Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изъяснение молитвы о мире






Знаменовав (миро), архиерей нисходит, преклоняет голову и читает первую молитву Господи милосердия и Отче светов.

Видишь ли теперь, что елей есть символ милости Божией? А всё другое, что входит в состав мира, служит образом Божественных Даров. Но вот оно и действительно при­емлет самую благодать Духа, ибо архиерей воспоминает Того, от Кого нисходит всяко даяние благо и всяк дар совершен (говоря Ему): «Ты даровал сие миро и в законе, и пророкам, и апостолам Твоим. Ниспосли на него Духа Твоего Святого и сотвори его помазанием царствен­ным, даром духовным, освятительным для душ и телес».

Вот поистине освящаемое миро: оно по­даёт освящение Духа. Вот елей радования, который весьма выразительно называется елеем, как дар милости Божией, предпо­сланный ещё в законе. Вот чего прообразом было миро подзаконное и что в полном све­те явилось в Завете Новом.

Видишь ли, насколько более явственным предстаёт миро в благодати, когда обильно преподается нам дар Святого Духа? В законе помазуемы были священники и первосвя­щенники, пророки и цари. И они подлинно воспринимали начаток Духа, как Моисей и семьдесят мужей, которые приняли от Духа, бывшего на нем; как Аарон и Самуил, и Давид, принявший Духа через помазание после того, как Саул, приняв помазание, согрешил; и другие, следовавшие за ними. «Имже, – говорит архиерей, – помазал Ты и самих апостолов Твоих».

Видишь ли теперь, что сошествие Духа на них было для них святым помазанием? И всех, которые до дня сего возрождены бъши ба­нею пакибытия от преемственно следовавших друг за другом епископов и пресвитеров. Вот, не первосвященники только, священники, про­роки и цари приняли Божественное Миро, но и все, крестившиеся во Христа и сделав­шиеся «помазанными Господними». Потому все верные (если только хранят себя во свя­тыне) обладают благодаря этому помазанию силой и пророчествать, и совершать исце­ления, и изобилуют многими другими даро­ваниями Божественного Духа.

«Ей, Господи Боже Вседержителю, освяти с наитием покланяемого и Святого Твоего Духа», – опять архиерей молится о наитии Всесвятого Духа, ибо всё бывает в нас от Отца Словом во Святом Духе. И как «Словом Гос­подним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их» (Пс. 32: 6), – ибо они совершены были тем же Духом, – так точно бывает и в отношении ко всякому дару, который подаётся от Отца Словом во Святом Духе, особенно после до­мостроительства спасения нашего, совер­шенного Богом Словом. Отец являет Свое благоволение, Сын действует Своей силой, а Дух Святой совершает.

«Одежду нетления, – молится архиерей, – и печать священносовершительную, напечатлеваю­щую, на приемлющих Божественную баню Твою, святое имя Твое и Единородного Твоего Сына и Святого Твоего Духа». «Одежду нетления» – так как Дух животворящ и дарует бессмертие. «Печать священносовершительную» – так как Он дарует нам благодать и имя Святой Тро­ицы, поскольку мы священносовершаемся в Троице.

«Да будут они ведомы пред Тобою», – то есть, знаемы Тебе, Богу. О дар Божественного мира! О ве­личайшая благодать! О какого дара лишает­ся тот, кто не получает этого дарования!

«Пристными, – продолжает священник, – и со­жителями, рабами Твоими и чадами». То есть: благодаря приятию мира благочестивые делаются присными и истинными рабами Богу. Подлинно, величайший дар!

«Но и освященными, – говорит, – душой и телом». Вот – делает их святыми и безгреш­ными. Ибо прибавляет: «Свободными от вся­кой злобы и очищенными от всякого греха обле­чением в одежду нетления». Этим внушается, что миро преподается тотчас после бани пакибытия, т. е. крещения.

Обрати внимание и на другой величайший дар. «Да по сему святому знамению Твоему, – го­ворит, – познаваемы будут от святых Ангелов, Архангелов и всех Пренебесных Сил».

Этим выражается, что через миро мы де­лаемся подобными Ангелам и через него мы ведомы им. Таким образом, выходит, что не помазанные миром не ведомы (как свои) ни Богу, ни Ангелам. Поскольку они – не запе­чатленные, постольку и не назнаменованы для Христа.

Примет христианин и ещё великий дар. «И страшными, – говорит, – для всех лукавых и нечистых демонов». Отсюда явствует, что назнаменованные божественным миром для демонов страшны. О величайшая благодать Божия!

