Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Постсоветская школа критического марксизма
Взгляды представителей этого течения, при всех различиях его пред- ставителей, в некотором смысле перпендикулярны традиционной стра- тификации левых теоретиков. Мы заявляем себя как те, кто стремится к диалектическому снятию-развитию методологии и теории Карла Маркса. Мы критически относимся к социал-демократическому рефор- ____________________________________________ Неизвестный Ленин. М.: Эксмо, Алгоритм, 2010; Гусев А.В. Левокомму- нистическая оппозиция в СССР в конце 20-х годов // Отечественная исто- рия. 1996. № 1. С. 85–103; Гусев А. В. Левокоммунистическая оппозиция в СССР в первой половине 30-х годов// Политические партии России. Стра- ницы истории. М., 2000. 1 В данном случае хотелось бы назвать прежде всего работы Р.И. Косолапова (обратим внимание на серию его статей, опубликованных в конце 2007 – начале 2008 г. в «Экономической и философской газете») и сборники мате- риалов конференций по проблемам марксизма, уже много лет выходя щие под редакцией Д.В. Джохадзе. Весьма интересен один из них – «Марксизм и будущее цивилизации». М., 2006. См. также: Сапрыкин В.А. Анти ком- мунизм, оппортунизм, контрреволюция. М., 2007. Есть немало других авто- ров, принадлежащих к данному течению. Прежде всего это ученые, вклю- ченные в организацию «Российские ученые социалистической ориентации». Среди политико-экономов, тяготеющих к этому направлению, особо хоте- лось бы подчеркнуть важность работ В.Н. Черковца, Р.Т. Зяблюк и их коллег в серии книг «Капитал» и economics», шесть выпусков которых вышли в Москве с 2002 по 2013 год. 24 мизму, но при этом акцентируем не только реактуализацию классиче- ских идей Маркса, но и их позитивное отрицание, критику и диалек- тическое развитие. Наша школа сформировалась вокруг трех проектов: журнала «Альтернативы» (он регулярно выходит с 1991 г.), профессор- ского семинара, работающего вот уже более 15 лет в диалоге с комите- том по образованию Государственной Думы, и созданного в 2007 г. интернет-института «Социализм–XXI». Характеризуя наше направление мы хотели бы обратить внимание на серию вышедших в последнее десятилетие работ, многие авторы которых относят себя к постсоветской школе критического марксизма1. В целом к этой серии принадлежат тексты более 20 известных отечест- венных философов, представляющих ряд институтов Российской акаде- мии наук, МГУ им. М.В.Ломоносова и многие другие научные центры2. ______________________________________________________________________ 1 К этим работам относятся, в частности, такие книги, как «Критический марксизм: русские дискуссии» (М., 1999); «Критический марксизм: продол- жение дискуссий» (М., 2001), «Социализм–XXI. 14 текстов постсоветской шко- лы критического марксизма» (М.: Культурная революция, 2009), «Марк- сизм: альтернативы XXI века (Дебаты постсоветской школы критического марксизма)» (М.: ЛЕНАНД, 2009), «Кто сегодня творит историю. Альтер- глобализм и Россия» (М.: Культурная революция, 2010; второе – существен- но переработанное издание – 2012), «Социалистический идеал и реальный социализм: Ленин, Троцкий, Сталин» (М.: ЛЕНАНД, 2011); «Капиталистическая реставрация и социалистические преобразования» (М.: Культурная рево- люция, 2013) и др. Особенно в этом ряду хотелось бы выделить книгу «Со- циализм–XXI…», где сконцентрированы основные положения ключевых авторов, принадлежащих к нашему течению или близких к нему по духу. В последние годы вышли также книги: «СССР. Незавершенный проект» (под ред. А.В. Бузгалина. М.: УРСС, 2012), «Дорога к свободе: критический марксизм о теории и практике социального освобождения» (под ред. Б.Ф. Сла- вина. М.: УРСС, 2013), «Либерализм и социализм: Запад и Россия. К 200-ле- тию со дня рождения А.И. Герцена» (под ред. М.И. Воейкова. М.: УРСС, 2013), «Культура. Власть. Социализм: противоречия и вызовы культурных практик СССР. Луначарский и не только» (под ред. Л.А. Булавки, М.: УРСС, 2013), «Политэкономия провала: природа и последствия рыночных “реформ” в России» (под ред. А.И. Колганова, М.: УРСС, 2013) и др.. 2 Среди основных работ представителей нашей школы следует назвать также ряд авторских публикаций. Среди них: Предисловие и комментарии Г.