Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмоции.






Эмоции (от лат. emovea – потрясаю, волную) – это переживания человеком своего личного отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности, а также субъективное состояние, которое возникает в процессе взаимодействия с окружающей средой или при удовлетворении своих потребностей. Эмоции представляют собой своеобразную форму отражения реального процесса взаимодействия с окружающей средой.

Физиологические механизмы, лежащие в основе эмоций, отличаются большой сложностью и обусловлены процессами, протекающими в вегетативной нервной системе, в подкорковых центрах и в коре головного мозга.

Основные функции:

Сигнальная функция эмоций заключается в том, что переживания возникают и меняются в связи с изменениями, происходящими в окружающей среде или в организме человека. Определенные раздражения становятся сигналами благополучия или неблагополучия.

Регулирующая функция эмоций выражается в том, что наше поведение во многом направляется нашими переживаниями

Эмоции различаются по интенсивности, или по глубине переживаний и внешних выражений, и по качеству, что отражается в их названиях.

Эмоции и чувства имеют такое специфическое качество, как двойственность, или амбивалентности. Человек может в одно и тоже время испытывать противоположные чувства: любовь и ненависть, радость и грусть, обожание и отвращение. Обычно эмоции возникают из-за неожиданности событий, к которым человек не успел подготовиться: неожиданный резкий звук, выскочившая из-за угла соседская собака или непредвиденная встреча с дорогим сердцу человеком. Если же человек встречает ситуацию с достаточным запасом нужных сведений, то эмоциональная реакция оказывается значительно слабее.

Отрицательные эмоции встречаются тогда, когда субъект располагает недостаточным количеством информации для удовлетворения потребностей, а положительные – когда информации оказывается в избытке. Интенсивность эмоций зависит от уровня бодрствования.

Эмоции и восприятие. Характер возникающих эмоций в значительной степени зависит как от физиологической активизации, так и от того, что мы воспринимаем из окружающего мира.

Эмоции и интеллект. Эмоциональная реакция зависит от умственного развития. Чем выше этот уровень, тем легче индивидуум может понять причину несоответствия между тем, с чем он столкнулся, и тем, чего ожидал, и благодаря этому может контролировать свою эмоциональную реакцию. Однако этот контроль, зависящий от умственного развития, не бывает постоянным. Лишь немногие способны в любых обстоятельствах сохранять невозмутимость. Чаще всего поведение человека связано с социальным контекстом, в котором возникает данная ситуация.

Конфликтные эмоциональные состояния:

Стресс (от англ. stress - напряжение) – нервно – психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации. Стресс – тотальная мобилизация сил организма на поиск выхода из очень трудного, опасного положения, на приспособление к сверхсложным условиям.

Остро негативная форма стресса– дистесс (от англ. Distress – горе, истощение) – опасен для жизни, но при австрессе («хорошем» стрессе) отрабатываются адаптационные механизмы индивида.

Аффект (от лат. Affectus – душевное волнение, страсть) – внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно – психическое перевозбуждение, проявляющее во временной дезорганизации сознания (его суждении) и крайней активизации импульсивных реакций. Аффект – эмоциональный взрыв в условиях остроконфликтной ситуации, опасности личностного поражения.

Приемы преодоления аффекта:

-произвольная задержка двигательных реакций;

-изменение обстановки;

-переключение на другую деятельность.

Аффективные состояния могут проявляться в различных формах:

Страх – безусловно-рефлекторная эмоциональная реакция на опасность, выражающаяся в резком изменении жизнедеятельности организма. Страх возник как биологический защитный механизм.

Страх – пассивно-оборонительная реакция на опасность, нередко исходящую от более сильного лица. Если же угроза опасности исходит от более слабого лица, то реакция может приобрести агрессивный, наступательный характер – гнев. В состоянии гнева человек предрасположен к мгновенному, часто импульсивному действию. Чрезмерно повышенное мышечное возбуждение при недостаточном самообладании легко переходит в очень сильное действие.

Фрустрация (от лат. Frustration – неудача, обман) – конфликтное отрицательно – эмоциональное состояние, возникающее в связи с крахом надежд, неожиданно возникшими непреодолимыми препятствиями на пути достижения высокозначимых целей.

Фрустрация часто связана с агрессивным поведением, направленным против фрустратора – источника фрустрации. В случае неустранимости причин фрустрации (невозратимости потерь) может возникнуть глубокое депрессивное состояние, связанное со значительной и продолжительной дезорганизацией психики (ослабление памяти, способности к логическому мышлению и т.п.)

Трудноопределимость фрустрации связана с тем, что человек не может устранить причины такого состояния. Поэтому в состоянии фрустрации человек ищет какие-либо компенсирующие выходы, уходит в мир грез, иногда возвращается к более ранним стадиям психического развития (регрессирует).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.