Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика календарных игр






Современный волейбол — это атлетическая игра, ха­рактеризующаяся высокой двигательной активностью волейболистов. Большинство тактических комбинаций основано на быстрых перемещениях, что требует от спортсменов высокого уровня развития быстроты и ско-

 

 

ростной выносливости. Эффективное выполнение прыж­ковых игровых действий зависит от хорошо развитой прыгучести, прыжковой выносливости и прыжковой лов­кости. Броски, падения, выполнение технических прие­мов в безопорном положении невозможны без проявле­ния специальной ловкости, гибкости. Участие в напря­женных играх равных по силам команд на протяжении 6 игровых дней предъявляет высокие требования к раз­витию общей выносливости. Это так называемые внеш­ние параметры нагрузки. Что за этим стоит? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить некото­рые общие положения, касающиеся энергообразования.

Любое движение спортсмена требует затрат энергии. Образование энергии для мышечной деятельности может происходить двумя путями:

а) с помощью кислорода воздуха (аэробная произ­водительность);

б) без участия кислорода воздуха (анаэробная про­изводительность).

Анаэробная производительность включает два типа реакций энергообразования: первый—быстрый (алактатный) достигает своей максимальной мощности на 2—3 с и может поддерживать мышечную деятельность на достаточно высоком уровне 10—15 с; второй — гликолитический развивается несколько медленнее — макси­мальная его интенсивность наблюдается на 1—2-й мин работы.

Аэробная производительность (или работоспособ­ность) наиболее важна в упражнениях умеренной ин­тенсивности; анаэробная производительность играет доминирующую роль в кратковременных упражнениях высокой интенсивности.

Отражением аэробных процессов являются потребле­ние кислорода во время выполнения нагрузки и пока­затели частоты сердечных сокращений (ЧСС).

Образование энергии за счет анаэробных реакций сопровождается накоплением в организме продуктов неполного распада, которые устраняются во время ра­боты умеренной интенсивности и в интервалах отдыха за счет повышенного (по сравнению с покоем) потреб­ления кислорода. Этот излишек называется кислород­ным долгом (Vo2D), величина которого отражает уро­вень тяжести выполненной работы. Чем выше значения Vo2D, тем тяжелее была мышечная работа.

 


 

Приведенные данные дают представление о перемен­ном характере двигательной деятельности волейболи­стов, которую обеспечивает энергией анаэробный меха­низм энергообразования (алактатиый, время действия которого 10—15 с, и гликолитический, действующий мощно 1—2 мин). Во время относительного отдыха— пассивные фазы — активизируются аэробные процессы, которые восстанавливают запасы энергии. Многократное повторение активных и пассивных фаз позволяет сорев­новательную деятельность волейболиста сравнить с ре­жимом интервальной работы.

Для поддержания высокой работоспособности по хо­ду игры и успешной реализации всего арсенала техниче­ских и тактических средств борьбы волейболист должен обладать высокоразвитыми аэробными и анаэробными способностями. Это положение подтверждается данными табл. 3.

Таблица 3

Отношение физиологических показателей к показателям максимальных функциональных способностей

Показатели максимальных функциональных способностей   Физиологические показатели во время календарных игр   %  
•Хшах ЧСС—198 уд/мин Хмах Уо2Д—8, 9 Л   Хмах ЧСС—181, 5 уд/мин Хмах Уо2Д—6, 5 Л   91, 6 73, 4  

 

На основании временной структуры игры и расшиф­рованного содержания игровых эпизодов, т. е. на осно­вании модели игры, можно достаточно точно произвести отбор средств тренировки и установить необходимые дозировки упражнений, близких по характеру соревно­вательной деятельности волейболистов.

Интересна динамика ЧСС в играх волейболистов, проиллюстрированная на рис. 1. Переменный характер двигательной деятельности спортсменов вызывает зна­чительные колебания пульса. Максимальное значение ЧСС превышает 200 уд/мин. Достижение максимальных значений пульса в большинстве случаев наблюдается в моменты нахождения игрока в линии нападения. Сле­дует подчеркнуть, что динамика ЧСС у связующего игро­ка не имеет принципиальных отличий от динамики ЧСС нападающего игрока, что говорит о предъявлении оди­наково высоких требований к работоспособности игро­ков различных игровых амплуа.


Рис 1. Динамика ЧСС во время игры на первенство СССР (одна партия)

Участие в календарных играх сопровождается вы­раженными изменениями в сфере аэробного и анаэроб­ного обмена. Повышение аэробных и анаэробных воз­можностей волейболистов является одной из важных задач функциональной подготовки.