Смотри далее, как мы, верные делаемся через Божественное миро чем-то новым. «Да будут Тебе, род избранный, царское священство, народ святой», – те, которые запечатлены сим пречистым миром Твоим. Таким образом, че­рез сие мы приемлем на себя печать Святой Троицы; а тот, кто не помазан сим боже­ственным миром, не имеет такой печати.

Но какой ещё величайший дар даёт нам эта молитва, которую я изложил всю, чтобы мы узнали дары, подаваемые через миро? «И имели, – говорит, – Христа Твоего в сердцах своих, (освящаясь в) жилище Тебе, Богу и Отцу, во Святом Духе». Вот: через него и Христос – в сердцах наших, и мы соделываемся жили­щем и храмом Бога Отца, и Сына Его Иисуса Христа, и Святого Духа.

Таким образом, миром сим довершается крещение, и мы делаемся через него храма­ми Троицы. Поэтому оно преподаётся после крещения и низводит на нас Духа, что явил и Спаситель, когда крестился в Иордане. Через посредство этого же мира мы дела­емся духовными и облагодатствованными, и запечатленными печатью Божественной Троицы, так как мы освящаемся, очищаем­ся и возрождаемся в святой воде Её именем, а через миро приемлем Её печать и дары. И как некрещёный остаётся нечистым и не возрождается в жизнь вечную, так не пома­занный после крещения не имеет печати и знамения Святой Троицы, не приемлет и благодати Духа. Ибо Божественные Таинст­ва взаимно связываются друг с другом; и как нераздельна Троица, так нераздельны и да­ры Ее.

Итак, совершив эту молитву, патриарх воз­глашает в заключение: «Яко свят еси, Боже наш, и во святых почиваеши», – принося благодаре­ние, соответствующее Таинству, так как ми­ро является миром освятительным и пред­назначается для освящения и даяния даров Всесвятого Духа.

Потом патриарх говорит: «Мир всем». И это сообразно, потому что Дух есть истинный и щедродательный податель мира.

Когда диакон скажет: «Главы наша Господеви приклоним» – патриарх преклоняет главу (ибо надобно повергаться пред столь великими дарами и благодарить Бога) и присовокупля­ет другую молитву: «Тебе, Богу всяческих и Царю, выю сердца с благодарением преклонили мы». Это надобно делать благодарным рабам – для чего? «Да сподобишь нас, недостойных, быть служителями сих Божественных Твоих Тайн». Поистине, величайшим даром является то, что людей земных и телесных явил Он слу­жителями Небесных (Тайн).

«И возвещать милость Твою, которую на нас обильно излиял Ты». Вот и опять научает, для чего освящается елей, именно – во образ Божественной милости. Излиять ради Духа, Которого через Иоиля обетовал излиять на всяку плоть.

«Молимся, – говорит, – (да сподобимся) приять от Тебя освящение, как миро, сходящее на главу». Вот и главнейшая сила мира: «Освящение».

«Поелику Миро излиянное – имя Единородному Твоему Сыну, Христу Богу нашему, Которым облагоухается весь мир, как видимый, так и невидимый», – говорит архиерей, из Песни Песней принося молитвенное пение Не­бесному, прекрасному и благоуханнейшему Жениху душ.

Потом, подняв главу, возглашает: «Яко подоба­ет Тебе всякое поклонение, Отцу Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки». То есть: Ты един поклоняем и никто другой; Ты всех освяща­ешь, и от всех Тебе подобает поклонение.

42. О том, что миро принимают все верные, а рукоположение – исключительно архиереи и священники

Когда это сделано и произнесено, миро является уже освященным на священной трапезе. И всякий крещаемый помазывает­ся им и, знаменуясь, освящается. И самые святые престолы вместе с храмами, будучи помазаны им, освящаются и исполняются славы Божией и освящения. И цари, помазуясь вторично, делаются помазанниками Господними и являются вождями благоче­стивых. А архиереи и священники – одни только – посвящаются через рукоположе­ние. Его не получают ни царь, ни инок. Это особенная благодать и (дело) вседеятельной силы, воссозидающей и освящающей все. Однако же, если вникнешь в дело, най­дешь, что и рукоположения совершаются не без мира.

Клирик:

– То, что сказал ты, владыка, мы усвоили тщательно и преисполнены веселья. И бла­годарение Богу, творящему всё это ради нас!

Объясни же нам и прочее. И прежде всего проясни то, что сказал ты теперь: каким об­разом и рукоположения совершаются не без Таинства мира?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.