Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы построения психологической






подготовки

Психологическая подготовка спортсмена—это педа­гогический процесс, и успешность ее зависит от выполне­ния ряда общепедагогических принципов, среди которых следует выделить принципы воспитывающего обучения, сознательности и активности, систематичности и после­довательности, всесторонности и прочности.

Принцип воспитывающего обучения выражается в осуществлении воспитания и формирования личности спортсмена через содержание, методы и организацию всего учебно-тренировочного процесса, а также под вли­янием личности тренера и коллектива.

Принцип сознательности и активности означает опти­мальное соотношение педагогического руководства с са­мостоятельной, сознательной, активной и творческой деятельностью спортсмена. Этот принцип определяет не­обходимость осознания тренирующимся значения раз­вития психологических функций и качеств для достиже­ния успеха, стремления к самовоспитанию, самоконтро­лю, постоянному преодолению трудностей на пути к спортивному совершенствованию. Он также определяет у спортсменов необходимость в целенаправленном раз­витии своих психических свойств, оптимизации психиче­ских состояний, в выработке положительных общест-

 

 

венно значимых мотивов тренировки и участия в со­стязаниях, в формировании устойчивых интересов, в развитии у спортсменов стремления к самовоспитанию. Принципы систематичности и последовательности.

Формирование психической готовности спортсмена тре­бует, чтобы весь процесс психологической подготовки был систематическим и последовательным. Все средст­ва и приемы психологического воздействия на спортсме­на дают наибольший эффект, если они строго распре­делены по периодам учебно-тренировочного процесса и обеспечивают последовательность накопления знаний, формирования умений, навыков, совершенствования вос­приятий, внимания, мышления и т. п.

Принципы всесторонности и прочности. Психологиче­ская подготовка может плодотворно осуществляться только в неразрывной связи с другими видами подготов­ки — физической, технической и тактической.

Психологическому воздействию должно быть под­вергнуто все, от чего зависит надежное и совершенное выполнение спортивной деятельности, — и свойства лич­ности, и познавательные и психологические процессы, и психическое состояние. Недостаточно развитые восприя­тие, внимание, смутные представления и т. п. не могут обеспечить успешное выступление в соревнованиях.

Отражая определенные закономерности процесса психологической подготовки, следует отметить, что все перечисленные принципы взаимосвязаны и взаимообу­словлены. Нарушение одного из них затрудняет реали­зацию других. Только осуществление всех принципов в единстве обеспечивает высокий уровень психологической подготовленности.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

Общая психологическая подготовка осуществляется в период спортивного совершенствования, а не только перед предстоящими соревнованиями.

Основные задачи общей психологической подготовки волейболиста следующие:

1. Воспитание морально-волевых качеств личности спортсмена.

2. Развитие процессов восприятия, в том числе фор­мирование и совершенствование специализированных видов восприятия, таких, как «чувство мяча», «чувство


 

сетки», «чувство площадки», «чувство времени», «чувст­во партнера».

3. Развитие внимания, в частности его объема, ин­тенсивности, устойчивости, распределения и переклю­чения.

4. Совершенствование тактического мышления, памя­ти, представления и воображения, способности быстро и правильно оценивать игровую ситуацию, принимать эф­фективное решение и контролировать свои действия.

5. Развитие способностей управлять своими эмоция­ми в процессе подготовки к соревнованиям и в процессе 'самой игры.

Воспитание морально-волевых качеств личности спортсмена. Очень важно в процессе учебно-тренировоч­ной работы не только подготовить высококвалифициро­ванного спортсмена с точки зрения его физических ка­честв и технико-тактических навыков, но и оказать положительное влияние на развитие его характера, фор­мирование коммунистической идейности, чувства коллек­тивизма, разносторонних интересов и т. п.

Важнейшим фактором развития личности служит са­мовоспитание, организация которого должна направ­ляться тренером.

Особенности формирования морально-волевых ка­честв личности волейболистов и их проявление находят­ся в тесной связи со спецификой волейбола — коллек­тивным характером игры.

Воздействие коллектива велико. Но это зависит от состава его, от того, какие в нем преобладают тради­ции, какие взаимоотношения и связи. Как правило, кол­лектив благотворно воздействует на формирование поло­жительных свойств личности спортсменов. Однако в кол­лективах, где тренеры уделяют недостаточно внимания воспитательной работе, нередко выделяются волейбо­листы, неплохо освоившие игровые навыки, но неустой­чивые в моральном отношении. Они порой оказывают дурное влияние на коллектив. Следует всегда помнить, что моральное состояние волейбольной команды нахо­дится в прямой зависимости от характера как игровых, так и личностных взаимоотношений внутри команды. Чувство коллективизма, товарищеские взаимоотношения и помощь, сплоченность спортсменов — необходимое - условие успешных выступлений команды. Поэтому тре­неру по волейболу следует уделять вопросам межлич­ностных взаимоотношений, комплектованию команды особое внимание.

