Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интеграции в азиатско-тихоокеанском регионе 9 страница






Примечание. Источник данных - расчеты автора.

 

Последствия образования зоны свободной торговли с Новой Зеландией несколько отличаются от предыдущих случаев, поскольку количественно они очень слабые. В то же время можно сказать, что в долгосрочной перспективе в России могут незначительно проиграть только производители молочной продукции, в то время как в Новой Зеландии именно они, наряду с производителями мяса, могут немного выиграть (около 1, 5% от первоначального объема выпуска, см. табл. 26). Связано это с тем, что около 70% импорта в Россию из Новой Зеландии составляет именно мясо-молочная продукция. При этом российский проигрыш оказывается значительно ниже новозеландского выигрыша еще и потому, что доля торговли с Россией у Новой Зеландии значительно превышает долю торговли с Новой Зеландией у России (если не брать торговлю сырой нефтью).

 

Таблица 26

 

Оценка влияния образования зоны свободной торговли с Новой

Зеландией на выпуск по секторам

 

Отрасль Россия Новая Зеландия
Краткосрочная перспектива Долгосрочная перспектива Краткосрочная перспектива Долгосрочная перспектива
Сельское хозяйство, лесное и рыбное хозяйство -0, 0005% 0, 0000% -0, 0013% 0, 0012%
Минералы 0, 0001% 0, 0011% -0, 0080% -0, 0033%
Мясо 0, 0000% 0, 0000% 0, 0050% 0, 0080%
Молочные продукты -0, 0006% -0, 0005% 0, 0131% 0, 0161%
Другие пищевые продукты 0, 0000% 0, 0000% -0, 0070% -0, 0040%
Текстиль 0, 0000% 0, 0000% -0, 0050% -0, 0020%
Одежда 0, 0006% 0, 0016% 0, 0010% 0, 0040%
Изделия из дерева, бумага 0, 0000% 0, 0000% 0, 0000% 0, 0027%
Продукты переработки минералов 0, 0000% 0, 0009% 0, 0050% 0, 0080%
Химические, резиновые, пластиковые изделия 0, 0040% 0, 0050% -0, 0070% -0, 0040%
Металлы 0, 0018% 0, 0028% -0, 0066% -0, 0028%
Автотранспортные средства и запчасти 0, 0107% 0, 0107% -0, 0094% -0, 0064%
Электронное оборудование и машины 0, 0002% 0, 0003% -0, 0005% 0, 0019%
Другие обрабатывающие производства 0, 0000% 0, 0000% 0, 0010% 0, 0040%
Услуги 0, 0000% 0, 0001% 0, 0025% 0, 0060%

 

Примечание. Источник данных - расчеты автора.

 

Существующие соглашения о свободной торговле в Азиатско-Тихоокеанском регионе обладают некоторыми характерными особенностями. Во-первых, однородность соглашений в АТР сильно различается по направлениям договоренностей: наиболее близкую структуру в соглашениях имеют разделы, посвященные правилам происхождения товара, торговой защите, торговле услугами, доступу на рынки, а наименее - разделы, посвященные рабочей силе, защите прав интеллектуальной собственности, электронной коммерции. Во-вторых, вопросы, определяющие структуру договора, - это вопросы, связанные с доступом на рынок и таможенными процедурами: они в основном являются главной составляющей договоров, " вытягивающей" остальные статьи и определяющей остальные части этих соглашений. В-третьих, договоры, в которых участвуют одни и те же страны с достаточно большой переговорной силой, по структуре очень похожи друг на друга: все договоры, в которых принимает участие США, сильно похожи друг на друга, равно как и все договоры, в которых принимает участие Япония или Китай.

