Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности тренировочных занятий с детьми и подростками






Дети могут начинать волейбольные трениров­ки уже в возрасте 10—12 лет. Такое довольно раннее начало обусловлено требованием добиться наивысших игровых показателей (примерно к 24 годам) одновре­менно с хорошим физическим развитием.

Поэтому надо стремиться обучать ребят основным техническим приемам в период полного развития дет­ского организма (до начала полового созревания), т. е. на том этапе развития, который принято считать луч­шим возрастом обучения. Предшествующий опыт под­тверждает правильность этого пути. Способы и методы тренировки в детском и юношеском возрасте определя­ются, с одной стороны, желанием добиться наивысшего прогресса. С другой стороны, методика тренировки дол­жна учитывать ограниченность времени и возможности занятий в спортивном зале. Она должна учитывать так­же важнейшее требование в работе с детьми — увлечен­ность и эмоциональный подъем во время тренировок и игры.

Тренировочные занятия в детском возрасте могут

 

 

 

составлять от 2 до 4 дней в неделю, причем каждый раз тренировка длится 1—2 часа. Однако хорошая юноше­ская команда может тренироваться без каких-либо не­приятных последствий ежедневно по нескольку часов. Чем больше тренировочного времени, тем разнообразнее и увлекательнее может быть содержание тренировки. Общефизическая подготовка должна всегда составлять по крайней мере от '/з до '/2 времени всех тренировоч­ных занятий для детей и подростков. В детском возра­сте она достигает своего верхнего предела, а для под­ростков должна быть несколько меньше. Несмотря на большой объем, общефизическая подготовка не должна носить «абстрактный» характер. Большей частью она должна включать в себя игровые упражнения (60— 70%). Оставшиеся 30—40% времени занимаются уп­ражнениями из других видов спорта, которые полезны для волейбола.

При выполнении детьми и подростками упражнений для развития физической силы и выносливости надо проявлять особую осторожность. Необходимо строго дозировать нагрузки, поскольку подростки склонны зачастую весьма преувеличивать свои возможности.

Большого внимания заслуживают упражнения, спо­собствующие сохранению и развитию высокой природ­ной подвижности детей, особенно в области плечевых и тазобедренных суставов.

Стремление устраивать частые тренировки, как пра­вило, наталкивается на трудности в связи с нехваткой времени и места для занятий в спортивном зале. Усло­вия, позволяющие, несмотря на это, тренироваться много и целенаправленно, были описаны в разделе 3.3. В первую очередь тренер, работающий с подростками, должен использовать ежедневную индивидуальную гимнастику, выполняемую в виде. домашних заданий, которые особенно привлекают подростков.

Ниже приводится примерный комплекс упражнений индивидуальной гимнастики, рассчитанных на физи­ческие возможности хорошо тренированного подростка.

После пятиминутной разминки с помощью бега, прыжков и упражнений на потягивание выполняется серия прыжков (4Х5) с приседанием, затем различные броски (налево-направо) камней средней величины или каких-либо других предметов (2Х15).

Далее выполняются упражнения типа «перочинный нож», затем 2—3 приседания на одной ноге, опираясь на руки, и, наконец, 5 подтягиваний (на перекладине, ветвях деревьев и т. п.) и 20 отжимов лежа.

По мере роста физических данных эти упражнения могут быть заменены другими или дополнены. Техни­ческая и тактическая подготовка осуществляется в принципе на основе указаний, изложенных в разде­ле 3.5. Ощущение успеха, подчеркнутая увлеченность упражнениями являются в детском возрасте решаю­щим импульсом и в этом смысле несколько противоре­чат характеру учебных занятий. Поэтому необходимо обеспечить хорошую взаимосвязь между обязательным изучением техники и самой игрой. Для этого особенно пригодны волейбольные игры на малом поле, а также более легкие комплексы упражнений.

На вопрос, когда следует начинать играть, нельзя ответить, сославшись на количество проведенных тре­нировок. Начинать надо как можно раньше, при условии, что игра идет «всерьез», т. е. применяются ниж­няя подача, освоенная в основных чертах, верхние передачи мяча, прием мяча снизу кистями рук. Это дает возможность вести непрерывную игру. В трени­ровке подростков следует постоянно возвращаться к отработке основных технических приемов, и прежде всего в усложненных условиях. Именно здесь можно применять многообразную атлетическую подготовку и всячески варьировать систему упражнений.

В течение всего этого периода весьма полезно при­менять и методически целесообразный вспомогатель­ный инвентарь.

