Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Контроль обучения как дидактическое понятие






Процесс обучения не может осуществляться бесконтрольно. Проверить качество и уровень знаний ученика можно в результате выполнения конкретных программных заданий, при повторении отдельных тем, выполнении письменных работ.

Педагогический контроль является необходимой и составной частью обучения. Он трактуется дидактикой как педагогическая диагностика. В общей педагогике контроль рассматривается с двух позиций:

· как административная процедура проверки работы учителя через деятельность учеников;

· как совместная система работы учителя и ученика, направленная на более успешное овладение знаниями, умениями.

Контроль как функция выдвигает ряд проблем управленческого характера: задач контроля и проверки; методов и форм реализации проверки; видов контроля.



Контроль как диагностико-педагогическая система предполагает не только выбор видов контроля, что важно, но и определение задач, способов воздействия на ученика, формирование правильного отношения к достигнутым результатам в процессе обучения.

В специальной (коррекционной) школе VIII вида проверка и оценка знаний имеют огромное значение в решении воспитательных задач.

Результаты обучения детей с нарушениями интеллекта во многом зависят от уровня развития компенсаторных функций ВИД. Наблюдаются случаи, когда знания, казалось бы, у подростка имеются, но при малейших воздействиях раздражителей сформированная с таким трудом система знаний и умений легко распадается.

Вот почему учитель-дефектолог часто возвращается к пройденному материалу, выявляет характер ошибок, уточняет выбор средств воздействия на учащихся.

В силу особенностей психофизического развития, нарушений интеллекта в полном объеме программный материал специальной (коррекционной) школы VIII вида могут усвоить лишь отдельные учащиеся. Но это не значит, что данная группа учащихся должна быть «выравнена» с остальными. Обучение строится на широком использовании индивидуального и дифференцированного подходов. Проверка знаний и их оценка носят индивидуальный характер.

Проверяя знания и умения, учитель выявляет уровень и осо­бенности познавательной деятельности учащихся.

Проверка знаний учащихся выполняет следующие функции.

Обучающая функция состоит в том, что процесс проверки знаний осуществляется как целостная система, где знания уточняются, систематизируются, актуализируются и обобщаются.

Воспитывающая функция проверки знаний сводится к тому, что оценка знаний помогает ученику осознать свои возможности, дисциплинирует его, поощряет к активной деятельности, стимулирует заинтересованность.

Диагностико-прогностическая функция проверки знаний способствует определению возможностей ученика с нарушениями интеллекта, его способностей, обучаемости, разработке основ коррекционно-развивающих мероприятий и подходов.

Оценочная функция проверки знаний реализуется лишь в том случае, когда учитель:

· знает особенности развития психических процессов учащихся;

· учитывает работоспособность детей на уроке;

· использует общедидактические и коррекционные методы обучения;

· ведет систематический, объективный учет знаний и умений.

В системе учета знаний в общей и специальной дидактике используются следующие виды контроля: текущий, периодический и итоговый.

Текущий контроль самый распространенный. Это систематическая, на каждом уроке, оценка знаний и умений учащихся. Такой контроль более оперативен, разнообразен по методам и формам оценки.

Периодический контроль используется после изучения учащимся достаточно больших разделов программы. Иногда в нем используются данные текущего контроля.

Итоговый контроль — это система проверки знаний после выполнения итоговых устных или письменных работ за четверть, год, при прохождении отдельных тем программы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.