Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технико-тактическая подготовка






Прежде всего следует осуществлять тщательную под­готовку игроков в области техники. Но необходимо при этом постоянно помнить о том, что техника в игре яв­ляется средством тактики (см. 2.1).

Цель технико-тактической подготовки состоит в том, чтобы выработать надежную технику и тактику, кото­рая позволила бы каждому игроку сосредоточиться во время игры на решении тактических задач. Это возмож­но лишь в том случае, если в ходе тренировки игроки достигнут столь высокой степени совершенства, что «все проявляющиеся в ходе игры условия внешней и внут­ренней среды (волнение, утомление, мяч, ход игры, ме­теорологические условия, тактика противника, воздей­ствие зрителей и др.) не вызывают ошибок» (12). Этого совершенства можно добиться только многократным

 

повторением правильно осуществленных движений. По­этому методом технико-тактической тренировки слу­жит многократное повторение.

На практике полностью оправдали себя следующие методы технико-тактической подготовки:

1. Создание правильного представления о движении.

2. Подводящие упражнения.

3. Упражнения, приближенные к характеру состя­заний.

4. Тренировочная игра.

5. Соревнование.

Ни к одному из этих методов нельзя относиться легкомысленно. Каждый из них служит основой для использования последующего, с более высоким каче­ством.

Создание правильного представления о движении. Правильное представление об определенном движе­нии должно предшествовать овладению новым техни­ческим приемом. «Влияние правильного представления о движении наиболее сильно в начальной стадии овла­дения техническим приемом» (12). Средства создания такого представления многообразны. При этом нужно иметь в виду два основных принципа: принцип нагляд­ности и принцип осознания.

Принцип наглядности заключается в том, что представление о конкретном движении создается при помощи демонстрации этого движения тренером или же хорошим волейболистом, показа эскизов от­дельных элементов, составляющих все движения, иллю­страции и серии иллюстраций, кинофильмов, а также при наблюдении за игрой хороших команд.

Принцип осознания включает в себя объясне­ние тренером отдельных элементов движения, первые собственные попытки игрока повторить их и выучива­ние на память описания данного технического приема.

Для начинающих игроков особое значение имеют показ и объяснения тренера. Конечно, чтобы правильно продемонстрировать какой-либо технический прием, тренер сам должен находиться в возможно лучшей фи­зической форме. Лишь в этом случае демонстрация достигает своей цели. Во время объяснения тренер пре­жде всего обращает внимание только на отдельные уз­ловые моменты определенного движения. Подробности

движения уточняются лишь после первых попыток вос­произведения этого приема самим волейболистом.

Подводящие упражнения. Это одна из старейших форм тренировок. По своему существу и содержанию подводящие упражнения являются составной частью подготовки начинающих спортсменов. Было бы, одна­ко, ошибочным полагать, что подводящие упражнения излишни на тренировках опытных игроков, так как «совершенство достигается не тогда, когда уже нечему учиться, а только в том случае, если нечего исправлять» (10). Следовательно, каждый отдельный элемент начи­нают изучать с подводящих упражнений. Одновремен­но это способствует закреплению необходимой техниче­ской уверенности.

Под подводящим упражнением мы понимаем испол­нение определенного технического элемента, выделяе­мого из общего игрового процесса и тренируемого как самостоятельный элемент. «Движение с самого начала точно определено. Его ход, как правило, не нарушается, не прерывается и не изменяется» (4). Во время же обу­чения техническим приемам игрок имеет возможность все время повторять каждый отдельный элемент его в одинаковых условиях. На этой фазе не нужно бороться с противником или же тактически взаимодействовать с игроками своей команды. Тем самым относительно бы­стро достигается прогресс в овладении техникой. Под­водящие упражнения проводятся в облегченных или же в нормальных условиях.

Подводящие упражнения в облегчен­ных условиях. Эта форма тренировки относится преимущественно к работе с начинающими спортсмена­ми. Облегченные условия могут быть созданы различ­ными путями. Например, игроки могут выполнять дви­жения без мяча и таким образом сосредоточивать свое внимание на самом движении. Часто это делают при освоении сложных технических приемов, например при нападающем ударе.

