Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Побольше идейдля фантазий и рисунков






Далее я излагаю некоторые указания и описываю методики,
используемые мною для того, чтобы дать возможность ребенку
выразить свои эмоции и фантазии. Ими ни в коей мере не исчерпы-
ваются все возможности; они, скорее, перечисляются, чтобы наме-
тить общую концепцию занятий, которые я провожу с детьми сама,
о которых я читала, слышала, думала или которые собиралась ис-
пользовать. Простор для идей в этой области так же безграничен,
как и воображение. Некоторые из этих идей описываются более
подробно в других разделах книги.

Предоставьте ребенку разнообразные материалы на выбор:
бумагу разного формата (прекрасным материалом являются газеты),
краски, кисточки, карандаши, пастель, цветные карандаши, толстые
кисти. Дети также получают удовольствие от технических приспо-


_________________ Глава 3. Моя рабочая модель ____________________ 75

соблений. Используйте иногда кухонные таймеры, секундомеры,
различные счетчики (например, для подсчета стоимости продуктов
на рынке), счеты и т.д.

Вы можете сказать:

— Сейчас мы будем в течение минуты смотреть на этот цветок.
Я засеку время по секундомеру и затем попрошу вас сделать рису-
нок — не цветка, а тех чувств, которые вы испытываете, глядя на
него, или того, что вы почувствуете, когда закончится время.

— Попробуйте выразить свой мир в виде зрительных образов,
представленных в цветах, линиях, формах, символах. Как выглядел
бы мир, если бы он был таким, как вам хочется.

— Проделайте некоторые дыхательные упражнения; изобразите
теперь то, что вы чувствуете.

— Нарисуйте, что вы делаете, когда вы сердиты; что заставляет
вас быть сердитым. Изобразите жуткое место, еще что нибудь жут-
кое; последний раз, когда вы плакали, место, которое делает вас
счастливыми; как вы себя чувствуете в данный момент; как бы вы
хотели себя чувствовать.

— Нарисуйте себя: как вы выглядите, как бы вы хотели выгля-
деть, когда станете старше; когда вы состаритесь, когда вы были
младше (в каком-то определенном возрасте или вообще).

— Вернитесь назад в какое-то время или к какой-то сцене.
Нарисуйте время, когда вы чувствовали себя наиболее бодрым;
время, которое вы вспоминаете; первую вещь, которая вам приходит
в голову; семейную сценку; ваш любимый обед; какой-то период
детства, сон.

— Нарисуйте: где бы вы хотели быть; идеальное место; любимое
место или место, которое вы не любите; самую худшую вещь, кото-
рую вы можете себе представить.

— Посмотрите на это (используйте цветок, лист, раковину,
картину и т. п.) в течение дух минут. Изобразите свои чувства
(включите таймер или используйте двухминутный музыкальный
отрывок).

— Нарисуйте: вашу семью сейчас, вашу семью в символах, в
виде животных, мазков краски; вашу семью с изображением каждого
ее члена за каким-то занятием; часть вас самих, которая вам нравит-
ся больше всего или меньше всего, ваше внутреннее Я. Изобразите,
как вы представляете себя, как другие воспринимают вас (как вы
себе это представляете); как бы вы хотели выглядеть в глазах окру-
жающих; человека, который вам нравится, которого вы ненавидите,
которым восхищаетесь, которого ревнуете; ваше чудовище, вашего
демона.

 

 

76 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

— Нарисуйте: как вы обращаете на себя внимание; каким обра-
зом вы добиваетесь того, чего вы хотите; что вы делаете, когда
ощущаете печаль, беспокойство, ревность, одиночество и т. д.; ваше
одиночество; чувство одиночества, когда вы чувствуете или чувство-
вали себя одинокими; воображаемое животное, то, что раздражает
вас в ком-либо из близких людей, в вас самих, в окружающем мире,
ваш день, вашу неделю, вашу жизнь в настоящее время; ваше про-
шлое, ваше настоящее, ваше будущее.

— Нарисуйте: счастливые линии, мягкие линии, линии печаль-
ные, сердитые, испуганные и т. д.

(Когда вы работаете с ребенком, вы можете попросить его
нарисовать последовательно серию страниц, иллюстрирующих, как
он чувствует себя сейчас, эти же чувства в преувеличенном виде.)

— Изобразите то, что вы описываете во время беседы, или
трудности, которые вы испытываете, не рисуя ничего конкретного,
а используя только цвета, форму, линии.

— Нарисуйте свои реакции на рассказ, фантазию, поэму, отры-
вок из музыкального произведения.

— Нарисуйте вещи, противоположные друг другу: слабый —
сильный; счастливый —несчастный, печальный — веселый; любить —
не любить; хороший — плохой; положительный — отрицательный;
раздраженный — спокойный; разумный — безумный; серьезный —
легкомысленный; добрые чувства —злые чувства; любить —ненави-
деть; счастье— несчастье; доверие —подозрение; отдельно —вместе;
одинокий —не одинокий; смелый — боязливый; лучшее, что есть в
вас — худшее, что есть в вас и т. д.

— Нарисуйте себя: ребенком, подростком, взрослым. Изобразите
какое-нибудь воображаемое место, проблему, которая вас больше
всего тяготит, физическую боль (головную боль, боль в поясничной
области и т. п.), чувство усталости.

— Нарисуйте каракули, отыщите в них картинку. Сделайте
сквигд, закончите картинку.