Таким образом, можно заключить, что в Азиатско-Тихоокеанском регионе сложились определенные закономерности (правила игры). Развитые страны в соглашениях стремятся взамен на открытие своих рынков получить дополнительный выигрыш от урегулирования вопросов, связанных с защитой прав собственности, электронной коммерцией, инвестициями. Развивающиеся страны в силу своих особенностей и переговорной силы, открывая товарные рынки, особое внимание уделяют торговле услугами и при этом максимально используют такие инструменты торговой политики, как санитарные и фитосанитарные меры, технические торговые барьеры, торговая защита через антидемпинговые меры, компенсационные пошлины, субсидии. Россия может либо принять эти правила игры и интегрироваться в торговое сотрудничество, либо нет. Изменить их в настоящее время не представляется возможным.

На основе моделирования оценки последствий образования зон свободной торговли с азиатскими странами можно сделать несколько основных выводов. Во-первых, совокупное влияние на ВВП и совокупное общественное благосостояние положительно для всех сценариев и для всех членов Таможенного союза, за исключением Республики Беларусь (зона свободной торговли со странами транстихоокеанского сотрудничества), что связано с отклонением белорусского экспорта в Россию за счет переключения российских потребителей на продукцию перерабатывающей промышленности из развитых стран ТТП.

Во-вторых, секторальные эффекты несколько различаются для различных вариантов региональной интеграции. При образовании зоны свободной торговли со странами АСЕАН в долгосрочной перспективе выигрывают все российские отрасли, за исключением текстиля и других обрабатывающих производств: именно в этой сфере у АСЕАН, как у блока, состоящего в основном из развивающихся стран, имеется ярко выраженное сравнительное преимущество. В краткосрочной перспективе проигрывают следующие отрасли: сельское, лесное и рыбное хозяйство; мясо; молочные продукты; другие пищевые продукты; одежда; электронное оборудование и машины; услуги. При этом следует отметить, что по всем без исключения отраслям выигрыш стран АСЕАН значительно превышает российский выигрыш, что связано со структурой торговли России с этими странами.

Зона свободной торговли со странами ТТП в долгосрочной перспективе дает падение выпуска только для других обрабатывающих производств, причем сами страны ТТП проигрывают в долгосрочной перспективе по минеральным продуктам и по металлам - в этих секторах у России в торговле с развитыми странами (которые в основном и составляют ТТП) имеются сравнительные преимущества. В краткосрочной перспективе проигрывают сельское, лесное и рыбное хозяйство; мясо; молочные продукты; другие пищевые продукты; автотранспортные средства и запчасти; электронное оборудование и машины; сектор услуг. При этом российский выигрыш почти по всем секторам выше, чем выигрыш стран Транстихоокеанского партнерства.

Последствия образования зоны свободной торговли с Вьетнамом качественно схожи с последствиями образования зоны свободной торговли со странами АСЕАН, однако количественно они меньше из-за малости экономики такого торгового партнера, как Вьетнам. В долгосрочной перспективе с российской стороны проигрывают производители текстиля, в то время как с вьетнамской стороны проигрывающих производителей в долгосрочной перспективе нет. В краткосрочной перспективе в России проигрывают сельское, лесное и рыбное хозяйство; мясо; молочные продукты; другие пищевые продукты; другие обрабатывающие производства. Во Вьетнаме наибольший выигрыш имеет место в текстиле; других обрабатывающих производствах; электронном оборудовании и машинах. При этом выигрыш производителей Вьетнама по всем отраслям превосходит выигрыш российских производителей.

Последствия образования зоны свободной торговли с Новой Зеландией несколько отличаются от предыдущих случаев, поскольку количественно они очень слабые. В то же время можно сказать, что в долгосрочной перспективе в России могут незначительно проиграть только производители молочной продукции, в то время как в Новой Зеландии именно они, наряду с производителями мяса, могут немного выиграть. Связано это с тем, что около 70% импорта в Россию из Новой Зеландии составляет именно мясо-молочная продукция. При этом российский проигрыш оказывается значительно ниже новозеландского выигрыша еще и потому, что доля торговли с Россией у Новой Зеландии значительно превышает долю торговли с Новой Зеландией у России (если не брать торговлю сырой нефтью).

Таким образом, относительно перспектив образования зон свободной торговли с азиатскими странами можно заключить следующее.