Изготовление специальных детских и юношеских мячей пока еще по ряду причин проблематично. Одна­ко использование мячей из пластика уже дало хорошие результаты. Эти мячи обычно легче, но очень прочны, дешевы и поэтому удобнее для тренировок, чем отслу­жившие свой срок тяжелые, деформированные кожа­ные мячи.

Когда молодой игрок переходит из молодежной команды во взрослую, он должен уже уверенно владеть многообразной и безупречной техникой. Тренер взрос­лой команды в идеальном случае должен лишь подправ­лять отдельные специальные элементы (к примеру,

работа над расширением арсенала ударов) и направ­лять свое внимание прежде всего на тактическое совершенствование игры спортсмена и команды.

Тактическая подготовка начинается в детском возрасте с простых тактических указаний (вы­полнить три касания, дать партнеру высокую передачу, противнику — низкую и т. д.). Она идет через отработ­ку индивидуальной тактики в играх на малом поле (например, смотреть не только на мяч, но одновременно и на противника и партнера и т. д.) до отработки основ­ных положений системы игры при коллективной так­тике (в юношеском возрасте). Невозможно абсолютно точно перечислить все те средства и приемы, которыми должны владеть спортсмены, поскольку тренер должен ориентироваться на уровень развития техники у всей команды.

Главным правилом является следующее:

спортсмены должны знать больше приемов, чем они в данный момент могут применить. Мы против узкой специализации молодого спортсмена. Каждая молодеж­ная команда в борьбе за победу или хорошее место в турнире стремится к известной специализации по при­меру взрослых команд. И это стремление иногда захо­дит так далеко, что главный нападающий, например, плохо владеет элементами передачи, так как мало их отрабатывает. Такой спортсмен имеет в хорошей коман­де взрослых только одну перспективу — стать универ­сальным игроком или пасующим. Но для этого у него нет элементарных предпосылок, и вряд ли они появятся позже.

Наилучшие шансы стать хорошим игроком есть только у молодого волейболиста, обладающего абсо­лютной технической и тактической универсальностью.

Основой всей воспитательной работы с детьми и подростками должна быть любовь к делу. Тренер дейст­вительно должен заботиться о своих питомцах, должен быть их наставником. Только при этом условии соз­даются необходимые отношения доверия, на основе которых может быть эффективной воспитательная ра­бота с применением специфических средств игры. Тре­нер, думающий только о спортивных достижениях и не интересующийся развитием самого молодого челове­ка, не выполняет своей задачи.

Дети очень чутки к тому, насколько искренен че­ловек. Тренер, работающий с молодежью, должен руководствоваться принципом: прежде чем требовать, нужно отдать.

Значение воспитательной стороны, особенно при тренировках детей и юношества, и многообразие средств и путей воспитания юных волейболистов на­столько велики, что каждый тренер должен здесь по­работать самостоятельно, чтобы приобрести и углубить свои знания (9, 11).

Система состязаний Немецкого союза волейболис­тов для детского и юношеского спорта охватывает наряду с различными отборочными играми на школь­ной основе еще следующее:

— различные школьные и молодежные турниры, о проведении которых сообщается в волейбольной газете;

— окружные и республиканские пионерские спар­такиады;

— республиканские школьные чемпионаты — от­дельно для школьников группы «А» (12—14 лет) и группы «Б» (10—12 лет). Школьники группы «Б» про­водят игры в командах, состоящих из 3 человек, на поле 4 Х 6 м;

— первенства среди молодежных команд почти во всех округах;

— участие лучших молодежных команд в различ­ных лигах взрослых команд;

— республиканские молодежные чемпионаты (для 15—16-летних спортсменов).

В соответствии с физическими и спортивными воз­можностями высота сетки составляет для школьников группы «Б» 2, 20 м (для девочек соответственно 2, 10 м), для школьников группы «А»—2, 30 м (для дево­чек — 2, 20 м) и для молодежных команд соответствен­но 2, 40 м для юношей и 2, 24 м для девушек.

Относительно большая высота сетки объясняется стремлением учитывать общую тенденцию в спорте, что выражается во включении в команды, как правило, высоких спортсменов и спортсменок.

Все прочие аспекты этого вопроса изложены в пра­вилах, разработанных Немецким спортивным союзом волейболистов для детей.

Там, где невозможно проводить регулярные сорев­нования среди детей, надо широко применять принцип конкурсов в отдельных областях тренировок.

Обобщая все сказанное, следует остановиться на некоторых принципах подготовки молодых спорт­сменов:

1. Атлетическая подготовка должна быть многооб­разной, но проводиться не в отрыве от самой игры. Она создает основы технико-тактического развития спортсменов.