Значительную долю в общей системе подготовки команд к соревнованиям занимают учебно-тренировоч­ные игры, которые имеют очень важное значение на предсоревновательном этапе. Но обеспечивают ли эти игры необходимый уровень функциональной и двига­тельной подготовки? Основываясь на результатах ис­следований, мы отмечаем, что учебно-тренировочные игры мало эффективны в качестве средства развития функциональных возможностей игроков (табл. 4).

Необходимы на предсоревновательном этапе целе­направленные тренировки, включающие, помимо техни-

Таблица 4 Сравнительные физиологические показатели

Максимальные показатели   Х   R (размах вариаций)  
ЧСС, уд/мин   157, 6   132—180  
O2 Д, л   181, 4   4, 7   162—204   3, 24—6, 4  
    6, 5   3, 3—8, 8  

 

Примечание. В знаменателе — данные календарных игр; в числите­ле — данные тренировочных игр.

 

 

ко-тактической подготовки, специальные средства тре­нировки, направленные на воспитание «отстающих» тех или иных физических качеств и функциональных воз­можностей организма спортсменов.

Зная уровень требований к двигательной и функцио­нальной подготовке волейболистов, можно добиться це­ленаправленного развития работоспособности.

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

Выполненная тренировочная работа вызывает ответ­ную реакцию организма, т. е. создает определенный тренировочный эффект. Периодически повторяющиеся тренировочные нагрузки обусловливают соответствую­щую адаптационную перестройку систем организма. Величина и направленность сдвигов в организме спортс­мена при выполнении любых упражнений зависит от компонентов физической нагрузки: вида применяемого упражнения, интенсивности, продолжительности, вре­мени отдыха, характера отдыха, числа повторений.

Вид применяемых упражнений предопределяет ко­личество участвующих в работе мышц и режим их дея­тельности.

Интенсивность непосредственно влияет на характер энергетического обеспечения. При умеренных и средних скоростях выполнения упражнений усиливаются сдвиги в аэробных процессах; при максимальной интенсивно­сти — в анаэробных.

Продолжительность упражнения определяет, за счет каких механизмов энергообеспечения будет осущест­вляться мышечная деятельность. Если время работы не более 3 мин, то всякое уменьшение времени выпол­нения упражнения увеличивает анаэробные изменения в организме. Мышечная работа до 10 с идет за счет алактатпых механизмов энергообеспечения; более 10 с— за счет гликолиза.

Величина интервалов отдыха играет большую роль в определении характера ответных реакций на трениро­вочную нагрузку. Если работа выполняется со средней интенсивностью, то сокращение интервалов отдыха по­вышает интенсивность аэробных изменений в организме. При работе с максимальной интенсивностью сокращение интервалов отдыха ведет к увеличению анаэробных из­менений в организме.


Число повторений упражнения определяет величину воздействия нагрузки на организм. При работе в аэроб­ных условиях увеличение числа повторений заставляет поддерживать на высоком уровне деятельность сердеч­но-сосудистой и дыхательной систем длительное время. При работе в анаэробных условиях увеличение числа повторений приведет к исчерпыванию энергетических ресурсов в мышцах и спортсмен вынужден будет либо прекратить работу, либо снизить ее интенсивность.

Варьируя компонентами физической нагрузки, можно добиться различного тренировочного эффекта при вы­полнении одного и того же упражнения. Пример, ил­люстрирующий выше сказанное, приведен в табл. 5.

Таблица 5

Величина сдвигов физиологических показателей при различных компонентах физической нагрузки

    Показатели физической нагрузки   Физиологические показатели  
        Продол­                  
Средство тренировки   Интенсивность   житель­ность упраж­нения,   Число повто­рений   Vo2 л/мин.   Мах ЧСС, уд/мин,   Vo2-Д, л  
        мин.                  
Нападаю­   малая       1, 19     4, 1  
щий удар                          
»   средняя       2, 11     4, 9  
»   макси­       3, 26     7, 1  
    мальная                      

 

Упражнение в нападающем ударе с максимальной интенсивностью по физиологическим показателям может быть отнесено к нагрузкам анаэробного гликолитического воздействия (тренировка специальной выносливо­сти)..Выполнение упражнения с малой и средней интен­сивностью вызывает сдвиги в сфере аэробного обеспе­чения.