А. Багатурия к работе «Маркс К., Энгельс Ф. Первая программа Союза коммунис- тов. Манифест коммунистической партии в контексте истории» (М., 2007); монографии Л.А. Булавки «Феномен советской культуры» (М., 2008), «Социа- листический реализм. Превратности метода» (М., Культурная революция, 2007), «Нонконформизм» (М., 2002); М.И. Воейкова «Споры о социализме» (М., 2001), «Политико-экономические эссе» (М., 2004), «Предопределенность социально-экономической стратегии. Дилемма Ленина» (М.: ЛИБРОКОМ, 2009), «За критический марксизм: полемика с учеными» (М., 2011); Л.Г. Истя- гина «Пацифизм и социализм (в производстве)»; Б.Ф. Славина «Социализм и Россия» (М., 2004), «О социальном идеале Маркса» (М., 2004), «Идеология ______________________________________________________________________ 25 При этом наше течение далеко не однородно. Более того, не всех авто- ров упомянутых выше книг можно отнести к постсоветской школе кри- тического марксизма. Некоторые из нас (Г.Г. Водолазов, С.С. Дзарасов, Р.С. Дзарасов и др.1) акцентируют своеобычность позиции, предпочи- тают не использовать самоназваний, не причислять себя к какому-то особому направлению, течении, школе. Однако и они близки к нашей школе, ибо в их работах с большей или меньшей долей приближения сохраняются те границы теоретического поля, которые в принципе ха- рактерны для всех нас. Говоря о differentia specifica нашего течения, следует подчеркнуть, что мы все базируемся на определенном наследии, которое и сделало нас теми, кто мы есть. И для нас в этом наследии прежде всего важен К. Маркс, на работах которого мы все выросли. В отличие от догмати- ческого советского (и не только) «марксизма» мы исходим из того, что критика К. Маркса и его сподвижников, развитие этого блока идей через их существенное обогащение и изменение в соответствии с изменяю- щейся реальностью и делает нас не просто марксистами, но маркси- ____________________________________________ возвращается» (М., 2009), «Марксизм: испытание будущим» (М., 2014); О.Н. Смолина «Излом: иное было дано? Проблемы революции, демократии и образовательной политики в социально-политическом процессе 90-х годов» (М.: ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2001) и др. Кроме того, мы хотели бы подчеркнуть тесную связь наших современных исследований с работами тех наших коллег, с кем вместе мы начинали этот проект и кого уже нет с нами: крупнейшего советского и постсоветского зна- тока современного западного марксизма М.Н. Грецкого и выдающегося фи- лософа культуры Н.С. Злобина. См.: Богданов Б.В., Грецкий М.Н., Ярцев Б.К. Был ли у России выбор? М.: РАН, 1996; Грецкий М.Н. Неомарксизм и про- блемы социологии культуры. М, 1980; Грецкий М.Н. Как защитить незащи- тимое? (Кое-что о трудах Александра Н. Яковлева) // Альтернативы. 1996. № 2; Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М.: Наука, 1980; Зло- бин Н.С. Культурные смыслы науки. М.: Институт культурологии РАН, 1997. На границе нашей школы, частью принадлежа к ней, частью выходя за ее рамки, лежат работы Г.Г. Водолазова «Идеалы и идолы» (М.: Культурная революция, 2006) и «Уроки творчества, нравственности и свободы» (М.: РГГУ, 2010), С.С. Дзарасова («Капитал и экономический рост». М., 2004); В.М. Межуева («Маркс против марксизма». М., 2007) и др. Кроме того, в различных регионах России также есть немало ученых, ра- ботающих в тесном диалоге с нашей школой: И. Абрамсон, Д. Воронин. И. Готлиб, В. Корняков, Н. Хлыстова, А. Штырбул и др. 1 Кроме названных выше работ Г.Г. Водолазова здесь следует выделить прин- ципиально значимые для современного российского марксизма работы С.С. и Р.С. Дзарасовых, написанные на стыке марксистской политической экономии и посткейнсианства. См.: Дзарасов С.С. Куда Кейнс зовет Россию? М., 2012; Теория капитала и экономического роста / Под ред. С.С. Дзарасова. М.: Изд-во МГУ, 2004; Дзарасов Р.С., Новоженов Д.В. Крупный бизнес и на- копление капитала в современной России. М.: Едиториал УРСС, 2005. 