 

Развитие процессов восприятия. Умение видеть как можно больше игроков, их положение и перемещение по площадке, непрерывное движение мяча, умение ориен­тироваться в сложных игровых условиях—важнейшие качества волейболистов. Это прежде всего связано с раз­витием определенных особенностей зрительных вос­приятий. Игровая деятельность волейболистов тре­бует, чтобы у них было высокоразвитое периферическое зрение (т. е. большой объем поля зрения). В волейболе многие действия и приемы, например блокирование, приходится совершать на основе периферического зре­ния. Развитое периферическое зрение в волейболе явля­ется основой тактического мастерства спортсменов.

Ограниченный объем поля зрения приводит к тому, что спортсмен не использует благоприятные ситуации для развития атаки, принимает неправильные решения, чем создает условия для успешных действий противнику.

Наблюдения и исследования, проводимые нами в те­чение ряда лет, показали, что у волейболистов в резуль­тате систематической тренировки происходит значитель­ное расширение границ поля зрения, которое намного превышает средние показатели объема поля зрения взрослого человека, а также представителей других ви­дов спорта (таблица).

Из приведенной таблицы следует, что показатели объема поля зрения у волейболистов больше, чем дан­ные Министерства здравоохранения СССР.

Таблица Объем поля зрения у спортсменов различных видов спорта *

    Направление (в градусах)  
Группы обсле­                                  
дованных   На­ружу   Внутрь   Кверху   Книзу   Квер­ху-   Квер­ху-   Книзу-наружу   Книзу-внутрь  
                    наружу   внутрь          
Волейболи­                  
сты                                  
Футболисты                  
Боксеры                  
Лыжники                  
Данные Ми­                  
нистерства                                  
здравоохра­                                  
нения СССР                                  

 

* Данные М. М. Гагаевой.


Измерения, проведенные нами у волейболистов в со­стоянии спортивной формы и в состоянии нетренирован­ности, показали, что периферическое зрение у последних снижается больше всего в направлении кверху-наружу и кверху. Такое сужение поля зрения значительно снижа­ет поток информации. А это значит, что игровой потен­циал волейболиста только из-за уменьшения перифери­ческого зрения снижается на 25—30%. В результате спортсмен хуже ориентируется, замечает меньше выгод­ных положений для продолжения атаки, совершает боль­ше ошибок и т. д. Для восстановления таких потерь не­обходимо 2—4 месяца систематической тренировки.

Опыты с выключением периферического зрения во время игровых действий показывают, что у спортсменов резко ухудшалось ощущение направления движений и равновесия, отмечалось нарушение координации, возни­кали дополнительные мышечные напряжения, значитель­но замедлялся переход от одного движения к другому, ухудшалась точность глазомера.

Правильное и своевременное выполнение того или иного технического приема тесно связано со способно­стью точно оценивать расстояние между движущимися игроками, мячом. От своевременного и точного опреде­ления расстояния зависит правильный выход игрока к мячу; от точного определения расстояния до партнера по команде, до сетки зависит точность, направление и траектория передачи мяча. Мастерство волейболистов во многом зависит от точности глазомера (глубинное зрение).

Как показали многочисленные исследования, волей­бол способствует развитию глазомера. Так, у волейбо­листов точность глубинного зрения оказалась в 2—2, 5 раза лучше, чем, например, у гимнастов, пловцов, бор­цов. Было также установлено, что даже у волейболи­стов, выполняющих различные игровые функции в команде, точность глазомера различна. Например, у во­лейболистов, выполняющих функции связующих (дис­петчеров), точность глубинного зрения значительно вы­ше, чем у нападающих. При этом точность глазомера при восприятии удаляющегося мяча (т. е. в момент пе­редачи) у них оказалась более чем в 2 раза выше, чем у нападающих.

Точность глазомера, так же как и периферическое зре­ние, находится в прямой зависимости от состояния тре­нированности. Так, в состоянии спортивной формы точ­ность глазомера у волейболистов в среднем выше на

 

43, 2%, чем в состоянии нетренированности. Пропуск занятий на 2—3 недели приводит к ухудшению точности глазомера на 20—30%. Вот почему иногда тренеры не могут объяснить причины ухудшения игры у спортсме­на, который пропустил несколько занятий, хотя какого-либо ухудшения физических качеств и выполнения тех­нических приемов у него незаметно.

Поскольку периферическое зрение и точность глазо­мера имеют в волейболе большое значение, различные приемы и упражнения для развития данных зрительных восприятий должны занять достойное место в учебно-тренировочной работе.

Занятия и игры должны всегда проходить в нормаль­ных условиях дневного и электрического освещения. При недостаточном или чрезмерном освещении происходит перенапряжение мышц глаз. В результате глазное ябло­ко деформируется и принимает удлиненную форму (од­на из причин развития близорукости), что приводит к значительному сужению объема поля зрения и особен­но к ухудшению точности глазомера.

