Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитание быстроты






Быстрота — способность волейболиста выполнять тех­нические приемы или перемещения по площадке в ми­нимальный отрезок времени. Это качество в игре прояв­ляется в трех формах: 1. Быстрота реакции (на сигнал партнера, на изменение игровой ситуации и т. д.). Она является основной и необходимой предпосылкой для умения волейболиста максимально быстро, опережая со­перника, оценивать обстановку, принять наиболее выгод­ное решение и осуществить его.

2. Предельная быстрота отдельных движений.

3. Быстрота перемещений.

При воспитании быстроты необходимо учитывать сле­дующее:

а) упражнения выполнять после хорошей разминки при максимальной готовности организма к двигательным

действиям;

б) длительность одного повторения упражнения долж­на быть такой, при которой упражнение выполнняется без снижения предельной скорости;

в) количество повторений должно быть таким, при котором упражнение выполняется без снижения ско­рости;

г) продолжительность отдыха между повторами под­бирается такой, чтобы следующее повторение начина­лось без снижения скорости;

д) упражнения выполнять в первой половине трени­ровочного занятия, так как на фоне утомления воспиты­вается не быстрота, а выносливость.

Методы тренировки: повторный, интервальный, игро­вой, соревновательный.

Средства тренировки: имитационные упражнения, старты и спринтерские ускорения, прыжковые упражне­ния, упражнения, максимально приближенные по своей структуре к техническим приемам игры, спортивные игры и основные упражнения по технике игры.


Примерные упражнения:

1. Метание теннисных мячей, камней и др. 2\ В прыжке поймать мяч (набивной, баскетбольный, волейбольный), брошенный партнером, и до приземле­ния бросить мяч обратно.

3. Зеркальное отображение действий партнера через сетку (в парах).

4. Нападающий игрок в прыжке имитирует передачу (или нападающий удар), блокировщик нападающий удар блокирует, передачу—нет.

5. Нападающий удар при групповом блокировании. Защитник при ударе остается на задней линии, при пе­рекидке мяча через блок перемещается в зону «обмана» и принимает мяч.

6. Перемещения в средней стойке (в стороны, вперед, назад) с касанием рукой пола.

7. Челночный бег (старт от лицевой линии до линии нападения и обратно) с касанием рукой линий.

8. То же, что упражнение 7, но вместо касания па­дение.

9. Имитация нападающего удара (разбег от линии нападения) с падением после приземления.

10. Прием поточных нападающих ударов одним спортсменом в зонах 6 и 1 (нападающие удары из зон 3 и 4).

Дозировки упражнений (без мячей), в которых есть различного рода перемещения, следующие: продолжи­тельность одного повтора—10—15 с, интенсивность— максимальная, паузы отдыха между повторами—15— 45 с, количество повторов — 5—8.

Для воспитания работоспособности волейболиста ис­пользуются упражнения из других видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, плавание и др.), спортивные игры, упражнения, сходные по структуре с техническими прие­мами игры, основные упражнения по технике и тактике и др..Такой богатый набор средств может и не дать по­ложительного результата, если работа ведется путем проб и ошибок. Только рациональный выбор средств и методов для определенного этапа подготовки и непре­менное соблюдение правильной дозировки упражнений позволит целенаправленно воспитывать работоспособ­ность.

 

 

КОНТРОЛЬ ЗА ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБ-НОСТЬЮ

 

Физическое состояние и работоспособность спортсме­на постоянно изменяются под влиянием внешних воздей­ствий, тренировочных занятий, соревнований и др; Свое­временная, точная и эффективная оценка текущего со­стояния волейболиста позволяет судить, во-первых, о возможностях спортсмена, а следовательно, ставить пе­ред ним реально выполнимые задачи; во-вторых, коле­бания физической подготовленности позволяют судить об уровне тренированности спортсмена. Поэтому совре­менные планы тренировок должны включать контроль над достижением спортсмена и оценку его потенциаль­ных способностей. На основе оценки текущего состоя­ния волейболистов появляется возможность рационально строить тренировочный процесс не только по физической, но и по технико-тактической подготовке.

Контроль за уровнем развития работоспособности во­лейболистов осуществляется с помощью многочисленных тестов. В данной работе представлены наиболее инфор­мативные тесты, отражающие уровень развития специ­альной подготовки волейболистов.

Оценивая текущее состояние спортсменов, необходи­мо соблюдать следующие условия:

1. Тестирование проводить в подготовительном и со­ревновательном периодах регулярно через равные про­межутки времени для каждого периода.

2. Время и место контрольных испытаний должно быть одним на весь подготовительный и соревнователь­ный периоды (например, начало в 15.00 в зале).

3. К испытаниям допускать только здоровых спортс­менов после интенсивной разминки с 3—5-минутным отдыхом перед тестированием.

4. Контрольные упражнения по специальной вынос­ливости выполнять по одному в занятии. Тесты на общую выносливость:

1. Упражнения в нападающем ударе из зон 2 (4) в течение 2 мин. 30 сек. с интенсивностью 12—14 ударов в минуту (разбег из-за трехметровой линии или от нее с быстрым возвращением после удара на исходную по­зицию). Проверка восстановления пульса пальпаторно:

до 120—130 уд/мин за 45—90 с—высокий уровень раз­вития аэробных возможностей; за 90—120 с—хороший уровень; за 120—160 с—средний уровень.

