Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учет показателей специальной физической подго­товки.






Для проверки эффективности различных важных и специфичных для волейбола двигательных навыков служат следующие тесты (за основу оценок берутся время, число повторений или сантиметров):

Прыгучесть. Прыжок с места и с разбега. Сначала определяется высота спортсмена в положении стоя у стены. Затем спортсмен прыгает с места или с разбега к баскетбольному щиту или кольцу. Цели предваритель­но маркируются мелом.

Если вычесть из высоты прыжка, обозначенной ме­ловой отметкой, высоту спортсмена в положении стоя, получим действительную высоту подскока (прыжка).

Высота прыжка с разбега должна быть примерно на 5—8 см больше, чем высота прыжка с места. Если между двумя вариантами наблюдается незначительная разница, то причину следует искать прежде всего в не­достатках техники. Действительная высота прыжка иг­роков международного класса составляет 90—105 см у мужчин и 70—80 см у женщин.

Определение прыжковой выносливости возможно в случае, если игрок выполняет очень много прыжков, при этом исчисляются средние данные. Учитывая важ­нейшее значение контроля прыгучести, рекомендуется использовать специальное приспособление для соответ­ствующих измерений.

Сила удара. Броски набивного мяча на дальность (вес мяча для женщин и подростков—1—3 кг, для мужчин—2—4 кг). Выполнение: с разбега бросить мяч двумя руками с одновременным отталкиванием двумя ногами (как при нападающем ударе). Оценка:

учитывается достигаемое расстояние (в м).

Игроки высшего класса мужчины имеют результат 15—20 м (4 кг), женщины—примерно 11 м (3 кг).

Этот тест для измерения силы удара учитывает ус­ловия тренировочной практики, но является, однако, лишь временным средством. Достоверное определение силы удара возможно лишь с помощью сложных при­боров.

Быстрота (скорость). 1. «Японский» тест. Расстоя­ние 4, 5 м (мужчины) и 3 м (женщины) ограничивается меловой чертой. Выполнение: игрок перемещается вбок как можно быстрее, поочередно вправо и влево, и каса­ется рукой маркировки.

Оценка: учитывается время, необходимое для вы­полнения определенного числа упражнений (в сек.).

2. Тест 9—3—6—3—9 (рис. 52). Данный тест озна­чает дистанцию для бега на волейбольной площадке. Вся дистанция состоит из отдельных отрезков, распо­ложенных на одной прямой. На рис. 52 отдельные от­резки изображены рядом для лучшего обзора. Стрелка указывает направление бега. Оценка: учитывается вре­мя на преодоление отрезков (в сек.).

3. Тест с мячом в положении сидя. Выполнение: от одного набивного мяча игрок бежит поочередно к дру­гим четырем мячам, быстро садится на мяч и возвра­щается каждый раз к исходному пункту. Очередность пробежки — 1: 2; 1: 3 и т. д. (рис. 53).

Оценка: учитывается время, необходимое для пробежек между мячами (в сек.).

Время, использованное на тесты 13, может сум­мироваться. Тогда игрок имеет возможность сбаланси­ровать свои показатели при выполнении тестов.

Техника. Оценка техники должна даваться как в качественном, так и в количественном отношении, по­скольку следует учитывать как исполнение движения, так и его результат (траектория полета мяча). Между этими показателями существует тесная взаимосвязь

Рис.52

Например, точная передача является обычно результа­том правильного выполнения движений.

Качественная оценка. Тренеру обычно ясны уже после нескольких движений игрока его основные ошибки при исполнении движений. Чем более опытен тренер, тем больше он замечает тонкостей. в процессе выполнения каждого движения. Несмотря на это, ряд частично «скрытых» ошибок остается незамеченным тренером. Именно они являются часто причиной задер­жки роста результативности на долгое время. В этом случае можно привлечь второго наблюдателя. Для це­ленаправленного наблюдения полезно вести небольшой протокол, где на левой половине фиксируются специ­альные наблюдения, а на правой стороне отмечается способ исполнения движения.

Хорошую помощь оказывает фотоаппарат с быстро­действующим взводом. Мы настоятельно рекомендуем использование узкопленочной кинокамеры как вспомо­гательного средства. Кинокамера позволяет наблюдать процесс движения многократно и четко фиксирует его в лупе времени. Лучше всего фиксировать анализ дви­жений в специальном протоколе. Записываются обыч­но общие признаки и отдельные элементы движения. Это дает возможность сравнивать данные наблюдения с образцовой техникой.