Немаловажно и влияние цвета на психику человека. Психофизиологическая функция цвета — обеспечение наи­более благоприятных условий зрительного восприятия, снижение утомления, улучшение освещенности. Различ­ные цвета неодинаково воспринимаются глазом, поэтому зрительное восприятие меняется в зависимости от цве­та. Лучше других воспринимается белый цвет, затем желтый и зеленый. При длительном восприятии темных цветов (красного, фиолетового, синего) утомление на­ступает быстрее. Цвет вызывает впечатление теплоты или холода, создает иллюзии изменения длины, ширины или высоты помещения, разницы веса предметов.

Цветовое оформление связано с его эмоциональным воздействием и благоприятным влиянием на нервную си­стему человека. При монотонной работе полезна окрас­ка стен в яркие, бодрящие тона, в частности в оранже­вый. При работе, требующей напряженного внимания, целесообразен спокойный светло-зеленый цвет.

В психологии труда было установлено, что правиль­но выбранная окраска помещения цеха и оборудования повышает производительность труда на 15—20%. Так почему бы в учебно-тренировочной работе по волейбо­лу не использовать эту возможность?

Как же развивать точность глазомера, тренировать «чувство дистанции?» Главное требование—как можно больше в тренировках варьировать дистанции при пере-


дачах, подачах, различных нападающих ударах и т. п. Для этого необходимо выполнять передачи на разное расстояние с различной скоростью и траекторией; различные передачи при схождении и расхождении волей­болистов; подачи мяча в цель различными способами и с различного расстояния; нападающие удары по сиг­налу тренера в различные зоны площадки; броски тен­нисного мяча с различной силой и с различного рас­стояния в цель. Спортсмен должен постоянно приучать себя следить за малейшими изменениями дистанции. Очень эффективны упражнения с различными приспо­соблениями для фиксации определенной траектории по­лета мяча, а также игра в теннис, футбол, баскетбол. Полезны также разнообразные упражнения в приеме по­дачи, нападающего удара или двусторонняя игра с за­крытой сеткой.

Для развития периферического зрения целесообраз­но ведение, перебрасывание мяча и ловля его в парах, тройках, четверках; поочередный контроль перифериче­ским зрением то за мячом, то за партнером; броски или передачи мяча в баскетбольное кольцо при контроле кольца только периферическим зрением; различные пе­редачи мяча в парах, тройках в движении между беспо­рядочно расставленными на площадке различными пред­метами (скамейки, набивные мячи и т. п.); групповые упражнения в передачах: смотреть на одного партнера, а передачу делать другому. Рекомендуется во время пе­редач или нападающего удара контролировать мяч то центральным, то периферическим зрением. Упражнения в парах, тройках; двумя, тремя мячами со смещением вправо, влево, вперед, назад. Выполнение упражнений со словесным отчетом (например, во время нападаю­щего удара о номере зоны площадки, незащищенной игроками противника: «шестая», «пятая», '«первая»).

Упражнений для развития поля зрения, точность гла­зомера можно подобрать очень много, все зависит от фантазии тренера.

Восприятие движений. В восприятии движе­ний (как целого действия, приема, так и его отдельных частей) отражаются различные их особенности и свой­ства, такие, как характер, форма, амплитуда, направле­ние, продолжительность, скорость и ускорение дви­жения.

Выполнение любого технического приема в волейбо­ле и других видах спорта проходит под постоянным контролем сознания.

 

Одной из очень важных психологических особенно­стей двигательных навыков волейболистов является то, что спортсмен, выполняя те или иные приемы, напри­мер передачу мяча, регулирует свои движения и мышеч­ные усилия в связи с оценкой расстояния между игро­ками. Все это связано с выработкой зрительно-моторной координации, очень точных и дифференцированных пространственных, временных восприятий и выполняе­мых движений.

Большое значение для волейболистов при выполне­нии технических приемов имеет тонкая дифференцировка мышечно-двигательных ощущений, которые имеют специализированный характер и являются специфичны­ми для данного вида спорта.

Исследование точности восприятия мышечных уси­лий кистей рук, которое играет очень важную роль при выполнении основного технического приема — верхней передачи мяча, показало, что точность существенно из­меняется в зависимости от состояния тренированности. Так, в состоянии спортивной формы точность мышечно-двигательных усилий возрастает более чем в 2, 5 раза в сравнении с данными, когда спортсмены были в со­стоянии нетренированности. При этом точность дифференцировки связующих игроков в 3 раза выше, чем у нападающих.

Развитию точности мышечно-двигательной чувстви­тельности надо уделять большое внимание, особенно у нападающих. С этой целью используют различные упражнения, связанные с дифференцировкой мышеч­ных усилий, например упражнения в тройках, четвер­ках, двумя мячами—один из которых волейбольный, другой баскетбольный.

Игра в волейбол требует от каждого спортсмена максимальной скорости реагирования. Следовательно, деятельность волейболиста связана с готовностью вы­полнения ответных действий в условиях острого дефи­цита времени.

Все действия волейболистов проходят по механизму сложных реакций выбора и характеризуются не только быстротой, но и точностью, своевременностью как вос­приятия, так и ответного движения.

