Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Орфоэпия






Раздел науки, изучающий правила и нормы произношения звуков, их сочетаний и связанный с фонетикой, называется ор­фоэпией (от греч. orthos — «правильный» и epos — «речь»).

Существуют орфоэпические нормы и правила произношения. Правила произношения имеют длительную историю. Они обозна­чились в основных чертах в 1-й половине XVII в. как нормы мос­ковского говора. Современные орфоэпические нормы достаточно демократичны, включают черты как московского, так и петер­бургского произношения.

Правила рекомендуют:

• верно выбирать звуки в сильных позициях, не вставлять «лож­ных» звуков, не путать и не заменять их другими: не «калидор», не «снех», не «компроментировать»;

• уметь произносить безударные гласные, используя литератур­ное аканье (нет [о] без ударения): гроза [граза] — и иканье (после мягких согласных буквы е, ё, я читаются как звук, близкий к [и]): местоместа [м'иста], лёглежать [л'ижат'], рядомрядком [р'иткбм]; в некоторых словах после твердых [ж], [ш] сле­дует произносить [а] как звук, близкий к [ы]: жалеть [жыл'эт'];

• произносить буквосочетания: чт как [шт] (что, чтобы); чн как [шн] в некоторых словах типа конечно, нарочно, скучно, яични­ца. Произношение [чн] может различать смысл слов: серде[чн]ая больсерде[шя]ый друг;

• произносить сч, зч как [ш'] {счастье, рассчитывать); зж, жж в середине слов как долгий [ж'] (визжать, дрожжи); -тся, -ться

валовой (продукт)

с долгим звуком [ц] (стремиться — стремятся);

• справляться о произношении заимствованных слов в словарях и знать (заучивать), в каких случаях в сочетаниях «согласный+е» со-


гласный звук твердый: модель, отель, регби, свитер, шоссе [д, т, р, т, с]. Имеются многочисленные случаи вариативного произно­шения: темп [т'] и [т] ^конгресс [р'] и [р]; в словах с двумя сочета­ниями «согласный+е» один из согласных будет твердым: кафете­рий [ф'] и [т];

• произносить в окончаниях -ого/-его имен прилагательных, числительных, местоимений звук [в]: добро[в]о, перво[в]о, наше[в]о;

• знать место ударения в словах и их формах (при необходимости справляться в словарях): диспансер, договор, жалюзи, изобретение.

36. Прочитайте. Распределите слова с безударными гласными в пер­
вом слоге по группам: а) произношение отражает литературное аканье;
б) произношение отражает литературное иканье. Запишите данные группы
слов.

Арбат, ведём, вода, втроём, дома, жакет, ледок, ловить, мат­рос, медок, орда, пасёшь, пескарь, порог, почёт, пятак, река, роман, Рязань, сады, тягач, часы, челнок, щавель.

sTo

37. Запишите, вставляя пропущенные буквы. Прочитайте слова в со­
ответствии с правилами орфоэпии. Для справок используйте орфоэпи-

Ч^4 ческий словарь.

^ Ви..жит, дребс.жать, дрож..и, и..жога, мо..жечок, ра..жать,

" *^ ра..жёванный, размо..жить, по..же, сож..ённый.

38. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расскажите об особенно­
стях произношения выделенных слов.

1. Ничто не трогало его. (П.) 2. Какое право дает вам ваша непрошен..ая, ваша навязчивая любовь? (Т.) 3. Воображение его рисовало, как он размозжает ч..репа, как кровь т..чет рекою. (Ч.) 4. Он м..хнул рукой на всё свое правильное, благоустроенное, добропорядочное будущее. (Т.) 5. На бесконечные усы л..лись восточ­ны ар..маты. (П.) 6. Он, сердечный, не в себе стал. (Л.Т.) 7. Он, верно, счастлив там, где люди посм..шнее. (Гр.) 8....Пропел сип­лым, дребезжащим гол..сом. (Ч.) 9. Ж..ланья! что пользы напрасно и вечно ж..лать? (Л.)

39. Прочитайте заимствованные слова, следя за постановкой ударения.
Установите с помощью орфоэпического словаря, твердый или мягкий
согласный звук следует произнести в них перед е на месте подчеркнутых
букв. Спишите, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы.

Агресор, аттестат, г..зель, депо, детектив, д..сплей, к..шне, крем, менеджмент, музей, неолит, п..нель, п.ртмоне, пр..тектор, стратегия, тези.., темп, тенденц..я, тер..аса, тер..итор..ия, тер..о-р..ист, тр..лейбус, ш..нель, эксперт, юриспруденция.


 


16


■ ^ЕКА

Ъ -ЭК



§ 8. Порядок фонетического разбора

1. Записать слово в транскрипции, учитывая правила литера­турного произношения; отметить ударный гласный.

