Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 4. Из всех материалов, которые я использую, работая с детьми, глина, несомненно,— мой самый любимый материал






ПОДЕЛКИ

Глина

 

Из всех материалов, которые я использую, работая с детьми,
глина, несомненно, — мой самый любимый материал. Обычно,
работая с детьми, я постоянно использую глину; это оставляет
приятные ощущения и позволяет расслабиться. Гибкость и податли-
вость глины делает ее пригодной для удовлетворения самых разнооб-
разных потребностей. Это замечательный материал, потому что он
не имеет определенной формы, обладает мягкостью, гибкостью и
привлекателен для лиц любого возраста. С глиной каждый может
легко стать мастером. Она дает возможность получать как тактиль-
ные, так и кинестетические ощущения. Она сближает людей с их
чувствами. Возможно, благодаря своей пластичности глина обеспе-
чивает союз средства и человека, использующего его. Часто создает-
ся впечатление, что во время работы с глиной удается проникнуть
через панцирь, через барьеры на пути к ребенку. Люди, которые
придают очень небольшое значение эмоциям и которые постоянно
блокируют выражение своих чувств, обычно малочувствительны и
к различным ощущениям. Способность глины вызывать при работе
с ней определенные сенсорные ощущения часто служит для этих лиц
мостиком между ощущениями и чувствами. Дети, которые рассерже-
ны, при работе с глиной могут различными способами дать выход
своему раздражению.

Те лица, которые испытывают чувство неуверенности и страха,
могут обрести ощущение контроля и владения собой благодаря
работе с глиной. Глина — это вещество, которое легко удалять, и для
ее использования не существует строгих специальных правил. Край-
не трудно сделать ошибку при работе с глиной. Дети, испытываю-
щие необходимость в улучшении самооценки, получают необыкно-
венное ощущение Я в процессе использования глины. Этот вид
творчества — самый наглядный из всех видов искусства и позволяет
терапевту наблюдать за состояние ребенка. Терапевт действительно
может видеть, что происходит с ребенком, наблюдая за тем, как тот
работает с глиной. Эта работа — хороший способ стимулировать
словесное выражение чувств у детей, которым не достает таких
способностей. В то же время этот вид работы позволяет детям с


80 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

чрезмерной склонностью к вербализации, включая тех, которых
родители и другие дети обвиняют в болтливости, избавиться от
избытка слов. Эта работа помогает детям удовлетворять их интерес
к вопросам пола, частям тела и их функциям. Ребенок может полу-
чать удовольствие от использования глины как от самостоятельной
деятельности, но лепка может также приобщить к подлинной соци-
альной активности. В процессе такой деятельности дети ведут заме-
чательные беседы друг с другом. Они часто взаимодействуют друг с
другом на новом уровне, делятся друг с другом соображениями,
мыслями, чувствами, ощущениями.

Некоторых отпугивает грязь, сопровождающая работу с глиной.
На самом же деле это самый чистый (кроме воды) из всех материа-
лов, используемых для творчества. Высохнув, она превращается в
мелкий порошок и легко смывается с рук, удаляется с одежды,
ковриков, пола, столов щетками, пылесосом, губкой. Глина обладает
свойствами, способствующими заживлению ран. Скульпторы и
гончары заметили, что порезы заживают быстрее, если их оставляют
открытыми на время работы с глиной.

Большинство детей охотно берут в руки глину, но иногда можно
встретить ребенка, относящегося к ней с опаской: она представляет-
ся ему мокрой, «грязной» массой. Это само по себе уже дает тера-
певту обширную информацию о ребенке и полезные для терапии
указания. Несомненно, существует прямая связь между навязчивым
пристрастием к чистоте и эмоциональными проблемами ребенка,
хотя это может и не выявляться при работе ребенка с какими-либо
другими материалами. Я буду работать с таким ребенком медленно,
осторожно предлагая ему глину снова, после того как он вначале
встретил ее сопротивлением. Такой ребенок часто так же легко
приходит в восторг, как и испытывает неприязнь, и затем осторожно
начинает включаться в работу с глиной.