Время сложной реакции имеет большие колебания в зависимости от состояния тренированности. В состоя­нии спортивной формы у волейболистов не только рез­ко уменьшается время реагирования и точность, но и,


что особенно важно, реакции становятся стабильными, что говорит о высокой игровой надежности.

Следует отметить, что особенно изменяется время реакции на периферийные раздражители, причем глав­ным образом связующих игроков. Вероятно, их деятель­ность требует более быстрой и и точной реакции на внезапно меняющуюся игровую обстановку. Напраши­вается вывод: пора приблизить подготовку нападающих к уровню связующих игроков.

Для развития быстроты реакции необходимо выпол­нять большое количество скоростных упражнений, тре­бующих быстрого переключения с одного действия на другое; упражнений с различными неожиданными и нелогичными продолжениями; упражнений, в которых надо сокращать расстояния, увеличивать скорость, играть с закрытой сеткой.

Броски, быстрые перемещения, прыжки, неожидан­ные изменения направления движения, резкие рывки, падения, быстрые повороты головы при ориентировке— все это вызывает значительные сдвиги всех отделов вестибулярного аппарата.

В связи с этим достижение высоких результатов в волейболе находится в тесной связи с теми возможно­стями человека, которые в той или иной степени позво­ляют приспособиться к выполнению действий в непри­вычных положениях, перемещениях и выполнять мак­симальные по сложности приемы, т. е. определенным образом зависят от вестибулярной устойчивости.

Экспериментально установлено, что деятельность вестибулярного анализатора взаимосвязана с деятель­ностью других анализаторов, в частности с мышечно-двигательным и зрительным, и его раздражения оказы­вают значительное влияние на психомоторные и сен­сорные процессы. Раздражение вестибулярного аппа­рата вызывает замедление скорости движения рук и ног, а также нарушение координированное™ движений, вызывает ухудшение зрительных восприятий—до 30% и более, значительно ухудшается интенсивность вни­мания и особенно устойчивость, распределение и пере­ключение, что выражается в увеличении числа ошибок. Исследования показывают, что даже после незначитель­ного раздражения вестибулярного аппарата время реак­ции увеличивается на 13—20, а в отдельных случаях До 70%.

Проведенные нами наблюдения за высококвалифи­цированными волейболистами показали, что только

 

включение на занятиях специальных упражнений для тренировки вестибулярного аппарата повысило эффек­тивность игры в защите на 8—10%, а точность второй передачи возросла на 10—12%.

Однако тех приемов, упражнений, которые имеются в арсенале волейбольной игры, недостаточно для по­вышения вестибулярной устойчивости волейболистов. Тренировка вестибулярного аппарата должна носить специфический характер. Об этом говорит тот факт, что технические приемы, осваиваемые на фоне раздражения вестибулярного аппарата, нарушаются меньше, чем осваиваемые в обычных условиях. Вот один из приме­ров неиспользованных возможностей повышения спор­тивного мастерства волейболистов.

В тренировочном процессе для развития вестибу­лярной устойчивости используются сложнокоординированные виды упражнений, требующие при их выполне­нии активности занимающихся и противодействия не­приятным субъективным ощущениям. Это различные виды акробатических и гимнастических упражнений, прыжки на батуте, прыжки в глубину (1, 8—2, 5 м), различные вращательные движения, всевозможные уско­рения, резкие изменения направления бега, мгновен­ные остановки, прыжки в воду, борьба и т. д.

Однако наибольшее воздействие оказывают те упражнения, которые включены в выполнение того или иного технического приема игры. Например, выполне­ние передачи после кувырка или вращательного движе­ния, или после резкого ускорения вперед, назад, впра­во, влево и т. п.

Специализированные восприятия. Спе­цифические особенности деятельности волейболистов способстуют развитию специфических качеств внима­ния, ощущений, восприятий, в результате чего у зани­мающихся волейболом появляется высокоразвитое спе­циализированное восприятие. В основе этих восприятий лежит тонкая дифференцировка раздражений, посту­пающих в различные анализаторы. Основную роль при этом играют мышечно-двигательные, зрительно-вести­булярные и слуховые ощущения. В волейболе имеются следующие специализированные восприятия —«чувство мяча», «чувство сетки», «чувство площадки», «чувство

времени», «чувство партнера».

В психологии спорта эти воспрития изучены еще не­достаточно. Но можно смело сказать, что «чувство мя­ча», «чувство сетки» и др. являются для волейболистов


убедительным показателем их технического мастерства и состояния спортивной формы. Образуются же они в результате длительной и систематической тренировки.

Развитие внимания. Анализ игры в волейбол и про­веденные исследования показывают, что успешность технических и тактических действий волейболистов в значительной степени определяется высоким уровнем развития у них таких свойств внимания, как объем, ин­тенсивность, устойчивость, распределение, переключение.

Волейболисту в процессе игровых действий прихо­дится одновременно воспринимать большое количество объектов и их элементов, что и определяет объем его внимания. Причем волейболист воспринимает в этих объектах малейшие детали, например отдельные эле­менты движения противника, его взгляд и т. д., что позволяет ему быстро и правильно организовать свои действия. Исследования показывают, что уже сами за­нятия волейболом способствуют развитию данного свой­ства внимания. Об этом убедительно свидетельствует такой показатель: объем внимания у волейболистов больше, чем у гимнастов, борцов, пловцов на 25—31%.