2. Разделить слово на слоги, указать их количество, назвать удар­ный слог.

3. Последовательно описать звуки:

а) каждый гласный звук охарактеризовать как ударный или
безударный;

б) каждый согласный звук определить как сонорный или шум­
ный, твердый или мягкий, у шумных — звонкий или глухой; при­
вести имеющуюся пару по твердости/мягкости и звонкости/глу­
хости или указать, что звук пары не имеет;

в) соотнести количество букв и звуков, сделать вывод о бук-
венно-звуковом соответствии или несоответствии в слове.

Образец разбора:

Покой особенный отводят и настежь отворяют дверь. (П.)

Настежь — [нас'т'иш].

В слове 2 слога [на-с'т'иш], первый слог [на] — ударный.

Буква н — звук [н] — согласный, сонорный, твердый, парный (н//н! ).

Буква а — звук [а] — гласный, ударный.

Буква с — звук [с'] — согласный, шумный, глухой, парный (с'//з'), мягкий, парный (с'//с).

Буква т — звук [т'] — согласный, шумный, глухой, парный (т'//д'), мягкий, парный (т'//т).

Буква е — звук [и] — гласный, безударный.

Буква ж — звук [ш] — согласный, шумный, глухой, парный (ш//ж), твердый, пары не имеет.

Буква ь звука не обозначает.

В слове 7 букв, 6 звуков — два гласных и четыре согласных; количество букв и звуков не совпадает, потому что ь не имеет звукового значения.

40. Сделайте фонетический разбор выделенных слов, используя в случае необходимости орфоэпический словарь.

Как прежде люди были просты: они знали только то, чему учи­лись. Ныне, ничему не учась, все знают. (Л.)

Вопросы для самопроверки

1. Что изучает орфоэпия?

2. Как сформировалось современное русское литературное произно­шение?


 

3. Каков характер орфоэпических норм? Обладают ли они постоян­ством?

4. Какие рекомендации орфоэпических правил вы считаете наиболее важными?

Задания для самостоятельной работы

41. Обязательно ли произношение [с'] в словах свет, снег, растяпа!

42. В какой строке представлены сло­
ва с неправильным ударением? Ис- монолог
правьте ошибки. I----------------------------------

1. Баловник, занята, портфель, статуя, щавель.

2. Договор, квартал, каталог, оптовый, позвонишь.

43. Назовите лишнее словосочетание. Мотивируйте свой ответ.

Беспечно веселиться, конечная остановка, послать нарочного, сделать нарочно.

44. Прочитайте, обращая внимание на ударный гласный. Составьте и
запишите предложения с 7 словами по выбору. В случае необходимости
установите значение слова по толковому словарю.

Е [э]: атлет, афера, гололедица, зев, опека, преемник (тради­ций), современник, шедевр.

Ё [о]: безнадежный, блеклый, желчь, издевка, маневры, на­емник, платежеспособный, одноименный.

45. Найдите слова, которые начинаются и заканчиваются одним и
тем же звуком. Подтвердите вывод, записав в виде транскрипции.

Амазонка, вновь, колобок, лелеял, набекрень, охотно, склеи­лись, таять, шалаш, явный.

46. Спишите, вставляя буквы. Определите, в каких словах долгому
согласному звуку соответствуют удвоенные согласные на письме.

А[л']ея, га[л']ерея; белору[с]кий, белору[с]ка; коло[н]ка, коло­ла; ма[с]овый, ма[с]овик; ру[с]кий, ру[с]ист; э[м]игрант, и[м]и-грант.

47. Спишите, вставляя 6 в нужных случаях. Какой согласный звук сле­
дует произносить в глагольных формах?

Ребенок резвит..ся, полезно занимат.хя спортом, старает..ся успеть, признат..ся в ошибке, пытают..ся понять, грибы появ-ляют..ся, поезд трогает..ся, начинает смеркат..ся, не желает ос­таться, пора просыпаться.


 




48. Прочитайте выразительно. Укажите логическое ударение. Охарак­
теризуйте особенности произношения гласных, согласных звуков и их
сочетаний. Произведите фонетический разбор выделенных слов.

В России нет прошедшего; она вся в настоящем и будущем.

Сказывается сказка: Еруслан Лазаревич сидел сиднем двадцать лет и спал крепко, но на двадцать первом году проснулся от тяж­кого сна, и встал, и пошел... и встретил он тридцать семь королей и семьдесят богатырей, и побил их, и сел над ними царствовать.

Такова Россия.

(М.Лермонтов)

49. Напишите сочинение-отклик о России сегодняшней (с опорой на
текст предшествующего упражнения).


Глава 2

СЛОВО И ФРАЗЕОЛОГИЗМ КАК ЕДИНИЦЫ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.