельсом Ф.), «Классовая война во Франции с 1848 по 1850 г.» (1850), «Критика Готской программы» (1875), «Капитал», (т.1, 1867).

Основные работы Ф. Энгельса: «Анти-Дюринг» (1878), «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886), «Диалектика природы» (1873-1886).

 

[Основной вопрос философии. Материализм и идеализм]

Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию … Высший вопрос всей философии, вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, имеет свои корни, стало быть, не в меньшей степени, чем всякая религия. в ограниченных и невежественных представлениях людей периода дикости. Но он мог быть поставлен со всей резкостью, мог приобрести всё своё значение лишь после того, как население Европы пробудилось от долгой зимней спячки христианского средневековья. Вопрос об отношении мышления к бытию, о том, что является первичным: дух или природа, – этот вопрос, игравший, впрочем, большую роль и в средневековой схоластике, вопреки церкви принял более острую форму: создан ли мир богом или он существует от века?

Философы разделились на два лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счёте, так или иначе признавали сотворение мира … составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 282-283.

 

 

[Материя и основные формы её существования]

Материя как таковая – это чистое создание мысли и абстракция. Мы отвлекаемся от качественных различий вещей, когда объединяем их, как только существующие под понятием материи. Материя как таковая, в отличие от определенных, существующих материй, не является, таким образом, чем-то чувственно существующим. Когда естествознание ставит себе целью отыскать единообразную материю как таковую и свести качественные различия к чисто количественным различиям, образуемым сочетаниями тождественных мельчайших частиц, то оно поступает таким же образом, как если бы оно вместо вишен, груш, яблок желало видеть плод как таковой. Вместо кошек, собак, овец и т.д. – млекопитающее как таковое. Газ как таковой, камень как таковой, химическое соединение как таковое, движение как таковое.

Там же. Т. 20. С. 570.

 

[Понятие движения]

Движение, в применении к материи, – это изменение вообще. (Там же. Т. 21. С. 563).

Движение как способ существования материи. Нигде и никогда не бывало и не может быть материи без движения…. Материя без движения так же немыслима, как и движение без материи. Движение поэтому так же несотворимо и неразрушимо, как и сама материя…. Следовательно, движение не может быть создано, оно может быть только перенесено.

Там же. Т. 20. С. 59.

 

[Материя и сознание]

Там, где существует какое-нибудь отношение, оно существует для меня. Животное не «относится» ни к чему и вообще не «относится»; для животного его отношение к другим не существует как отношение. Сознание, следовательно, уже с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди.

Маркс К., Энгельс Ф. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. М., 1966. С. 19.

 

На «духе» с самого начала лежит проклятие – быть «отягощенным» материей, которая выступает здесь в виде движущихся слоев воздуха, звуков – словом, в виде языка. Язык так же древен, как и сознание.

Там же. С. 39.

[Сознание и знание]

Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это – знание. Знание есть его единственный акт. Поэтому нечто возникает для сознания постольку, поскольку оно знает это нечто. Знание есть его единственное предметное отношение.

Маркс К., Энгельс Ф. Т. 42. С. 165.

 

Познание как отражение действительности в сознании людей. Все идеи извлечены из опыта, верные или искаженные.

Там же. Т. 20. С. 629.

 

[Практика как критерий истины]

Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, – вовсе не вопрос теории, а практической вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т.е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующего от практики, есть чисто схоластический вопрос.

Там же. Т. 42. С. 264.

 

[Диалектика как теория познания]

Извращение диалектики у Гегеля основано на том, что она должна быть, по Гегелю, «саморазвитие мысли», и потому диалектика вещей – это только её отблеск. А на самом деле ведь диалектика в нашей голове – это только отражение действительного развития, которое совершается в мире природы и человеческого общества и подчиняется диалектическим формам.

Там же. Т. 38. С. 177.

 

Точное представление о Вселенной, о её развитии и о развитии человечества, равно как и об отражении этого развития в головах людей, может быть получено только диалектическим путем, при постоянном внимании к общему взаимодействию между возникновением и исчезновением, между прогрессивными изменениями и изменениями регрессивными.

Там же. Т. 20. С. 22.

[Общество]

 

Что же такое общество, какова бы ни была его форма? Продукт взаимодействия людей. Свободны ли люди в выборе той или иной общественной формы? Отнюдь нет.

Там же. Т. 27. С. 402.

 

Анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии.

Там же. Т. 13. С. 6.

 

Так же как общество не может перестать потреблять, так же не может оно перестать производить.

Там же. Т. 23. С. 578.

[Человек]

Людей можно отличать от животных по сознанию, по религии – вообще по чему угодно. Сами они начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им средства к жизни.

Там же. Т. 3. С. 191.

 

…Уже самый факт происхождения человека из животного царства обусловливает собой то, что человек никогда не освободится полностью от свойств, присущих животному, и, следовательно, речь может идти только о том, имеются ли эти свойства в большей или меньшей степени, речь может идти только о различной степени животности или человечности.

Там же. Т. 20. С. 102.

 

….Человек по самой своей природе есть животное, если не политическое, как думал Аристотель, то во всяком случае общественное.

Там же. Т. 23. С. 378.

 

… Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений.

Там же. Т. 42. С. 265.

 

…Человек – не абстрактное, где-то вне мира ютящееся существо. Человек – это мир человека, государство, общество.

Там же. Т. 1. С. 414.

 

…Производство … создает потребителя.

Там же. Соч. Т. 46. С. 27.

 

Как само общество производит человека как человека, так и он производит общество.

Там же. Т. 42. С. 118.

 

Когда людей ставят в условия, подобающие только животным, им ничего более не остаётся, как или восстать, или на самом деле превратиться в животное.

Там же. Т. 42. С. 360.

 

Нет ничего легче, как быть идеалистом за счет других людей. Человеку пресыщенному легко насмехаться над материализмом людей голодных, которые требуют обыкновенного хлеба вместо возвышенных идей.

Там же. Т. 12. С. 434.

 

Позитивизм (франц. positivisme, от лат. positivus – положительный) – философское направление, основанное на принципе, что всё подлинное, «положительное» (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения и что философия, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. Позитивное знание и «положительная наука» противопоставляются в позитивизме традиционной философии как «метафизике». Ставится задача развить философию нового типа – позитивную философию. Позитивизм в ходе своей эволюции прошел несколько этапов: «первый» позитивизм, «второй» позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.

 

Конт Огюст (1798-1857), основатель позитивизма. Объявил всякую теорию, признающую существование и познаваемость объективной реальности, «метафизикой». Наука должна ограничиться описанием внешней структуры явлений, отвечая на вопрос, как протекают явления, а не что представляет собой их сущность. Последовательная смена в истории трех «состояний» человеческого ума – теологического, метафизического и позитивного – приводит, по Конту, к ликвидации всей прежней философии, которая отныне может существовать только в функции учения о классификации наук, руководствуясь «позитивным» методом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.