26 стами критическими, не боящимися подвергать сомнению все, с чем они сталкиваются в своей общественно-теоретической практике. Гораздо сложнее определить отношение различных критических по сле дователей Маркса в России XXI века к наиболее известным последо- ва телям К. Маркса прошлого столетия. Одни из нас будут тяготеть к те оретическим работам В. Ульянова-Ленина, другие – Н. Бухарина, тре- тьи – Л. Троцкого. Но ни один из нас не берет на веру в качестве догмы работы того или иного представителя из плеяды «постмарксовых» марк- систов. Есть, однако, круг ученых ХХ века, чьи труды стали едва ли не наибо- лее значимыми для нас. Это такие ученые, как Антонио Грамши, Дьердь Лукач, Михаил Лифшиц, Эвальд Ильенков, Жан-Поль Сартр, Эрих Фромм и многие другие представители творческого гуманистического марк- сизма (и не вполне марксизма) прошлого века. При этом почти все мы оказались достаточно далеки от аналитического марксизма, несколько ближе к школе «Праксиса», выборочно склонны к диалогу с левым пост- модернизмом, в большинстве относясь к нему критически, но не кри- тикански. Столь же ограниченным является наш диалог и с теоретика- ми западной социал-демократии. Гораздо ближе нам работы теоретиков новых социальных движе- ний, экосоциализма, левые исследователи постиндустриальных тен- денций (В. Хауг1) и глобальных проблем, современные ученые, близкие к троцкистской (Д. Бенсаид2) и еврокоммунистической (теоретики, ко- оперирующиеся с такими сетями и журналами, как Transform, Historical materialism, Science & Society) тенденциям. Перекликается наш подход и с разработками американского внепартийного марксизма 50–70-х гг. ХХ в. и некоторыми идеями Франкфуртской школы. Что же касается основных положений, по которым мы спорим, раз- мышляя о возможности и необходимости позитивной критики Маркса, то здесь все еще сложнее. И это неслучайно: мы ищем новые решения старых и новых проблем. Ищем по-разному, исходя из традиций и на- следия разных наук и течений, еще не обретя окончательных общепри- нятых (хотя бы в своей среде) формул. Однако и здесь есть некоторые достаточно значимые инварианты. Во-первых, мы в подавляющем большинстве последовательно исхо- дим из положения Маркса о том, что капиталистическая система вооб- ще (и, добавим, современный глобальный капитал в частности) – это историческиограниченная система. Она принесла человечеству и мно- __________________________________ 1 Haug W.F. High-Tech-Kapitalismus. Analysen zu Produktionsweise, Arbeit, Sexualitä t, Krieg und Hegemonie, 2003; Haug W.F. Hightech-Kapitalismus in der groß en Krise, 2012. 2 Бенсаид Д. Маркс [Инструкция по применению], М.: Институт общегумани- тар ных исследований, 2012 _______________________________________________ 27 гие достижения, и многие преступления, но чем далее, тем более она развивается по все более опасной и в конечном итоге тупиковой тра- ектори и, в общем и целом уже выполнив свою прогрессивную истори- ческую миссию. Во-вторых, мы считаем закономерно-возможным развитие Чело- вечества, и в частности, России, по социалистической траектории, пред- полагающей качественный скачок на пути эмансипации человека от власти отчужденных общественных сил, и экономического, и внеэко- номического принуждения, освобождения от власти и капитала, и непод- контрольной человеку политической власти. Социалистическая траек- тория развития (для авторов этого текста – более определенно: генезис коммунистического общества, для других авторов – менее жестко: про- гресс реального гуманизма, социализма как мира культуры) в рамках нашего течения определяется как снятие и капитализма, и «царства необходимости» в целом. Заметим в этой связи, что в России в среде критических последова- телей Маркса уже давно стало очевидным, что речь может и должна идти не об уничтожении, а о снятии прежних систем, т.