Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что означают звездица, священные покровы и воздух






Поэтому, покадив сначала в честь Спасителя звездицу, иерей полагает её над хлебом, говоря: «И пришедши звезда... ста верху, идеже бе Отроча» (Мф. 2: 9), в символах изображая то, что совершилось при Рождестве Спасителя, поскольку предложение, как сказали мы, изображает и пещеру, и ясли. Потом, взяв покров дискоса, который вместе с другими покровами знаменует пелены, произносит слова псалма, изображающие вочеловече­ние Слова: «Господь воцарися, в лепоту облечеся» (Пс. 92: 1), и т. д.

Далее священник полагает покров и на Чашу – на одну или несколько, возглашая при этом: «Покры небеса добродетель Твоя и хва­лы Твоея (σ υ ν έ σ ε ω ς – разума, ведения) исполнь (вся) земля» (Авв. 3: 3), что также указывает на вопло­щение Господа. Как Бог, Иисус Христос на­полняет и небеса совершенством и разумом Своим. То есть преисполнена земля ведени­ем Его, потому что, когда Он воплотился, вся земля познала Его вместе со Отцом и Духом. Данный стих возглашается над все­ми потирами, хотя бы их было и несколько, ибо приносимое – одно, и Чаша – одна, и в различных сосудах – единое Тело единого Христа и Кровь Его единого.

Затем, покадив, иерей полагает воздух, означающий и твердь, где утверждаются и звёзды, и плащаницу. Ибо воздухом часто объемлются Тело и Кровь Иисуса, умершего и миром помазанного, и называется он надгробием (ε π ι τ ά φ ι ο ν).

Таким образом, здесь ясно изображается, как бы в сокращении, всё Таинство. Ибо при­шествие с Небес Агнца-Христа было предре­чено, и был Он во плоти в вертепе и яслях, и в то же время, при самом Своём рождении, предызобразил будущие Свои страдания. Так, остановившаяся над Ним звезда указыва­ла Его волхвам, а Ирод воздвиг на Него гоне­ние. И Симеон, взяв Его на руки, изрек, что«лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой ору­жие пройдет душу» (Лк. 2: 34–35). Посему-то на проскомидии предызображаются страдания Спасителя.

Далее, покадив Дары Божественного пред­ложения, как посвящённые Богу и прине­сённые Ему, как вместообразные Всесвятого Тела и Крови, иерей читает молитву предло­жения и призывает Бога и Отца, пославше­го к нам Сына Своего – сей Небесный Хлеб, благословить предложенные Дары и при­нять их в пренебесный жертвенник. А так­же призывает помянуть и принесших, и тех, за кого принесли их, и сохранить священно­действующих неосуждёнными во время свя­щеннодействия.

Совершив потом отпуст, иерей кадит кре­стовидно и самое предложение, и священ­ную трапезу, а потом и весь алтарь, выражая этим, что все дарования сообщаются святым от Первоисточника, Бога, а через святых – и прочим.

Некоторые, как мы знаем, кадят и весь храм, и народ, на что указывает и святой Дионисий, когда говорит, что перед литур­гией совершается каждение по всему храму, начиная от жертвенника (престола) и воз­вращаясь опять к жертвеннику, в знак то­го, что начало и конец всех благ есть Бог, а жертвенник есть Его престол и место.

Поэтому и при всяком каждении соблюда­ется это правило: совершающий каждение начинает от жертвенника и оканчивает так­же им. Поскольку же архиерей есть образ Христа и имеет в изобилии силу Его и по­скольку каждый предстатель душ изобража­ет собою Христа, то и в отношении к ним делается то же. Архиерей и благословляет сначала кадило, как приносящий его Богу, а потом – после священной трапезы и святых икон – его же первого кадят. Прочих – уже за ним. После чего опять кадят его, так как он – и начало, и конец священнодействий, и раздаятель божественных дарований. А в подражание сему есть обычай делать это и в отношении к настоятелям, имеющим священноначальственное рукоположение.

Каждение в начале священнодействия не только внутри алтаря, но и вне его, в хра­ме, можно видеть совершаемым и в великой Фессалоникийской церкви – именно тогда, когда во время первого входа священной ли­тургии выносится от жертвенника кадило, которым диакон кадит Евангелие, архиерея и сослужащих с ним священников, чем знаме­нуется небесная благодать и дар, излиянные на мир через Иисуса Христа, и благоухание Духа, силою Его вновь восходящее к Небу.

Так всегда совершается у нас это о имени Иисуса Христа. Так совершается у нас вооб­ще проскомидия. Во время неё все пресвите­ры приносят частицы за кого необходимо, и особенно за совершающих праздник, за ар­хиерея и прочих, за кого должно.

А диаконы, все без исключения, помина­ют кого хотят чрез пресвитеров, потому что сами диаконы совершить приношения не могут, так как они не имеют дара проскомисания. Они – служители и имеют только служебное достоинство. Если им нельзя об­лечься в священную одежду без благосло­вения архиерея или иерея и если нельзя начать никакого священного действия без пресвитера или без благословения пресви­тера, то как же сам диакон будет совершать приношение? Если правило запрещает диа­кону причащаться прежде иерея даже освя­щенных честных Даров (чтобы всякий со­хранял свой чин), то каким образом диакон будет приносить Дары?

Вот почему существовавший прежде в Фессалонике, а теперь существующий на святой Горе Афон обычай, чтобы совершали при­ношение диаконы, не благоприличен и не совсем сообразен с назначением диаконов: на это должно обращать внимание. Если же кто-нибудь из диаконов хочет, по своей на­добности, принести частицы Богу, то пусть делает это через пресвитера.

Когда пресвитер берет просфору и копие и, вынимая частицу, говорит: Приими, Господи, жертву сию за такого-то, в честь и память (если делает приношение за кого-нибудь из святых) или в умилостивление же и отпущение грехов (если за кого-нибудь из живых или умерших), тогда диакон при каж­дой частице говорит: помяни, Господи, в честь и память (какого желает святого), или в от­пущение грехов (всякого, за кого имеет нужду молиться). Однако лучше же и правильнее было бы ему говорить: помяни, владыко, того-то (кого хочет помянуть). Ибо не благопри­лично ему возносить голос к Богу в присут­ствии иерея.

Затем первому из диаконов даётся архие­реем знак начинать литургию, потому что без архиерея нельзя совершать ничего, что и о Себе сказал Великий Архиерей Иисус: «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15: 5).

Итак, диакон призывает иерея благосло­вить Господа. Иерей благословляет Бога – тот иерей, который совершал проскомидию в предложении. Затем служба следует обычным порядком, что мы, по мере сил, пространнее изъясняли в толковании на литургию.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.