Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация звуков: гласные и согласные






При образовании гласных звуков голосовые связки напря­жены. Воздушная струя колеблет их, а затем проходит через по­лость рта, не встречая в ней преград. Движение языка и нижней челюсти помогает изменить объем ротовой полости — резонатора. Самый широкий и открытый — звук [а].

Различаются гласные ударные и безударные. Ударные глас­ные выделяются в слове большей силой, отчетливо слышится их качество: [зонт], [гордый]. Безударные гласные произносятся с меньшей силой, короче, а потому и не столь отчетливо, изме­няется их качество: [занты], [гарда].

7. Прочитайте выразительно. Спишите, расставляя ударения, подчерк­ните безударные гласные.

абонент—лицо, имеющее абонемент абонемент(фр. abonne-ment) — право по договору пользоваться чем-н. за плату в течение обуслов­ленного срока; подписка на такое пользование

Она узнала с первых аккордов это исключительное, единственное по глубине произведение. И душа ее как будто бы раздвоилась. В уме ее слага­лись слова. Они как бы совпадали в ее мысли с музыкой, это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое».

(По А. Куприну)


 


5. Познакомьтесь с описанием работы органов речи; назовите соот­ветствующий звук.


8. Спишите, вставляя пропущенные безударные гласные, в скобках укажите проверочное слово. Расставьте ударения. Сравните качество удар­ных и безударных гласных звуков.



Воплощение, загрязнение, зачарованный, напряженный, огр..ненный, од..нарный, ополчение, оснащение, поглощенный, пон..зовье, примиренческий, просвещение, разрядиться, спл..ни-ровать, стеклоблок, тл..творный, трагический, усв..ение, Хода­тайствовать, ЦВ..ТИСТЫЙ.

9. Установите, какой гласный слышится в словах на месте подчерк­
нутых букв; запишите слова в транскрипции.

1. Циркуль, цыган, жираф. 2. Мария, целый, тезис. 3. Русь, брюква, жюри. 4. Жёлудь, мажор, счёт.

10. Спишите; подчеркните букву, с помощью которой передается на
письме звук [ы]. Объясните правописание гласных после ц.

Акц[ы]я, бледнолиц[ы]й, зарниц[ы], конституционный, на ц[ы]почках, по-ц[ы]гански, проекц[ы]я, ресниц[ы], санкц[ы]и, сестриц[ы]н, страниц[ы], традиц[ы]я, ц[ы]гейка, ц[ы]клон, цир­куль, ц[ы]стерна, ц[ы]фра, ц[ы]ганенок, ц[ы]пки, ц[ы]пленок.

11. Спишите; подчеркните букву, с помощью которой передается на
письме звук [э]. Объясните правописание слов.

Ду[э]ль, ж[э]ртва, киберн[э]тика, майон[э]з, мод[э]ль, мод[э]м, м[э]тр, орфо[э]пия, орхид[э]я, пр[э]сса, про[э]ктор, прот[э]кция, проц[э]сс, р[э]квием, р[э]кет, силу[э]т, стату[э]тка, ц[э]йтнот, ш[э]злонг, ш[э]стеро.

Согласных звуков в русском языке больше, чем гласных, — 37: [б], [б'], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [ж], [ж'], [з], [з'], [й], [к], [к'], [л], [л'], [м], [м'Ь [н], [н'], [п], [п'], [р], [p'L [с], [с'], [т], [t'L [ф], [ф'], [х], [х'], [ц], [ч], [ш], [ш']. Звук [ж'] образуется

______________________ при произнесении сочетаний букв

масштаб жж, зж, жд: вожжи, дребезжать,

дождя.

При образовании согласных зву­ков воздушная струя сталкивается с какой-либо преградой, обра­зованной органами речи, вследствие чего возникают шумы. В об­разовании некоторых согласных принимает большое участие го­лос. Эти звуки раскатисты — могут долго звучать, поэтому их называют сонорными (от лат. sonorus — «звучный»): [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р']. К сонорным согласным также отно­сится звук [й], называемый «йот».

Остальные согласные — шумные. Среди них выделяют звон­кие, состоящие из шума и голоса, но менее звучные в сравнении с сонорными, и глухие, образованные одним только шумом.


