Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Живопись






    Живопись обладает специфической терапевтической ценностью.
    Подобно тому, как растекается краска, часто ведут себя и эмоции.
    Дети получают удовольствие, когда они пишут красками. Они часто
    не имеют возможности возобновить этот опыт после того, как
    перестают посещать ясли и детский сад. Если они и рисуют краска-
    ми, то только из маленьких баночек с акварелью. Дети любят сво-
    йство красок струиться и блеск различных цветов. Им нравится
    писать красками, и часто я предлагаю им, чтобы они просто изобра-
    зили краской что-нибудь, а я тем временем буду ждать и смотреть,
    что происходит.

    Семилетняя Нэнси нарисовала небо с облаками и большой
    летящий самолет. Когда она закончила, мы говорили о ее рисунке
    и полете. Она подхватила кисть и сделала пятно из краски на одном
    из окон. «Это моя мама», —сказала она. Я попросила ее рассказать
    побольше о том, куда направлялась ее мать. «Моя мама находится
    в самолете. Она куда-то летит, но я не знаю куда». Я попросила ее
    сказать что-нибудь своей матери в самолете. «Я не хочу, чтобы ты
    улетала и покидала меня». Я спросила ее, говорила ли она об этом
    своей матери когда-нибудь. (Она с матерью жили только вдвоем.)
    Тогда открылся ее страх быть покинутой. «Нет, я не говорила моей
    маме; я только один раз сделала это, и она сказала, что это глупо».
    Этот страх, который был связан с разводом родителей, дальним пе-
    реездом и разлукой с отцом, а также другими близкими, должно
    быть, привнес многое в привычку Нэнси хныкать и ее потребность
    цепляться за мать. Когда я обеспечила выход ее чувствам и пред-
    оставила ей возможность убедиться в том, что эти чувства принима-
    ются всерьез, удалось произвести на Нэнси огромное впечатление.
    Я посвятила этому несколько занятий, давая ей возможность
    сконцентрироваться на своих чувствах, предлагая ей рассказывать
    различные истории, рисовать картинки или разыгрывать сценки, в
    которых она изображала себя покинутой, или заставляя ее сочу-
    вствовать по этому поводу маленькой кукле и спрашивая ее, что она
    может сделать.

    Поскольку оттенки, цвет и жидкая консистенция красок соот-
    ветствуют состоянию чувств, я иногда прошу ребенка нарисовать
    картинку о том, как он чувствовал себя в тот или иной момент или
    как он чувствует себя, когда печален или весел. По-видимому, детям
    легче всего изображать свои чувства красками. Когда они берут
    пастель или фломастер, они могут представлять всё в более нагляд-
    ной и характерной форме.


    _________________Глава 2. Рисунок и фантазия____________________59

    Рис 27

     

    Я попросила девятилетнюю Кэнди нарисовать, как она чувствует
    себя счастливой и печальной. На одной стороне листа бумаги она
    изобразила красками абстрактный рисунок (рис, 27), о котором
    позже сказала: «Я чувствую себя особняком и открыто. Я чувствую
    себя, словно нахожусь повсюду. Пятна краски — это мои чувства,
    которые приходят и уходят, это разные чувства, но главным образом
    приятные». О рисунке на другой стороне листа она сказала, рассмат-
    ривая свои линии и цвета: «Я ощущаю нервозность, как будто
    внутри пробегает маленький черный жучок или сороконожка. Эта
    картина изображает такое состояние, когда я думаю, что нужно
    отложить решение на утро».

    Тринадцатилетний мальчик написал красками очень большую
    картинку о том, как он чувствует себя после того, как обмочится в
    постели. Рисунок состоял из больших голубых, черных и серых
    Пятен. Перед тем, как он начал рисовать, я спросила его, каким
    образом он чувствует это. Он пожал плечами и сказал: «Я не знаю».

    Маленькие дети любят рисовать без инструкций. Они становятся
    очень сосредоточенными, когда распределяют и смешивают краски.
    Потом они описывают то, что видят, в форме фантастического
    Рассказа. Шестилетний Джон сказал о своей картинке: «Это маши-
    *№, из которой что-то вытекает. Это трубы, из которых выходит
    сМазка. Это трубы, из которых течет масло. Это горячее масло, и вы

     

     

    60 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

    не сможете дотронуться до него». Я попросила его побыть в роли
    этой машины и снова рассказать мне о его смазке. Он энергично это
    изобразил. «Да, — сказал он, — я забрызгаю маслом всех, кто будет
    беспокоить меня». Затем он поднялся с места и стал ходить по
    комнате, согнувшись, вытянув руки, гримасничая, сплевывая и
    сердито выкрикивая: «Я вам задам! Погодите!». Наконец, он сел на
    пол рядом со мной и мы поговорили с ним немного о его чувстве
    гнева.

    Другой шестилетний мальчик использовал преимущественно
    черную краску. Справа, ближе к краю, было небольшое кольцо яр-
    кого цвета. Он сказал: «Это нефть и вода. Нефть попадает сюда, а
    туда попадает вода из океана» (показывая на цветное кольцо). Я
    предложила ему провести беседу нефти с океанской водой. Он
    сказал от имени нефти: «Не приближайся ко мне. Я отравлю тебя.
    Ты получишь всю грязь». Когда я позже спросила его, напоминают
    ли чем-то нефть и вода его чувства, он сказал: «Эта нефть —тогда,
    когда я сержусь! Не подходите ко мне, когда я разгневан!». У этого
    мальчика были по всему телу корочки от расчесов и ранки, которые
    он наносил себе: до настоящего времени это был для него еди-
    нственный способ как-то выразить свой гнев. У нас с ним было
    много занятий с красками и другими средствами, чтобы помочь ему
    выразить свой гнев, не причиняя себе вреда.

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.