Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • Постсоветская школа критического марксизма






     

    Взгляды представителей этого течения, при всех различиях его пред-

    ставителей, в некотором смысле перпендикулярны традиционной стра-

    тификации левых теоретиков. Мы заявляем себя как те, кто стремится

    к диалектическому снятию-развитию методологии и теории Карла

    Маркса. Мы критически относимся к социал-демократическому рефор-

    ____________________________________________

     Неизвестный Ленин. М.: Эксмо, Алгоритм, 2010; Гусев А.В. Левокомму-

    нистическая оппозиция в СССР в конце 20-х годов // Отечественная исто-

    рия. 1996. № 1. С. 85–103; Гусев А. В. Левокоммунистическая оппозиция в

    СССР в первой половине 30-х годов// Политические партии России. Стра-

    ницы истории. М., 2000.

    1 В данном случае хотелось бы назвать прежде всего работы Р.И. Косолапова

    (обратим внимание на серию его статей, опубликованных в конце 2007 –

    начале 2008 г. в «Экономической и философской газете») и сборники мате-

    риалов конференций по проблемам марксизма, уже много лет выходя щие

    под редакцией Д.В. Джохадзе. Весьма интересен один из них – «Марксизм

    и будущее цивилизации». М., 2006. См. также: Сапрыкин В.А. Анти ком-

    мунизм, оппортунизм, контрреволюция. М., 2007. Есть немало других авто-

    ров, принадлежащих к данному течению. Прежде всего это ученые, вклю-

    ченные в организацию «Российские ученые социалистической ориентации».

    Среди политико-экономов, тяготеющих к этому направлению, особо хоте-

    лось бы подчеркнуть важность работ В.Н. Черковца, Р.Т. Зяблюк и их коллег

    в серии книг «Капитал» и economics», шесть выпусков которых вышли в

    Москве с 2002 по 2013 год.

    24 мизму, но при этом акцентируем не только реактуализацию классиче-

    ских идей Маркса, но и их позитивное отрицание, критику и диалек-

    тическое развитие. Наша школа сформировалась вокруг трех проектов:

    журнала «Альтернативы» (он регулярно выходит с 1991 г.), профессор-

    ского семинара, работающего вот уже более 15 лет в диалоге с комите-

    том по образованию Государственной Думы, и созданного в 2007 г.

    интернет-института «Социализм–XXI».

    Характеризуя наше направление мы хотели бы обратить внимание

    на серию вышедших в последнее десятилетие работ, многие авторы

    которых относят себя к постсоветской школе критического марксизма1.

    В целом к этой серии принадлежат тексты более 20 известных отечест-

    венных философов, представляющих ряд институтов Российской акаде-

    мии наук, МГУ им. М.В.Ломоносова и многие другие научные центры2.

    ______________________________________________________________________

    1 К этим работам относятся, в частности, такие книги, как «Критический

    марксизм: русские дискуссии» (М., 1999); «Критический марксизм: продол-

    жение дискуссий» (М., 2001), «Социализм–XXI. 14 текстов постсоветской шко-

    лы критического марксизма» (М.: Культурная революция, 2009), «Марк-

    сизм: альтернативы XXI века (Дебаты постсоветской школы критического

    марксизма)» (М.: ЛЕНАНД, 2009), «Кто сегодня творит историю. Альтер-

    глобализм и Россия» (М.: Культурная революция, 2010; второе – существен-

    но переработанное издание – 2012), «Социалистический идеал и реальный

    социализм: Ленин, Троцкий, Сталин» (М.: ЛЕНАНД, 2011); «Капиталистическая

    реставрация и социалистические преобразования» (М.: Культурная рево-

    люция, 2013) и др. Особенно в этом ряду хотелось бы выделить книгу «Со-

    циализм–XXI…», где сконцентрированы основные положения ключевых

    авторов, принадлежащих к нашему течению или близких к нему по духу.