При выполнении упражнений тренер нередко прибе­гает к помощи акустических и оптических вспомога­тельных средств (вспомогательные линии, маркировка шагов закрепленными мячами, подача команд голо­сом и т. п.). Во время освоения нападающего удара тре­нер маркирует мелом последовательность шагов, вста-

ет на стул и держит мяч над сеткой. Игроки выбивают мяч из его рук. Затем маркировку шагов стирают и, на­конец, мяч уже не закрепляется, а отпасовывается для удара. Применяются также вспомогательные снаряды (см. 3.6).

Подводящие упражнения в обычных условиях. В этом случае игрок должен уметь вы­полнять отдельные технические приемы без применения вспомогательных средств. Постепенно он привыкает все больше и больше следить за летящим на него мячом и действиями игроков своей команды. Он уже способен исправить легкие ошибки партнеров, передающих ему мяч, не снижая качества своих собственных действий. Таким образом, достигается стабилизация движения (17). Тренер постоянно повышает требования к качест­ву технического исполнения. При этом всегда надо иметь в виду, что новые требования можно предъявлять лишь тогда, когда игроки при постоянном контроле успешно выполняют прежние требования. Заниженные требования не стимулируют игроков. Условия, в кото­рых проводится отработка технических приемов, могут быть усложнены различными путями:

1. Вводятся более высокие требования до или во время отработки технических приемов (например, пода­чу надо связать с бегом по площадке, многократное блокирование — с передачей мяча для нападающего удара).

2. Увеличивается объем упражнений или интенсив­ность их выполнения или же то и другое одновременно (см. 3.3).

3. Повышаются требования в отношении большей точности исполнения движения, при этом используется уменьшение цели, постоянная смена точек, цели (цели разделены значительным расстоянием или же, наобо­рот, находятся близко одна к другой).

4. Попеременно отрабатываются различные техни­ческие элементы или их виды. Опыт показывает, что иг­рок при частых повторениях привыкает к определен­ному ритму движения, и поэтому переход к выполне­нию нового элемента дается ему с трудом (например, отработка подачи после блокирования или поперемен­ное выполнение подачи «крюком» и резаной подачи).

5. Один и тот же элемент отрабатывается на различ-

ных позициях игрового поля (например, нападающий удар из зон 4, 3 и 2).

Во всех формах подводящих упражнений техниче­ский прием (вид и вариант) определяется заранее.

Упражнения, приближенные к харак­теру состязания. При выполнении этих упраж­нений перед игроками ставится тактическая задача, однако средства (технику) для решения этой задачи они выбирают сами в зависимости от обстановки. Таким образом, выполнение упражнений, приближенных к ус­ловиям состязаний, имеет своей целью одновременную отработку техничности и индивидуальной тактики, оп­ределяемой коллективной тактикой. Простейшие фор­мы таких упражнений должны быть включены в тре­нировку после освоения формы движения (17), для то­го чтобы по возможности раньше добиться единства техники и индивидуальной тактики.

Приближенные к условиям состязаний упражнения подразделяются на два ме­тодологических вида: ком­плексные упражнения и иг­ровые формы.

Рис. 42

В комплексных уп­ражнениях объединяются в один тренировочный цикл многие технические элементы, в той их последо­вательности, в которой они встречаются в игре. Отдель­ный игрок осуществляет при этом только атакующие или оборонительные дейст­вия. Примером этому могут быть следующие моменты.

1. Прием подачи в соеди­нении с отработкой нападе­ния:

а) игроку в зоне 5 пода­ется мяч с другой стороны сетки точно, потом неточно, но, однако, не слишком сильно. Игрок зоны 5 по возможности точно отража-

ет мяч, отдавая его игроку, стоящему в зоне 3, кото­рый выводит мяч, в свою очередь, на нападающий удар в зоне 4 (рис. 42);

б) игроку в зоне 5 точным ударом направляется мяч с места подачи. Применяемый вид подачи диктуется уровнем подготовки игроков, так как удар должен быть целенаправленным;

в) то же, что и в предыдущем упражнении. Вид по­дачи многократно меняется;

г) подающий ставит игрока зоны 5 индивидуальной тактикой своей подачи точно перед такими же трудно­стями, как и в игре. Игрок зоны 5 должен отражать по­дачи так, чтобы можно было удобно отыграть мяч в зону 4 высокой передачей.

