Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • Метод сходства






    По методу сходства сравнивают несколько слу­чаев, в каждом из которых исследуемое явление насту­пает; при этом все случаи сходны в одном и различны во всех других обстоятельствах.

    Метод сходства называют методом нахождения об­щего в различном, поскольку все случаи заметно отличают­ся друг от друга, кроме одного обстоятельства.

    Рассмотрим пример рассуждения по методу сходства. Медицинским пунктом одного из поселков в летний период были зафиксированы за короткое время три случая заболева­ния дизентерией (d). При выяснении источника заболевания главное внимание обращалось на следующие виды пищи, которые чаще других могут служить причиной кишечных забо­леваний в летнее время:

    А — питьевая вода из колодцев;

    М — вода из реки;

    В — молоко;

    С — овощи;

    F — фрукты.

    Информация об условиях питания пациентов представ­лена в таблице (рис. 53).

     

    Случаи (пациенты)   Предшествующие обстоятельства   Результат  
    вода из колодца А   вода из реки М   молоко B   овощи C   фрукты F   (заболе­вание) d  
    №1   + - + + - +
    №2   - + + - + +
    №3   - + + + - +

     

    Рис. 53

    Приведенные обстоятельства послужили санитарной инспекции основой для заключения о том, что распростране­ние дизентерии связано, по-видимому, с употреблением мо­лока (В). В дальнейшем этот правдоподобный вывод получил подтверждение: продававшая молоко женщина оказалась бациллоносителем дизентерии.

    Схема рассуждения по методу сходства имеет следую­щий вид:

     

    Логический механизм индуктивного вывода по методу сходства предполагает ряд познавательных предпосылок.

    (1) Требуется общее знание о возможных причинах исследуемого явления. В приведенной схеме эту роль выпол­няют обстоятельства А, М, В, С, F, каждое из которых пред­шествует d и может выступать его самостоятельной причиной. Такое знание принимает форму дизъюнктивного суждения:

    «А либо М, либо В, либо С, либо F вызывают d».

     

    (2) Из предшествующих должны быть исключены (элиминированы) все обстоятельства, не являющиеся необходимыми для исследуемого действия и тем самым не удовлетворяющие основному свойству причинной связи. Так, в приведенных случаях d появляется при отсутствии F и М в первом случае, при отсутствии А и С — во втором, при от­сутствии А и F — в третьем. Тем самым обстоятельства А, С, F и М элиминируются, ибо отсутствующее не может быть при­чиной появляющегося. Результат исключения выражается в отрицательном суждении.

    «Ни А, ни С, ни F, ни М не являются причиной d».

    Метод элиминации в этом случае выполняет функцию формирования негативного знания, т.е. знания о том, чем не было вызвано исследуемое явление d. Тем самым сужает­ся круг возможных его причин. -

    (3) Среди множества предшествующих обстоятельств выделяют сходное и повторяющееся в каждом из рассмот­ренных случаев, которое и будет вероятной причиной явле­ния. В приведенной схеме в каждом из трех случаев повторя­ется обстоятельство В. Значит, позитивно подтверждается заключение о том, что В является причиной d.

    В общем виде логический механизм индуктивного ме­тода сходства принимает форму дедуктивного рассуждения по модусу tollendo ponens разделительно-категорического умоза­ключения. Схема рассуждения имеет следующий вид:

     

    Обоснованность полученного с помощью метода сход­ства заключения зависит от числа рассмотренных случаев и разнообразия условий наблюдения. Чем больше случаев ис­следовано и чем разнообразнее обстоятельства, среди кото­рых встречается сходное, тем основательнее индуктивный вывод и тем выше степень вероятности заключения. Харак­терная для неполной индукции незаконченность опыта прояв­ляется в том, что наблюдение и эксперимент не гарантируют точного и полного знания предшествующих обстоятельств, среди которых идет поиск возможной причины.

    В приведенной схеме в качестве предшествующих выступают обстоятельства А, М, В, С, F, которые не представляют собою закрытое дизъюнктивное множество — < А v М v В v С v F>. Тем самым не исключается существова­ние некоего обстоятельства X, которое остается до сих пор неизвестным и является реальной причиной d. Повторяю­щееся же обстоятельство В может оказаться лишь сопут­ствующим. При этом в каждом из трех случаев В могло вза­имодействовать с другими обстоятельствами, например, в первом случае — с А и С, во втором — с F и М, в третьем — с М и С. Не исключается также, что В представляет собой сложное явление, одно из составляющих которого является подлинной причиной d.

    Несмотря на проблематичность заключения, метод сходства выполняет в процессе познания важную эвристи­ческую функцию: он способствует построению плодотворных гипотез, проверка которых приводит к открытию новых истин в науке.

    Достоверное заключение может быть получено по методу сходства лишь в том случае, если исследователю точ­но известны все предшествующие обстоятельства, ко­торые составляют закрытое множество возможных причин, а также известно, что каждое из обстоятельств не вступает во взаимодействие с другими. В этом случае индуктивное рассуждение приобретает доказательное значение.

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.