Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тенденции и возможности дальнейшего развития игры






В настоящее время волейбол переживает ста­дию форсированного развития, которая была вызвана изменениями правил игры, обусловленными значитель-

ным превосходством нападения над защитой. Это при­вело к повышению физической нагрузки за счет доволь­но заметного роста реального игрового времени при одновременном сокращении слишком большого сово­купного периода игры, а также способствовало увели­чению средней продолжительности отдельных игровых моментов (табл. 3).

Таблица 3

        1963 г.   1965 г.   1966 г.  
Средняя продолжительность   Муж.   7, 62   8, 16   8, 77  
розыгрыша мяча (сек.)   Жен.   8, 48   8, 82   9, 64  
Средняя продолжительность   Муж.        
одной партии (игровое вре­   Жен,        
мя в сек.)                  
Доля игрового времени в   Муж.   —   37, 7   41, 2  
общей продолжительности   Жен   —   43, 9   44, 3  
игры (%)                  
Соотношение ошибок и не­   Муж.   27: 73   33: 67   36: 64  
удач (нападение и защита, %)   Жен.   41: 59   37: 63   37: 63  

 

Такой процесс развития, примерно одинаково про­текающий как для мужских, так и женских команд, будет, по всей вероятности, продолжаться и в после­дующие годы. В частности, можно указать на следую­щие тенденции. Подача и ее прием вряд ли существен­но изменятся в техническом отношении. С целью повы­шения эффективности подач боковая «резаная» подача будет доминировать и в дальнейшем, как наиболее удачное сочетание «жесткости» и вращения. Однако в тактических действиях боковая «резаная» подача будет чаще варьироваться с «жесткими» (боковыми) подача­ми с вращением. Если неограниченная глубина прост­ранства подачи будет сужена в результате изменения правил — попытки в этом направлении уже предпри­нимались, — то фронтальная «резаная» подача будет выгоднее.

Прием мяча кистями рук снизу утвердился в тех­нике приема подачи с начала 60-х годов, хотя вначале он весьма горячо оспаривался. С тех пор этот прием настолько усовершенствовался, что позволяет вести лю-

бую комбинационную игру. Поэтому в принципе нет причин для возвращения к «верхней» передаче, хотя требования в этом отношении все еще можно слышать с различных сторон. Тактика приема подачи будет более разнообразной в зависимости от требований игровой системы и типа подачи.

Техника и тактика в начале игры и игры в нападе­нии существенно не изменяется. Как это видно уже се­годня, будет преобладать оптимальное взаимодействие между игроками нападения посредством высоких пере­дач со стороны главного нападающего и быстрых не­ожиданных комбинационных атак.

В будущем следует ожидать частичного возврата к игре через первую передачу (в комплексе). В связи с этим надо уделять большое внимание возможности скрытой (боковой) передачи мяча. Хотя тем самым вы­сота и дистанция передачи от сетки едва ли претерпят изменения, нападающий вынужден будет все же в боль­шей степени, чем прежде, избегать блока. Он будет стараться провести мяч нацеленными и одновременно жесткими ударами, через блок или мимо него.

Игра с блоком останется, без сомнения, успешным тактическим средством, хотя она и не получит своего прежнего значения. Необходимость осуществлять более целенаправленно жесткие удары заставит нападающего отказаться от эффективного бокового нападающего уда­ра (крюк). Хороший нападающий будет отличаться при этом по-прежнему специфической силой (больше, чем до сих пор) и технико-тактической многосторонностью, которые ему позволят более разнообразно подходить к решению каждой ситуации. В ближайшие годы вряд ли появятся нападающие, умеющие одинаково хорошо бить обеими руками, не считая счастливых исключе­ний, так как затраты тренировочного времени с целью достижения большей продуктивности все еще относи­тельно невысоки.

Совершенствование блокирования и системы защи­ты площадки возможно только за счет более высоких волевых, атлетических качеств и индивидуально-такти­ческих достижений. Так же как сейчас, в будущем не будет идеального защитного построения. Можно пред­видеть исчезновение «классического» блока, но сохра­нится двойной блок как основная форма блокирования

и в техническом отношении глубокое защитное построе­ние. Однако возможны альтернативные методы (по образцу «шесть в середине поля»), которые позволят команде лучше приспособиться к любому противнику и дадут большую свободу действий отдельному игроку. Будущий игрок защитной линии или блока будет обла­дать способностью бороться в течение всего игрового времени и в любой ситуации с большей ловкостью и быстротой реакции, а также при более широком радиусе действия.

В настоящее время существуют различные точки зрения по вопросу комплектования команд и систем иг­ры. Думается, что в будущем решающим в борьбе у сет­ки будет средний радиус действия игроков линии нападения и блока одной команды. Если же в борьбе двух команд обнаруживается явная разница между ни­ми в этом отношении, то для команды менее сильной в конституционно-физическом отношении решающим становится вопрос, удастся ли ей «взорвать» обычно непреодолимый двойной блок противника.

Общая, тенденция предполагает как построение комбинационной игры, так и формирование команд из игроков «оптимального» роста. Однако специфические требования в отношении ловкости и реакции игроков защиты не позволяют заниматься в будущем поиска­ми только одних «великанов». Увеличение высоты сет­ки для мужчин привело бы в этой связи к весьма отри­цательным последствиям. Сегка для женских команд кажется на 5—10 см выше, чем нужно, если брать за основу соотношение средней высоты прыжка у мужчин и женщин. Если, однако, учитывать значительно более низкие показатели в защите относительно быстроты и ловкости у женских команд, то этот факт вполне оп­равдан.

