Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Почему приносится хлеб квасной






Хлеб же берётся квасной, как бы в некото­ром смысле одушевленный посредством закваски и истинно совершенный. Этим означается, что совершенным было то, что приняло на Себя ради нас Слово Божие, во­плотившееся без пременения (изменения) и пребывавшее с душой словесной и разумной, то есть что Христос принял истинное чело­веческое естество. Здесь свидетельствуется, что Христос есть и был и совершенный Бог, и совершенный человек, чтобы воссоздать всего человека.

Три вещи содержит этот хлеб, в соот­ветствии с трехчастностью души и в честь Троицы: муку с закваской, которая служит образцом души; воду, означающую креще­ние, и соль, знаменующую ум и учение Слова, Которое сказало ученикам: «Вы – соль земли» (Мф. 5: 13), именно как учители, а также: «Имейте в себе соль» (Мк. 9: 50) – ведение и любовь вместе.

Хлеб указывает и на то, что Воплотивший­ся есть Один от Троицы. Будучи испечен на огне, он знаменует, что Христос, будучи Богом, весь соединился с нами и предал нам свою мощь и силу, или, лучше сказать, весь соединился со всем нашим первобытным естеством.

55. Почему приносимый для священнодействия хлеб четырёхчастен

Хлеб потому бывает четырёхчастный, а не круглый и опресночный (какой употребля­ют для жертвы латиняне), что, как сказали мы, и он должен быть совершенен. Ибо Бог воспринял всего совершенного человека, состоящего из души и четырех стихий, и по­тому что весь мир четырёхсторонен, а Само Слово есть Зиждитель мира.

Хлеб четырёхчастен и потому, что Христос принял тело, включающее четыре стихии, и потому, что воплотившееся Слово освятило все пределы мира, и небесные, и земные. А также потому, что самый вид этого хлеба образует Крест Христов, чрез который, бу­дучи пригвождён к нему и умерев, Бог ис­правил нас и весь мир.

56. О том, что латиняне поступают неправильно, принося опресноки и притом округлые, ибо Христос воплотился, сама же плоть – от стихий

Латиняне говорят, что округлость и отсут­ствие оконечностей у опресноков означают бесконечность Божества. Что на это скажем мы, православно мыслящие? Здесь речь не о богословии, но проповедуется таинство во­площения и страдания. Здесь изображаются обстоятельства вочеловечения и распятия. Однако же и образ бесконечности Божества не отвергается и не оставляется у нас, но зри­мо передаётся через печать на хлебе. Здесь-то ему в первую очередь и должно быть.

То, что касается домостроительства Спа­сителя, в совершенном виде созерцается в хлебе и четырёхчастном виде его; а свой­ства Божества – в печати хлеба, которая имеет вид круга с крестом посредине. Или же изображается Сам Спаситель. Все это вместе указывает на безначальное и бес­конечное воплощенное Слово, Которое одновременно и пребывало Богом, и яви­лось подобным нам, в человеческом облике, Которое истинно воплотилось и пострада­ло, пребывало в образе Божием и явилось в образе человеческом.

Посему следует изображать не только то, что принадлежит Божеству, но и свойства человеческие (во Христе), чтобы не поду­мали, подобно некоторым еретикам, что человеческие качества при воплощении уничтожились и что Христос был исклю­чительно только Богом, подобно тому, как говорят те, которые признают в Нём одно лишь человеческое естество.

Но не так было, и мы не такое учение при­няли. Он пребывает совершенным по тому и другому естеству – в крайнем соединении Божества с человечеством Его. Ибо Он все­цело обожил человеческое естество и купнобожным2) соделал в крайнем соединении; но сохранил и Своё, и есть совершенный чело­век – в определенном месте видимый, равно как и совершенный Бог, везде сый (пребывающий) и превысший всего, и сохраняющий свойства телесной природы.

Поэтому и по воскресении, и нетлении Он был видим и осязаем, и вошёл «дверем затворенным» (Ин. 20: 19).

Видишь ли теперь, что Христос и нетле­нен был, и сохранил Свои Божественные свойства, что Он вместе есть и несозданный, и созданный, что Он имеет две приро­ды, хотя и един по совершенной Ипостаси? Держись же православия, не приноси мёрт­вых и бездушных опресноков, не возобнов­ляй обрядов иудейских, не вводи снова (де­ревянного) закона, не твори празднества на бесквасном хлебе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.