Во-первых, в долгосрочной перспективе ЗСТ с азиатскими странами выгодны как с точки зрения совокупного общественного благосостояния, так и с точки зрения производства отдельных отраслей, за исключением, быть может, текстильной промышленности и других обрабатывающих производств при заключении соглашений с АСЕАНом вообще и с Вьетнамом в частности, так как в блок АСЕАН входят преимущественно развивающиеся страны, которые именно в производстве текстиля имеют сравнительное преимущество. Для текстильной промышленности, возможно, следует использовать изъятия.

Во-вторых, в краткосрочной перспективе есть потери в выпуске в сельском хозяйстве, мясо-молочной промышленности, текстиле, в производстве автотранспортных средств, электронных машин и оборудования, в сфере услуг. Отчасти это происходит за счет перетока рабочей силы в другие секторы, отчасти за счет переориентации потребителей на иностранную продукцию. По-видимому, следует договариваться о возможности использования в течение нескольких лет для этих отраслей торговой защиты в виде компенсационных пошлин и субсидий. Это представляется реалистичным, поскольку эти вопросы, судя по проанализированным договорам, на территории АТР в соглашениях отражены примерно одинаково.

В-третьих, при образовании ЗСТ с развивающимися странами из блока АСЕАН и с Вьетнамом в отдельности кумулятивный выигрыш партнеров значительно превышает российский выигрыш, что повышает переговорную силу России, так как этим партнерам есть что предложить. В то же время при образовании ЗСТ в рамках Транстихоокеанского партнерства, где основную роль играют развитые страны (США, Австралия, Сингапур), кумулятивный выигрыш партнеров значительно ниже российского выигрыша, следовательно, этим партнерам следует что-то предложить взамен в рамках сформировавшейся структуры торговых соглашений на территории АТР, то есть пойти на уступки по вопросам защиты прав собственности, электронной коммерции, инвестиций (именно эти направления, как показывает анализ соглашений в Азиатско-Тихоокеанском регионе, наиболее востребованы в развитых странах).

В-четвертых, ЗСТ с Новой Зеландией может быть хорошим пилотным проектом по заключению торгового соглашения в Азиатско-Тихоокеанском регионе, поскольку сколь-нибудь существенного негативного эффекта от этого не будет, но это соглашение может служить хорошим сигналом остальным потенциальным партнерам в АТР о готовности России включаться в процессы региональной интеграции.

 

В.Ю. МИШИНА, Д.Г. СЕДЕЛЬНИКОВ

 

§ 5. Использование инфраструктуры Московской биржи

в процессах интеграции валютных рынков стран Евразии

и Азиатско-Тихоокеанского региона

 

Интеграция бирж проводится в следующих целях: создание единого биржевого пространства в рамках стран СНГ, формирование условий для свободного движения капитала, предоставление равных прав участникам рынков стран СНГ по комфортному и эффективному совершению операций как на национальных рынках, так и на биржевых рынках других стран СНГ.

Биржи стран СНГ имеют сходные приоритеты развития: совершенствование корпоративного управления и системы управления рисками, запуск расчетов со схемой T + n, переход на частичное предварительное депонирование средств, клиринг через центрального контрагента и т.д. Все это делает актуальной интеграцию биржевых рынков стран СНГ, предполагающую создание единого технологического, торгового, клирингового и расчетного пространства на территории СНГ.

Организация взаимного доступа инвесторов, привлечение эмитентами инфраструктуры соседних стран и наличие прямых котировок национальных валют должны способствовать росту эффективности финансовых рынков стран СНГ и их полноценной интеграции в мировую систему.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) создать условия для свободного перемещения капитала на финансовых рынках;