Выполнение упражнений умеренной интенсивности с ЧСС до 130 уд/мин не оказывает заметного влияния на аэробные и анаэробные функции.

Исходя из особенностей физиологических сдвигов в организме под воздействием характерных для волейбола упражнений, выполненных с различной интенсивностью, продолжительностью, паузами отдыха, числом повторе-

 

 

ний, данные тренировочные упражнения делятся на 4 группы:

Группа 1. Упражнения преимущественно аэробного воздействия (тренировка сердечно-сосудистой и дыха­тельной систем)—интенсивность умеренная, ЧСС— не выше 150 уд/мин; продолжительность от 10 мин и больше.

Группа 2. Упражнения аэробно-анаэробного воздей­ствия—ЧСС в пределах 150—190 уд/мин; интенсивность переменная.

Группа 3. Упражнения анаэробной алактатной на­правленности (совершенствование скоростпо-силовых ка­честв), продолжительность—10—30 с, интенсивность— максимальная, паузы отдыха 1—2 мин, количество по­вторений 5—7.

Группа 4. Упражнения анаэробного гликолитического воздействия (тренировка специальной выносливости— скоростной, прыжковой), интенсивность—близкая к мак­симальной, продолжительность—1—4 мин (один по­втор), паузы отдыха между повторениями—2—4 мин, количество повторений 5—8.

На предсоревновательном этапе подготовки волейбо­листов, когда возникает опасность утраты высокой фи­зической работоспособности из-за преимущественного использования в тренировке упражнений тактической направленности, целесообразно использовать упражне­ния группы 2, 3, 4. Но эффект будет лишь в том случае, если в каждой тренировке будут применяться упражне­ния только одной группы.

Пример:

1-й день недели—развитие скоростно-силовых ка­честв (группа 3);

2-й день недели—нагрузка переменного характера (группа 2);

3-й день недели—развитие специальной выносливо­сти (группа 4).

Упражнения следует выполнять после интенсивной разминки в первой половине ч в середине тренировки. Пример реакции организма на нагрузку скоростно-силовой направленности показан на рис. 2.

Приведенные выше группы упражнений определен­ного тренирующего воздействия—эффективное средст­во развития специальных двигательных качеств ц функ­циональных возможностей волейболистов,

Вот некоторые упражнения;


Рис. 2. Типичный пример динамики ЧСС при выполнении упражнений анаэробного алактатного воздействия

1. И. п.—два защитника в зоне 5. На другой пло­щадке в зонах 4 и 2 в колонну по одному с мячами ли­цом к сетке стоят нападающие. Нападающий игрок из зоны 2 с собственного набрасывания бьет через сетку в зону 5. Защитник принимает мяч и быстро перемеща­ется к трехметровой линии по боковой линии. Из зоны 4 нападающий удар в зону 4 в защитника. После приема мяча — перемещение в зону 2. Из зоны 2 нападающий удар в защитника—прием мяча и перемещение в зону 1. Удар в зону 1 нападающего из зоны 4. Прием мяча и возвращение на место. То же выполняет второй игрок. Каждый спортсмен выполняет защитные действия 7— 10 раз.

2. То же, что в № 1, но при нахождении защитника в линии нападения — обманные удары.

3. Розыгрыш мяча с участием трех нападающих игроков (в зонах 4, 3, 2) и выходящего из зоны 1, после переброски мяча с другой стороны сетки. Связующий выполнил передачу и «достает» 2 мяча в защите с паде­нием за трехметровой линией, после чего снова делает выход. Выполнить 7—10 выходов с игрой в защите.

4. Нападающий удар с разбега из зоны 4 (2, 3) с на­брасыванием мяча партнером (5 мячей). Нападающий после серии ударов «поднимает» мячи в защите, адресо­ванные ему ассистентом (3—4 мяча) в разных местах площадки. Без паузы отдыха повторить упражнение еще 2 раза.

 

5. Поочередные поточные нападающие удары (с соб­ственного подбрасывания) из зоны 4 и 2 через сетку на заднюю линию в зоны 5 и 1. Мячи принимает один за­щитник, перемещаясь по маршруту 5—1—5—1 и т. д. Продолжительность одного повтора 1 мин, отдых между повторами 2 мин, количество повторов—4—5.

6. Блокирование поточных нападающих ударов из зо­ны 4 и 2 со второй передачи из зоны 3 одним блокирую­щим. Продолжительность одного повтора — 1 мин, отдых между повторами—2 мин. Количество повторов—4—5.

