Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • Классификация звуков: гласные и согласные






    При образовании гласных звуков голосовые связки напря­жены. Воздушная струя колеблет их, а затем проходит через по­лость рта, не встречая в ней преград. Движение языка и нижней челюсти помогает изменить объем ротовой полости — резонатора. Самый широкий и открытый — звук [а].

    Различаются гласные ударные и безударные. Ударные глас­ные выделяются в слове большей силой, отчетливо слышится их качество: [зонт], [гордый]. Безударные гласные произносятся с меньшей силой, короче, а потому и не столь отчетливо, изме­няется их качество: [занты], [гарда].

    7. Прочитайте выразительно. Спишите, расставляя ударения, подчерк­ните безударные гласные.

    абонент—лицо, имеющее абонемент абонемент(фр. abonne-ment) — право по договору пользоваться чем-н. за плату в течение обуслов­ленного срока; подписка на такое пользование

    Она узнала с первых аккордов это исключительное, единственное по глубине произведение. И душа ее как будто бы раздвоилась. В уме ее слага­лись слова. Они как бы совпадали в ее мысли с музыкой, это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое».

    (По А. Куприну)


     


    5. Познакомьтесь с описанием работы органов речи; назовите соот­ветствующий звук.


    8. Спишите, вставляя пропущенные безударные гласные, в скобках укажите проверочное слово. Расставьте ударения. Сравните качество удар­ных и безударных гласных звуков.



    Воплощение, загрязнение, зачарованный, напряженный, огр..ненный, од..нарный, ополчение, оснащение, поглощенный, пон..зовье, примиренческий, просвещение, разрядиться, спл..ни-ровать, стеклоблок, тл..творный, трагический, усв..ение, Хода­тайствовать, ЦВ..ТИСТЫЙ.

    9. Установите, какой гласный слышится в словах на месте подчерк­
    нутых букв; запишите слова в транскрипции.

    1. Циркуль, цыган, жираф. 2. Мария, целый, тезис. 3. Русь, брюква, жюри. 4. Жёлудь, мажор, счёт.

    10. Спишите; подчеркните букву, с помощью которой передается на
    письме звук [ы]. Объясните правописание гласных после ц.

    Акц[ы]я, бледнолиц[ы]й, зарниц[ы], конституционный, на ц[ы]почках, по-ц[ы]гански, проекц[ы]я, ресниц[ы], санкц[ы]и, сестриц[ы]н, страниц[ы], традиц[ы]я, ц[ы]гейка, ц[ы]клон, цир­куль, ц[ы]стерна, ц[ы]фра, ц[ы]ганенок, ц[ы]пки, ц[ы]пленок.

    11. Спишите; подчеркните букву, с помощью которой передается на
    письме звук [э]. Объясните правописание слов.

    Ду[э]ль, ж[э]ртва, киберн[э]тика, майон[э]з, мод[э]ль, мод[э]м, м[э]тр, орфо[э]пия, орхид[э]я, пр[э]сса, про[э]ктор, прот[э]кция, проц[э]сс, р[э]квием, р[э]кет, силу[э]т, стату[э]тка, ц[э]йтнот, ш[э]злонг, ш[э]стеро.

    Согласных звуков в русском языке больше, чем гласных, — 37: [б], [б'], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [ж], [ж'], [з], [з'], [й], [к], [к'], [л], [л'], [м], [м'Ь [н], [н'], [п], [п'], [р], [p'L [с], [с'], [т], [t'L [ф], [ф'], [х], [х'], [ц], [ч], [ш], [ш']. Звук [ж'] образуется

    ______________________ при произнесении сочетаний букв

    масштаб жж, зж, жд: вожжи, дребезжать,

    дождя.

    При образовании согласных зву­ков воздушная струя сталкивается с какой-либо преградой, обра­зованной органами речи, вследствие чего возникают шумы. В об­разовании некоторых согласных принимает большое участие го­лос. Эти звуки раскатисты — могут долго звучать, поэтому их называют сонорными (от лат. sonorus — «звучный»): [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р']. К сонорным согласным также отно­сится звук [й], называемый «йот».

    Остальные согласные — шумные. Среди них выделяют звон­кие, состоящие из шума и голоса, но менее звучные в сравнении с сонорными, и глухие, образованные одним только шумом.


