Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Немного о психологии в волейболе






Волейбол как спортивная игра характеризуется боль­шой эмоциональной насыщенностью. Психологические особенности деятельности волейболиста определяются характером игровых действий, объективными особенно­стями соревновательной борьбы. С помощью аппарату­ры, киносъемки и других объективных методов регист­рации действий волейболистов специалисты сумели оха­рактеризовать некоторые временные параметры игровых действий. Так, скорость полета мяча при нападающем ударе равна 20—30 м/с, при подачах— 12—15 м/с, вре­мя передачи для нападающего удара (вторая передача) равно 1.10—1.40 с, а прострельной передачи 0, 60—0, 70 с, время приема подачи— 1.40—1.50 с, прием нападающего удара — 0, 35—0, 45 с. Блокирование совершается за 2.00— 2.05 с, причем в три этапа: 1) распознавание действий противника и определение зоны, где необходимо ставить блок—0, 30—0, 50 с; 2) перемещение в зону блокирова­ния 1.00—1.15 с; 3) прыжок и вынос рук над сеткой— 0, 40—0, 50 с.

Основные двигательные действия волейболистов — это быстрые перемещения, прыжки, броски при приеме мяча. Выполнение их связано с определенным риском и требует от игроков смелости и самообладания. Наиболее существенным отличием в технике волейбола является непосредственный кратковременный контакт с мячом, что абсолютно исключает захваты. Все действия харак­теризуются изменчивостью в процессе игры. На трени­ровках волейболисту приходится овладевать целой си­стемой двигательных навыков, которые складываются из большого количества приемов защиты и нападения. Слож­ность игровых действий заключается и в том, что этот арсенал технических приемов приходится применять в различных сочетаниях и в условиях, требующих от игро­ка исключительной точности и дифференцированности движений, быстрого переключения с одних форм дви­жений на другие, совершенно иные по ритму, скорости и характеру.

В среднем за игру из 5 партий волейболист выпол­няет 250—300 двигательных действий, из них прыжков 50—60%; рывков 27—33%; падений 12—16%. Кроме то­го, в процессе игры волейболистам необходимо выпол­нить: подач 190—200; приемов подач 190—210; вторых передач 220—240; нападающих ударов 180—210; блоки-


рований нападающего удара 180—210; приемов напа­дающих ударов 80—100 (всеми игроками).

Анализ действий волейболистов показал, что у высо­коквалифицированных спортсменов игровые навыки на­столько высоко автоматизированы, что те действия, ко­торые, казалось бы, должны были строиться по типу сложной реакции, строятся по типу простой. Внезап­ность, молниеносность и точность действий в волейболе вызывает необходимость развивать у игроков быстроту реакции, а также быстроту движений, которые связаны с высокой скоростью полета мяча.

Под влиянием, тренировки у игроков до минимума сводятся такие составные части латентного периода ре­акции, как моменты различения, узнавания и особенно выбора действия, за счет выработки соответствующего динамического стереотипа.

Но в волейболе нельзя доверяться только одной быстроте реакции. Совершенствуя ее, необходимо выра­батывать умение предвидеть возможные игровые мо­менты.

Почти все действия волейболистов происходят на основе зрительных восприятий. Умение видеть положе­ние и перемещение игроков на площадке, непрерывное движение мяча, а также умение быстро ориентироваться в сложившихся условиях — важнейшие качества волей­болистов. Это предъявляет весьма высокие требования

к объему поля зрения игроков и точности их глазо­мера.

Тактические действия в волейболе крайне многооб­разны. В качестве примера можно привести некоторые данные, характеризующие тактические построения в во­лейболе. Так, игра с первой передачи осуществляется в 6—8% случаев; игра через выходящего игрока задней линии—в 50—70% и игра через игрока передней ли­нии—в 30—40%.

Создание ситуаций, в которых имеется наилучшая воз­можность для осуществления заранее задуманных прие­мов, маскировка собственных намерений и действий — все это предъявляет высокие требования к мышлению волейболистов. Тактическое мышление волейболиста имеет свои специфические особенности. В процессе вы­полнения того или иного технического приема оно вклю­чено в само действие, неотделимо от него и связано не только с отысканием правильного тактического хода, но и с его реализацией. Так, принимая мяч после удара противника, волейболист должен мгновенно оценить

 

 

сложившуюся ситуацию, мгновенно спланировать свои действия, принять наиболее правильное в данный мо­мент решение и реализовать его в быстром и точном приеме, т. е. мышление носит действенный характер. Другая особенность заключается в том, что в группо­вых действиях мышление носит наглядно-образный ха­рактер, требующий высокого развития пространственных и временных представлений, оперативности в оценке ситуации и принятии решения.

Быстрый темп игры, ее длительность, напряженность соревновательной борьбы, постоянная готовность к вы­полнению ответных действий, большая ответственность за каждое действие, особенно в присутствии большого количества бурно реагирующих зрителей, определяют насыщенность игры разнообразными эмоциями, одни из которых оказывают положительное влияние, другие— отрицательное.

Эмоциональное состояние волейболистов все время колеблется в процессе игры в зависимости от хода по­единка и нередко доходит до стадии аффекта или пол­ной апатии. Вероятно, этим можно объяснить такие перепады в игре волейбольной команды, как выигрыш одной партии со счетом 15: 0 и проигрыш следующей с таким же счетом. Всякое бурное эмоциональное состо­яние или состояние самоуспокоенности сейчас же отри­цательно отражается на качестве технических приемов и тактических действий волейболистов.

Волейбол предъявляет большие требования к воле­вым качествам спортсменов. При равном техническом и тактическом мастерстве побеждает команда, игроки ко­торой проявляют большую волю к победе. В процессе учебно-тренировочной работы и соревнований перед спортсменами возникает большое количество объектив­ных и субъективных трудностей, преодоление которых требует различных волевых качеств.

Волейбол — коллективная игра и успешность дейст­вий достигается коллективными усилиями всех членов команды. Задачи и действия каждого спортсмена дик­туются выполняемыми функциями его в команде, но подчинены общим задачам коллектива. Такие понятия, как взаимосвязь, взаимозависимость, взаимопонимание, взаимостраховка не только определяют степень сыгран­ности отдельных игроков, звеньев и всей команды в це­лом, но и характеризуют моральные качества спортсме­нов: взаимопомощь, товарищескую поддержку, чувство коллективизма.


Необходимо отметить, что игра в волейбол предъяв­ляет высокие требования и к физическим качествам спортсмена (средний возраст волейболистов женщин— 23—24 года, мужчин—25—27 лет, рост: женщины— 176—180 см, мужчины— 188—192 см).

Волейбол по своему характеру представляет собой преимущественно динамическую работу переменной ин­тенсивности, где периоды значительной мышечной дея­тельности чередуются с периодами относительного рас­слабления. Интенсивность работы во время игры колеб­лется от умеренной до максимальной. Так, продолжи­тельность игры доходит до 3 часов и более, интенсив­ность такова, что частота сердечных сокращений дости­гает 200 и более ударов в минуту, потери веса доходят до 2, 5—3 кг.

Но все же основные требования предъявляются к центральной нервной системе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.