2) организовать высоколиквидный интегрированный фондовый рынок путем развития национальных рынков и устранения трансграничных барьеров. Для этого необходимо обеспечить взаимный допуск профессиональных участников на рынки стран СНГ и размещение ценных бумаг эмитентов стран СНГ на интегрированном фондовом рынке. Технологии, применяемые на развитых финансовых рынках, - кросс-трейдинг, кросс-листинг, кросс-клиринг - придут на финансовые рынки СНГ. Должен быть реализован взаимный допуск ценных бумаг и профессиональных участников на национальные рынки с использованием механизма депозитарных расписок или прямого допуска ценных бумаг;

3) сформировать интегрированный валютный рынок, предполагающий взаимный допуск участников рынков стран СНГ, создание условий для обеспечения прямых котировок и проведение взаимных расчетов участников внешнеэкономической деятельности в национальных валютах. Создание единого биржевого пространства позволит осуществлять трансграничные расчеты в валютах стран СНГ, формировать рыночные котировки и проводить конверсионные операции с национальными валютами стран СНГ;

4) сформировать единый биржевой товарный рынок, в том числе биржевой рынок зерна с обслуживанием государственных закупок. Большое значение имеет создание общего организованного товарного рынка на территории СНГ. Одним из его элементов может стать рынок зерна России, Украины, Казахстана и Белоруссии. Например, товарная биржа " Евразийская торговая система" (ETC, Казахстан) и ОАО " Белорусская универсальная товарная биржа" (БУТБ) достигли договоренности о сотрудничестве в области развития биржевых рынков. Соответствующее соглашение было подписано в Астане в рамках состоявшегося 28 - 29 мая 2013 г. заседания Высшего Евразийского экономического совета с участием президентов Казахстана, России и Белоруссии.

 

Принципы взаимодействия бирж

 

Интегрированный рынок СНГ не подменяет, а дополняет национальные рынки. Он призван расширить и дополнить возможности национальных рынков (способствовать росту их капитализации, расширять состав участников, стимулировать инновационную деятельность, побуждать создавать новые финансовые инструменты и т.д.). Интегрированный рынок выступит своего рода объединяющей надстройкой над национальными рынками.

Интегрированный рынок капиталов СНГ создается в рамках и на технологической базе организованных (биржевых) национальных рынков. Интегрированный рынок должен обладать качествами организованного рынка, в числе которых: информационная прозрачность, концентрация операций, репрезентативность котировок, гарантированность расчетов, надежная система управления рисками. Инициаторами создания интегрированного рынка выступают валютные и фондовые биржи стран СНГ.

Интеграция бирж должна способствовать росту общей конкурентоспособности финансовых рынков СНГ и развитию национальных рынков.

Интегрированный рынок предполагает равные права и возможности участников из стран СНГ. Взаимодействие более крупных российских бирж с биржами стран СНГ не примет форму экспансии, а будет направлено на укрепление эффективного сотрудничества. Важным направлением сотрудничества на современном этапе становится техническое и технологическое взаимодействие: обновление торговых систем на единой платформе, разработка и внедрение элементов межбиржевого интегрированного финансового рынка.

Биржевая инфраструктура - организационно-технологическое ядро финансовой интеграции.

Региональная интеграция в рамках СНГ имеет глубокие исторические корни. Кризис наглядно продемонстрировал общность поведения экономик стран Содружества в стрессовых ситуациях и придал импульс интеграционным процессам. В 2009 - 2010 гг. принят ряд важных законодательных актов, упрощающих работу иностранных инвесторов на российском рынке, подписаны официальные Соглашения по Единому таможенному тарифу и Таможенному кодексу ЕЭП России, Белоруссии и Казахстана.

Биржи являются центральным звеном финансовой инфраструктуры. Находясь между денежными властями (регуляторами) и участниками рынка, они не только организуют торги и проводят расчеты, но и выступают в качестве катализатора перемен, инициируют процессы интеграции и внедрения инноваций.