е. об отрицании и одновременном наследовании их достижений, развитии прогрессив- ных тенденций. К последним относится прежде всего культура в самом широком смысле этого слова – от технологий до искусства; принципы «негативной свободы» (свободы «от» личной зависимости, политичес- кого диктата) и др. Столь же общепринятым в нашем кругу является тезис о том, что общество будущего – это снятие не только капитализма, но всех пред- шествующих отношений, основанных на социальном отчуждении, вклю- чая рынок и товарный фетишизм, государство и иные формы полити- ческого отчуждения, сохраняющиеся формы личной зависимости и вновь развивающиеся имперские тенденции, религиозный фундаментализм и многие другие феномены, казалось бы, канувшие в Лету в прошлом столетии. Существенно, что ученые, о которых здесь идет речь, отнюдь не иде- ализируют, подобно некоторым российским (и не только) ортодок- сальным защитникам Маркса, «реальный социализм». При этом вопрос о природе этого общества является сугубо дискуссионным в нашей среде. Пожалуй, единственное, в чем мы солидарны, – это признание того, что, с одной стороны, эта система была первой столь масштабной попыткой продвижения к некапиталистическому обществу. С ее развитием связаны многие достижения человечества (а не только нашей страны) в соци- альной и культурной областях. С другой стороны, мы все подчеркиваем, что этот опыт был и глубоко трагичен. Во многих своих проявлениях и основах «реальный социализм» был далек от тех принципов даже на- чальной стадии «царства свободы», которые были не только предска- заны, но и обоснованы в социалистической теории (прежде всего речь идет о социализме как системе социально более эффективной, демо- кратичной и гуманной, нежели капиталистическая). Что касается конкретной оценки природы «реального социализма», то в кругу критических последователей Маркса в России, как и в мире, достаточно четко прослеживается три течения. Первое – группа ученых, считающих, что при всех позитивных и культурных достижениях СССР и других стран «реального социализма» они по своей сути были системами, основанными на отчуждении боль- шинства граждан от собственности и власти, и потому не могут быть квалифицированы как социализм (Г. Водолазов, М. Воейков, В. Межуев). При этом четких последователей Э. Мандела или Т. Клиффа среди из- вестных теоретиков России найти сложно. Вторая группа (А. Пригарин, Б. Славин) склоняется к тому, что при всех противоречиях, характерных для той системы, в ней господство- вали отношения раннего социализма, что доказывается ссылками на действительные посткапиталистические социальные формы, ценности и мотивы человека, прогресс общественных форм образования, науки, культуры. Наконец, один из авторов этого текста (А. Бузгалин) предлагает и аргументирует гипотезу о «реальном социализме» как опережающей мутации процесса генезиса «царства свободы», где ростки нового мира (пространства-времени неотчужденных социальных и культурных форм) претерпели вследствие объективно неблагоприятных условий генезиса и субъективных деформаций («сталинщина») существенные бюрокра- тические мутации. В-третьих, для нас достаточно очевидно, что позитивно снимаю- щий капитализм социум будет базироваться на преимущественно твор- ческой деятельности, развиваясь прежде всего в пространстве креа- тосферы, сферы со-творчества. Здесь тоже, однако, есть существенные разногласия. Так, В. Межуев, будучи по генезису представителем марк- систов-шестидесятников, прямо пишет, что социализм – это пространство культуры. Л. Булавка в данном случае говорит, развивая идеи К. Либкнехта («коммунизм = культура»), о новом коммунистическом обществе. Для М. Воейкова, Б. Славина, О. Смолина и др. речь идет о социализме как новом социальном строе. Для авторов этих строк ближе марксово по- нятие «царство свободы» (являющееся для нас синонимом коммуниз- ма). При этом последняя группа авторов последовательно доказывает, что генезис «царства свободы» предполагает развитие посткапитали- стических социально-экономических и социально-политических отно- шений, а В. Межуев считает, что последовательное проведение в жизнь принципов социальной рыночной экономики и правового государства есть достаточное основание для развития свободного времени и про- странства культуры как мира свободного (посткапиталистического и постэкономического) бытия человека. В любом случае, однако, речь 29 идет о продвижении к миру, снимающему капитализм и преодолева- ющему узкие горизонты индустриальной системы, о «постиндустри- альном социализме», если угодно. При этом, однако, критические сторонники Маркса в России далеки от активно и справедливо критикуемой последние десятилетия на Западе идеи отождествления современной модели развития