Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Страхи и опасения подростков






 

Задавая подросткам вопрос об опасениях и страхах, мы исходили из того, что различные формы страха являются эмоциональной составляющей жизни практически каждого человека, группы, общества…

Массовые страхи отражают иерархию ценностей и предпочтений, сложившихся в обществе. Их содержание охватывает наиболее значимые сферы индивидуальной и общественной жизни. Массовые страхи ориентированы на ситуации, складывающиеся в социальной среде, и они изменяются по мере изменения среды [4, с. 36-37].

Ответы подростков на вопрос «Чего ты больше всего боишься? Укажи три основных фактора» показали, что наибольшая доля ответов[44] у россиян связана со своей смертью и смертью близких людей (45, 8%). На втором месте — война, стихийные бедствия, катастрофы (35, 2%), на третьем — одиночество (31, 5%) (см. табл. 4). Страх смерти, видимо, связывается подростками не со смертью от болезни, иначе «потеря здоровья» заняла бы более высокое ранговое место. Скорее всего, подобный страх вызван локальными войнами и межнациональными конфликтами в России и странах ближнего зарубежья.

 

Таблица 4. Распределение ответов на вопрос: «Чего ты больше всего боишься? Укажи три основных фактора», по странам, в %

 

 

Подростки боятся 1-е опасение 2-е опасение 3-е опасение Всего по строке
% Ранг % Ранг % Ранг % Ранг
Россияне
смерти своей и близких 20, 6 I 13, 9 I 11, 3 II 45, 8 I
войны, катастрофы, стихийного бедствия 17, 3 II 10, 6 III 7, 3   35, 2 II
жизненных неудач 12, 4 III 10, 5   8, 3   31, 2  
потери здоровья, несчастного случая, насилия 8, 9   11, 7 II 8, 5 III 29, 1  
одиночества 10, 6   9, 5   11, 4 I 31, 5 III
загрязнения окружающей среды 3, 2   3, 3   2, 9   9, 4  
безработицы 0, 7   1, 3   1, 3   3, 3  
Нет ответа 6, 0   16, 9   28, 5   51, 4  
Финны
смерти своей и близких 8, 9 III 7, 7   5, 7 III 22, 3 III
войны, катастрофы, стихийного бедствия 25, 9 I 11, 2 II 6, 8 II 43, 9 I
жизненных неудач 6, 8   5, 4   3, 4   15, 6  
потери здоровья, несчастного случая, насилия 13, 7 II 13, 1 I 7, 4 I 34, 2 II
одиночества 3, 2   3, 4   2, 8   9, 4  
загрязнения окружающей среды 5, 6   8, 0 III 5, 0   18, 6  
безработицы 7, 2   3, 6   1, 9   12, 7  
Нет ответа 12, 0   35, 8   55, 7   103, 5  

 

Симптоматична боязнь одиночества у почти трети опрошенных россиян. Это ощущение скорее всего является рефлексией на кардинальные перемены, происходящие в обществе, гдевозрастает отчуждение, разобщенность и равнодушие к людям. Раньше государство обеспечивало бесплатное образование, лечение, трудоустройство своих граждан. Теперь молодой человек должен все это делать сам. Неуверенность в собственных силах, боязнь жизненных неудач (31, 2%) порождают опасение не достигнуть поставленных в жизни целей.

У финских школьников иерархия основных опасений выглядит иначе: они боятся войны, стихийных бедствий, катастроф (43, 9%), потери здоровья (34, 2%) и смерти своей и своих близких (22, 3%). Причем последняя цифра в два раза меньше, чем у россиян, что, видимо, объясняется перманентно идущими на территории бывшего СССР войнами и конфликтами, нередкими природными катаклизмами и участившимися техногенными катастрофами. Все это создает в обществе определенное напряжение, которое трансформируется в опасения подростков.

Далее предпочтения финских подростков распределились следующим образом: загрязнение окружающей среды вызывает обеспокоенность у 18, 6% (в сравнении с 9, 4% у россиян) и безработица — 12, 7% (в сравнении с 3, 3%). Проблема одиночества их волнует мало — в 3, 3 раза меньше, чем россиян, что, видимо, связано с большей стабильностью финского общества. В два раза меньше, чем россиян, их пугают и возможные жизненные неудачи.

Внимание финских респондентов к здоровью проявилось в прямых опасениях («потеря здоровья») и в опосредованных («загрязнение окружающей среды»). Суммарная доля данных ответов составила у финнов 52, 8%, у россиян — 38, 5%.