Когда я работаю с детьми, которые утаивают от родителей
позывы на стул или не контролируют их, я использую глину. Один
девятилетний мальчик, любивший делать глину, насколько это было
возможно, влажной и жидкой, с удовольствием поливал ее водой и
наливал воду в сделанные в ней углубления. Затем внезапно, без
каких-либо предварительных настораживающих сигналов, словно
что-то произошло внутри него, он сделал резкое движение, стал
напряженным и объявил мне, что больше не будет играть с глиной.
В течение длительного времени он не мог открыто обсуждать мысли,
чувства, воспоминания, возникшие в тот момент, когда он устранил-
ся от игры. Но однажды он рассказал мне, что когда-то, в возрасте
около четырех лет, он захотел попробовать наощупь консистенцию


__________________________Глава 4. Поделки ____________________81

своих испражнений; за этим занятием в туалете его застала мать и
устроила ему хороший нагоняй. После этого у него были и другие
попытки потрогать кал, но его охватывали такие чувства стыда и
вины, что он прекращал запрещенные ему действия. Один только
этот инцидент мог привести (хотя мог и не привести) к проблемам
с кишечником и, несомненно, явился важным фактором. После того
как он поделился воспоминаниями (которые, возможно, и прояви-
лись только в результате его работы с глиной), он стал чувствовать
себя гораздо лучше при работе с глиной и более расслабено в целом.
Снятие напряжения помогло ему достичь большей открытости при
выражении своих переживаний и в конце концов добиться нормаль-
ного контроля за своим стулом.

Дети часто располагают очень узким набором способов работы
с глиной. Дайте ребенку глину, и он наверняка сделает вам пепель-
ницу или чашу, или, может быть, змею. Но чем больше опыта у
ребенка при работе с этим удивительно гибким и податливым мате-
риалом, тем больше у него возможностей для экспрессии. Полезно
снабдить ребенка ящиком с инструментами, которые он сможет
использовать для работы с глиной: резиновой колотушкой (основной
инструмент), резаком, ножом для замазки, палочкой для размешива-
ния, картофельной толкушкой и т. д. Я всегда выискиваю и другие
интересные предметы из кухонной утвари, набора инструментов и
из других источников. Чем в меньшей степени предмет специально
предназначен для работы с глиной, тем лучше.

Где мы работаем, не имеет значения. Иногда ребенок сидит за
столом, приготавливая глину на толстом куске доски (похожем на
разделочную доску). Иногда мы сдвигаем доску и сидим на полу.
Можно превосходно работать где-нибудь вне помещения. Когда я
использую глину в работе с группой, мы обычно сидим кружком на
полу и я даю каждому ребенку блюдо из очень прочной бумаги
(которое служит для многократного использования) на газете. Я
снабжаю их бумажными полотенцами, предварительно смоченными
салфетками, чтобы уменьшить или устранить беспокойство по
поводу возможности испачкаться. Важно иметь маленькие баночки
с водой для смачивания глины, сглаживания или поливания отдель-
ных участков.

Я часто выполняю следующее упражнение, чтобы дети представ-
ляли себе, сколько разных вещей можно сделать из глины:

«Закройте глаза. Знайте, что при закрытых глазах ваши пальцы
и руки более чувствительны к глине. Когда ваши глаза открыты, они
Могут изменять ваши ощущения. Попробуйте оба этих способа,


__________________________Глава 4. Поделки ____________________82

чтобы выяснить, так ли это. Если вам все-таки нужно на короткое
время открыть глаза, это ничего, просто затем закройте их снова.
Посидите минуту, положив руки на ваш кусок глины. Сделайте два
глубоких вдоха (я постоянно работаю с каким-нибудь куском глины,
когда даю инструкции, чтобы иметь ощущение синхронности).
Теперь выполняйте мои указания.