В волейболе бывают моменты, которые требуют очень напряженного внимания во время розыгрыша мя­ча и ослабления его в промежуточные периоды. Чем интенсивнее внимание, тем больше нервной энергии затрачивает спортсмен. И не удивительно, что волей­болист расходует колоссальное количество энергии. До­статочно посмотреть на позу и лица игроков во время подачи, особенно при игре в защите. Длительность игры, разнообразие тактических ситуаций требуют высокой устойчивости внимания, сохранение способности к эф­фективной мобилизации его на протяжении всего по­единка, способности противостоять различным отвле­чениям.

Современный волейбол характеризуется высокой скоростью полета мяча, быстрым перемещением игро­ков, быстрой и внезапной сменой игровых ситуаций— все это предъявляет высокие требования не только к объему, интенсивности и устойчивости внимания, но и требует от спортсмена мгновенного переключения и широкого распределения внимания. Например, волей­болист, принимая мяч, одновременно распределяет свое внимание между многими моментами—определяет рас­стояние до мяча и до игроков, следит за перемещением своих игроков и игроков противника, выбирает способ для передачи мяча и т. п. Количество этих одновремен-

 

 

но или последовательно протекающих процессов может быть различно, также как и степень их отчетливости. Все это характеризует распределение внимания. Кроме того, волейболисту во время игры приходится постоян­но менять объекты, на которые направлено его вни­мание. Так, сделав передачу для нападающего удара, волейболист переключает свои действия (внимание) на страховку. Например, только за одну секунду его вни­мание переключается поочередно на 3—6 объектов.

Перечисленные качества внимания значительно из­меняются в зависимости от состояния тренированности. Так, месячный перерыв в занятиях снижает объем вни­мания на 23, 6%, а это означает, что резко снижается арсенал тактических действий.

Внимание нужно развивать следующим образом. Прежде всего надо приучать себя быть внимательным при любой работе и в разнообразных условиях, серьез­но подходить к физической подготовке, так как недо­статочная физическая подготовка приводит к быстрому утомлению, а при быстром утомлении резко снижается внимание. Объем внимания можно тренировать не толь­ко на занятиях. Например, посмотрев на витрину ма­газина, можно попытаться описать выставленные там

предметы.

Во время тренировки иногда полезно создавать во­лейболисту такие условия, при которых необходимо од­новременно воспринять несколько динамических или статических объектов, но не более 8—9.

Развитие интенсивности и устойчивости внимания человека в определенной степени связано с развитием его волевых качеств. Надо дисциплинировать себя, при­учать даже в мелочах быть хозяином своих действий.

Для распределения и переключения внимания в тре­нировку волейболистов включают различные упражне­ния с несколькими мячами и всевозможными переме­щениями; упражнения, где требуется быстрое переклю­чение внимания с одного объекта на другой, а также умение выделять наиболее важные объекты или дей­ствия.

Развитие тактического мышления, памяти, представ­ления и воображения. В тактических действиях волей­болистов реализуется их творческое мышление, память, представление и воображение. В волейболе побеждает тот, кто действует не по стандарту, кто обладает уме­нием осуществлять тактические замыслы с учетом дей­ствий команды противника, причем все это необходимо


делать в условиях жесткого лимита времени и в состоя­нии сильного эмоционального возбуждения.

Для достижения победы в состязаниях надо уметь применять целесообразные методы борьбы, находить наиболее эффективные в данных условиях способы и приемы, применять неожиданные для соперников ком­бинации, создавать ситуации, благоприятные для своей команды.

В целях повышения тактического мастерства волей­болистов необходимо развивать следующие способно­сти: а) наблюдательность—умение быстро и правильно подмечать по ходу поединка важные моменты сорев­новательной борьбы, быстро и правильно ориентиро­ваться в сложной игровой обстановке; б) сообразитель­ность — умение быстро и правильно оценивать сложив­шиеся ситуации, учитывать их последствия; в) инициа­тивность — умение быстро самостоятельно применять эффективные тактические приемы; г) предвидение— умение разгадывать тактические замыслы противника и предвидеть результаты как его, так и своих действий на площадке.

Развитие способностей управлять своими эмоциями.

Большая двигательная активность игроков, быстро ме­няющаяся игровая обстановка, чередование удач и не­удач, физическое напряжение, кроме того, влияние зри­телей, активно выражающих свое отношение к тому, что происходит на волейбольной площадке — все это дает право считать волейбол эмоциональным видом спорта. В процессе игры характерны не только ярко выраженные положительные и отрицательные эмоцио­нальные состояния, интенсивность их переживания, но и то, что переменность успеха во время игры определяет резкую их смену.

Интенсивность эмоциональных состояний зависит от значимости соревнований. В течение игры она неодина­кова. Наиболее интенсивные эмоции проявляются в от­ветственные моменты игры, особенно в конце партий.