Важным событием стал первый в истории выход ценных бумаг иностранных эмитентов на российский биржевой рынок. На Фондовой бирже ММВБ в конце 2010 г. состоялось размещение государственных облигаций Республики Беларусь и начались торги российскими депозитарными расписками на обыкновенные акции United Company RUSAL. Выход на рынок иностранных эмитентов стал важным шагом на пути создания Международного финансового центра в России. В дальнейшем измененными правилами листинга Московской биржи, допускающими прямое обращение на ней бумаг иностранных эмитентов, воспользовались иностранные компании: Qiwi, биржевой фонд FinEx Tradable Russian Corporate Bonds. Первым иностранным эмитентом, акции которого прошли листинг на Московской бирже, стала компания Polymetal International. О намерении проанализировать возможность размещения своих акций на Московской бирже недавно заявили в Evraz.

Интеграционные проекты бирж имеют давнюю историю, в них ведущая роль принадлежит МАБ СНГ и Московской бирже, на которую приходится основная часть операций всех национальных рынков стран СНГ - порядка 95% суммарного объема торгов.

Деятельность Международной ассоциации бирж стран СНГ.

Международная ассоциация бирж стран СНГ (МАБ СНГ) учреждена в Москве в апреле 2000 г. с целью координации усилий по развитию организованных финансовых рынков в соответствии с международными стандартами.

Принятая в 2011 г. Программа действий Международной ассоциации бирж стран СНГ на период 2011 - 2015 гг. составлена с учетом целей и задач Ассоциации, и в частности нацеливает на содействие развитию биржевых институтов, основанных на международных стандартах организации торгового, клирингового и депозитарного обслуживания профессиональных участников рынка.

На современном этапе главными направлениями сотрудничества являются формирование организованного фондового рынка стран СНГ, развитие биржевого рынка фьючерсов и опционов, содействие в организации централизованного депозитарного обслуживания, которое уже реализовано в ряде стран СНГ, ускоренное развитие биржевых товарных рынков.

Ассоциация активно сотрудничает и непосредственно участвует в мероприятиях Исполкома СНГ, Секретариата ЕврАзЭС, Финансово-банковского совета СНГ, Торгово-промышленных палат стран СНГ, в разработке Модельного закона " Об акционерных обществах" (новая редакция) в составе проектной группы Межпарламентской Ассамблеи СНГ; налаживаются деловые контакты с Евразийской экономической комиссией.

Создан и активно работает Комитет по товарным рынкам, который привлекает для финансирования своих аналитических разработок фонды Евразийского банка развития, проводятся заседания представителей информационных и маркетинговых служб, сформированный Комитет по технической политике способствует биржам в решении задач развития информационных технологий. Предложение о создании Комитета по клирингу и расчетам при МАБ СНГ получило единодушную поддержку участников конференции, проведенной в рамках общего собрания Ассоциации в октябре 2012 г.

Выпуски справочника " Информационный обзор бирж и депозитариев - членов МАБ СНГ" и Бюллетеня биржевой статистики стран СНГ выходят в свет в течение 10 лет. Сайт МАБ СНГ www.mab.micex.com регулярно обновляет сведения и публикует актуальную информацию о деятельности членов МАБ СНГ.

 

Развитие двухстороннего сотрудничества

 

Московская биржа (ранее - ММВБ) с 2009 г. взаимодействует с Фондовой биржей ПФТС (Украина). В апреле 2009 г. запущена новая торговая система ПФТС, разработанная на базе информационно-технологической платформы, которая обеспечивает функционирование биржевых рынков Московской биржи. В соответствии с требованиями обновленного украинского законодательства на ПФТС создана система торгов с использованием центрального контрагента. В декабре 2009 г. Фондовая биржа ПФТС приняла решение продать контрольный пакет стратегическому инвестору - Московской бирже.

Другая российская биржа - РТС также организовала торги на Украине и в Казахстане. С запуском Украинской биржи в 2009 г. участникам рынка были предоставлены новые технологии, которые ранее не были развиты или отсутствовали на украинском биржевом рынке: анонимный рынок со 100-процентным предварительным депонированием, торговля с центральным контрагентом, срочный рынок.

Региональный финансовый центр Алматы (РФЦА) и Группа РТС реализовали совместный проект по созданию Евразийской торговой системы (ЕТС). РФЦА содействовал принятию закона о товарных биржах в новой редакции, что послужило стимулом для развития сегмента товарно-биржевой торговли в Казахстане.