Заставьте себя ощутить кусок глины таким, какой он есть сей-
час—подружитесь с ним. Он гладкий? Корявый? Плотный? Выпук-
лый? Холодный? Теплый? Влажный? Сухой? Возьмите его и подер-
жите. Он легкий? Тяжелый?.. Теперь я хочу, чтобы вы отложили его
и отщипнули кусочек. Пользуйтесь двумя руками. Отщипывайте
кусочки медленно... Теперь быстрее... Отщипывайте большие и
маленькие кусочки. Сожмите вашу глину... Теперь разгладьте ее.
Используйте большие пальцы, другие пальцы, ладонь и тыльную
поверхность кистей рук. После того как вы разгладите глину, ощу-
пайте места, которые вы разгладили... Соедините всё вместе, чтобы
получился шар... Проткните глину. Если глина расплющивается,
опять соберите ее и проткните снова. Попробуйте сделать это и
другой рукой тоже... Собирайте ее и ударяйте по ней... Пошлепайте
по ней... Пощупайте гладкие места, которые образовались после
похлопывания...

Соберите глину... Разрывайте ее. Отрывайте маленькие и боль-
шие кусочки. Соедините их. Возьмите кусок и бросьте его. Вы
можете на минутку открыть глаза для этого... Сделайте это снова.
Делайте это сильнее. Сделайте так, чтобы был слышен сильный
шлепок. Не надо бояться сильного удара...

Теперь соберите глину снова... Потыкайте ее пальцами... Паль-
цем проковыряйте в ней дырку... Проковыряйте еще несколько
дыр... Проковыряйте одну сквозную. Ощупайте края дыры, которую
вы проделали.

Соберите глину и попробуйте нанести на нее линии, ударяя по
ней, и проделать в ней маленькие отверстия с помощью пальцев.
Ощупайте линии и отверстия, которые вы сделали. Используйте
различные пальцы руки: суставы, ребро ладони, ладонь. Посмотрите,
что вы можете сделать. Вы можете использовать даже свои локти...

Теперь оторвите кусочек и сделайте змею. Она будет становиться
всё тоньше и длиннее по мере того, как вы будете раскатывать гли-
ну. Оберните ею свою руку или свой палец. Теперь возьмите кусо-
чек, раскатайте его между ладонями и сделайте маленький шарик.
Ощупайте этот шарик. Сомните его снова. Возьмите на минуту обе-
ими руками свой кусок глины. Вы теперь хорошо знаете его».


__________________________Глава 4. Поделки ____________________83

Когда дети первый раз начинают это упражнение в группе, они
часто хихикают и болтают. Я говорю мягко, почти непрерывно давая
инструкции, и скоро дети становятся очень тихими, сосредоточен-
ными, увлеченными и занятыми работой с глиной.

После этого мы разговариваем о впечатлениях. «Что тебе понра-
вилось больше всего?». «Что ты не любишь делать?». Иногда я
подробнее обсуждаю те вещи, которые им нравятся. Мальчик отве-
чает: «Мне понравилось отщипывать глину. Я не хотел останавли-
ваться». Я говорю: «Сделай это сейчас: отщипни глину. О чем ты
думаешь, когда делаешь это? Напоминает ли тебе это о чем-нибудь?
Какие чувства это у тебя вызывает?». Мальчик отвечает: «Я щиплю
свою сестру. Я бы щипал ее и щипал. Она ненавидит это. Мне не
позволяют бить ее. Мой отец однажды ударил меня ремнем, потому
что я ударил ее. Он говорит, что не позволит бить ее, потому что она
девочка. Поэтому она дразнит меня, выводит меня из себя, иногда
щиплет меня и я готов убить ее, но она знает, что я не могу ее
тронуть!». Он улыбался всем нам, когда мы кивали головой и слуша-
ли, а затем сказал: «По правде говоря, она действительно не такая
уж плохая. У меня есть игра, которой я научил ее. И мы развлекаем-
ся этой игрой по вечерам, когда не можем выходить из дома».
Возможно, в другой раз мы коснулись бы и других частей его рас-
сказа, обсудили бы его отношение к отцу, который наказывает
ремнем, отношение к девочкам, которое у него формируется.