Так постепенно повышаются требования к игроку в зоне 5. Одновременно он отрабатывает свою индивиду­альную тактику и при этом должен быстро и правильно выбрать форму технического приема, с помощью кото­рой отыграет мяч.

Это упражнение может быть расширено, если в зоне 2 находится также нападающий, а игрок, отыгрываю­щий мяч, сам должен избрать направление полета мя­ча. Нападающий удар выполняется по цели и отража­ется подающим игроком. Для поддержания интенсив­ности упражнения здесь необходимы два игрока.

2. Отражение нападающих ударов:

а) нападение через двойной блок;

б) на стороне, защищенной блоком, в игру включа­ется подстраховывающий игрок. Нападающие игроки должны нейтрализовать (преодолеть) блок как обман­ными действиями, так и действительными ударами. Здесь отрабатывается взаимодействие между блоком и страхующим игроком (см. рис. 32);

в) соответствующей постановкой задачи перед напа­дающим определяется такая форма нападения, чтобы все игроки защиты были вовлечены в упражнение;

г) вместо одного нападающего на стороне противни­ка в игру вводятся 2 или 3 нападающих, и план напа­дения варьируется.

Смена ударов и обманных действий блока должна соблюдаться каждым игроком, иначе теряется смысл упражнения (высокие требования концентрации, отра­ботка внимания и реактивности страхующего игрока).

Даже если основной упор в упражнении делается на отработке взаимодействия между блоком и подстрахо­вывающим игроком, то упражнение одновременно явля­ется и отработкой техники для нападающих игроков, и прежде всего для их тактической дисциплины.

Эти комплексные упражнения по их методической структуре и направленности можно бесконечно варь­ировать и применять в самых разных случаях, от про­стейших передач до сложнейших комбинаций в коман­де мастеров. Усложняя упражнения, целесообразно для лучшего понимания всего хода разучивания заменить техническое исполнение приема ловлей и бросками мяча.

Игровые формы представляют собой качест­венно более высокую ступень комплексных упражнений. Здесь также применяются многие технические приемы, в той последовательности, в которой они наблюдаются в игре, но в противоположность им игрок выполняет как нападающие, так и защитные действия. При этом отра­батывается и совершенствуется наиболее трудный для игроков прием, а именно переход от нападения к защи­те и наоборот. Это «переключение» игроков необходимо систематически развивать. Оно не должно ограничи­ваться лишь периодом игры. Приводим два примера игровых форм упражнений:

1. На игровой площадке, разделенной в длину, на одной стороне стоят 2 игрока. Приняв подачу, они ведут нападение, которое должен отразить подающий игрок (рис. 43, слева).

2. На игровой площадке, разделенной в длину, по обе стороны сетки стоят по 3 игрока. От игрока задней линии мяч летит к сетке. Второй игрок подбрасывает его, третий — бьет мяч вдоль линии. Игрок задней ли­нии на другой стороне должен так принять мяч, чтобы обеспечить контрнападение. Всякий раз, когда мяч перелетает через сетку, игроки той стороны, с которой осуществляются атаки, перемещаются на своей поло­вине по часовой стрелке. Удар через сетку проводится так, чтобы игрок задней линии мог достать мяч и уп­ражнение можно было бы продолжать без перерыва (рис. 43, справа).

Эти упражнения (особенно если они более сложны, чем в приведенных примерах) в техническом отноше-

нии представляют собой известные трудности и для иг­роков высокого класса. Кроме того, они и в физическом отношении трудны, и одновременно являются хорошим средством развития способностей в концентрации уси­лий.

Используя комплексные упражнения и игровые формы, тренер обязан постоянно помнить о том, что он должен избирать только технически посильные игрокам упражнения. Тренер должен разучить с игроками техни­ку, необходимую для выполнения упражнения, на пред­шествующей тренировке.

Сильным командам требуется для этого меньше вре­мени, чем слабым.

