Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интеграции в азиатско-тихоокеанском регионе 4 страница






 

- совершенствовать Курс действий АТЭС по борьбе с коррупцией и по обеспечению транспарентности с целью его эффективного внедрения и контроля за его выполнением всеми экономиками АТЭС;

- поощрять экономики форума вводить в практику, где это необходимо, меры и механизмы, зафиксированные в Конвенции ООН против коррупции;

- внедрить к 2005 г. Стандарты транспарентности АТЭС в национальные законодательства;

- рекомендовать любые дополнительные действия по борьбе с коррупцией и по обеспечению транспарентности, включая выработку конкретных критериев, гарантирующих принятие соответствующих мер и осуществление согласованных решений каждой экономикой - участницей АТЭС;

- организовать в рамках АТЭС в 2005 г. Симпозиум по борьбе с коррупцией и по обеспечению транспарентности < 1> в целях обзора достижений экономик форума в борьбе с коррупцией и в обеспечении транспарентности и для обсуждения дальнейшего сотрудничества по осуществлению дополнительных действий, которые следовало бы включить в программу работы АТЭС.

--------------------------------

< 1> Симпозиум АТЭС по борьбе с коррупцией и по обеспечению транспарентности был проведен в 2005 г. в Республике Корея.

 

В соответствии с решениями саммита, проходившего в Сантьяго, был создан профильный антикоррупционный орган АТЭС - специальная группа по борьбе с коррупцией (Anti-Corruption and Transparency Experts Task Force, ACT) (далее - ГБК), первое заседание которой состоялось в сентябре 2005 г. в Республике Корея.

Основные задачи ГБК - координация деятельности по выполнению Сантьягской декларации в поддержку борьбы с коррупцией и обеспечения транспарентности, Курс действий АТЭС по борьбе с коррупцией и по обеспечению транспарентности и Стандартов транспарентности АТЭС.

С учетом важности поставленных задач статус ГБК в 2011 г. был повышен до рабочей группы АТЭС. В настоящее время ГБК также отвечает за развитие сотрудничества по таким вопросам, как экстрадиция, правовая помощь и содействие в преследовании за коррупцию, осуществление конфискации и репатриации активов, полученных в результате коррупции, взаимодействие с экспертами по борьбе с коррупцией и с сотрудниками правоохранительных органов экономик АТЭС.

В пределах своей компетенции ГБК участвует в подготовке форумов АТЭС, работая над соответствующими антикоррупционными документами и инициативами. Так, к задачам ГБК относятся выработка рекомендаций для старших должностных лиц и лидеров АТЭС в сфере борьбы с коррупцией, подготовка проектов итоговых документов, поддержка информационного сайта АТЭС антикоррупционной направленности, проведение различных семинаров и конференций по антикоррупционной тематике в целях обмена опытом по вопросам противодействия коррупции.

Принятие вышеуказанных основополагающих антикоррупционных документов АТЭС и создание ГБК обусловили рассмотрение на последующих форумах различных аспектов борьбы с коррупцией.

В частности, по итогам рассмотрения вопросов противодействия коррупции в Совместном заявлении, принятом на 17-м совещании министров иностранных дел и министров торговли АТЭС в Пусане (Республика Корея) 15 - 16 ноября 2005 г., констатировалось, что коррупция:

- снижает экономическую динамику;

- ослабляет демократические институты и правопорядок;

- подрывает социальный порядок и разрушает общественное доверие;

- создает почву для процветания организованной преступности, терроризма и других угроз безопасности личности.

Рассматривая коррупцию как одно из серьезнейших препятствий на пути АТЭС к открытой и свободной торговле, к быстрому экономическому развитию и процветанию, министры признали, что поставленная АТЭС цель экономического процветания не может быть достигнута, если проблема коррупции как во внутренних, так и в международных деловых операциях не будет эффективно решаться, а обвиняемым в коррупции должностным лицам не будет отказано в безопасном убежище.

При этом министры призвали участников АТЭС принять необходимые меры для ратификации и эффективного выполнения Конвенции ООН против коррупции, с тем чтобы сделать реализацию ее положений своим главным приоритетом.

Этим документом фактически был введен механизм обзора выполнения экономиками АТЭС антикоррупционных требований, так как было решено, что участники АТЭС обязаны представлять в ГБК ежегодные отчеты о ходе выполнения ими обязательств по борьбе с коррупцией.

Вопросы противодействия коррупции нашли отражение и в Декларации лидеров экономик форума АТЭС, принятой 19 ноября 2005 г. в Пусане.

