Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • Метод различия






    По методу различия сравнивают два случая, в од­ном из которых исследуемое явление наступает, а в другом не наступает; при этом второй случай отлича­ется от первого лишь одним обстоятельством, а все другие являются сходными.

    Метод различия называют методом нахождения раз­личного в сходном, ибо сравниваемые случаи совпадают друг с другом по многим свойствам.

    Применяется метод различия как в процессе наблюде­ния над явлениями в естественных условиях, так и в условиях лабораторного или производственного эксперимента. В ис­тории химии методом различия были открыты многие вещест­ва — ускорители реакций, которые впоследствии получили название катализаторов. В сельскохозяйственном произ­водстве этим методом проверяют, к примеру, эффективность удобрений.

    В биологии и медицине метод различия используют при исследовании воздействия на организм различного рода ве­ществ и лекарственных препаратов. Для этих целей выделяют контрольную и опытную группы растений, подопытных живот­ных или людей. Обе группы содержатся в одинаковых услови­ях — А, В, С. Затем в опытную группу привносят новое об­стоятельство — М. Последующее сравнение показывает, что опытная группа отличается от контрольной новым результа­том — d. Отсюда заключают: по-видимому, М является при­чиной d.

    Схема рассуждения по методу различия имеет сле­дующий вид:

     

     

    Рассуждение по методу различия также предполагает ряд предпосылок.

    (1) Требуется общее знание о предшествующих об­стоятельствах, каждое из которых может быть причиной исследуемого явления. В приведенной схеме это обстоятельства А, В, С, М, которые составляют дизъюнктивное множество:

    (2) Из членов дизъюнкции следует исключить обстоя­тельства, не удовлетворяющие условию достаточности для исследуемого действия. В приведенной схеме элимина­ции подлежат А, В и С, поскольку их наличие во втором слу­чае не вызывает d. Результат исключения выражается в отри­цательном суждении:

    «Ни А, ни В, ни С не являются причиной d». Элиминация в рассуждении по методу различия также формирует негативное знание о том, чем не могло быть вы­звано исследуемое явление.

    (3) Среди множества возможных причин остается единственное обстоятельство, которое рассматривается в качестве действительной причины. В приведенной схеме таким единственным обстоятельством является М, высту­пающее причиной d.

    Логический механизм вывода по методу различия также принимает форму модуса tollendo ponens разделитель­но-категорического умозаключения. Схема умозаключения имеет следующий вид:

     

     

    Рассуждение по методу различия приобретает дока­зательное знание лишь в том случае, если имеется точное и полное знание предшествующих обстоятельств, со­ставляющих закрытое дизъюнктивное множество типа < А v В v С v М>.

    Поскольку в условиях эмпирического познания трудно претендовать на исчерпывающую констатацию всех обстоя­тельств, выводы по методу различия в большинстве случаев дают лишь проблематичные заключения. При этом полностью не исключается взаимодействие обстоятельства М с другими обстоятельствами. Как и в методе сходства, М может быть сложным явлением, включающим в качестве составной части действительную причину d.

    По признанию многих исследователей, метод различия относится к наиболее правдоподобным индуктивным выводам.

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.