Количественная оценка. Решающим для игры является прежде всего результат движения, т. е. достиг ли мяч, например, своей цели, партнера, про­тивника или определенного места на площадке. Про­верку точности попадания мяча можно осуществить при тренировке сравнительно легко. Выбирают подхо­дящие цели, по которым игрок должен бить. Затем опреде­ляют систему оценок, причем учитывают наряду с одинако­выми условиями организации и проведения тестов также и принцип приближенности к состязаниям.

Рис. 53

Вид маркировок цели оп­ределяется избранным на­правлением, дистанцией или высотой полета мяча. Весьма

удобно объединять несколько требований в одно. Так, например, приспособление для передач мяча на точ­ность требует при передаче придерживаться определен­ного направления, дистанции и высоты.

Маркировки целей существуют в различных фор­мах: игроки, части ящика, мишени, линии на игровой площадке, очерченные мелом, определенные позиции и места, приспособления для передач мяча на точность различной величины у сетки, баскетбольное кольцо, маркировки на сетке и на площадке, натянутые попе­рек шнуры и др.

Оценка. В целом определяется число показаний по отношению к общему числу попыток. Дифференциро­ванная оценка особенно уместна в том случае, если мишени довольно малы. Это позволяет определить ре­альный прогресс в точности попадания.

Равенство условий. Это необходимое для всех тестов требование приобретает для отработки точности особое значение. При каждом тесте для каждого игрока дол­жны оставаться без изменений количество упражнений, мячи, мишени, включая направление, дистанцию и вы­соту по отношению к игроку, разминка, траектория передач, световой режим и т. п.

Тесты для контроля за точностью попадания. По­дачи. Игровое поле делится на 4, 6 и 9 частей, затем на правом поле от подающего проводятся 2 и 3 кру­га диаметром от 2 до 3 м в разных направлениях и на разных расстояниях (рис. 54).

Надо иметь в виду, что поскольку направление по­дачи на совершенно пустое поле не отвечает духу игры, то следует обозначить точки-ориентиры, близкие к усло­виям соревнований, соответствующие расстановке игро­ков на поле при приеме подачи (например, поставлен­ные на торец ящичные детали). После выполнения по­дачи игрок возвращается на поле.

Подачи следуют только из зоны подач!

Варианты: изменяются виды подач и соответствен­но положение цели для попадания.

Передача. Используется круг для отработки точ­ности попадания у сетки в зоне 4 и на высоте 3, 5 —4 м или баскетбольная корзина.

Выполнение: передача мяча проводится из зон 5 или 6.

Нужно иметь в виду, что игрок, подающий мяч для нападающего удара, должен сделать перед подачей небольшую пробежку в несколько шагов (отметить ме­сто исполнения). Передача мяча в баскетбольную кор­зинку выполняется только сбоку (щит не является надежной ориентировкой).

Варианты: 1. Усложняют передачу (другие углы, расстояние, высота). 2. Изменяются позиции для пере­дач и цели для попадания. 3. Вводятся другие техниче­ские приемы (откидка через голову, в прыжке, в па­дении).

Нападающий удар. Цель определяется пред­писанным направлением (линия, диагональ) или ма­тами.

Выполнение: нападающие удары выполняются вдоль линии и по диагонали из зон 2, 3 и 4.

Необходимо создавать близкие к условиям соревно­ваний ориентировочные точки (см. подачи).

Варианты: 1. Определить несколько целевых точек на всем поле. 2. Применять различную технику ударов. 3. По-разному проводить передачи.

Прием подачи. Целью могут служить трамплин, партнер, круг диаметром 2'/2 м или кольцо.

Выполнение: после приема легкой подачи игрок направляет мяч в зону нападения, к месту, где стоит партнер.

Передача мяча после подачи не должна быть слиш­ком низкой или слишком высокой (при необходимости следует натянуть на определенной высоте шнур).

Рис. 54

Варианты: 1. Прием различных видов подач. 2. Пос­ле приема подачи сразу же следует передача мяча в корзину у сетки (для нападения после первого паса). 3. Изменять позиции приема подачи и направленность передач.

Защита площадки. Цель — круг диаметром 3'/2 м или игрок линии нападения на определенной по­зиции.

Выполнение: передача мяча с точно указанного места. Тренер или игрок стоит на ящике за сеткой и бьет мячи, которые принимаются игроками на поле и отбиваются в определенном направлении в обозначен­ный мелом круг диаметром 3'/2 м на линии напа­дения.

Для контрольного теста на точность нужно выпол­нять 10—20 повторных подач. Оценку индивидуально-технического умения в процессе тренировки целесооб­разнее осуществлять, создавая различные игровые ситуации. (Решение в таких ситуациях должно быть найдено и обосновано самими игроками.) Так, напа­дающий в зависимости от положения игрока в зоне 6 должен по-разному осуществлять свой удар. Тренер дает оценку найденному решению и правильности испол­нения.