Другой ребенок говорит: «Мне нравится разглаживать глину». Я
прошу его сделать это снова. Он говорит: «Мне нравится ласкать
мою кошку. Это напоминает мне, как я ласкаю свою кошку». Он
продолжает разглаживать глину. «Я вспоминаю, как мама брала меня
в постель и я барахтался в ней; сейчас она обняла бы меня». (Его
мать умерла год назад.) «Тебе, должно быть, очень не хватает ее», —
говорю я. «Да, —отвечает он.—Я думал, что не могу жить без мамы.
Как я буду жить без мамы, которая заботилась обо мне? Но мы
стараемся, чтобы все было в порядке. Я могу делать многое, что
помогает. Временами мне ее сильно не достает. А иногда я забываю
об этом!».

Иногда полезно исполнять музыкальные произведения, пока
Дети работают с глиной в свое удовольствие. Или я могу отбивать на
барабане различные ритмы, пока дети отбивают, отщипывают и
Шлепают глину в такт моим каденциям. Я часто использую при
работе с глиной те же приемы, что и при занятиях другими видами
Искусства. Я говорю: «Закройте глаза и войдите в свое пространство.
Заставьте себя почувствовать глину двумя руками в течение несколь-
ких секунд. Сделайте два глубоких вдоха. Сейчас я хотела бы, чтобы


84 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

вы что-нибудь сделали из своей глины, не открывая глаз. Просто
дайте возможность своим пальцам свободно двигаться. Посмотрите,
не покажется ли вам, что глина захочет вести себя по-своему. Или,
может быть, вам захочется, чтобы она следовала вашему желанию.
Придайте ей какую-нибудь форму. Есть ли у вас какой-нибудь
замысел? Что вы хотели бы сделать? Сделайте это с закрытыми
глазами. Или оглаживайте кусок глины круговыми движениями.
Когда вы закончите, откройте глаза и посмотрите, что вы сделали.
Позвольте себе удивляться. Ведь вам понадобилось всего несколько
минут, чтобы сделать это. Вы можете добавить еще несколько завер-
шающих движений, но не меняйте того, что уже сделано. Поворачи-
вайте свое изделие и рассматривайте его с разных сторон и под
разными углами».

Приведу несколько примеров упражнений с глиной в группе.
Де гей просили описать их изделия из глины так, как если бы это
были они сами: «Побудь этим куском глины—ты глина».

Джимми (11 лет). Я пепельница. У меня гладкое дно и округлые
края. У меня есть две выемки для сигарет с каждой стороны. На мне
несколько шероховатостей и царапин.

Я. Кто пользуется тобой?

Джимми. Мой отец.

Я. Как он использует тебя?

Джимми. Он стряхивает в меня пепел и потом гасит сигареты,
чтобы их выбросить (замолкает, рассматривая свой кусок глины).

Я (очень мягко). Похоже ли это на твою жизнь, на жизнь Джим-
ми? В каком отношении?

Джимми (смотрит на меня, повышает голос). Да! Это то, что он
делает со мной. Он разрушает меня, раздавливает меня, как сига-
рету.

Я. Не хотел бы ты еще что-нибудь рассказать нам об этом?

Джимми кивает головой и впервые начинает рассказывать нам
о своих отношениях с отцом, о чувствах, вызванных тем, что его не
понимают. Он начинает плакать. Другие дети деликатно включаются
в обсуждение, делятся своими переживаниями, обнаруживая непод-
дельное понимание переживаний Джимми. Я улавливаю момент,
когда мне представляется удобным закончить рассмотрение проблем
Джимми, я благодарю его за то, что он поделился своими пережива-
ниями с нами, и я знаю, глядя на спокойное выражение его лица,
что он сделал еще один шаг в направлении к интеграции и зрелости.
Это занятие с глиной открыло дверь к последующим занятиям, на
которых Джимми смог лучше выразить свой гнева по отношению
к отцу, рассказать о том, как он справляется со своим гневом,


__________________________Глава 4. Поделки ____________________85

осознать способы, с помощью которых он в гневе манипулирует
своим отцом, чего он хочет от своего отца.

