Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Против латинян, приносящих опресноки






Но что, скажет латинянин, Павел говорит? Что, мол, должно приносить опресноки, имея в виду, следующие слова апостола: «Посему станем праздновать не со старою за­кваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1Кор. 5: 8).

О, неразумие! – скажем мы, правомыслящие. Так-то ты разумеешь то, что говорит богопроповедник? О, человек! Эти слова говорит он, уничтожая корень и причину греха. «Не со старой закваской порока и лукавства», – говорит совершенно справедливо. И ты отвергни эту закваску: блуд блудодействовавших в Коринфе и всякую другую нечистоту, потому что в этом вся цель и об этом апостольское слово.«Извергните, – гово­рит, – развращенного из среды вас» (1Кор. 5: 13). «Разве не знае­те, что малая закваска квасит все тесто?» (1Кор. 5: 6).

Порок, как разрушительная болезнь, на­чавшись от кого-нибудь одного, переходит и к прочим. Вот почему сказано: «очистите ста­рую закваску, чтобы быть вам новым тестом» (1Кор. 5: 7). Да будете новым тестом во Христе, как но­вые и безгрешные, подобно Христу, потому что и Христос есть новый человек – Адам, и вы через Него бесквасны, то есть непричаст­ны греху – крещением и миром.

«Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор. 5: 7), изведший нас из Египта греховного. Вот мысль и слово Павла. Руководись ими, от­вергай и удаляй от себя закваску греха и весь будь непричастен ему.

58. Что значит: «подобно Царство Небесное квасу»?

Но не убегай закваски нетления, которой уподоблено Царство Небесное (Мф. 13: 33; Лк. 13: 21), собираю­щее, соединяющее собою и преобразующее в себе уверовавших в Божественную про­поведь. Сию-то закваску жена, т. е. Церковь пренебесного Жениха, «взяв, положила в три меры муки», в трёх разрядах спасаемых: ра­бов, наёмников и сынов; целомудренных в браке и девственников, «доколе не вскисло все» (Мф. 13: 33). Всё, что удостоено в воскресении Царства Божия, – Церковь, собравшая и праведных, бывших прежде закона, и тех, которые бы­ли во время установления закона, и правед­ных в благодати, что и совершила благодать Евангелия.

Ибо Сам Спаситель – истинно Божест­венная и чистейшая закваска, Хлеб жизни и Царь вечный; Он, воплотившись и придя в мир, спас живших прежде закона и в за­коне, освободил их от уз и соединил с уве­ровавшими в Него. И с другой ещё целью пребывает Он сокровенным, как чистая и живая закваска – в меру приемлемости (тварью) как бы разделяется тройственно по разумным созданиям, каковы: Ангелы, святые, отшедшие на Небо, и мы, живущие и верующие в Него.

«Доколе не вскисло все» – когда всё воскреснет через Него и всё будет едино, когда и наше естество будет участвовать в славе Его и Его Ангелов.

59. Почему в законе хлебы опресночные, а в благодати – квасные

Будь же и сам ты заквашен о Господе, и ста­райся быть закваской Царства Небесного, и не спеши приобщаться опресночных хлебов Ветхого закона.

Ибо закон есть тень и образ бездушный, чуждый жизни, почему он и имел опре­сночные хлебы, как мертвые и соответ­ствующие ему тени, которые и назывались не просто хлебами, но опресноками, имея с хлебом только нечто общее и нося только имя хлеба.

Будь причастником великой жертвы Мелхиседека, которой хлеб квасной (а не опре­сночный) и вино были предвестием новой жертвы Мелхиседека, вечного и истинного Мелхиседека и единого Архиерея Иисуса Христа, о Котором написано: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Евр. 5: 6.). Если же не хо­чешь, то, может быть, вместе с опресноками будешь и жертву приносить, и приобщаться бессловесного Агнца по-иудейски, будешь со­вершать их празднества и принимать опре­сноки как дары, что запретили нам делать отцы наши, может быть, ты примешь обре­зание, будешь субботствовать? Это уже ста­нет естественно для тебя, так как для тебя не будет ничего в иудаизме недостойного, и ты часто и в трапезе начнёшь общаться с иудеями. Таким образом, будет и мало разли­чия между тобою и этими богоубийцами и безбожниками; но у нас нет ничего общего с ними.

«Древнее прошло, теперь все новое», говорит Павел (2Кор. 5: 17). И как вместо обрезания существует у нас крещение, так вместо бессловесной жертвы – Агнец Божий, и вместо опре­сночных хлебов – квасной (хлеб) Царства Христова, который есть Хлеб жизни. «Ядущий сей хлеб... не умрет» (Ин. 6: 50–51), – сказал Господь.

Если же ты ещё споришь, по своему обык­новению, и настойчиво доказываешь на примере Тайной вечери, и говоришь, что на ней предложен был опреснок, ведь за­конная (иудейская) пасха совершалась на опресноках, то весьма многие и совер­шенно истинные изречения величайших и божественных мужей низлагают твою дерзость и неразумие. Они показывают, что не был ещё возбранён к употребле­нию хлеб квасной, когда Спаситель препо­дал Таинство. Свидетельствует об этом и Евангелие, проповедуя, что не был тогда день опресноков, когда Христос священно­действовал Свои Тело и Кровь. Но это было прежде дня опресноков: «перед праздником пасхи» (Ин. 13: 1), сказано. Он преподал Жертву, когда сотворил вечерю.

Тогда же совершил Он и то, что относит­ся к умовению, и это было прежде пасхи иудейской. Смотри, что сказано и про день страдания: «и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху» (Ин. 18: 28). И о времени распятия опять сказа­но: «тогда была пятница... та суббота была день великий»(Ин. 19: 31).