Учет результатов на соревнованиях

В ходе соревнований осуществлять учет по отдельным показателям значительно труднее, чем на тренировке. Использование вспомогательного оборудо­вания исключено, отдельные составные части игры тес­но сплетены, противники и партнеры оказывают силь­ное влияние на качество игры спортсмена. Во время игры можно проанализировать как результаты коман­ды противника, так и результаты своей команды, а также результаты отдельных игроков. Основное прави­ло здесь: чем меньше число игроков, за которыми ведется наблюдение, тем лучше общий учет, и наоборот.

Данные физического развития спортсмена можно зафиксировать во время игры. В отличие от атлетиче­ских тестов здесь, однако, в первую очередь проводится анализ нагрузки (чаще в форме частной статистики, которая определяет форму организации тренировки).

Так, например, записываются количество прыжков, ин­тервал между ними, вид и позиция прыжков. Прибли­зительно может быть определена и скорость передви­жения спортсмена.

Игровой результат спортсмена в технико-тактиче­ском отношении легко учитывается с помощью стати­стических анализов игры, где регистрируется эффек­тивность каждого игрового действия. Именно эту систе­му учета и оценки показателей разработала после многолетних исследований Немецкая федерация волей­бола.

Результаты технико-тактических игровых действий учитываются по количеству и качественному уровню. Вся система оценки строится на эффективности техни­ки, успехе в игре. При этом полностью учитывается тот факт, что успех не во всех случаях идентичен качеству исполнения.

Вначале была принята двухступенчатая оценка по каждому элементу. Вся оценка подразделялась на «+» (успех) и «—» (ошибка), и с помощью процентных дан­ных добивались убедительных результатов.

Такая запись дает возможность определять успех команды при выполнении какого-то элемента и сравни­вать его с результатами команды противника.

Последовательность записи соответствует действи­тельному ходу игры. Такой протокол позволяет видеть результативность по отдельным партиям игры.

Если анализируются действия отдельных игроков, то в этом случае возможно определить долю каждого в успехе или неуспехе всей команды. Если же при этом фиксировать и вид подачи, то каждый вид обозначается определенными символами и заносится в данный прото­кол перед соответствующими результатами. При до­статочной практике в анализировании результатов иг­ры один наблюдатель может учитывать многие элемен­ты игры как всей команды в целом, так и каждого игрока в отдельности. Учитывая несколько элементов сразу, целесообразно вести протокол, точно следуя за ходом игры в ее взаимосвязи (прием — передача — на­падение и т. п.).

Эта двухступенчатая оценка вполне доступна и очень удобна для каждого тренера, не имеющего в рас­поряжении других вспомогательных средств.

Можно производить анализ игры и по трехступен­чатой оценке. В этом случае третья ступень (уровень качества) обозначается нулем и включает все действия, которые оцениваются как бы между плюсом и минусом.

Независимо от того, какой оценке, простой или дифференцированной, отдается предпочтение, резуль­таты решительно всех игр в их временной последова­тельности заносятся после окончания сезона в сводную таблицу.

Если сравнивать полученные данные с результата­ми более сильного противника, то можно легко увидеть, какие элементы нуждаются в доработке. Если тренер констатирует, что один из элементов, например выход игрока на мяч, спортсменами освоен недостаточно хо­рошо, он может провести более детальные наблюдения. Именно на этот элемент он обращает, в основном свое внимание, оценивая одновременно качество предыду­щего действия (защиты) и последующего (нападающий удар).

С помощью математических методов на основе по­лученных данных игрового анализа можно вычислить фактор эффективности для каждого игрока и примени­тельно к каждому техническому элементу, чтобы выя­вить фактическую результативность отдельного игрока в совокупных игровых показателях. Несмотря на до­статочную убедительность дифференцированного ана­лиза игры, нельзя не обратить внимание и на сложность его проведения. Для такого анализа требуется несколь­ко наблюдателей, которые должны быть соответственно проинструктированы. Кроме этого, фактический про­цесс игры не реконструируется.

В настоящее время хорошо помогают в проведении анализа игры магнитофоны. Наблюдатель фиксирует все элементы у какой-либо команды в процессе игры с названными качественными ступенями и частично оп­ределяет даже позицию, на которой выполняется дей­ствие. Такой метод представляет собой самую современ­ную форму оценки. Неудобными при этом являются, однако, оценки, занимающие слишком много времени, а также невозможность сразу же информировать трене­ра еще в процессе игры.