Шейла (11 лет). Я солнце. Я плоская. У меня два глаза и отмети-
ны по всему лицу. Мне нравится солнце, потому что оно теплое,
предметы под солнцем блестят.

Я. Можешь ли ты сказать «Я» вместо «солнце» и повторить ту
же фразу?

Шейла. Я нравлюсь себе, потому что я теплая и заставляю
предметы блестеть, и на моем лице улыбка.

Я. Связано ли каким-нибудь образом с тобой то, что ты сказала
от имени солнца?

Шейла. Да, иногда я могу делать вещи, людей, чувства теплыми.
Иногда я чувствую себя сияющей и теплой. Сейчас я улыбаюсь и
чувствую себя хорошо (широко улыбается, затем вдруг ссутуливает-
ся, отводит взгляд и перестает улыбаться). Я не всегда улыбаюсь.
Большую часть времени я не испытываю желания улыбаться.

Кто-то из детей спрашивает Шейлу, отчего она чувствует себя
так, что ей не хочется улыбаться. Она рассказывает о некоторых
конфликтах с друзьями, учителями, братьями, сестрами и родителя-
ми. Каждый внимательно слушает. Затем я спрашиваю ее, что зас-
тавляет ее улыбаться, как ее солнце. Она поглядела на нас всех и,
словно вернувшись откуда-то в комнату, снова широко заулыбалась.
«Я чувствую себя счастливой, когда я солнце», — засмеялась она.

В жизни Шейлы было много конфликтов. Она часто беспокои-
лась по разным поводам, всегда была готова к худшему, хотя это
худшее ей не угрожало. Теперь она учится тому, как радоваться
вещам вместо того, чтобы разрушать приятные чувства мрачными
предвидениями. Она учится преодолевать реальные конфликты. Она
понимает, что в жизни она не беспомощная жертва. Она открывает
для себя полярность жизни и своего Я, начинает понимать, что если
иногда она чувствует себя сердитой или грустной, то она должна
принять и пережить эти чувства с сознанием того, что в другое
время она будет чувствовать себя спокойно и счастливо. Она позво-
ляет себе переживать свои счастливые минуты (так же, как и несчас-
тные) без страха.

Джо (12 лет). Я ничего не сделал.

Я. Но у тебя есть кусок глины. Я бы хотела, чтобы ты описал его
таким, как он есть.

Джо (на минуту уставившись на свой кусок глины). Я кусок
Ничего. И так я чувствую себя большую часть времени — как кусок
Ничего.

Я. А сейчас?

 


86 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

Джо. И сейчас я чувствую себя как кусок ничего.

Я. Ты чувствуешь себя таким, словно ты многого недостоин?

Джо. Верно, я недостоин.

Я. Спасибо тебе, что ты поделился своими чувствами с нами,
Джо. Я очень признательна тебе за это.

Джо (с легкой улыбкой). Ничего. Все в порядке.

Из этого очевидно, что у Джо низкая самооценка, и он откро-
венно рассказал об этом. Рассказывая нам о своем существовании
так, как он его воспринимал, Джо сделал гигантский шаг вперед к
обновлению своего ощущения Я. Тот факт, что я воспринимала его
как приятного, аккуратного ребенка, мало что изменяет; я должна
принимать его так, как он это чувствует сам. Если спорить с ним по
поводу его восприятия себя, можно только понизить, а не повысить
его самооценку.

Во время индивидуального занятия девятилетний Дуг сказал: «Я
кусок глины. Что вы еще хотите, чтобы я сказал?».

Я. Просто скажи мне, на что ты похож. Ты неотделанный кусок
глины?

Дуг. Да, на мне много вмятин и на мне трещины. У меня есть
сидение. Я похож на стул без ножек.

Я. Что же случилось с твоими ногами?