7. Нападающий удар со второй передачи из зоны 4 в зону 1 после приема мяча с подачи нападающим игро­ком. Подачу выполнять после быстрого отхода нападаю­щего от сетки для приема подач. Продолжительность одного повторения—2 мин, отдых между повторами— 2—3 мин, количество повторов — 3—5.

Специальная работоспособность волейболистов раз­вивается на базе общей работоспособности, которую спортсмен приобретает в период занятий ОФП. Одно из важных физических качеств — общая выносливость. Фи­зиологической основой общей выносливости являются аэробные возможности, которые оцениваются макси­мальным потреблением кислорода. Чем больше количе­ства кислорода может потребить спортсмен за единицу времени, тем большее количество энергии он может вы­работать, а следовательно, и большую работу выпол­нить.

Уровень развития выносливости определяется прежде всего функциональными возможностями сердечно-сосу­дистой, дыхательной и нервной систем, уровнем обмен­ных процессов, а также координацией деятельности раз­личных органов и систем. Одним из главных лимитиру­ющих факторов аэробных возможностей служит сердеч­ная производительность, поэтому тренировка общей выносливости выражается прежде всего в повышении производительности сердца.

При воспитании общей выносливости могут быть ис­пользованы различные методы.

Метод непрерывной длительной работы характерен умеренным темпом выполнения упражнений на протя­жении большого промежутка времени (не менее 10— 30 мин) при пульсе 140—150 уд/мин. Для этой формы работы подходят кроссовый бег, плавание, гребля, езда на велосипеде и др., т. е. виды упражнений, в которых участвуют большое количество мышечных групп и бла­годаря которым создается «мышечный» насос, способст-


вуюший хорошему кровообращению. Этот метод в тре­нировке высококвалифицированных волейболистов целе­сообразно применять на общеподготовительном этапе подготовительного периода.

Переменный метод предусматривает изменение ско­рости выполнения упражнения то в сторону увеличения, то в сторону уменьшения. До повышения интенсивности работа идет при пульсе 140—150 уд/мин, после повыше­ния интенсивности—до 180 уд/мин.

Пример: 1. Бег на лыжах 3 км—после каждых 500 м ускорение 50 м, далее бег в умеренном темпе.

2. Плавание на 500 м в умеренном темпе, после каж­дых 90 м ускорение 10—15 м.

3. Упражнение в приеме подач двух волейболистов в течение 20 мин. После каждых 2 мин работы—чел­ночный бег 30 м.

4. Нападающий удар с интенсивностью 6—8 уд/мин в течение 10—15 мин. После каждых 2 мин работы ими­тация защитных действий с падением в течение 30—45 с.

Этот метод наиболее приемлем на общеподготови­тельном этапе, когда закладывается физическая и функ­циональная база у спортсменов.

Интервальный метод характерен многократным по­вторением кратковременных порций работы со строго дозированными паузами отдыха и продолжительностью упражнения. Пульс во время выполнения упражнений должен быть до 180 уд/мин (наибольший ударный объ­ем сердца). Паузы отдыха должны быть такими, чтобы пульс восстанавливался до значения 120—130 уд/мин. Продолжительность упражнений циклического характера до 1 мин, ациклического—до 2 мин.

Пример: 1. Легкоатлетический бег 200 м—4—5 по­вторений в одной тренировке.

2. Плавание на 50 м—4—6 повторений.

3. Имитация нападающего удара с разбега от ли­нии нападения (после приземления имитация приема мяча в защите с падением). Продолжительность одного повтора—45 с, количество повторов—5—8.

4. Защитные действия в паре (защищается один спортсмен). Продолжительность одного повтора— 1 мин, количество повторов — 4—6.

5. Упражнения в нападающем ударе, интенсивность— 12 уд/мин. Продолжительность—2 мин, количество по­второв — 5—8.

Повторный метод основывается на принципе интер­вального, но интервалы отдыха произвольны — спортс-

 

 

мен перед новым повторением отдыхает столько, сколько ему требуется для восстановления работоспособности.

Соревновательный метод характерен оптимальным соответствием частоты движений и техники выполнения упражнений содержанию игры. Игры уменьшенными со­ставами (3Х3, 3х4, 4х5 и т. д.) без длительных пауз отдыха способствуют развитию общей выносливости во­лейболистов. Указанные дозировки упражнений для раз­вития общей выносливости могут быть использованы в работе со спортсменами I разряда и мастерами спорта.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.