Для овладения индивидуальной тактикой тренер должен подбирать разных игроков, для овладения груп­повой тактикой надо подбирать в группу одних и тех

же партнеров.

Дальнейшим качественным повышением требова­ний являются игры на ма­лых полях и односторонняя игра. В этих формах впер­вые начинает доминировать направленность на сорев­нования. Помимо этого, идет совершенствование ат­летических, технических и тактических показателей, а также морально-волевых качеств игроков.

Рис. 43 рис. 44  

«Игры на малом поле представляют собой также формы упражнений, кото­рые наиболее приближены к игре, так как они проис­ходят в условиях соревно­ваний» (6). Их проведение в значительной мере зависит от уровня подготовки. Этот уровень, а также намерения тренера определяют очерта­ния и размеры игрового по­ля и соответствующие этому правила игры.

 

Игра 1: 1. Эта форма служит в первую очередь за­креплению техники передач у новичков и развивает индивидуальную тактику. Каждый игрок может вла­деть мячом от одного до трех раз подряд.

Игра 2: 2. Строится так же, как и первая. Дополни­тельно игроки осваивают первые групповые тактиче­ские действия. Если же ставится задача отработать с игроками в двух этих формах боковое движение к мя­чу, то поле делают очень широким, но не очень глубо­ким (6Х3 м). Если же поле узкое, но большое по глуби­не, то осваиваются перемещения игроков вперед и назад (рис. 44). Одновременно это развивает чувство (ощуще­ние) пространства.

- Игра 3: 3. Эта форма особенно пригодна для отра­ботки групповой тактики. При этом 3 стоящих рядом игрока образуют команду.

Игра 4: 4. Здесь возможны два варианта. Наиболее удобный размер площадки при варианте 2 игрока у сетки, 2 в защите (как и в игре 3: 3)—6х12 м. При этом варианте отрабатыва­ется полевая защита. При варианте 3 игрока у сетки, один на второй линии (9Х10 м) главный упор де­лается на отработку блоки­рования. Тем самым напа­дающим приходится прео­долевать различные труд­ности. Обе формы предпо­лагают подачу с расстоя­ния 9 м от сетки.

Игра 5: 8. Эта форма иг­ры имеет некоторые недос­татки. Недостающий шес­той игрок заставляет из­брать такую позицию в обо­роне, которая наблюдается при игре в полном составе, но является тактически не­верной. Если все же исполь­зовать в тренировках игру 5: 5, то следует непременно расставлять игроков на

обычном игровом поле по схеме двое у сетки, трое на второй линии.

Игра 6: 4. Недостатки, присущие игре 5: 5, в этом случае почти не наблюдаются. Неполная по составу команда может в случае необходимости играть на поле меньшего размера (6 м в глубину). Если же поля оди­наковы по размеру, то игроки меньшей команды долж­ны играть с особой отдачей по всему полю. Разумеется, возможна организация игр с другой расстановкой игро­ков, например 6: 3, 4: 2, 3: 2 и т. д. На каждой сторо­не удар по мячу, как и в обычной игре, делается только три раза.

Игры на малом поле, проводящиеся в ходе трени­ровки как турнир, хорошо зарекомендовали себя и при небольшом количестве игроков дают игрокам хорошую атлетическую нагрузку.

Односторонняя игра применяется для отработки командной тактики и представляет собой переход к самой игре. Она может проводиться в трех вариантах;

а) играют две полные команды. Одна из команд начинает игру с подачи, и играют до тех пор, пока мяч находится в игре, т. е. пока одна из команд не сделала ошибки. Затем снова начинают игру в том же порядке подачи и той же командой с подачи;

б) то же, что и в предыдущем варианте, но оборо­няющаяся команда не должна проводить контратаку, а отыгрывает мяч через сетку. Эта команда все время должна оставаться в роли обороняющейся. Такой ва­риант особенно пригоден для отработки коллективной обороны.

«Добровольный» отказ от нападения положительно сказывается на боевом духе и дисциплине игроков;

в) игра проходит так же, как и по варианту, пока­занному в п. «а», но после проведения атаки одной командой должна последовать контратака, после кото­рой игра прерывается, независимо от того, находится мяч в игре или же нет.