Дуг. Моя семья не дает мне возможности использовать свои
права. Они скачут по мне и так, и сяк и они сломали мне ноги.

Я. Что же было потом?

Дуг. Они предали меня.

Я. Где ты сейчас?

Дуг. Я выброшен на свалку. Они лишили меня воли. Они просто
выбросили меня на свалку.

Я. На что это похоже быть там, на свалке? Тебе нравится там?

Дуг. Нет (его голос начинает меняться, становится более тихим,
мягким). Нет, мне не нравится это.

Я. Существует что-нибудь, что ты рассказал о себе как о куске
глины, похожее на твою собственную жизнь?

Дуг. Да. Они могут выбросить меня на помойку.

Я. Кто это «они»?

Дуг. Мои мама и папа. Они никогда не слушают меня. Они
никогда не видят ничего хорошего в том, что я делаю, что бы я не
говорил. Они не беспокоятся обо мне. Они больше любят других
детей. Они всегда смеются надо мной. Мне лучше не быть дома, мне
лучше даже на помойке.

Тон Дуга во время этой беседы довольно сильно отличался от
его обычного хныкающего или протестующего тона на предыдущих


__________________________Глава 4. Поделки ____________________8 7

занятиях.В этот раз он рассказал о себе с более адекватными глубо-
кими чувствами. Он усвоил многое из того, что воспринимал как
мнение своих родителей. Во время наших последующих занятий он
рассказал, что в действительности поверил, что он никчемный и ни
на что не годный. Он чувствовал себя настолько пропащим, незна-
чительным, что смирился и хотел умереть (не такое уж необычное
желание у маленьких детей). Он реагировал на эти переживания
плохой успеваемостью в школе, вспышками раздражения по малей-
шему поводу и сильными головными болями. И только тогда, когда
глубокое чувство отчаяния начало вырываться наружу, мы смогли
начать работу с Дутом, чтобы помочь ему обрести чувство собствен-
ного достоинства и ценности своей личности. Ряд последующих
занятий со всеми членами семьи привел к успешным результатам
после того, как эти мрачные переживания были выявлены.

Я снова и снова поражаюсь необыкновенной силе воздействия
занятий с глиной. Представляется, будто благодаря осязанию и дви-
жениям мышц, преодолевающих сопротивление этого податливого
материала, обеспечивается доступ к наиболее глубинным структурам
психики и проникновение в них. Независимо от того, предлагаю я
упражнения или ребенок просто играет с глиной во время нашей бе-
седы, происходит что-то новое, и это новое обнаруживается настоль-
ко наглядно, что ребенок и я можем его совместно рассмотреть.
Именно при работе с глиной состояние ребенка проявляется наибо-
лее отчетливо. Во время работы ребенка с глиной и его рассказа о
своих переживаниях я пристально наблюдаю за ним. Я слежу за вы-
ражением его лица, жестами, изменением тона или позы. Тело как
будто осуществляет общение через глину; когда я получаю эти сиг-
налы, я понимаю: что-то происходит в душе ребенка, что-то, значи-
мое для него. В эту минуту я иногда решаю, что нужно сказать: «Ты
чувствовал себя когда-либо так, как сейчас?» или «Что-то похожее
когда-нибудь происходило в твоей жизни? *. Иногда эти минуты
проходят так быстро, что если терапевт не сумеет уловить их. удач-
ная возможность для плодотворной работы будет упущена.

Другими вопросами могут быть: «Нравишься ли ты себе в роли
куска глины? Нравишься ли ты другим в этой роли? Как с тобой
обращаются? Как можно было бы с тобой обращаться? Как можно
было бы использовать тебя? Приятно ли на тебя смотреть? Что
Произошло с тобой? Что случилось после этого? С тобой все в
Порядке? Тебе плохо? Напоминает ли тебе твоя роль, роль куска
глины, что-нибудь из твоей жизни? Говорил ли тебе кто-нибудь, что
Изделие из этой глины напоминает тебя как личность? Где ты нахо-
дишься?» и т. д.


88 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.