Характер и содержание эмоциональных состояний оказывает большое влияние как на активность волейбо­листов в процессе учебно-тренировочных занятий, так и на эффективность игровых действий. Самообладание и эмоциональная устойчивость помогают волейболисту избегать излишних возбуждений во время тренировоч­ных занятий и соревнований, сохранять нужную коор­динацию и точность движений, ясность тактической мысли и т. п.

 

В психологии спорта разработаны специальные при­емы, которые могут применяться в целях: а) снятия или снижения физического утомления и восстановления спортивной работоспособности; б) снятия или снижения нервного утомления и переутомления, связанного с эмо­циональным перенапряжением во время тренировочных занятий и соревнований; в) снятия или снижения не­благоприятных эмоциональных состояний перед сорев­нованием и во время игры и успокоения при излишнем нервном возбуждении; г) борьбы с бессоницей.

С данными приемами можно ознакомиться по посо­биям О. А. Черниковой и О. В. Дашкевич «Аутогенная тренировка, методическое письмо» (Методический каби­нет ЦГОЛИФК. М., 1967) и «Активная саморегуляция эмоциональных состояний спортсмена» (М., ФиС, 1971).

Обучение волейболистов приемам саморегуляции эмоциональных состояний требует обычно не менее двух-трех месяцев систематических занятий. Эффектив­ность применения приемов саморегуляции возможна лишь в том случае, если спортсмен полностью овладел этими приемами как в процессе тренировочной, так и в соревновательной деятельности.

Развитие волевых качеств. Большое напряжение вни­мания, сложность двигательных навыков, острая сорев­новательная борьба, лимит времени и вообще вся во­лейбольная деятельность требует от спортсмена большо­го напряжения воли. Волевые качества волейболистов проявляются в действиях, направленных на преодоле­ние трудностей, определяемых спецификой данного вида спорта.

Чтобы развивать те или иные волевые качества, не­обходимо учитывать конкретные ситуации, с которыми сталкивается спортсмен в процессе подготовки.

Существует два вида трудностей — объективные и субъективные. Объективные трудности—это трудности, обусловленные особенностями игры в волейбол, а субъ­ективные трудности связаны с особенностями личности спортсмена.

Волевая подготовка — это сложный и длительный процесс. Основным и необходимым условием развития волевых качеств у волейболистов является систематиче­ское выполнение в процессе учебно-тренировочных за­нятий упражнений, требующих приложения волевых усилий.

Основные волевые качества, которыми должен обла­дать волейболист, это целеустремленность и настойчи-


вость, выдержка и самообладание, решительность и смелость, инициативность и дисциплинированность.

Ц е л е у с т р е м л с и и о с т ь и н а с т о и ч и в о с т ь. Эти качества выражаются в ясном сознании целей и задач, стоящих перед волейболистами, активном и не­уклонном стремлении к повышению спортивного мас­терства, в трудолюбии.

Воспитание: прежде всего необходимо вырабатывать у игроков сознательное отношение к овладению техни­кой, тактикой игры; развивать интерес к данной работе;

ставить конкретные задачи на определенный срок и про­верять их выполнение; задавать упражнения, различные по сложности и трудности и обязательно контролиро­вать их выполнение; проводить занятия при любых условиях; не давать возможности останавливаться на пути к достижению цели, несмотря на временные не­удачи.

Выдержка и самообладание. Эти качества выражаются в преодолении отрицательных эмоциональ­ных состояний (чрезмерная возбудимость, растерян­ность, подавленность и т. п.) для предупреждения утомления.

Воспитание: учить преодолевать утомление и боле­вые ощущения; добиваться выполнения любого задания точно и до конца; развивать способности не теряться в трудных и неожиданных обстоятельствах, управлять своими действиями, проявляя при этом рассудитель­ность и сдерживая отрицательные эмоции; развивать специальную выносливость; проводить тренировки и игры в усложненных условиях; воспитывать у игроков чувство товарищества, умение подчинять личные инте­ресы интересам коллектива; воспитывать чувство чести своего коллектива.

Решительность и смелость. Эти качества выражаются в способности своевременно находить и принимать обдуманные решения в ответственные момен­ты игры и без колебания приводить их в исполнение. Смело, не боясь принять на себя ответственность, всту­пать в единоборство. Активно действовать для достиже­ния цели в опасных и ответственных ситуациях.

Воспитание: применять различные упражнения, вы­полнение которых связано с известным риском и тре­бует преодоления чувства боязни, колебания; включение в тренировки элементов хоккея, баскетбола, прыжков в воду, если возможно, прыжков с парашютной вышки и т. п.

 

Инициативность и дисциплинирован­ность. Эти качества выражаются в способности спортс­мена вносить в игру творчество, инициативу. Игрок, обладающий инициативностью, является организатором, ведет за собой команду. Дисциплинированность выра­жается в умении подчинять свои действия задачам кол­лектива. Обязательная дисциплина предполагает не слепое подчинение по принуждению, а добровольное подчинение на основе сознания необходимости выполне­ния своего долга. -

Воспитание: развивать инициативность у волейбо­листов на базе хорошей технической и тактической под­готовленности; приучать самостоятельно решать постав­ленные задачи, находить пути и средства для достиже­ния цели; проводить двусторонние игры со специальны­ми заданиями и в условиях, требующих от игроков про­явления инициативности.