При односторонней игре и после ошибок в противо­вес настоящей игре сохраняется та же расстановка иг­роков. Это облегчает игрокам отработку взаимодействия между игроками, а тренеру позволяет внести коррек­тивы в тактический арсенал команды.

Другие формы одиночной игры;

а) одна команда находится в неизменной расстанов­ке, другая ее постоянно меняет;

б) игроки обеих команд по указанию тренера меня­ют сразу несколько позиций.

Оценка игры также может иметь несколько вари­антов:

— игра ведется без счета (тактическое разучива­ние);

— полная партия (15 очков) играется без измене­ния расстановки игроков;

— для игры выделяется определенный период вре­мени при различных расстановках игроков;

— оценивается только количество удачных дейст­вий определенного варианта атаки.

Тренировочная игра. Тренировочные игры являются высшей формой технико-тактической подготовки. Толь­ко в них полностью проявляются комплексные требова­ния, которые предъявляет к спортсменам игра как та­ковая.

Здесь проверяются соревновательная надежность технико-тактических приемов, атлетической подготов­ленности, опробоваются определенные тактические варианты нападения и защиты, чередование режимов, замены и т. д. Тренировочные игры вряд ли целесооб­разны, если они не имеют своей целью хотя бы одну из названных выше задач. Поэтому результат игры не мо­жет рассматриваться как первостепенная задача, но проводить игру спортсмены должны с полной отдачей.

В сочетании с анализом соревнований тренировоч­ные игры рассматриваются непременно как исходный рубеж организации тренировок.

В соответствии с методической установкой тренер определяет цель тренировочной игры, учитывая достиг­нутый атлетический и технико-тактический уровень игроков. Тренировочные игры проводятся как внутри команд, так и между командами. В зависимости от сво­его назначения (цели) они делятся на игры-упражнения и тренировочные игры, носящие характер соревнования.

С помощью учебных игр должны закрепляться в ходе соревнований приемы и навыки, усвоенные во вре­мя обучения, приближенного к характеру состязаний. Вначале опробоваются все новые технико-тактические элементы в учебных играх. Судья (тренер) поступит

разумно, если будет сначала оценивать техническое исполнение определенного элемента не так строго, как на соревновании. Это ободряет спортсменов, поощряет их применять данный элемент, они больше сосредото­чиваются на самой игре. То же самое относится к игре, когда не ведется счет или же когда применение опре­деленного приема нападения дает два очка вместо од­ного.

Тренировочные игры с характером соревнования, подготовительные игры, товарищеские встречи служат средством закрепления всех освоенных элементов и на­выков в игре. Проводить их следует точно в таких же условиях, как и на соревнованиях (судья, по возможно­сти зрители, соблюдение всех правил и форм приветст­вия, единая форма одежды).

Соревнования. Соревнования не только цель трени­ровки, но и одна из важнейших форм овладения техни­кой и тактикой, а также и накопления опыта. Во всех формах обучения можно лишь в какой-то мере частич­но создать соревновательную атмосферу, но ни одна из них не может полностью заменить соревнований.

Совокупность всех влияющих на ход игры факторов, и прежде всего психического свойства, создается только на соревнованиях. Поэтому спортсмены должны как можно чаще участвовать в соревнованиях. В соревнова­ниях находит свое отражение и работа тренера. По­скольку во время игры тренер не имеет права давать игрокам советы, то его влияние ограничивается хоро­шей подготовкой игры, заменой спортсменов, перерыва­ми, во время которых он может дать тактические указа­ния. При этом, как мы уже подчеркивали, необходимо основательно обсуждать результаты тренировок и со­ревнований.

Тактические занятия. Тактика как интеллектуаль­ный момент игры предполагает основательную теоре­тическую подготовленность в учебном процессе, по­скольку точное знание тактических приемов и мер и «проигрывание» в уме различных игровых ситуаций усваивается значительно быстрее и более прочно. В про­цессе тактических занятий должны применяться раз­личные наглядные пособия. Кроме того, контролирует­ся и направляется тактическое мышление игроков с помощью соответствующих вопросов и указаний.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.