В этой Декларации фиксировалось согласие лидеров экономик АТЭС:

- активизировать региональное сотрудничество по таким вопросам, как отказ в безопасном убежище должностным лицам и отдельным гражданам, виновным в коррупции и подкупе, а также принадлежащим им средствам;

- наказывать лиц, занимающихся взяточничеством, в том числе в сфере международных деловых операций;

- в целях создания честного и транспарентного сообщества в АТР имплементировать экономиками - участницами АТЭС положения Конвенции ООН против коррупции в национальные законодательства.

Кроме того, отмечалось, что форум АТЭС намерен и в дальнейшем стремиться к принятию мер по борьбе с коррупцией.

Это нашло отражение уже в следующей декларации лидеров экономик форума АТЭС (Ханой, 19 ноября 2006 г.), в которой отмечалась проделанная антикоррупционная работа, включающая:

- признание коррупции одним из наиболее серьезных препятствий на пути экономического и социального развития;

- достижение согласия бороться с коррупцией и поощрять упрочение устоев добросовестности в обществе;

- обеспечение соблюдения законодательства в области борьбы с коррупцией, осуществления правоохранительных действий в отношении коррупционеров и их судебного преследования, а также по таким вопросам, как отказ в предоставлении безопасного убежища;

- утверждение мер по пресечению коррупции и повышению надежности рынков АТЭС в качестве одного из ключевых проектов АТЭС, представленных на рассмотрение в 2006 г.

Обращалось внимание на необходимость эффективной реализации инициатив ГБК, а также завершения в 2007 г. составления отчетов о выполнении обязательств в области борьбы с коррупцией и обеспечения транспарентности.

На саммите АТЭС 2007 г. лидерами экономик были одобрены подготовленные ГБК следующие документы антикоррупционной направленности:

- Типовой кодекс поведения для бизнеса < 1>;

--------------------------------

< 1> Иногда переводится как Кодекс поведения для деловых кругов. На саммите Австралия, Вьетнам и Чили заявили о своем намерении на экспериментальной основе использовать этот Кодекс в отношении национальных малых и средних предприятий, что нашло отражение в Совместном заявлении министров иностранных дел и министров торговли АТЭС (Сидней, 5 - 6 сентября 2007 г.).

 

- Типовой кодекс поведения государственных служащих < 1>;

--------------------------------

< 1> В ряде случаев переводится как Кодекс принципов поведения государственных должностных лиц.

 

- Принципы недопущения коррупции для частного и государственного секторов;

- Заявление АТЭС " Активизация международного правового сотрудничества в целях борьбы с коррупцией".

В Декларации лидеров экономик форума АТЭС " К укреплению нашего сообщества к строительству устойчивого будущего" (Сидней, 9 сентября 2007 г.) акцентировано внимание на принятии этих документов в контексте подтверждения приверженности борьбы с коррупцией и продвижения основ добросовестного управления в целях обеспечения экономического процветания и создания предсказуемой предпринимательской среды.

Форум АТЭС 2008 г. расширил антикоррупционный инструментарий АТЭС. Так, на нем были одобрены:

- Лимская декларация о борьбе с коррупцией;

- Руководство АТЭС по частно-государственному партнерству в противодействии коррупции.

Кроме того, как отмечено в Совместном заявлении министров иностранных дел и министров торговли экономик - участниц АТЭС (Лима, 19 - 20 ноября 2008 г.), было достигнуто согласие о дальнейшем укреплении международного сотрудничества в противодействии коррупции и отмыванию денег в соответствии со стандартами Международной группы финансовых действий по борьбе с отмыванием доходов (ФАТФ).

Констатируя в заявлении, что международное правовое сотрудничество является важным для предотвращения, расследования, судебного преследования и наказания за серьезные коррупционные и финансовые преступления, а также для изъятия и возвращения доходов от коррупции, министры призвали экономики к совместной работе по продвижению более жестких стандартов отчетности и к устранению проблем в управлении, вызванных злоупотреблением чиновниками своим служебным положением.

Была дана оценка и антикоррупционным мерам, принимаемым на национальных уровнях. Так, министры высоко оценили усилия экономик АТЭС по разработке всеобъемлющих антикоррупционных стратегий, в том числе по восстановлению доверия в обществе, обеспечению добросовестности в государственном и рыночном управлении, а также выразили свою приверженность ликвидации противозаконных транснациональных структур и недопущению нелегального использования финансовых систем отдельными коррупционными элементами и организованными преступными группами, указав на необходимость сотрудничества между органами финансовой разведки и правоохранительными учреждениями для пресечения коррупционных платежей и нелегальных финансовых потоков < 1>.