2. Испытание с помощью теста со ступенчато-увели-чивающейся нагрузкой (езда на велоэргометре) в лабо-


раторных условиях. Рассчитывается показатель МПК. Если он равен 5—5, 5 л/мин—это высокий уровень раз­вития аэробных возможностей; 4—4, 5 л/мин—хороший уровень развития аэробных функций; 3, 5 л/мин—удо­влетворительное развитие общей выносливости.

Контрольные нормативы по общей выносливости раз­работаны только для волейболистов-мужчин квалифика­ции не ниже I разряда.

Тесты на прыжковую выносливость.

1. Нападающий удар с разбега из зон 2 (4) в тече­ние 3 мин для мужчин и 2 мин—для женщин с интен­сивностью 12—14 ударов в минуту для мужчин и 10— 12 ударов в минуту для женщин (оценивается попада­ние мячом в мишень (квадрат 3х3 м). Разбег для нападающего удара от 3-метровой линии с быстрым воз­вращением после нападающего удара на исходную по­зицию для разбега. Две мишени устанавливаются по боковым линиям за линией нападения. Нападающие уда­ры проводить поочередно в обе мишени. Потерей мяча считаются удары в сетку, за пределы площадки, мимо мишени.

Высокий уровень развития—3—4 потери мяча для мужчин (для женщин 3—4), хороший—6—8 (6—8), средний—10—12 (10).

2. Прыжки с места толчком двух ног на оптималь­ную высоту (к росту игрока-мужчины прибавить 1 м, для женщин — 80 см) с доставанием маркированной от­метки двумя руками. Оценивается количество прыжков. Высокий уровень развития — 60 (50); хороший — 50 (40); средний—40 (30).

Тесты на скоростную выносливость.

1. Бег «елочкой» на одной стороне волейбольной пло­щадки. На боковых линиях через 3 м от лицевой линии устанавливаются 6 теннисных' мячей. Старт от середины лицевой линии. Игрок касается мяча (ближнего к нему) с правой стороны, возвращается к месту старта, каса­ется рукой мяча (ближнего к нему) с левой стороны, возвращается к месту старта.

Далее перемещение по этой схеме с касанием сле­дующих мячей. Оценивается время перемещения в се­кундах. Высокий уровень развития—23, 0 (24, 0); хоро­ший—24, 0 (25, 0); средний—25, 0 (26, 0).

2. Бег к четырем набивным мячам (поочередно) из Центра площадки. Два набивных мяча лежат в углах, образованных лицевой и боковым линиям, два других мяча—в углах, образованных боковыми линиями и ли-

 

нией нападения. Старт из центра площадки, где лежит набивной мяч. Маршрут движения: в зону 4, коснуться мяча, к месту старта—коснуться мяча, в зону 2—кос­нуться мяча, к месту старта—коснуться мяча, в зону 1 — коснуться мяча, к месту старта — коснуться мяча, в зону 5 — коснуться мяча, к месту старта — коснуться мяча. Еще раз пробежать этот маршрут без паузы от­дыха. Оценивается время перемещения в секундах. Вы­сокий уровень развития—23, 0 (24, 0); хороший — 23, 5 (24, 5); средний—24, 0 (25, 0). Тесты на прыгучесть.

1. Прыжок вверх с места толчком обеих ног (по Абалакову, дается три попытки, см). Высокий уровень раз­вития—90 (65); хороший—80 (55); средний—65 (45).

2. Прыжок вверх с разбега толчком обеих ног с ка­санием рукой отметки возможно выше (дается три по­пытки, см). Высокий уровень развития—335 (305); хо­роший—320 (290); средний—305 (270).

3. То же, что и упражнение 2, но определяется раз­ница между величиной максимальной высоты выпрыгивания и показателем высоты, зафиксированной у игро­ка, стоящего на носках с вытянутой рукой перед прыж­ком. Высокий уровень развития—100 (75); хороший— 90 (65); средний—75 (55).

Тесты на быстроту.

1. Тест 9—3—6—3—9 (цифры означают дистанцию для бега на волейбольной площадке). Старт от лицевой линии—коснуться рукой средней линии, коснуться ру­кой линии нападения на «стартовой» стороне площадки, коснуться рукой линии нападения по противоположной стороне площадки, коснуться рукой средней линии и рывок до лицевой линии площадки, противоположной месту старта. Регистрируется время пробегания в секун­дах. Высокий уровень развития—7, 0 (8, 0), хороший— 7, 5 (8, 5) и средний—8, 0 (9, 0).

2. Бег на 10 м из различных исходных положений (5 пробежек), паузы отдыха между пробежками про­извольные, но не длительные.

3. Повторный бег на 15 м с интервалом в 5 с (10 про­бежек).

Для тестов 2 и 3 подсчитывается средняя величина времени пробегания отрезков дистанции для каждого спортсмена, которая и является показателем развития быстроты (сравниваются данные на каждом этапе под­готовки).







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.