Для детей дошкольного возраста можно использовать макрамэ,
рисование бабочек, живопись красками с помощью пальцев, автомо-
бильную краску (автоэмаль высыхает быстро и с помощью ее капель
можно создавать прекрасные фантастические картины).

Вы можете сами нарисовать ребенка и предложить ему проком-
ментировать рисунок.

В группе могут выделяться пары, в которых один рисует друго-
го; рисуют какую-нибудь вещь совместно с партнером, согласуя
тему; смешную картинку, головоломку и т. д.; карту дорог своей
жизни (отметьте хорошие места, ухабы, препятствия), изображаю-


_________________ Глава 3. Моя рабочая модель ____________________ 77

щую места, где вы когда-то бывали или те, которые собираетесь
посетить.

В некоторых случаях предлагают ребенку нарисовать специфи-
ческие ситуации и происшествия (например, для детей с энурезом:
«Что вы испытываете при недержании мочи в постели?»).

Группа, семья или группа, в которой роли распределены, как в
семье, могут выбрать себе тему и рисовать вместе (поддерживайте
связь с группой во время этих занятий и следите за взаимодействием
участников). Темы могут быть также заданы: где я нахожусь в насто-
ящей жизни, откуда я прихожу, где бываю, куда я хочу уйти, что
мешает мне пойти или оставаться здесь (преграды, препятствия); «Я
обычно бываю... но сейчас...». Предложите передавать рисунок по
кругу и пусть каждый добавляет что-то свое, когда подходит его
очередь.

— Нарисуйте: как вы чувствовали себя вчера, сегодня, как
чувствуете себя сейчас и как будете чувствовать себя завтра; что
значит быть эгоистичным, глупым, сумасшедшим, безобразным.
Изобразите что-нибудь из того, что вам хочется, какой-нибудь
секрет. Что значит быть одиноким, быть вместе с другими, быть
серьезным, быть глупым.

— Нарисуйте картинку, изображающую вас самих соответствен-
но вашим представлениям о том, как вы выглядите.

— Предоставьте себе возможность просто водить рукой по
бумаге и делать ею все, что угодно.

Работая с детьми, можно также произносить слова и предлагать
детям быстро рисовать то, что представляют эти слова: любовь,
ненависть, красота, тревога, свобода, милосердие и т. д.

Изобразите, как вы чувствуете себя в роли женщины или
мужчины, ребенка или взрослого, мальчика или девочки. Как вы
себе представляете, какие ощущения вы испытывали бы, если бы
были лицом другого пола?

— Нарисуйте себя в виде зверя и среду, в которую вас помести-
ли; образ вашей матери (отца), используя цвета, линии и формы.

— Мысленно вернитесь назад к тому времени, когда вы были
очень маленькими, и изобразите что-нибудь, что делало вас счастли-
выми, приводило в состояние возбуждения, вызывало хорошее
самочувствие; что-нибудь из того, что вы имели, что-нибудь из того,
что вы делали, кого-нибудь из ваших знакомых, что-нибудь, что вас
огорчало, и т. д. Рисуйте это так, как будто вы находитесь в том
возрасте, когда это происходило.

— Нарисуйте что-нибудь, чего бы вы хотели, когда были малень-
кими.


78 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

(Когда ребенок рассказывает или упоминает о чем-нибудь,
попросите его нарисовать эту вещь: физическую боль, происшес-
твие, чувство и т. д.)

— Нарисуйте воображаемое животное. Будьте этим зверем: что
он мог бы делать? (Работая с группой, предложите изобразить двух
зверей, сражающихся друг с другом. Пусть каждый нарисует одного
из этих зверей или обоих и напишет или продиктует по три слова,
чтобы описать каждого зверя.) Теперь побудьте в роли зверя и
расскажите о себе.

— Нарисуйте что-нибудь, что вам не нравится из того, что я
делаю, а я нарисую что-нибудь, что не нравится в ваших действиях
мне. Нарисуйте что-нибудь, тревожащее вас. Изобразите три жела-
ния.

— Представьте себе, что у вас сегодня есть возможность достичь
чего-то из того, что вы хотите получить в этом мире. Нарисуйте то,
чего вы хотели бы достичь. Если бы вы были волшебником, где
хотелось бы вам быть?

— Нарисуйте подарок, который вам хотелось бы получить; что
вам хотелось бы подарить. Кто мог бы вам его подарить? Кому вы
могли бы его подарить?

— Нарисуйте: что-нибудь из того, что вы не хотели бы делать;
что-нибудь из того, из-за чего вы чувствуете себя виноватым; ваши
возможности; что-нибудь из того, чего вам нужно избежать.

В качестве тем для рисунков можно использовать множество
других вещей: фантазии, рассказы, звуки, движения, достопримеча-
тельности. Можно также комбинировать рисование с сочинением
литературных произведений, стихов.

Пусть дети используют краски, линии, формы, легкие мазки,
жирные мазки, длинные и короткие штрихи, яркие цвета, темные и
матовые цвета, длинные и короткие, тонкие и толстые фигуры.

Пусть дети работают быстро. Если вы заметили какой-то стерео-
тип, заставьте их поупражняться в действиях, противоположных тем,
к которым они привыкли.

Предложите ребенку сказать вам, что нарисовать и когда вам это
рисовать.

Многие из описанных тем могут быть использованы не только
для рисования, но и для литературного творчества, лепки и т. п.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.