    В последние годы вышли также книги: «СССР. Незавершенный проект»

    (под ред. А.В. Бузгалина. М.: УРСС, 2012), «Дорога к свободе: критический

    марксизм о теории и практике социального освобождения» (под ред. Б.Ф. Сла-

    вина. М.: УРСС, 2013), «Либерализм и социализм: Запад и Россия. К 200-ле-

    тию со дня рождения А.И. Герцена» (под ред. М.И. Воейкова. М.: УРСС,

    2013), «Культура. Власть. Социализм: противоречия и вызовы культурных

    практик СССР. Луначарский и не только» (под ред. Л.А. Булавки, М.: УРСС,

    2013), «Политэкономия провала: природа и последствия рыночных “реформ”

    в России» (под ред. А.И. Колганова, М.: УРСС, 2013) и др..

    2 Среди основных работ представителей нашей школы следует назвать также

    ряд авторских публикаций. Среди них: Предисловие и комментарии Г.А.

    Багатурия к работе «Маркс К., Энгельс Ф. Первая программа Союза коммунис-

    тов. Манифест коммунистической партии в контексте истории» (М., 2007);

    монографии Л.А. Булавки «Феномен советской культуры» (М., 2008), «Социа-

    листический реализм. Превратности метода» (М., Культурная революция,

    2007), «Нонконформизм» (М., 2002); М.И. Воейкова «Споры о социализме»

    (М., 2001), «Политико-экономические эссе» (М., 2004), «Предопределенность

    социально-экономической стратегии. Дилемма Ленина» (М.: ЛИБРОКОМ,

    2009), «За критический марксизм: полемика с учеными» (М., 2011); Л.Г. Истя-

    гина «Пацифизм и социализм (в производстве)»; Б.Ф. Славина «Социализм и

    Россия» (М., 2004), «О социальном идеале Маркса» (М., 2004), «Идеология 

    ______________________________________________________________________

    25 При этом наше течение далеко не однородно. Более того, не всех авто-

    ров упомянутых выше книг можно отнести к постсоветской школе кри-

    тического марксизма. Некоторые из нас (Г.Г. Водолазов, С.С. Дзарасов,

    Р.С. Дзарасов и др.1) акцентируют своеобычность позиции, предпочи-

    тают не использовать самоназваний, не причислять себя к какому-то

    особому направлению, течении, школе. Однако и они близки к нашей

    школе, ибо в их работах с большей или меньшей долей приближения

    сохраняются те границы теоретического поля, которые в принципе ха-

    рактерны для всех нас.

    Говоря о differentia specifica нашего течения, следует подчеркнуть,

    что мы все базируемся на определенном наследии, которое и сделало

    нас теми, кто мы есть. И для нас в этом наследии прежде всего важен

    К. Маркс, на работах которого мы все выросли. В отличие от догмати-

    ческого советского (и не только) «марксизма» мы исходим из того, что

    критика К. Маркса и его сподвижников, развитие этого блока идей через

    их существенное обогащение и изменение в соответствии с изменяю-

    щейся реальностью и делает нас не просто марксистами, но маркси-

    ____________________________________________

     возвращается» (М., 2009), «Марксизм: испытание будущим» (М., 2014);

    О.Н. Смолина «Излом: иное было дано? Проблемы революции, демократии

    и образовательной политики в социально-политическом процессе 90-х годов»

    (М.: ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2001) и др.

    Кроме того, мы хотели бы подчеркнуть тесную связь наших современных

    исследований с работами тех наших коллег, с кем вместе мы начинали этот

    проект и кого уже нет с нами: крупнейшего советского и постсоветского зна-

    тока современного западного марксизма М.Н. Грецкого и выдающегося фи-

    лософа культуры Н.С. Злобина. См.: Богданов Б.В., Грецкий М.Н., Ярцев Б.К.