--------------------------------

< 1> Эти позиции нашли отражение и в Декларации лидеров экономик АТЭС " Новые обязательства по развитию АТЭС" (Лима, 23 ноября 2008 г.).

 

В 2009 г. на форуме АТЭС были одобрены подготовленные ГБК:

- Сингапурская декларация по борьбе с коррупцией, по укреплению государственного управления и усилению цельности институтов;

- Руководящие рекомендации АТЭС по укреплению государственного управления и борьбе с коррупцией.

Кроме того, в Декларации лидеров экономик форума АТЭС " К устойчивому развитию и укреплению региональных связей" (Сингапур, 15 ноября 2009 г.) содержался призыв к экономикам - участницам АТЭС ратифицировать не только Конвенцию ООН против коррупции, но и Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности.

В последующих решениях, например в Совместном заявлении совещания министров иностранных дел и министров торговли экономик - участниц АТЭС в Иокогаме (10 - 11 ноября 2010 г.), эти Конвенции уже упоминались вместе как договорная основа для искоренения коррумпированных и нелегальных сетей в АТР. При этом на форуме 2010 г. лидеры экономик АТЭС заявили о приверженности противодействию коррупции и обеспечению прозрачности (транспарентности), включая совместные действия по борьбе с незаконной торговлей и ликвидацией транснациональных преступных сетей в АТР, и поручили ГБК совершенствовать мониторинг и регулярно информировать (представлять отчеты) о предпринятых экономиками действиях, связанных с выполнением взятых на себя обязательств по повышению транспарентности и искоренению коррупции.

На форуме 2011 г. АТЭС обсуждал такие вопросы из блока противодействия коррупции, как пресечение незаконной торговли, репатриация активов, полученных в результате коррупции, раскрытие информации о доходах и имуществе госслужащих, реализация положений Конвенции ООН против коррупции, а также рассматривались отчеты экономик по принимаемым им мерам по борьбе с коррупцией и самостоятельная оценка данных усилий.

В год председательства России в АТЭС вопросы противодействия коррупции также были основными при подготовке к форуму лидеров экономик АТЭС. Так, в Москве 2 - 3 февраля 2012 г. прошло 14-е заседание ГБК, на котором были обсуждены вопросы, связанные с состоявшимся повышением статуса ГБК до рабочей группы АТЭС; с принятием форм отчетности о борьбе с коррупцией и о повышении транспарентности; с разработкой принципов АТЭС по раскрытию финансовых и имущественных данных госслужащих; с развитием сотрудничества с другими органами АТЭС по вопросам борьбы с коррупцией. С 20 мая по 5 июня 2012 г. в Казани проведен комплекс мероприятий в рамках форума АТЭС, включая семинар на тему " Борьба с подкупом должностных лиц иностранных государств в странах и на территориях АТЭС", организованный совместно ГБК и ОЭСР.

В Декларацию лидеров экономик АТЭС 2012 г. было включено специальное приложение " Борьба с коррупцией и обеспечение транспарентности", в котором вновь отмечена угроза коррупции для экономик региона. В нем, в частности, лидеры экономик выступили за обеспечение транспарентности государственных секторов экономик, снижение административных барьеров, контроль принятия национальных законов против коррупции.

В основе столь разноплановых и системных усилий по противодействию коррупции, последовательно предпринимаемых экономиками АТЭС, лежит заинтересованность в развитии регионального рынка. В связи с этим можно констатировать наличие объективных предпосылок для развития антикоррупционного сотрудничества в формате АТЭС на базе имеющихся антикоррупционных конвенций.

В силу невозможности присоединения к указанным международным договорам Гонконга и Тайваня эти территории через механизмы АТЭС были вовлечены в совместную антикоррупционную деятельность экономик региона.

Кроме того, не все государства АТЭС на данный момент подписали основные для АТР антикоррупционные конвенции, такие как Межамериканская конвенция против коррупции (1996 г.), Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (1997 г.), Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.) и Конвенция ООН против коррупции (2003 г.), либо присоединились к ним, что видно из следующей таблицы < 1>.

--------------------------------

< 1> Подписавшие антикоррупционные конвенции или присоединившиеся к ним государства обозначены буквами " xxx".

