Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Писатель, литературовед, кинодраматург, киновед






 


Родился в Петербурге в семье учителя. С детства очень много читал, хотя в школе учился плохо, был исключен, «пришлось поступить в снисходительную гимназию», которую окончил блестяще. Поступил на филологический факультет Петербургского университета.

В эти годы он увлекался поэзией, познакомился с О.Мандельштамом, С.Городецким, с В.Маяковским. В 1916 вместе с Якубинским, Бриком и Поливановым участвует в организации " Общества изучения теории поэтического языка (ОПОЯЗ), они издают несколько сборников. В годы революции В. Шкловский был эсеровским боевиком.

По вопросам кино В. Шкловский с 1923 года. Основные направления его исследований - специфика киноискусства, место кино в системе искусств и культуры, теория сценария, проблемы экранизации, жанра. У В. Шкловского неповторимый авторский стиль, неподражаемое ассоциативное мышление.

Проделанный Шкловским анализ кадра на семантическом уровне был плодотворной попыткой применить методологию ОПОЯЗа в изучении поэтики кино. Концепция «сделанности» произведения, сближающая искусство и производство, была интеллектуальным продуктом ХХ века; не случайно Шкловский в 1920 году называл себя человеком, «носящим под полой желтый флаг футуристов».

Шкловский впервые ввёл в теорию кино понятия «поэзия» и «проза» для обозначения двух основных форм монтажного мышления.

23 декабря 1913 в литературно-артистическом кабаре «Бродячая собака» Шкловский прочел доклад «Место футуризма в истории языка», из которого выросла затем концепция развития литературы, разрабатываемая им в течение жизни.

Наряду с литературой Шкловский занимался кинематографом, создавая работы по теории кино, литературные портреты, выступая в качестве автора и соавтора киносценариев. Шкловский вводит понятие «остранение», т.е. превращения вещей из привычных в странные, что и составляет, по его мысли, основной закон искусства.

Государственная премия СССР за 1979, которой была отмечена книга «Эйзенштейн» (1973) подтвердила высокое официальное признание Шкловского и отсутствие претензий к нему со стороны государства. В последние годы выступил с прекрасными литературными работами – «Энергия заблуждения» (1981) и др.
В сборник «За 60 лет: Работы в кино»вошли статьи и исследования о кино, написанные автором за 60 лет - с 1924 по 1983 г. Собранные воедино, они развертывают широкую панораму становления и развития советского киноискусства. Книга содержит громадное количество историко-культурного материала. Особенный интерес представляют творческие портреты - С.Эйзенштейна, В.Пудовкина, Э.Шуб, братьев Васильевых, Зиги Чертова, А.Довженко, Г. Козинцева и др.
Прозу Шкловского именуют «телеграфной», при этом в ней есть потрясающая музыка слова, коим он владел в совершенстве. «Человек, разбрасывающий мысли», — сказал о нем критик Д. Молдавский. Именно мысли-размышления роились в знаменитом куполообразном, как бы сдвоенном черепе, увидев который Циолковский произнес: «У вас большой лоб. Вы должны разговаривать с ангелами». Замечательный филолог, лидер новой литературной школы, Георгиевский кавалер, писатель, кинематографист, В. Б. Шкловский уникален и неповторим.

А еще Шкловский был щедр на афоризмы. Такие как: «Записки из Мертвого дома» — это альманах преступлений; Чехов пришел в литературу с черного хода; Библия — хрестоматия жанров; Гоголь не дописал «Мертвые души» потому, что их нельзя было воскресить; изучать деревню по романам так же трудно, как садоводство по варенью; спокойствие необходимо, как на войне или в инкубаторе...

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.