В 2011 г. состоялось объединение двух ведущих российских биржевых групп ММВБ и РТС в Московскую биржу, что способствовало росту эффективности бизнеса и построению регионального финансового центра. ПФТС и Украинская биржа также начали обсуждать интеграцию своей биржевой инфраструктуры.

Необходимо отметить, что ускорить развитие финансовых и товарных рынков можно, если вслед за созданием Единого экономического пространства и Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии получит дальнейшее развитие проект создания Интегрированного валютного рынка стран СНГ (ИВР). Это повлекло бы синергетический эффект в разных областях финансовой сферы. Например, большой позитивный эффект может иметь широкое использование национальных валют во взаимных расчетах.

Пути построения интегрированного валютного рынка и активизация расчетов в национальных валютах.

Валютный рынок Московской биржи давно стал одним из наиболее значимых сегментов финансового рынка России. С 1992 г. Центральный банк Российской Федерации устанавливает официальный курс российского рубля с учетом результатов биржевых торгов. Торги иностранной валютой на Московской бирже осуществляются в системе электронных торгов, которые в рамках Единой торговой сессии (ЕТС) объединяют региональные технические центры. На бирже проходят торги в долларах США, евро, украинских гривнах, казахстанских тенге, белорусских рублях, китайских юанях, " бивалютной корзине", проводятся сделки " валютный СВОП". В апреле 2013 г. среднедневной объем торгов валютного рынка Московской биржи превысил 22 млрд. долл. Доступ на этот высоколиквидный и технологически продвинутый сегмент открывает широкие возможности перед контрагентами из стран СНГ, БРИКС, АТР и др.

 

Интеграция на юридической основе

 

Со 2 ноября 2009 г. вступили в силу изменения, внесенные в Правила членства валютного рынка Московской биржи и в Правила проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты на Единой торговой сессии (ЕТС). Эти изменения предусматривают предоставление доступа на ЕТС банкам - резидентам государств - членов ЕврАзЭС.

В соответствии с этими изменениями банки - резиденты стран ЕврАзЭС, присоединившихся к Соглашению о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств - членов Евразийского экономического сообщества от 25 января 2006 г. (далее - Соглашение о сотрудничестве), вправе на основании установленной процедуры получить статус участника валютного рынка Московской биржи. В этом качестве они могут совершать межбанковские конверсионные операции путем заключения сделок с ЗАО " АКБ " Национальный Клиринговый Центр", являющимся центральным контрагентом по всем сделкам на биржевом валютном рынке.

Для реализации возможности доступа резидентов ЕврАзЭС на валютный рынок Московской биржи необходимо, чтобы между Банком России и центральным (национальным) банком или иным уполномоченным органом государственного управления государства - участника ЕврАзЭС, подписавшего Соглашение о сотрудничестве, был заключен международный договор (соглашение) в области организации взаимодействия и информационного обеспечения участников интегрированного валютного рынка государств - членов ЕврАзЭС (далее - Межведомственное соглашение). В 2010 - 2012 гг. заключены Межведомственные соглашения между Банком России и национальными банками Киргизии, Белоруссии, Таджикистана и Казахстана.

Для доступа к торгам на валютный рынок Московской биржи резиденты стран ЕврАзЭС должны иметь специальное разрешение (лицензию) центрального (национального) банка или иного уполномоченного органа государственного управления государства, резидентом которого он является. Такое разрешение предоставляет резиденту ЕврАзЭС право осуществлять предусмотренные национальным законодательством банковские и валютные операции.

Для реализации доступа банков стран ЕврАзЭС на биржевой рынок и работы на нем было необходимо решить ряд нормативно-организационных и технологических проблем, связанных с налогообложением участников-нерезидентов, порядком разрешения споров, технологической схемой доступа, выбором электронных средств защиты информации и т.п. После подписания всех необходимых соглашений между центральными банками стран ЕврАзЭС Московская биржа активизировала пилотные проекты по выводу на биржевой рынок белорусских, казахстанских и киргизских банков.