Воспитание дисциплинированности достигается всей организацией процесса обучения и тренировки. Выпол­нение спортсменом установленных требований должно носить сознательный и систематический характер. Опре­деленное значение для воспитания дисциплинированно­сти имеет строгое соблюдение режима. Очень важное условие—целесообразность и обоснованность требова­ний. В воспитании дисциплинированности особую роль играют коллектив и тренер. Тренер должен быть сам образцом дисциплинированности и организованности.

Перечисленные волевые качества неразрывно свя­заны и взаимно обусловлены. Не у всех волейболистов волевые качества развиты равномерно. Процесс фор­мирования этих качеств не должен происходить стихий­но, им надо управлять. Поэтому чем правильней будет организован тренировочный процесс и чем лучше будет поставлена воспитательная работа, тем успешнее будут формироваться волевые качества волейболистов.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К КОНКРЕТНЫМ СОРЕВНОВАНИЯМ

Психологическая подготовка волейболистов к пред­стоящим соревнованиям осуществляется на базе общей психологической подготовки и связана с решением за­дач, поставленных перед спортсменами в данном, кон­кретном соревновании. К их числу следует отнести:

1. Осознание игроками особенностей и спортивных задач предстоящей игры.


2. Изучение конкретных условий предстоящих сорев­нований (время и место игр, освещенность, температура и т. п.).

3. Изучение сильных и слабых сторон противника и подготовка к действиям с учетом этих особенностей.

4. Осознание и оценка своих собственных возмож­ностей в настоящий момент.

5. Преодоление отрицательных эмоций, вызванных предстоящей игрой.

6. Формирование твердой уверенности в своих силах и возможностях в выполнении поставленных задач в предстоящей игре.

Каждый волейболист испытывает перед игрой, да и во время поединка, сложные эмоционально-волевые состояния, которые оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на его спортивные действия, чем и обусловливается перестройка психологических и физиологических процессов в организме. Одни волейбо­листы испытывают эмоциональный подъем, уверенность в своих силах. Это повышает готовность организма к вы­полнению предстоящих спортивных действий. У других игроков возникают перевозбуждение или апатия, не­уверенность, боязнь поражения, что снижает готовность организма и возможности спортсмена.

Очень часто приходится встречаться с волейболи­стами, которые в процессе тренировок демонстрируют высокое мастерство, но во время игры их порой трудно узнать: они выглядят как неопытные новички. Один из основных факторов, влияющих на уровень готовности, — эмоциональное состояние перенапряжения или, наобо­рот, аппатии перед игрой. Такое состояние принято на­зывать предстартовым. Различают четыре вида пред­стартовых состояний: 1) состояние боевой готовности;

2) стартовая лихорадка; 3) стартовая апатия; 4) со­стояние самоуспокоенности.

Состояние боевой готовности—самое благоприят­ное. Для данного состояния характерны следующие особенности: общий эмоциональный подъем, бодрость, воодушевление, внутренняя собранность и сосредото­ченность, наличие активного стремления к достижению победы, уверенность в своих силах, обострение про­цессов восприятия, внимания, мышления, памяти, вооб­ражения и представления.

Стартовая лихорадка характеризуется преобладани­ем процессов возбуждения, что проявляется в сильном волнении, неустойчивом эмоциональном состоянии,

 

 

быстрой смене одних эмоций другими, импульсивности, раздражительности. Внешне данное состояние проявля­ется в дрожании рук и ног, потливости, в различных позывах, повышенной речевой активности и т. п.

Стартовая апатия—состояние, противоположное стартовой лихорадке. Для нее характерны пониженная возбудимость, вялость всех психических процессов, сон­ливость, отсутствие желания участвовать в игре, упадок сил и неверие в свои силы, резкое ослабление процессов восприятия, внимания, мышления, скованность движе­ний и замедленность реакций, необщительность, состоя­ние угнетенности. Внешне данное состояние проявляется в снижении мышечного тонуса, бледности лица, в изме­нении ритма дыхания, появлении одышки, холодного пота, пересыхания рта и т. п.

Состояние самоуспокоенности характеризуется от­сутствием готовности к волевым напряжениям, пере­оценкой своих сил и возможностей, недооценкой сил противника, важности игры и т. п.

Имеется еще множество промежуточных предыгровых состояний. Преодоление отрицательных эмоциональ­ных состояний и их регулирование может быть осу­ществлено при помощи специальных приемов, систе­матизированных О. А. Черниковой. Они сводятся к следующему:

1. Сознательное подавление спортсменом отрица­тельных эмоций. Волейболист не должен внешне выра­жать сильное волнение, неуверенность. Наоборот, мими­кой, движениями он должен стараться выразить со­стояние уверенности, бодрости.