постиндустриаль- ных тенденций в странах «золотого миллиарда», с одной стороны, и социализма будущего – с другой. Одна из причин такого «разведения» в том, что первые, на наш взгляд, идут в тупиковом направлении «об- щества пресыщения» и новой глобальной протоимперии; сверхзадача второго – качественно изменить траекторию развития новых технологий, отношений, институтов. На этом основании практически все российские сторонники рас- сматриваемой нами версии диалектического развития идей Маркса показывают в своих работах, почему социалистическая траектория есть не только процесс развития личностных качеств, снятия различных форм социального отчуждения (прежде всего – но не только – эксплуатации), но и формирование таких необходимых для этого предпосылок, как основанная на приоритетных полномочиях гражданского общества де- мократия (с переходом к базисной, низовой демократии, демократии участия), безусловное соблюдение социальных и гражданских прав че- ловека и т.п. И все это для представителей данного течения в России – лишь начало движения к новому, пока еще не ясному в деталях всесторон- нему самоуправлению открытых добровольных ассоциаций. Очевидным в нашей стране для последователей Маркса стало понимание того, что «строительство» социализма «сверху», при опоре на насилие – это путь в тупик. В-четвертых, в некотором смысле критикуя преимущественно ли- нейно-прогрессистскую модель Маркса, его российские ученики и кри- тики доказывают: опыт ХХ века показал, что движение по социалисти- ческой траектории есть долгий и нелинейный процесс – процесс реформ и контрреформ, революций и контрреволюций, побед и поражений, успехов и отступлений, причем процесс всемирный, тесно взаимосвя- занный во всех своих звеньях, но одновременно и неравномерный. В раз- ных областях социального пространства (странах, регионах, между- народных сетях) он протекает сопряженно, но различно. Поэтому удел ближайшего времени – инициирование и поддержка первых ростков этого нового мира внутри прежней системы, развитие переходных к социализму форм в тех анклавах мирового сообщества (повторим: не только странах и регионах, но и в сетях, мире культуры), где созна- тельно ставятся задачи социалистического развития, борьба за иную – социально-, гуманистически-, экологическиориентированную, а перспек- тиве – социалистически ориентированную – интеграцию. Подчеркнем: разработка теории нелинейных социальных трансформаций и переходных 30 отношений – одна из наиболее интересных и «продвинутых» сфер ис- следования российских критиков-наследников Маркса. При всех этих общих посылках в рамках нашей школы имеются и существенные расхождения по многим вопросам. Если начать с методологии, то одни из нас (в частности, авторы этого текста, Л. Булавка, Б. Славин) отчетливо делают акцент на диалектике, другие не забывают и о некотором позитивном вкладе постмодернизма, третьи не акцентируют своих методологических пристрастий, тяготея к позитивизму. Мы различаемся и по степени радикальности нашей критики суще- ствующей капиталистической системы. Кто-то из близких нам ученых вообще не акцентирует проблемы снятия капитализма и предпочитает говорить о будущем как о «реальном гуманизме» (Г. Водолазов). Для других социализм – это развитие «пространства культуры» вплоть до превращения его в доминирующую сферу общественной жизни при некотором реформировании существующего типа экономической и политической систем, сохранении основ рынка и парламентской демо- кратии (В. Межуев). Для третьих (в частности, авторов этого текста) – это качественно новый мир, путь к которому лежит через социальную ре- волюцию. Наконец, заметим, что наша школа развивается и ее молодые пред- ставители несут свои новые идеи, о которых мы сможем с уверенностью говорить как о новом слове в марксизме лишь через некоторый период времени1. * * * Суммируя, позволим себе краткий вывод: в России сложилось ин- теллектуальное течение, которое делает акцент на понимании совре- менной (в широком смысле слова, начиная с XX века) реальности как эпохи глобальных, качественных изменений в самих основах обществен- ной жизни, создающих предпосылки для генезиса не только посткапи- талистического, но и постиндустриального, постэкономического об- щества («царства свободы») 2.