И из того, что Евангелие тотчас же при­бавляет: «Иисус взял хлеб» (Мф. 26: 26), и не прибавляет: «Бесквасный» – равно как из того, что сказал Господь: «очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания» (Лк. 22: 15), совершенно ясно видно о чём речь. То есть, что Христос, конечно, желал не иудейской пасхи, кото­рую часто совершал, но что Он пришел уни­чтожить тень истины.

Впрочем, если Он совершил и законную пасху, то совершил прежде, а потом пере­дал ученикам Свою. И Он желал передать её прежде страдания для того, чтобы пре­бывать с нами. Дабы истинно было то, что сказал Он: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6: 56). Поэтому Он сделал не только требуемое законом на этой вечери, но и совершил умовение, и воз­лежал, поэтому же там было не только пе­чёное мясо, но и солило, в которое омочил руку Иуда. Следовательно, та вечеря не бы­ла временем иудейской пасхи, и Спаситель совершил тогда не иудейскую только, но, главным образом, Свою пасху, о которой и говорил: «cие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22: 19), и: «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя ис­тинно есть питие» (Ин. 6: 55).

А о том, что древнее прекратилось, Он Сам опять свидетельствует, говоря: «ибо все проро­ки и закон прорекли до Иоанна» (Мф. 11: 13). Справедливо, значит, что Он возжелал тогда не иудейской пасхи из бессловесного агнца и крови жи­вотного, но желал передать ученикам и пе­редал Свою собственную, которую Сам со­вершил тогда единственный раз и заповедал совершать вовеки.

Хотя бы всё это, а также свидетельства отцов ты и отвергал по неразумию, одна­ко даже и в том случае, если бы Спаситель, по обстоятельствам времени, принёс тог­да опресноки, тебе надлежало бы делать совершеннейшее т. е. соблюдатьНовый Завет, подобно тому, как приняли это мы, чтобы и прочее делать, превышая закон, и чтобы праведность наша преизбыточествовала «праведности книжников и фарисеев» (Мф. 5: 20).

Потому что мы свободны от закона кровию Иисуса Христа, ибо «Христос искупил нас от клятвы закона» (Гал. 3: 13), говорит Павел, и нет нам никакой пользы в служении закону, так как если снова поступаем по нему, то «не будет вам никакой пользы от Христа» (Гал. 5: 2), опять говорит Павел. Так, исполнив всё за нас, Христос освободил нас. Поэтому Он был и обрезан, а мы не обрезаемся, но крещаемся Духом и вкушаем не плоть и кровь мёртвых живот­ных, но Плоть и Кровь Его.

Итак, слишком очевидно, что преподана Им жертва Его страшного Хлеба и Чаши, а не пасха подзаконная, поскольку Он го­ворит: «сия чаша есть Новый Завет в Моей крови» (Лк. 22: 20), и: «сие есть Кровь Моя Нового Завета» (Мф. 26: 28), подобно тому, как и пред этим, давая нам в пищу Тело Своё, говорил: «приимите, ядите: сие есть Тело мое» (Мф. 26: 26).

Но ты не можешь подражать этому, на­столько ты привязан к опресноку, не мо­жешь разделять и преподавать Тело, рав­но как и Кровь Его, хотя Он и говорит: «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Но­вого Завета» (Мф. 26: 27–28). Ты не делаешь и этого, и при­ходящим к тебе причаститься не препо­даешь Чаши: столько во всем допустил ты нововведений.

Мы же во Христе священнодействуем по образу Его, и преломляем хлеб, как Он пре­ломил, и едим, как Он сказал, и даём вер­ным, и приносим хлеб совершенный, поели­ку и Он совершенный человек. И делаем это также в знак прекращения жертвы ветхоза­ветной, так как время её закончилось, когда явилась Истина.

Между тем мы веруем также, что и Спа­ситель освятил хлеб квасной, совершенный, в пасху, которой возжелал, хотя прежде Он и совершил законную пасху. Когда Он воз­лежал и имел солило, в которое омочил руку Иуда, тогда, очевидно, Он совершал не пас­ху подзаконную, ибо в ней, как предписывал закон, всё было печёное на огне, а не варё­ное в воде.

Итак, справедливо то, что подзаконную пасху Он совершил в другое время, а тогда совершил Свою пасху, которой и возжелал. И я говорю это часто, желая и Сам в Нём, по милости Его, вкушать сию живую пасху всег­да, ныне и в будущем веке. Об этом молюсь я во всякое время за себя и за всех братий.

И освящая священную чашу в Нём, Христе Боге нашем, давшем нам Себя, мы, как за­поведано, даём в любви пить от неё и всем братиям, становясь едино, как молился Он (Ин. 17: 11), и будучи едино с Ним и с Отцем и Духом, как Он сказал(Ин. 17: 21).

Но довольно этого. Увлекаясь словом, мы сказали больше, чем предполагали говорить в кратком очерке.

Клирик:

– Все нужное сказано, владыко, и благода­рение Богу за это. Слова твои утверждают нас и сообщают большое разумение и твёр­дость духа в православии и истине.

Архиерей:

– Весьма многие, брат, истинно божествен­ные и возвышенные умами мужи говорили об этом, и я, недостойный, считал бы для се­бя излишним и дерзким говорить о том же. Однако же любовь побуждает меня к сему. Итак, примите от меня то, что я в силах ска­зать вам. Более же совершенных наставле­ний ищите у людей более совершенных – и будете научены, потому что сказано: «всякий просящий получает» (Мф. 7: 8).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.