 

N Государства и территории Конвенции
1996 г. 1997 г. 2000 г. 2003 г.
  Австралия   xxx xxx xxx
  Бруней     xxx xxx
  Вьетнам     xxx xxx
  Гонконг (Сянган)        
  Индонезия     xxx xxx
  Канада xxx xxx xxx xxx
  Китай     xxx xxx
  Малайзия     xxx xxx
  Мексика xxx xxx xxx xxx
  Новая Зеландия   xxx xxx xxx
  Папуа - Новая Гвинея       xxx
  Перу     xxx xxx
  Республика Корея   xxx xxx xxx
  Российская Федерация   xxx xxx xxx
  Сингапур     xxx xxx
  США xxx xxx xxx xxx
  Тайвань (Китайский Тайбэй)        
  Таиланд     xxx xxx
  Филиппины     xxx xxx
  Чили xxx xxx xxx xxx
  Япония   xxx xxx xxx

 

Формат АТЭС позволяет объединять антикоррупционные усилия экономик региона независимо от их участия в соответствующих международных договорах, стимулирует присоединение к ним. Так, Индия, Китай, Малайзия, Перу и Таиланд уже обозначили свое желание присоединиться в перспективе к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок и участвуют в качестве наблюдателей в Рабочей группе ОЭСР по борьбе с подкупом.

Анализ имеющих место тенденций позволяет сделать вывод, что на основе дальнейшей интеграции экономик региона будут иметь место и развитие антикоррупционного сотрудничества его государств и территорий, и приведение национальных законодательств экономик АТЭС в соответствие положениям основных для АТР антикоррупционных конвенций.

 

С.Г. ЛУЗЯНИН

 

§ 3. Российская Федерация и Китайская Народная Республика

в Шанхайской организации сотрудничества

 

Летом 2013 г. в Бишкеке (Кыргызстан) состоялся очередной саммит Шанхайской организации сотрудничества (далее - ШОС, Организация), куда входят Россия, Китай, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан в качестве постоянных членов, пять стран-наблюдателей (Индия, Пакистан, Иран, Монголия и Афганистан) и три партнера по диалогу (Белоруссия, Шри-Ланка и Турция). С 1 января 2013 г. к исполнению обязанностей в качестве Генерального секретаря ШОС приступил российский представитель - Д.Ф. Мезенцев. Работает Деловой совет Организации, Межбанковское объединение, в которых также прошли кадровые и структурные изменения.

Организация, не меняя своего статуса и базовой концепции, заложенной в 2001 и последующих годах, объективно становится более многофункциональной и во все большей степени вовлеченной в решение глобальных и региональных вопросов сотрудничества.

Несмотря на произошедшее усиление глобальных позиций ШОС (в ООН, в плане усиления контактов ШОС и АСЕАН и пр.), региональная основа в 2013 г. остается доминирующей. Модель Организации образца 2013 г. предполагает дальнейшее усиление региональной повестки с учетом активизации афганских процессов, усиления центральноазиатских диспропорций - экономический рост одних государств и обнищание других, обострение водно-экологических, социальных проблем, рост влияния " арабской весны" и др.

На усиление глобального и регионального позиционирования работает развитие института наблюдателей ШОС. Сегодня к этой группе хотели бы присоединиться Турция (партнер по диалогу), Азербайджан, Армения, Украина и ряд других стран.

В ШОС развивается коллективное (многостороннее) и двустороннее сотрудничество между отдельными членами (экономическое, военно-политическое, гуманитарное).

В торгово-экономической сфере сложился определенный перекос в сторону доминирования двусторонних (китайских) проектов с отдельными государствами - членами ШОС. Формально и неформально в этот двусторонний перечень, кроме китайско-казахстанских, китайско-киргизских и иных отношений, необходимо включить и российско-китайский двусторонний формат.

Доминирование двусторонних форм сотрудничества - объективная вещь, которая развивалась, исходя из более значительного (чем у других государств - членов ШОС) экономического ресурса и инвестиционных возможностей.

По уровню торговли и объемам инвестиций Китай опережает Россию в Центральной Азии. Однако экономическое наступление КНР в регионе происходит за счет вытеснения в основном западных, а не российских компаний < 1>. Интересы китайского бизнеса в основном не противоречат ключевым российским, хотя по отдельным (локальным) позициям имеются нестыковки.