_______________________________________ 1 Работы ряда из них обобщены в монографии «Критический марксизм. Поколение next» (М., 2014). 2 В последующих разделах книги мы многократно будем обращаться к про- блематике генезиса постиндустриального общества. В данном случае, пред- варяя содержательный анализ, подчеркнем: для нас термин «постиндустри- ализм» означает не преимущественное развитие сферы услуг (трактовка Д. Белла и его коллег), в которой, в свою очередь, главенствующую роль играют финансовые спекуляции, посредничество и производство иных симу- лякров, а такой прогресс производительных сил, который приводит к потен- циальной возможности и необходимости распространения массовой твор- ческой деятельности (образования, науки и инженерного творчеств 31 Такой подход позволяет нам рассмотреть современную социально- экономическую жизнь целостно, системно-диалектически, в контексте ее исторического развития. И важнейшей основой (но не догматиче- ским каноном!) для такой работы служит классический марксизм. И еще одна финальная ремарка. Многие из читателей, наверное, уже давно стремятся нам возразить, что многие из названных выше проблем давно и плодотворно развиваются многими исследователями, даже не помышляющими о марксизме. Ответ наш будет удивительно прост: да, именно так и обстоит дело. И причина этого проста: подобно знаменитому герою Мольера, который всю жизнь говорил прозой, даже не помышляя об этом, многие специ- алисты в области общественных наук вот уже более ста лет исполь- зуют теорию и методологию марксизма, даже не зная, что те или иные положения, включенные в их научную деятельность, были выведены и доказаны Марксом, его коллегами и последователями 1. Кто-то откры- вает велосипед заново (это типично для ряда немарксистских ученых Запада, большинство которых «Капитал» вообще не читали), кто-то просто забыл, чему его учили в молодости (последнее особенно типично для постсоветских ученых). Кто-то вообще никогда не задумывается, в рамках какой научной парадигмы он ведет свои исследования… Но все они, так или иначе, реально работают в диалоге с марксизмом, даже если и не подозревают об этом. В принципе, это не так страшно, хотя бессознательное использование марксизма чревато упрощениями и вульгаризацией, а вот это уже губит науку. Посему хотелось бы, чтобы как можно больше ученых знали марксизм и сознательно применяли (или критиковало) его. _______________________________________ культуры, здравоохранения, рекреации общества и природы) и, соответ- ственно, постиндустриальных технологических укладов, что позволяет ра- дикально повысить производительность труда и существенно сократить (до 20–30% занятых) круг работников, занятых репродуктивным индустри- альным трудом при сохранении количества и росте качества продуктов материального производства. 1 Отметим и еще одну «деталь»: марксистская теория есть плоть от плоти всей классической общественной теории и является важнейшим направ- лением ее критического развития. Поэтому, развивая марксизм, мы раз- виваем и классику, реактуализируя ее для XXI века. 32 глава 2 Реактуализация марксизма: старые вопросы и старые ответы остаются в определенной мере актуальными Начало XXI века, как мы уже отметили, ознаменовалось в России и за ее пределами новой волной дискуссий вокруг идейного наследия Маркса и практической реализации его идей. Причин этому несколько. Во-первых, и в нашем Отечестве, и в других странах нарастает разочарование в либеральной теории. Предсказания четвертьвековой давности – конца истории и идеологий, классового мира, всеобщего демократического процветания и торжества прав че- ловека – явно не сбываются. США (и кое-кто в нашей стране) все больше мечтают о новой империи. Войны остаются правилом. Глобальные про- блемы и не думают уходить в прошлое. И главное: люди мучительно ищут общественный идеал, который бы хоть немного отличался от лю- доедского: делайте деньги и конкурируйте! И тут «вдруг» вспоминается Карл Маркс с его обоснованием возмож- ности движения к миру, в котором «свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех». И еще с добавлением: свобода – это не только формальное