Степень общей обеспокоенности подростков, судя по величине Долей процентов ответивших в обеих странах, примерно одинакова при разной структуре опасений. Этот же вывод справедлив по отношению к высказанным желаниям. Существенную разницу составила активность подростков при ответе на вопросы о Желаниях и опасениях: доли респондентов, не ответивших на эти вопросы, у россиян в два раза меньше, чем у финнов.

Что касается места здоровья в структуре ценностей подростков двух стран, то в сознании россиян ценность здоровья существенно ниже, чем у финнов, и здоровье занимает 5-е место в иерархии желаний и опасений российских подростков (в сравнении со 2 —3-м местом у финнов).

Стабильность данной структуры ценностей подтверждают результаты исследования «Ваше здоровье», проведенного Институтом социологии в трех московских школах в 1990 г. среди выпускников. Полученные в данном исследовании результаты сравним с ответами взрослых респондентов, отвечавших на вопросы аналогичной анкеты в Москве в 1991 г. Из 10 предложенных жизненных ценностей (работа, семья, материальное благополучие, дети, любовь и пр.) подростки на 1-е место поставили «любовь». Далее идут «семья» и «материальное благополучие»..«Здоровью» подростки отвели только пятое место. Соответствующее распределение у взрослых: «работа», «семья», «здоровье». В то же время прожективный вопрос, направленный на выяснение инструментальной ценности здоровья, показал, что согласились бы «расплатиться» здоровьем ради большего заработка треть опрошенных подростков, ради работы за границей — также треть. Ответ «не согласился бы ни при каких условиях» выбрали 39% опрошенных, видимо, осознающих истинную ценность здоровья.

Вопрос о важности здоровья как фундаментальной ценности выявил естественное для подростков распределение: 11% подростков назвали здоровье «самым главным в жизни» (у взрослых эта доля в три раза выше), 33% ставят здоровье в один ряд с работой, отдыхом, учебой, развлечениями и признают, что иногда жертвуют здоровьем ради достижений в перечисленных сферах жизни (у взрослых — 27% ответов); предпочитают жизнь с риском, острыми ощущениями, даже во вред здоровью, 12% подростков (по сравнению с 6% взрослых). В этих ответах проявилась закономерная для молодых людей недооценка значимости здоровья как фундаментальной ценности.

Стремление выявить место здоровья в структуре ценностей москвичей обусловило включение в анкету вопроса о том, какие факторы способствуют прежде всего достижению жизненного успеха. Предлагался перечень из 8 возможных факторов. Ответы показали, что при совпадении у подростков и взрослых мнений о значимости материального благополучия (2-е место), силы характера (3-е место), способностей, таланта (4) и образования (6), существенные различия касаются ведущего фактора. У подростков на 1-м месте — «удача, благоприятные обстоятельства», у взрослых - «здоровье». Подростки отвели «здоровью» только пятое место, т. е. для них ценность здоровья как инструмента достижения жизненных успехов пока весьма низка, видимо, по причине молодости и относительно хорошего здоровья, а также ввиду отсутствия жизненного опыта.

Особый интерес в этом исследовании представлял блок вопросов о смерти и продолжительности жизни. О том, что они думали «о смерти вообще и о своей в частности» ответили 65% опрошенных подростков. Не думавших об этом всего 14%. Почти аксиомой считается утверждение о том, что человек хочет жить как можно дольше. Но, судя по ответам подростков, только половина (51%) опрошенных хотели бы этого. Желание максимально долгой жизни подростки связывают с «естественным стремлением человека» (40%) и с «любовью к жизни вообще» (37%). На существование «больших планов, желание успеть осуществить все задуманное» указали 26% подростков, ответили, что «умирать страшно» — 22% респондентов.

Почти треть (30%) подростков ответили, что не хотят жить долго. В качестве причин такого ответа назвали: «не хочется быть обузой родным и близким», «боюсь одиночества, беспомощности», «с некоторого возраста жизнь перестает быть интересной». Неслучайность этих достаточно взрослых мнений подтверждают ответы на другой вопрос: «Как вы думаете, что современному человеку, дожившему до глубокой старости, может омрачить жизнь?» Среди ответов: «одиночество» (67%), «физическая беспомощность» (49%), «равнодушие близких» (46%). Данные ответы являются результатом пока небольшого, но, видимо, весьма горького опыта наблюдений подростков за старостью близких им людей. Опыт, экстраполируемый на себя, заставляет подростков отказываться от долгой жизни [3]. …

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.