Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие индукции. Полная индукция






Лекция 7. Индуктивные умозаключения

 

Понятие индукции. Полная индукция

Познание в любой области науки и практики начинается с эмпирического познания. В процессе наблюдения однотипных природных и социальных явлений фикси­руется внимание на повторяемости у них определенных приз­наков. Устойчивая повторяемость наводит на мысль, что каждый из таких признаков является не индивидуальным, а общим, присущим всем явлениям определенного класса. Ло­гический переход от знания об отдельных явлениях к знанию общему совершается в этом случае в форме индуктивного умозаключения, или индукции (от латинского inductio — «наведение»).

Индуктивным называется умозаключение, в кото­ром на основании принадлежности признака отдельным предметам или частям некоторого, класса делают вы­вод о его принадлежности классу в целом.

В истории физики, например, опытным путем было установлено, что железные стержни хорошо проводят элек­тричество. Такое же свойство было обнаружено у медных стержней и у серебра. Учитывая принадлежность указанных проводников к металлам, было сделано индуктивное обобще­ние, что всем металлам свойственна электропроводность.

Посылками индуктивного умозаключения выступают суждения, в которых фиксируется полученная опытным путем информация о повторяемости признака Р у ряда явлений — S1, S2,..., Sn, принадлежащих одному и тому же классу К. Схе­ма умозаключения имеет следующий вид:

 

 

В основе логического перехода от посылок к заключе­нию в индуктивном выводе лежит подтверждаемое тысяче­летней практикой положение о закономерном развитии мира, всеобщем характере причинной связи, проявлении необходи­мых признаков явлений через их всеобщность и устойчивую повторяемость. Именно эти методологические положения оправдывают логическую состоятельность и эффективность индуктивных выводов.

Основная функция индуктивных выводов в процессе познания — генерализация, т.е. получение общих суждений. По своему содержанию и познавательному значению эти об­общения могут носить различный характер — от простейших обобщений повседневной практики до эмпирических обобще­ний в науке или универсальных суждений, выражающих все­общие законы.

История науки показывает, что многие открытия в фи­зике в области электричества, магнетизма, оптики были сде­ланы на основе индуктивного обобщения эмпирических данных. Индуктивная обработка результатов наблюдений предшество­вала научной классификации растений и животных в биоло­гии. Индуктивным обобщениям обязаны многие гипотезы в современной науке. Важное место принадлежит индуктивным выводам в судебно-следственной практике — на их основе формулируются многочисленные обобщения, касающиеся обычных отношений между людьми, мотивов и целей совер­шения противоправных действий, способов совершения пре­ступлений, типичных реакций виновников преступления на действия следственных органов и т.п.

Полнота и законченность опыта влияют на строгость логического следования в индукции, предопределяя в конеч­ном счете демонстративность или недемонстративность этих умозаключений.

В зависимости от полноты и законченности эмпириче­ского исследования различают два вида индуктивных умоза­ключений: полную индукцию и неполную индукцию. Рас­смотрим их особенности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.