право полунищей пенсионерки и олигарха про- голосовать за того или иного пропиаренного кандидата, но и реальная экономическая и социально-политическая возможность развить и ре- ализовать все заложенные в тебе таланты, обеспечить прогресс своих человеческих качеств в диалоге, а не конфликте с другими. Как тут не задуматься: а реально ли это в XXI веке? Но тут приходит скептик-либерал и говорит: «Хватит!» Хватит кровавых экспериментов в духе Мао, Пол Пота, Сталина и Кo. Давайте жить как в «цивилизованном мире». А Маркс – это осколок прошлого, который интересен разве что с точки зрения истории соци- ально-философской и экономической мысли. Ну, насчет «вхождения в цивилизацию» – это мы уже знаем. Мы в России в нее уже вошли. Кому-то там действительно сытно и богато. Кому-то только сытно. Кому-то по-прежнему голодно. Но при этом боль- шинству – неустойчиво. Неуютно. Жестко. Недушевно. Малокультурно. Зло. Нервно… * * * Впрочем, эмоции здесь ни при чем, и мы оставим их в стороне. Да- вайте посмотрим на традиционные аргументы антимарксистов, дока- зывающих, что Маркс почти во всем ошибся. 33 Воспроизведем традиционный перечень упреков, оговорившись: авторы впервые столкнулись с этой критикой в далеко не лучшем совет- ском учебнике по критике буржуазных идей. Там было сказано, что западные марксологи критикуют марксизм за то-то и то-то. Будучи студентами, мы тогда удивились: неужели эта критика действительно столь плоска? Спустя тридцать лет, в постоянной полемике с антимарк- систами в России, США и многих других стран мира, авторы убедились, что учебник был прав… Итак, аргументы критиков марксизма. По Марксу пролетариат должен был нищать, а он стал жить намного лучше. По Марксу пролетариат есть эксплуатируемый революционный класс, а на самом деле он поддерживает капиталистические системы. По Марксу производство должно было становиться все более концен- трированным, а оно становится все более разнообразным и малый бизнес прогрессирует. По Марксу частная собственность должна быть унич- тожена, а она везде процветает, захватывая все новые сферы. Классики предсказывали, что на смену капитализму должен был прийти соци- ализм, причем революционным путем, а сами революции должны были свершиться в наиболее развитых странах; на самом же деле они произо- шли в странах слаборазвитых, где новые режимы продержались несколь- ко десятков лет и рухнули. Ну, и, наконец, по Марксу социалистическое общество должно было дать рост свободы и благосостояния, а в СССР мы жили в стране ГУЛАГа и дефицита колбасы…1 На первый взгляд, все эти упреки обоснованы. И действительно, в не которой своей части они резонны. Для того чтобы отделить хулу от содержательной критики, разберемся с предпосылками анализа. Начнем с жесткого тезиса: вне реактуализации, в ее классическичис- том виде теория Карла Маркса (но не весь марксизм как всемирное тече- ние, которому уже более полутора столетий) сегодня имеет достаточ- но ограниченную, хотя и далеко не нулевую актуальность. Реактуализация необходима, и она в значительной степени уже проведена марксистами. Здесь, правда, есть некий «нюанс»: реактуализация методологии и те- ории марксизма может развертываться только при условии: (1) критики догматического марксизма прошлого века, превратив- шего работы Маркса в Библию, к тому же истолкованную инквизиторами для своих нужд; (2) критики не менее догматического антимарксизма, построенного на принципе зряшного отрицания и пропагандистской хулы и служащего тем же политико-пропагандистским целям догматиков, только принад- лежащих к противоположному лагерю; ____________________________________ 1 Такого рода подходы достаточно концентрированно выражены, например, в статье: Кудров В. К современной научной оценке экономической теории Маркса–Энгельса–Ленина // Вопросы экономики. 2004. № 12. ______________________________________________ 34 (3) учета той огромной работы по развитию идей Карла Маркса при- менительно к новым реалиям, что была проделана и продолжается и в ми ре, и в России. Однако мы можем зафиксировать ряд аспектов актуальности работ самого Маркса, даже если мы на время абстрагируемся от развития идей марксизма на протяжении вот уже более 150 лет.
|