2. Спортивно-медицинский контроль (школьный врач, районный спортивный врач) следует наладить как можно раньше.

3. Техника — стержень подготовки, и прежде всего в юношеском возрасте. Совершенствовать ее необходи­мо так долго, тщательно и многообразно, как только возможно.

4. Играть следует начинать как можно раньше.

5. Молодой волейболист должен с первых шагов учиться «видеть» и думать в период тактической под­готовки.

6. Основными формами тренировки являются командная и групповая тренировки (воспитание кол­лективизма).

7. Хорошо тренированного молодого спортсмена от­личает универсальность технического умения, т. е. он не является узким специалистом и отлично владеет техникой.

8. Тренер, работающий с молодежью, должен стро­ить свою работу в расчете на перспективу, т. е. его тре­бования должны расти постепенно и постоянно. Если этого нет, то спортсмен хотя и может рано добиться известных результатов, но став взрослым, не достигнет своих возможных высших показателей.

Говоря в заключение о целесообразном подборе мо­лодых волейболистов, мы хотим затронуть вопрос, ин­тересующий в первую очередь тренеров, работающих с молодежью. Насколько пригоден спортсмен именно к волейболу, можно решить лишь после определенного периода тренировок и весьма приблизительно. С этой целью следует наблюдать за спортсменом, учитывая несколько аспектов. Это прежде всего рост, конститу­ция и состояние здоровья спортсмена, его успехи в

школе и семейные обстоятельства и, наконец, его «дви­гательные» и «игровые» способности.

В детском возрасте можно лишь приблизительно предвидеть, какого роста достигнет человек. Определен­ными ориентирами здесь могут служить величина рук, ног, головы, рост родителей, а также собственный рост ребенка по отношению к его возрасту. Только в юно­шеском возрасте можно более точно установить воз­можный рост. В идеальном случае отправной точкой является атлетический конституционный тип, а также возможно более длинные руки и ноги. Взрослый игрок, который не достиг роста 1, 80 м (женщины—1, 70 м), вряд ли будет иметь возможность показывать высокие результаты. Конечно, последнее слово в этом за спор­тивным врачом, который и определяет пригод­ность молодого волейболиста к игре по состоянию здо­ровья.

В современном спорте, в том числе и в волейболе, не бывает по-настоящему больших успехов, дающихся без труда.

Поэтому успехи в школе и нормальный домашний быт существенно помогают развитию спортсмена. Школьные успехи освобождают ребенку достаточное количество свободного времени для тренировок и дают возможность в известной мере судить о спортивных способностях, частично и о волевых качествах школь­ника (слабые ученики редко становятся хорошими спортсменами)! Полное согласие между тренером и родителями гарантирует совместное педагогическое влияние и тем самым непрерывное развитие физичес­ких возможностей. Спортсмены, которые часто отсут­ствуют на тренировках и играх из-за слабой учебы или же вследствие тяжелых домашних обстоятельств, могут стать обузой для тренера и команды! Конечно, при всем этом тренеру и коллективу команды не нужно впадать в крайность и сразу же отчислять такого спорт­смена из команды, отказываясь от воспитательного долга. При всех обстоятельствах надо разумно и крити­чески взвесить средства и возможности тренера и спортивного коллектива.

Технико-тактические возможности юного игрока оцениваются в последнюю очередь. Под такими воз­можностями мы понимаем «двигательный талант»

игрока, а также его «игровой интеллект», которые ска­зываются на темпе усвоения технических навыков. Оба качества можно увидеть после определенного трени­ровочного периода. Выработать эти качества в боль­шинстве случаев можно усердием и продолжитель­ностью тренировок в той мере, насколько это необходи­мо для игры в волейбол. Там же, где они имеются в достаточной степени, тренер может рассчитывать на быстрый прогресс.

Итак, тренер должен:

— создать для себя как можно более широкую базу! Находить таланты на школьных уроках физкуль­туры, в молодежных организациях и даже на улице;

— проводить инспектирование школьных занятий по физкультуре, посещать всевозможные спортивные праздники и народные спортивные смотры;

— вести индивидуальные беседы;

— не бояться рослых «увальней», которые на пер­вый взгляд имеют далеко не спортивный вид;

— не сосредоточивать внимание на низкорослых, рано развитых гимнастических «асах», весьма мобиль­ных, которые к 17 годам становятся лишь посредствен­ными волейболистами;

— достижения юного спортсмена оценивать лишь в сравнении с периодом тренировок!






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.