Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стресс в жизни подростков






 

Психоэмоциональное состояние подростков изучалось с помощью блока вопросов-высказываний, в которых оценивались взаимоотношения со сверстниками, родителями, общая удовлетворенность своей жизнью («Я довольно уверен в себе», «Мне тяжело жить», «Родители понимают меня», «Я много раз хотел уйти из дома» и т. п.). Респонденту предлагалось выразить степень своего согласия с каждым из утверждений, выбрав один из ответов на пятичленной шкале — от «полностью согласен» до «полностью не согласен» и возможность не отвечать совсем — ответ «затрудняюсь ответить». Коэффициент стресса рассчитывался как соотношение крайних позиций негативного и позитивного содержания («полностью не согласен» / «полностью согласен»). Чем больше доля негативных ответов, тем больше величина коэффициента стресса (см. табл. 5).

В представленной таблице первые пять суждений связаны с отношениями с родителями. Все подростки достаточно комфортно ощущают себя дома, особенно это относится к москвичам (0, 06). Уровень взаимопонимания с родителями достаточно хороший у респондентов всех трех столиц, но более всего — у хельсинкцев. Москвичи наибольшее напряжение в этом блоке вопросов испытывают из-за воспитательного давления родителей (0, 39), правда, у таллинцев этот показатель еще выше (0, 49). Вообще эстонские подростки находятся в наиболее сложных отношениях с родителями, по сравнению с русскими и финнами, при этом они наиболее болезненно переживают недостаточное уважение к их чувствам со стороны родителей (0, 63).

 

Таблица 5. Коэффициенты стресса как показатели взаимоотношений подростка с родителями, сверстниками и окружающими людьми

 

  Москва[46] Хельсинки Таллин
Отношения с родителями
Взаимопонимание с родителями 0, 22 0, 16 0, 25
Насколько хорошо подростку дома 0, 06 0, 09 0, 08
Уважение чувств подростка родителями 0, 13 0, 13 0, 63
Многократные желания уйти из дома 0, 18 0, 26 0, 10
Давление на подростка со стороны родителей 0, 39 0, 10 0, 49
Отношения со сверстниками  
Уверенность в себе 0, 06 0, 05 0, 06  
Уверенность, что с ним (ней) весело 0, 09 0, 07 0, 11  
Уверенность в симпатии окружающих 0, 09 0, 20 0, 51  
Трудно говорить перед классом 0, 56 0, 70 0, 56  
Популярность среди сверстников 0, 46 0, 61 0, 48  
Восприятие жизни  
Ощущение, что тяжело жить 0, 15 0, 26 0, 25  
В жизни все смешалось 0, 26 0, 08 0, 16  
Часто бывает стыдно 0, 78 0, 11 0, 20  
Всегда подсказывают, что должен делать 0, 29 0, 04 0, 06  
Учителя дают почувствовать недостатки 1, 81 0, 31 0, 65  
Итого: сумма коэффициентов по столбцу 5, 53 3, 17 4, 59  

 

Второй блок суждений «Отношения со сверстниками» фиксирует достаточно высокую уверенность в себе, одинаковую у респондентов трех стран (0, 05 — 0, 06). Но конкретизация этой уверенности обнаруживает определенные трудности у респондентов, возникающие в школе во время ответов у доски, публичных выступлений. В наибольшей степени это беспокоит финнов (0, 7 в сравнении с 0, 56 — у русских и эстонцев). Также велика доля сомневающихся в собственной популярности у сверстников — и здесь тоже лидируют финны (0, 61). Таллинские респонденты в значительной степени сомневаются в своей привлекательности для окружающих (0, 51) и в этом существенно превосходят финнов (0, 2) и русских (0, 09).

Коэффициенты стресса у москвичей по всем 10 суждениям рассмотренных двух блоков вопросов ниже или равны соответствующим коэффициентам таллинцев и хельсинкцев, что может свидетельствовать о достаточно приемлемых взаимоотношениях московских подростков с родителями и сверстниками.

Что же касается третьего блока суждений «Восприятие жизни», то здесь москвичи лидируют почти по всем позициям: обнаруживают чувство раскаяния, стыда за сделанное (0, 78), их угнетает то, что приходится часто действовать по подсказке взрослых (0, 29), а более всего они страдают от публичных замечаний в их адрес учителей (1, 81 в сравнении с 0, 31 у финнов и 0, 65 — у эстонцев). Наибольший (в сравнении с 0, 08 у финнов и 0, 16 у эстонцев) коэффициент стресса у москвичей при оценке суждения «в жизни все смешалось» — 0, 26 — в сочетании с другими показателями этого блока позволяет предположить, что при довольно благоприятном психологическом состоянии московских подростков дома и в школе общий социальный контекст их жизни (социально-экономическое положение в стране, преступность, безработица, отсутствие идеалов и пр.) создает у подростков ощущение тревоги и растерянности, что в целом приводит к наибольшему суммарному коэффициенту стресса по трем описанным блокам: у москвичей — это 5, 53; у таллинцев — 4, 59; у финнов — 3, 17.

Для таллинских подростков также, видимо, характерен достаточно высокий уровень стресса, что в немалой степени предопределялось происходящими в стране в 1995 г. политическими и экономическими преобразованиями. Финляндия по этим показателям находилась в более стабильном состоянии, что нашло отражение и в ответах подростков. Таковы межстрановые различия в стрессовых состояниях подростков.

Что же касается различий между российскими городами, то вопреки существующему стереотипу о более стрессогенном режиме жизни мегаполисов, данные нашего исследования свидетельствуют о том, что жизнь подростков и в крупном промышленном центре (Оренбург), и в малом городе (Абакан) достаточно психологически напряженна. Данные по Абакану существенно превышают ряд московских данных. Это касается, например, утверждений «Мне тяжело жить» (коэффициент стресса в Абакане — 1, 0; Москве — 0, 15; Оренбурге — 0, 18), «Мне часто бывает стыдно за себя» (соответственно, 4, 3; 0, 78; 0, 4), «Все смешалось в моей жизни» (1, 18; 0, 26; 0, 18), «Я меньше других нравлюсь людям» (0, 26; 0, 11; 0, 07). Видимо, высокие коэффициенты стресса у абаканских респондентов являются следствием свойственных малому городу ограниченных возможностей и жестких социальных норм, которые оказывают на подростков стрессогенное воздействие.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.