2. Применение в разминке специальных упражне­ний, движений, различных по скорости, темпу, ампли­туде, мышечному напряжению (в зависимости от осо­бенности эмоционального состояния), которые могут снизить возбуждение или снять состояние подавлен­ности.

3. Регуляция дыхания при помощи специальных дыхательных упражнений (по глубине, интенсивности, частоте, ритму, продолжительности).

4. Применение специального массажа, оказывающе­го на спортсмена успокаивающее или возбуждающее воздействие.

5. Воздействие на различные анализаторы в первую очередь на зрение и слух. Рекомендуются прогулки, по­сещение музеев, рыбалка, поскольку все это влияет успокаивающе. Воздействие музыки на эмоциональное


состояние известно всем. В одних случаях музыкальное сопровождение способствует бодрому, веселому настро­ению, повышает тонус, в других—успокаивает.

Определенное воздействие оказывает цвет. Так, крас­ный цвет действует на психику человека возбуждающе, а зеленый, напротив, успокаивающе.

Резкие звуки, темповая ритмичная музыка, яркий свет, насыщенная окраска, крепкий запах, острый вкус—эмоционально возбуждают. А слабые, умерен­ные или монотонные зрительные, слуховые и другие раздражители успокаивают.

6. Воздействие при помощи слова. Словом можно человека окрылить, вселить в него уверенность, обрадо­вать, успокоить и, напротив, огорчить и т. п.

Большую роль играет применение самоприказа, са­моободрения, самопобуждения («я выиграю», «я добь­юсь», «я должен» и т. п.).

7. Преднамеренное изменение направленности и со­держания мыслей и представлений. Наши беседы с во­лейболистами показали, что преодолеть предыгровое волнение им помогают воспоминания об удачно прове­денных играх, об их друзьях и т. д. Тем самым спортс­мены не только создают у себя установку на активную игровую деятельность, но и вытесняют из своего созна­ния неблагоприятные эмоциональные состояния.

8. Произвольное изменение направленности и сосре­доточенности внимания. Сосредоточение внимания на отрицательных переживаниях усиливает их и, наоборот, отвлечение от них внимания—ослабляет.

9. Применение приемов аутогенной тренировки в це­лях снятия или снижения влияния неблагоприятных эмоций перед игрой и снятия излишнего нервного воз­буждения.

Успех выступления команды в соревнованиях во

многом зависит от умелого управления и руководства командой. Разберем некоторые вопросы управления и

руководства.

Режим. Необходимо при участии команды в тур­нире установить рациональный режим, при этом сво­бодный день надо максимально использовать для от­дыха и восстановления, но обязательно провести легкую тренировку с мячом. В игровой день необходимо избе­гать каких-либо напряженных действий, длительных прогулок, экскурсий, долгого лежания. Целесообразно провести легкую тренировку с мячом (при условии, если игроки команды к этому уже готовились в процессе

 

 

подготовки к соревнованиям). Питание должно быть умеренным, привычным, за 3—4 ч. до игры.

Разминка имеет большое значение как для ре­гуляции неблагоприятных эмоциональных состояний, так и для формирования степени готовности к игре и ускорения врабатываемости. Разминку спортсмены должны проводить самостоятельно, причем инертному игроку нужно в разминку включать несколько группо­вых упражнений. Заканчивать разминку надо за 3— 5 мин до игры. При этом тренер должен собрать всех игроков вместе с запасными и провести 2—3 мин бесе­ду, в которой напомнить основные положения игры, сказать что-нибудь ободряющее. Это полезно во всех случаях, даже тогда, когда его слушают, но не слышат.

В процессе игры возникает множество моментов, си­туаций, которые требуют оперативного вмешательства тренера: а) внести некоторые коррективы в действия игроков команды, которые почему-либо отходят от принятых установок или не учитывают игры противни­ка: б) акцентировать внимание спортсменов на опре­деленных действиях игроков соперника как в защите, так и в нападении и т. п. Для этого тренер использует замены игроков и перерывы, предусмотренные правила­ми игры.

Замены могут быть произведены в любые момен­ты игры и по различным причинам—для отдыха игро­ка, для увеличения или сбивания темпа игры, для сме­ны тактических действий, при неуверенной игре спортс­мена, при неоднократных ошибках и т. д. Но при этом не рекомендуется злоупотреблять заменами и проводить их без основания. Тренер должен хорошо знать своих игроков и особенности их поведения в различные перио­ды игры. Недопустима замена при однократной ошиб­ке. Это может вызвать у спортсмена состояние неуве­ренности, нервозности.

Перерывы используют для отдыха, для изме­нения тактического рисунка игры и корректировки ин­дивидуальных действий, для сбивания темпа игры, при потере инициативы или при растерянности игроков, для поднятия духа в команде.

Во всех случаях указания тренера должны быть ла­коничными, точными и ясными, тон уверенный и спо­койный.

В заключение следует отметить, что вся психологи­ческая подготовка должна проводиться с учетом инди­видуальных особенностей спортсменов.


 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.