--------------------------------

< 1> https://www.alpenforum.ru/invision/lofiversion/index.php? t77464.html

 

В 2013 г. в рамках программных документов Организации был принят Перечень мероприятий по развитию проектной деятельности. Он был утвержден на заседании Совета глав правительств в Бишкеке 4 - 5 декабря 2012 г. < 1>. Перечень насчитывает 30 различных проектов - от строительства транспортных магистралей до сотрудничества по линии отдельных научных центров.

--------------------------------

< 1> Совместное коммюнике по итогам заседания Совета глав правительств (премьер-министров) государств - членов Шанхайской организации сотрудничества (Бишкек, 4 - 5 декабря 2012 г.) // https://www.infoshos.ru/ru/? id=111.

 

Для финансовой реализации сегодня рассматриваются несколько проектов - реализация идеи создания Специального счета ШОС, небольшого по объему, но предназначенного для кредитования ТЭО проектов, создание Банка развития ШОС, который бы выдавал кредиты для их реализации. Одновременно к саммиту в Бишкеке (2013) планируется приурочить подписание соглашения о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок.

В ШОС в 2013 г. продолжает развиваться неформальная " специализация" между КНР и РФ. Россия " курирует" и является лидером в направлении по региональной безопасности. На 2-м треке - экономического сотрудничества лидером по причинам экономического превосходства и наличия больших финансово-инвестиционных возможностей, чем у других членов Организации, является Китай.

На гуманитарном направлении складывается российско-китайская кооперация, которая происходит в различных плоскостях. В частности, КНР и РФ, исходя из своей специфики, активно продвигают в регионе Центральной Азии политику " мягкой силы", а также проводят различные кампании по рекламированию позитивных образов (имиджей) Китая и России.

Сохраняет определенные перспективы региональная интеграция. КНР провела документ о перспективах интеграции в зоне ШОС до 2020 г.

Россия, как известно, кроме интеграционного проекта в ШОС, активно реализует свое видение евразийской интеграции - через созданный Таможенный союз (ТС) с перспективой выхода на образование Евразийского экономического союза (2015 г.).

Отдельные эксперты КНР стали говорить о развитии одновременно " сотрудничества и конкуренции" в регионально-интеграционных проектах < 1>. Но при этом практически все ученые - политологи и экономисты КНР говорят о приоритете России в сфере региональной безопасности.

--------------------------------

< 1> Сунь Чжуанчжи. Шанхай хэцзо цзучжи: жэнь чжун ер дао юань (Шанхайская организация сотрудничества: ответственность велика, а путь далек) // Сьендай Шицзи (Современный мир). 2012. N 7. С. 122 - 129.

 

Внутри ШОС Китай в 2013 г. продолжил реализацию ряда двусторонних интеграционных, торговых проектов с сопредельными государствами региона - Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном.

Кооперация с сопредельными государствами региона в 2013 г. вышла на новый уровень межгосударственных связей, когда трансграничные связи стали важным источником внутрирегионального, социально-экономического развития Китая в плане влияния этих отношений на хозяйственное развитие Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) КНР < 1>.

--------------------------------

< 1> Алимов Р.К. Таджикистан - Китай на пути друг к другу. Возможен ли равноправный диалог? М.: ИДВ РАН, 2012. С. 122 - 131.

 

Центральная Азия для КНР в плане экономических интересов в 2013 г. остается важным источником сырьевых и транспортных ресурсов и дополнительных возможностей. Интересы КНР и стран Центральной Азии в торгово-экономической сфере в основном совпадают. Регион нуждается в китайских инвестициях, особенно в инфраструктурные проекты. Торговля Поднебесной за 20 лет увеличилась более чем в 100 раз, превысив в 2012 г. 20 млрд. долл. Китай опережает все страны (включая Россию) по объемам вложенных инвестиций, количеству реализованных проектов < 1>.

--------------------------------

< 1> Шустов А. Китай усиливает позиции в Центральной Азии // https://www.fondsk.ru/news/2012/06/27/kitaj-usilivaet-pozicii-v-centralnoj-azii-15196.html.

 

Усиливается в последнее время процесс субрегионального хозяйственно-экономического слияния Синьцзяна (СУАР) и трех соседних республик - Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Происходит это в рамках развития и углубления межгосударственных связей и стратегического партнерства. Так, вдоль китайско-таджикской границы создано более 30 КПП, активно действуют двусторонние зоны свободной торговли с другими соседними странами региона, обсуждается проект строительства железной дороги из Узбекистана через Киргизию в Китай и пр. < 1>.