Основой формирования команд останется по-преж­нему специализация на базе более высокого индиви­дуального мастерства. Это будет касаться функции игрока, начинающего комбинацию, а также, в пределах возможных границ, точного распределения индивиду­ально установленных позиций в передней и задней ли­ниях во всех фазах игры.

Дальнейший рост показателей будет происходить на основе совершенствования технических элементов с

целью достижения наивысшей точности, уверенности и целесообразности. Индивидуальная и коллективная тактика игры станет более разнообразной и будет иметь большее значение для исхода состязаний, причем арсе­нал прежних (коллективных) возможностей будет пе­ресмотрен относительно их эффективности и включен в современную игру.

В тренерских концепциях не предполагается делать абсолютный упор на какой-либо элемент (например, в 50-х годах почти исключительно выделяли общефизи­ческую подготовку. Позже эта фаза сменилась чрезмер­ным увлечением техникой). Волейбольные тренировки в будущем будут проходить преимущественно с учетом комплексного решения той или иной задачи и взаимо­действия основных компонентов. Сегодняшние высшие показатели в отношении объема и интенсивности тре­нировок станут, несомненно, достоянием многих команд. Пути к дальнейшему росту показателей следует видеть в возможностях программирования тренировки с набором самых интенсивных и самых целесообразных форм упражнений, а также в более активном включе­нии спортсменов в «психологический» тренинг. Короче говоря, речь идет о более солидном научном обоснова­нии процесса игры и тренировок.

Волейбол живет и развивается. Давайте же пожела­ем ему «долгих лет жизни» и направим свои усилия на его дальнейшее развитие и широкое распростра­нение!

 

ЛИТЕРАТУРА

1. А м а л и н М. Тактика волейбола. ФиС, 1965.

2. Аркадьев В. Тактика футбола. Изд-во «Спорт», Берлин, 1952.

3. Бааке X. Под лупой. Журн. «Волейбол», вып. 12, 1967, и вып. 1, 1968.

4. Д е б л е р X. Очерк теории спортивных игр (посо­бие для заочников). Высшая школа физической культуры ГДР, 1968.

5. Д е б л е р X. Систематизация игр как основа срав­нительной спортивной педагогики. Журн. «Теория и практика физической культуры», вып. 3, 1964.

6. Д е р и н г Ф. Волейбол на малой игровой площад­ке — эффективное средство технической и такти­ческой тренировки. Журн. «Теория и практика физической культуры», вып. 8, 1957.

7. А и х о р н А. Советы волейбольному тренеру. Изд-во «Спорт», Берлин, 1960.

8. Фидлер М. К вопросу о целенаправленности в точности движений в волейболе. Дисс. Высшая школа физической культуры, Лейпциг, 1966.

9. Фридрих Ю. и КосаковскийА.К вопросу о психологии юношеского возраста. Изд-во «Народ и знание». Берлин.1962.

10. Граберц Р. Введение в командные виды спорта (спортивные игры). Бурелье, 1957.

11. Гюнтер К. Записки педагога. Изд. 4-е. Изд-во «Народ и знание», Берлин, 1957.

12. Х а р р е Д. Введение в общую теорию тренировок и состязаний (пособие для заочников). Высшая школа физической культуры ГДР.

13. К о б р л е Е. Хорошая защита — залог успеха. Журн. «Баскетбол-волейбол», вып. 5, Прага, 1961.

14. Кобрле Е. и др. Теория и методика волейбо­ла. Государственное педагогическое издательство. Прага, 1965.

15. К о с В. и др. Гимнастика — 1200 упражнений. Изд-во «Спорт». Берлин, 1962.

16. К и п х е А. Проблемы индивидуальной трениров­ки в футболе. В газете «Новая футбольная неде­ля», № 30, 1960.

17. М а и н е л ь К. Кинематика. Изд-во «Народ и зна­ние», Берлин, 1960.

18.Мичара Н. и Стройе Т. Игра в волейбол. Изд-во Объединения физической культуры и спор­та, Бухарест, 1967.

19. Новиков А. и Матвеев Л. Теория физичес­кого воспитания. Изд. 2-е, гл. 8. ФиС, 1959.

20. Б у н п А. Очерк спортивной психологии. Изд-во «Спорт», Берлин, 1961.

21. Пуни А. Двигательный процесс и тренировка, Спорт при социализме, вып. 1, Изд-во «Спорт», Берлин, 1959.

22. Р а д д е К. Общие тактические правила для юно­шеских команд. Журн. «Волейбол», вып. 5, 1967.

23-РаухутА.и КессельА. Содержание и ор­ганизация индивидуальной тренировки в команд­ных видах спорта. Журн. «Теория и практика фи­зической культуры», вып. 4, 1960.

24. Р у д и к П. Психология. Изд-во «Народ и знание», Берлин, 1963.

25. Шайдерайт Д. Значение и эффективность тех­нических элементов в волейболе во время муж­ского чемпионата мира 1966 г. в Праге. Журн. «Теория и практика физической культуры», вып. 11, 1967.

26. Железняк Ю. 120 уроков по волейболу, ФиС, 1965.

27. Коллектив авторов. Легкая атлетика. Изд. 3-е. Изд-во «Спорт», Берлин, 1966.

28. Шнайтер, Шайдерайт, Фидлер. Волей­бол. Библиотечка преподавателя физкультуры, Изд-во «Спорт», Берлин, 1963.

29. Коллектив авторов. Методика преподавания спор­та. Изд-во «Народ и знание». Берлин, 1967.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.