Весьма целесообразным представляется составление тренером так называемой стенограммы игры. Она мо-

203

жет быть заготовлена в различных формах. Одна из этих форм, успешно опробованная в тренер­ской практике, приводит­ся здесь в качестве при­мера (рис. 55). В записях отмечаются совокупные действия всех игроков, которые активно влияли на ход игры (т. е. все те действия, которые вели к набору или потере очков, выигрышу или потере по­дачи). Крестик показыва­ет, какая команда разы­грывает подачу в нача­ле партии. Поперечная стрелка указывает на смену подач. Цифры по

 

Трактор(Шверин) - Высшая школа физической культуры

 
Рис. 55. Запись фрагмента из 2-й партии  

левую или правую сторону от двоеточия означают коли­чество очков для левой или правой команды. Значки позади стрелок или указанного числа очков позволяют определить, за счет какого элемента был достигнут ус­пех (выигрыш очка или подачи) или произошла неудача (потеря очков или подачи).

Буква «о» означает ошибку, сокращение «Пр».— «противник».

Далее следуют номера игроков, римскими цифрами обозначается позиция игрока, на которой был достиг­нут успех.

Таким образом, с помощью стенограммы можно определить вид ошибки отдельного игрока (какой эле­мент), а также где (на какой позиции) он ее совершил и в какой момент, в какой игровой ситуации.

Тренер исчисляет очень простым способом «фактор результативности» отдельного игрока и всей команды, сравнивая успехи и ошибки.

Наконец, оперативная информация, ставшая воз­можной благодаря стенограмме игры, позволяет трене­ру давать команде ценные указания в ходе спортивного поединка. При анализе игр применяют следующие символы и сокращения;

Рис. 56

Рис. 57

П — подача

Пр. п — прием подачи

ПП — передача

Н — нападение

Б — блок

3 — защита площадки

Для более точных наблюдений (резкий нападающий удар, финт, нацеленный удар, страховка нападающего и др.) могут быть введены другие символы.

Для фиксирования «тактического поведения» (так­тические показатели) можно использовать прежде всего графически представленное наблюдение за игрой (на­блюдения наносятся на заранее отпечатанные листы бумаги с изображением игровых площадок). Этот метод пригоден как для наблюдения за своей командой, так и особенно за командой противника. Возьмем ряд при­меров подобной формы регистрации с различными це­лями наблюдения.

1. Направление и частота атакующих ударов с от­дельных позиций (рис. 56). Дата: 2.9.1966

 

Рис. 58

Место: Прага Соревнование: первенст­во мира

Игра: ЧССР — Италия Игрок: № 11 При большем числе ата­кующих ударов с одной по­зиции на схеме резко увели­чивается количество стре­лок. Поскольку от этого страдает четкость рисунка, то место падения мяча можно обозначить точками или соответствующими ступенями качества (рис. 57).

2. Смена позиции.

Для каждого из 6 членов команды на схеме пло­щадки отмечается исходная позиция игроков и осуще­ствленная смена позиции. Тем самым становится воз­можным получить хорошее представление о структуре и системе игры команды.

3. Прием подачи (распределение функций) (рис. 58)

Дата: 7.9.1966

Место: Прага

Занятые игроки: 11, 9 (12),

4, 1(8), 10(7), 2(6)

Соревнование: первенство мира

игра: Япония — СССР

Таким способом стремятся прежде всего определить, в каком позиционном построении следует играть волей­болистам второй линии и какие игроки для этой цели предусмотрены, чтобы, например, делать выводы отно­сительно тактики подачи.

Организационно-методические указания по учету результативности.

Чтобы получить достоверные показатели при учете результативности, следует обращать внимание на ряд обстоятельств. Назовем наиболее существенные из них, которые в равной степени имеют значение как для тес­тов, так и для анализа игр.

1. Необходимо четко определить цель учета резуль­тативности.

2. Нельзя стремиться охватить одним разом все. Хо­роший тренер постепенно создает систему контроля результативности и совершенствует ее. При этом глав­ное внимание он сосредоточивает на тех факторах, которые являются существенными для его команды и для данной ситуации.

3. Подготовка к учету должна проходить самым тщательным образом (письменные принадлежности, подготовленные формуляры, инструктаж наблюдателей, необходимые приборы и др.).

4. Учет следует проводить при одинаковых условиях для всех игроков.

5. Учет результативности следует проводить регу­лярно. Чем больше будет показателей, тем достовернее вывод. Нельзя пытаться делать заключение на основе лишь только однократного контроля результативности или одного анализа игры.

6. Суждения о полученных результатах следует про­верять (полностью использовать, но не делать никаких слишком далеко идущих выводов!)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.