--------------------------------

< 1> Сунь Чжуанчжи. Чжун Я дэ цююй цзинцзи хэцзо: фансян дэ сюаньцзе ю сяньши дэ цаньцзин (Региональное экономическое сотрудничество Центральной Азии: выбор направлений и перспектива реалий). Пекин: Издание при Академии общественных наук, 2009; Чжао Чаплин. Чжун Я ву го цзинцзи тичжи юй фачжань моши таньтао (Изучение экономической системы и моделей развития пяти стран Центральной Азии) // Общественная наука Синьцзяна. 2010. N 3.

 

В 2013 г. усилилось негативное влияние афганского фактора на регион Центральной Азии и ШОС. В 2012 г. на Пекинском саммите ШОС по рекомендации Китая Афганистан был официально принят в состав стран - наблюдателей ШОС, началось более активное сближение Организации с Исламской Республикой.

В 2014 г. ожидается обещанный Западом вывод войск коалиции из Афганистана, который может привести к тем или иным последствиям, напрямую затрагивающим интересы всех соседних, включая Китай, государств - членов ШОС.

Просматривается три возможных афганских сценария и реакция КНР на них.

Первый - при сохранении неопределенного статуса кво в республике и контроля Х. Карзаем власти - дальнейшая поддержка Пекином существующего афганского режима и развитие экономического сотрудничества.

Второй - вариант раскола республики по этническому признаку и образование " Северного Афганистана" из афганских таджиков и узбеков, противостоящего пуштунскому (талибскому) югу. В этих условиях КНР, возможно, установит отношения с двумя центрами силы, сосредоточив основное внимание не на экономике, а на предотвращении проникновения религиозного экстремизма, сепаратизма и терроризма (" трех зол") в СУАР КНР.

Третий (самый неблагоприятный) вариант - полная " талибанизация" страны, в условиях которой КНР будет вынуждена иметь дело с фундаменталистами, выторговывая себе гарантии и обещая кое-что взамен. Понятно, что последняя версия пока наиболее сложна для китайцев (как, впрочем, и для остальных, включая Россию), так как не ясно, с кем придется персонально иметь дело и в каком направлении может пойти талибская экспансия < 1>.

--------------------------------

< 1> Большая часть российских экспертов по Афганистану и Пакистану (Л. Коргун, В. Белокреницкий и др.) считают, что в случае установления тотального контроля талибов в стране они, в силу традиционных племенных и исторических особенностей расселения, не пойдут на север, в направлении республик Центральной Азии. Основное внимание будет сосредоточено на освоении территории Южного Афганистана и Пакистана (АфПак).

 

Пока Китай и Россия работают в рамках возможности первого сценария. КНР, в частности, вкладывает большие инвестиции - более 30 проектов, включая медные рудники в Айнаке (более 3 млрд. долл.) < 1>.

--------------------------------

< 1> Абдулло Р. Таджикско-китайские отношения (новые нюансы) // ЦентрАзия (https://www.centrasia.ru/news.php? st=1304656020).

 

Россия и Китай в 2014 г. остаются ключевыми и наиболее влиятельными силами на пространстве ШОС.

 

А.Ю. КНОБЕЛЬ, Б.В. ЧОКАЕВ

 

§ 4. Оценка экономических последствий создания зон

свободной торговли России с азиатскими странами

 

Основные причины заключения различных соглашений о свободной торговле - взаимная выгода договаривающихся сторон, возникающая за счет обеспечения экономически эффективного размещения ресурсов от снижения торговых ограничений. При этом, несмотря на важность рассматриваемого вопроса, в настоящее время не существует адекватного инструментария оценки экономических последствий образования зон свободной торговли для России.

Есть основания полагать, что в ближайшие 20 - 30 лет основным центром роста будет являться Азиатско-Тихоокеанский регион (далее - АТР). Следовательно, интеграция в этом регионе может оказывать на экономику России наибольшее влияние, поэтому изучение закономерностей формирования соглашений в этом регионе представляется наиболее актуальным. Сейчас, после кризиса, центр экономической активности смещается именно сюда. Учитывая перспективные прогнозы экономического роста ЕС, США, ключевых экономик АТР, развитие отношений с экономиками, входящими в АТЭС, - ключевой приоритет для России. Если мы хотим использовать экономический рост в АТР в качестве мотора экономического роста в России, мы должны будем реализовать в ближайшие десятилетия несколько интеграционных проектов - соглашений о свободной торговле с рядом стран (Новая Зеландия и Вьетнам в числе первых), продвинуться к интеграции с АСЕАН, включиться в один из векторов движения к зоне свободной торговле в АТР.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.