    Звонкие и глухие согласные, отличающиеся друг от друга лишь наличием или отсутствием голоса, составляют пары по звонко­сти/глухости: [б/п], [в/ф], [г/к], [д/т], [з/с], [ж/ш], а также [б'/п'], [в'/ф'Ь [г'/к'], [д'/т'], [з'/с'].

    Не образуют такие пары сонорные звуки [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'], [й], а также шумные согласные [х], [ц], [ч], [ш'] — они всегда глухие.

    Согласные могут быть твердые: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц] — и мягкие: [б'], [в'], [г'], [д'], _[з'], [й], [к'], [л'], [м'], [н'], [п'], [р'], [с'], [т'], [ф']> Iх'], [ч]> [ш']- Для произношения мягких согласных требует­ся дополнительное артикуляционное усилие — подъем спинки языка вверх, к середине нёба. Твердость или мягкость — важное качество согласных, благодаря которому различается смысл слов. Ср.: гранит—гранить, томный—тёмный ([т]/[т']).

    Согласные, различающиеся лишь признаком твердости/мягко­сти, образуют пары. Не имеют пар всегда твердые звуки [ж], [ш], [ц] и всегда мягкие звуки [й], [ч], [ш'].

    Мягкость или твердость согласных звуков на письме не всегда отражается.

    В сочетаниях чк, чн, нщ, щн, рщ, щр, cm, зн, нт и некоторых других не пишется мягкий знак, хотя слышатся мягкие звуки: аптечка [чк], боязнь [з'н'], отличник [чн'], провести [с'т'], ро­мантик [н'т'].

    Сохраняются традиционные написания жи, ши, ча, ща, чу, щу, в которых гласные буквы а, и, у не указывают на качество предшествующего согласного — твердость [ж], [ш] и мягкость [ч], [ш']: живой [жывой], ширь [шыр'], чаща [ч'аш'а], грущу [груш'у].

    12. Прочитайте. Укажите сонорные, звонкие и глухие согласные; за­
    транскрибируйте выделенные слова.

    Несказанное, синее, нежное... Тих мой край после бурь, после гроз, И душа моя — поле безбрежное — Дышит запахом меда и роз.

    (С. Есенин)

    13. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите в скобках прове­
    рочные слова, используемые при написании звонких/глухих согласных.

    Загру(з, с)ка, заморо(з, с)ки, зы(б, п)кий, изгоро(д, т)ь, инструк-та(ж, ш), ко(з, с)ьба, насле(д, т)ство, но(в, ф)шество, озя(б, п)ший, передви(ж, ш)ка, плате(ж, ш), поря(д, т)ковый, приви(в, ф)ка, про-


     




    дро(г, к)ший, про(з, с)ьба, разря(д, т)ка, ре(з, с)кость, сва(д, т)ьба, уса(д, т)ьба.

    14. Прочитайте. Укажите твердые и мягкие согласные, назовите соот­
    ветствующий парный звук. Выделите согласные, не имеющие пары по
    твердости/мягкости. Затранскрибируйте выделенные слова.

    Река раскинулась. Течет, грустит лениво

    И моет берега.

    Над скудной глиной желтого обрыва

    В степи грустят стога.

    (А. Блок)

    15. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните, какие глас­
    ные следует писать по традиции после шипящих согласных [ж], [ш],

    [ч], [ш].

    компьютер [тэ] j q если б я был ж..ВОписец, я

    бы ч..дно изобразил всю прелесть ночи. (Г.) 2. Вечером ш..лом, иголкой что-нибудь бойко тачал! (Н.) 3. Под ч.дрою длинною тебя узнать нельзя. (Л.) 4. Над алы­ми цветами пахучего ш..повника круж..лись золотые жуки. (А. К. Т.) 5. А я искал ч..дес, жалел, что не видал ч..да, которое бы убедило меня. (Л. Т.) 6. Шубин всё как будто бы экзаменовал Инсарова, как будто щ..пал его и волновался внутренне. (Т.) 7. Пестрая ч..лма наискось покрывала его голову. (П.) 8. Прости, Нева! Не прощ..ет, гонит. (М.)

    16. Прочитайте. Укажите слова, в которых ь указывает только на мяг­кость согласного. Укажите количество звуков и букв в выделенных сло­вах, затранскрибируйте их.

    Акварель, бровь, витязь, июньский, календарь, карамелька, князь, лишь, льдинка, наискось, настежь, Обь, отрежьте, па­инька, Пермь, пять, барышень, рельеф, сваришь, сентябрьский, Сибирь, скроешься, степь, тоннель, устье, щелочь.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.