Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы и структура уроков






До настоящего времени существовало огромное количество подходов к классификации уроков, нет единой классификации и в специальной педагогике. Действительно, трудно группировать уроки по общим признакам, так как каждый конкретный урок имеет свои цели и задачи, на нем используются разные обучающие технологии, изучается разный учебный материал, ученический состав неоднороден по потенциальным возможностям и возрасту детей.

Классификация урока может быть проведена по следующим основаниям:

1) по содержанию и способу проведения (И.Н.Казанцев);

2) по логическому содержанию работы и характеру познавательной деятельности:

· вводный урок;

· урок первичного ознакомления с материалом;

· урок усвоения новых знаний;

· урок применения полученных знаний;

· урок закрепления, повторения, обобщения учебного материала;

· контрольный урок;

· смешанный или комбинированный урок.

Наибольшую поддержку теоретиков и практиков (М. И. Махмутов, В.И. Онищук, П.И. Подласый, М.Н. Скаткин, Н.А.Сорокин, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина и др.) получила классификация по:

3) дидактической цели урока и месту урока в общей системе уроков:

· уроки изучения новых знаний и их формирования;

· уроки обобщения и систематизации знаний;

· уроки контроля и коррекции знаний, умений;

· комбинированные (смешанные) уроки;

· практические уроки.

Под структурой урока понимается внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Каждый урок имеет три части — вводную, основную и заключительную, количество этапов в каждой части урока в целом может быть больше или меньше. Структуру урока общеобразовательной массовой школы, в том числе и специальной (коррекционной), дидакты предлагают оценивать по эффективности учебного процесса, его конечному результату, а не по структурному совершенству и завершенности.

Самым распространенным является комбинированный урок, на нем учитель решает несколько задач. Этапы урока могут быть представлены в любой последовательности. Деятельность учащихся и учителя на таком уроке динамична, последовательна, соответствует возможностям обучающихся.

В условиях коррекционного обучения классификация уроков может проводится в соответствии:

1)с дидактической задачей и способами ее решения (А. Н. Граборов):

· вводные уроки;

· уроки сообщения новых знаний;

· обобщающие уроки;

· контрольные уроки;

· практические уроки;

2)с общими признаками урока, его задачами (И.Г.Еременко):

· пропедевтические уроки;

· уроки формирования новых знаний, совершенствования знаний, коррекции;

· уроки систематизации и обобщения знаний, умений и навыков;

· практические уроки;

· коррекционные уроки;

· комбинированные уроки.

Однако выделение такого числа типов уроков вряд ли целесообразно. Например, единая задача указанных выше уроков — коррекционная — присутствует во всех перечисленных уроках, поэтому уроки совершенствования и коррекционные уроки не должны выделяться как особые типы уроков;

3) с характером соотношения дидактических и коррекционно- развивающих задач, которые решаются общедидактическими и специальными средствами обучения (дидакты по отдельным методикам: А.К.Аксенова, М.Ф. Гнездилов, Г. М.Дульнев, Н.Ф. Кузьмина-Сыромятникова, М.Н.Перова, Т.И.Пороцкая и др.).

Именно этот подход является основным в классификации уроков в специальной (коррекционной) школе VIII вида. В данной классификации выделяются:

· урок сообщения новых знаний;

· повторительно-обобщающий урок;

· урок формирования и закрепления умений и навыков (практический);

· контрольно-учетный урок;

· комбинированный урок.

Все перечисленные уроки в зависимости от дидактической задачи имеют свою структуру, методы обучения, время на конкретный вид учебно-познавательной деятельности.

В коррекционной школе каждая часть урока решает учебно- дидактические, организационно-психологические и учебно-познавательные задачи.

Урок в специальной (коррекционной) школе VIII вида продолжается 40 — 45 минут. В настоящее время возможны вариации (35 минут в 1-м классе).

Огромное значение в реализации задач обучения играет подготовленность учителя к уроку.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.