Звонкие и глухие согласные, отличающиеся друг от друга лишь наличием или отсутствием голоса, составляют пары по звонко­сти/глухости: [б/п], [в/ф], [г/к], [д/т], [з/с], [ж/ш], а также [б'/п'], [в'/ф'Ь [г'/к'], [д'/т'], [з'/с'].

Не образуют такие пары сонорные звуки [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'], [й], а также шумные согласные [х], [ц], [ч], [ш'] — они всегда глухие.

Согласные могут быть твердые: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц] — и мягкие: [б'], [в'], [г'], [д'], _[з'], [й], [к'], [л'], [м'], [н'], [п'], [р'], [с'], [т'], [ф']> Iх'], [ч]> [ш']- Для произношения мягких согласных требует­ся дополнительное артикуляционное усилие — подъем спинки языка вверх, к середине нёба. Твердость или мягкость — важное качество согласных, благодаря которому различается смысл слов. Ср.: гранит—гранить, томный—тёмный ([т]/[т']).

Согласные, различающиеся лишь признаком твердости/мягко­сти, образуют пары. Не имеют пар всегда твердые звуки [ж], [ш], [ц] и всегда мягкие звуки [й], [ч], [ш'].

Мягкость или твердость согласных звуков на письме не всегда отражается.

В сочетаниях чк, чн, нщ, щн, рщ, щр, cm, зн, нт и некоторых других не пишется мягкий знак, хотя слышатся мягкие звуки: аптечка [чк], боязнь [з'н'], отличник [чн'], провести [с'т'], ро­мантик [н'т'].

Сохраняются традиционные написания жи, ши, ча, ща, чу, щу, в которых гласные буквы а, и, у не указывают на качество предшествующего согласного — твердость [ж], [ш] и мягкость [ч], [ш']: живой [жывой], ширь [шыр'], чаща [ч'аш'а], грущу [груш'у].

12. Прочитайте. Укажите сонорные, звонкие и глухие согласные; за­
транскрибируйте выделенные слова.

Несказанное, синее, нежное... Тих мой край после бурь, после гроз, И душа моя — поле безбрежное — Дышит запахом меда и роз.

(С. Есенин)

13. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите в скобках прове­
рочные слова, используемые при написании звонких/глухих согласных.

Загру(з, с)ка, заморо(з, с)ки, зы(б, п)кий, изгоро(д, т)ь, инструк-та(ж, ш), ко(з, с)ьба, насле(д, т)ство, но(в, ф)шество, озя(б, п)ший, передви(ж, ш)ка, плате(ж, ш), поря(д, т)ковый, приви(в, ф)ка, про-


 




дро(г, к)ший, про(з, с)ьба, разря(д, т)ка, ре(з, с)кость, сва(д, т)ьба, уса(д, т)ьба.

14. Прочитайте. Укажите твердые и мягкие согласные, назовите соот­
ветствующий парный звук. Выделите согласные, не имеющие пары по
твердости/мягкости. Затранскрибируйте выделенные слова.

Река раскинулась. Течет, грустит лениво

И моет берега.

Над скудной глиной желтого обрыва

В степи грустят стога.

(А. Блок)

15. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните, какие глас­
ные следует писать по традиции после шипящих согласных [ж], [ш],

[ч], [ш].

компьютер [тэ] j q если б я был ж..ВОписец, я

бы ч..дно изобразил всю прелесть ночи. (Г.) 2. Вечером ш..лом, иголкой что-нибудь бойко тачал! (Н.) 3. Под ч.дрою длинною тебя узнать нельзя. (Л.) 4. Над алы­ми цветами пахучего ш..повника круж..лись золотые жуки. (А. К. Т.) 5. А я искал ч..дес, жалел, что не видал ч..да, которое бы убедило меня. (Л. Т.) 6. Шубин всё как будто бы экзаменовал Инсарова, как будто щ..пал его и волновался внутренне. (Т.) 7. Пестрая ч..лма наискось покрывала его голову. (П.) 8. Прости, Нева! Не прощ..ет, гонит. (М.)

16. Прочитайте. Укажите слова, в которых ь указывает только на мяг­кость согласного. Укажите количество звуков и букв в выделенных сло­вах, затранскрибируйте их.

Акварель, бровь, витязь, июньский, календарь, карамелька, князь, лишь, льдинка, наискось, настежь, Обь, отрежьте, па­инька, Пермь, пять, барышень, рельеф, сваришь, сентябрьский, Сибирь, скроешься, степь, тоннель, устье, щелочь.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.