В настоящее время существуют ограничения на вывоз за пределы Российской Федерации средств криптографической защиты информации (СКЗИ), используемых в торговых терминалах и системах электронного документооборота валютного рынка Московской биржи. На практике это ограничивает доступ к валютным торгам для банков - нерезидентов Российской Федерации. Для решения данной проблемы было решено использовать в указанных системах валютного рынка СКЗИ, которые разрешено вывозить за пределы Российской Федерации (Microsoft CSP).

В январе 2013 г. завершена разработка " дорожной карты" допуска и отработаны технологические схемы подключения к торгам банков - резидентов стран ЕврАзЭС. Для работы иностранных банков создан второй контур биржевых систем, обеспечивающий совершение операций и защиту информации на биржевом валютном рынке.

Московская биржа 7 февраля 2013 г. открыла доступ к биржевому валютному рынку банкам - резидентам стран Евразийского экономического сообщества: Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Впервые банки из этих стран получили возможность выйти на интегрированный биржевой рынок, имея лицензию своего национального регулятора, без необходимости получения российской валютной лицензии.

К настоящему времени в состав участников валютного рынка Московской биржи включены девять банков из Белоруссии и Межгосударственный банк. Ведется работа с потенциальными кандидатами из Таджикистана, Казахстана и Киргизии.

Интеграция на базе развития технологий - проект двухуровневого доступа на валютный рынок Московской биржи (в том числе банков-нерезидентов).

До недавнего времени совершать операции на биржевом рынке могли только российские " дочки" иностранных банков, на долю которых сейчас приходится порядка 25% объема валютного рынка. Теперь же банки-нерезиденты помимо прямого доступа, полученного в соответствии с Соглашением о сотрудничестве с ЕврАзЭС, также могут работать на валютном рынке Московской биржи в рамках двухуровневого доступа, т.е. через российских участников. При этом банки СНГ (через субброкерские счета) имеют возможность подключать к торгам и клиентов из своих стран. В рамках Direct Market Access (DMA) клиенты-нерезиденты получают информацию напрямую с биржи в режиме онлайн, видят котировки, имеют возможность оставлять заявки и заключать сделки через участников торгов валютного рынка в качестве их клиентов.

Полноценный клиентский доступ (DMA) с возможностью регистрации клиентов в торговой системе осуществлен биржей 13 февраля 2012 г. Новые технологии клиентского доступа способствовали существенному росту активности. За 2012 г. общий объем клиентских операций на валютном рынке Московской биржи составил 12, 3 трлн. руб., число клиентов выросло с 12 до 3500. В результате к концу 2012 г. доля клиентских операций превысила 12% по валютному рынку в целом и 22% по операциям СПОТ. Развитие клиентского доступа увеличивает ликвидность биржевого рынка за счет привлечения новых категорий участников, в том числе нерезидентов, брокеров и физических лиц. В мае 2013 г. число клиентов превысило 5500.

В 2012 г. доля операций клиентов-нерезидентов превысила 10% суммарного оборота биржевого валютного рынка. В I квартале 2013 г. на бирже через DMA уже работали 150 клиентов-нерезидентов из 12 стран, в том числе из Казахстана, Белоруссии, Украины, Латвии и Эстонии.

Активизация расчетов в национальных валютах.

В апреле 2013 г. среднедневной объем конверсионных операций российских банков превысил 65 млрд. долл., но на сделки с национальными валютами СНГ по-прежнему приходится менее 1%. Развитию торгов национальными валютами уделяется большое внимание как на правительственном уровне, так и со стороны различных инфраструктурных организаций. Торговля национальными валютами стран СНГ осуществлялась на бирже в 1990-х гг. За этот период торги национальными валютами на ММВБ то оживлялись, достигнув своего пика в 1998 г., то затухали, практически сойдя на нет в 2008 - 2009 гг.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.