    Был ли у России выбор? М.: РАН, 1996; Грецкий М.Н. Неомарксизм и про-

    блемы социологии культуры. М, 1980; Грецкий М.Н. Как защитить незащи-

    тимое? (Кое-что о трудах Александра Н. Яковлева) // Альтернативы. 1996.

    № 2; Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М.: Наука, 1980; Зло-

    бин Н.С. Культурные смыслы науки. М.: Институт культурологии РАН, 1997.

    На границе нашей школы, частью принадлежа к ней, частью выходя за ее

    рамки, лежат работы Г.Г. Водолазова «Идеалы и идолы» (М.: Культурная

    революция, 2006) и «Уроки творчества, нравственности и свободы» (М.:

    РГГУ, 2010), С.С. Дзарасова («Капитал и экономический рост». М., 2004);

    В.М. Межуева («Маркс против марксизма». М., 2007) и др.

    Кроме того, в различных регионах России также есть немало ученых, ра-

    ботающих в тесном диалоге с нашей школой: И. Абрамсон, Д. Воронин.

    И. Готлиб, В. Корняков, Н. Хлыстова, А. Штырбул и др.

    1 Кроме названных выше работ Г.Г. Водолазова здесь следует выделить прин-

    ципиально значимые для современного российского марксизма работы

    С.С. и Р.С. Дзарасовых, написанные на стыке марксистской политической

    экономии и посткейнсианства. См.: Дзарасов С.С. Куда Кейнс зовет Россию?

    М., 2012; Теория капитала и экономического роста / Под ред. С.С. Дзарасова.

    М.: Изд-во МГУ, 2004; Дзарасов Р.С., Новоженов Д.В. Крупный бизнес и на-

    копление капитала в современной России. М.: Едиториал УРСС, 2005.

    26 стами критическими, не боящимися подвергать сомнению все, с чем

    они сталкиваются в своей общественно-теоретической практике.

    Гораздо сложнее определить отношение различных критических

    по сле дователей Маркса в России XXI века к наиболее известным последо-

    ва телям К. Маркса прошлого столетия. Одни из нас будут тяготеть к

    те оретическим работам В. Ульянова-Ленина, другие – Н. Бухарина, тре-

    тьи – Л. Троцкого. Но ни один из нас не берет на веру в качестве догмы

    работы того или иного представителя из плеяды «постмарксовых» марк-

    систов.

    Есть, однако, круг ученых ХХ века, чьи труды стали едва ли не наибо-

    лее значимыми для нас. Это такие ученые, как Антонио Грамши, Дьердь

    Лукач, Михаил Лифшиц, Эвальд Ильенков, Жан-Поль Сартр, Эрих Фромм

    и многие другие представители творческого гуманистического марк-

    сизма (и не вполне марксизма) прошлого века. При этом почти все мы

    оказались достаточно далеки от аналитического марксизма, несколько

    ближе к школе «Праксиса», выборочно склонны к диалогу с левым пост-

    модернизмом, в большинстве относясь к нему критически, но не кри-

    тикански. Столь же ограниченным является наш диалог и с теоретика-

    ми западной социал-демократии.

    Гораздо ближе нам работы теоретиков новых социальных движе-

    ний, экосоциализма, левые исследователи постиндустриальных тен-

    денций (В. Хауг1) и глобальных проблем, современные ученые, близкие

    к троцкистской (Д. Бенсаид2) и еврокоммунистической (теоретики, ко-

    оперирующиеся с такими сетями и журналами, как Transform, Historical

    materialism, Science & Society) тенденциям. Перекликается наш подход и

    с разработками американского внепартийного марксизма 50–70-х гг. ХХ в.

    и некоторыми идеями Франкфуртской школы.

    Что же касается основных положений, по которым мы спорим, раз-

    мышляя о возможности и необходимости позитивной критики Маркса,

    то здесь все еще сложнее. И это неслучайно: мы ищем новые решения

    старых и новых проблем. Ищем по-разному, исходя из традиций и на-

    следия разных наук и течений, еще не обретя окончательных общепри-

    нятых (хотя бы в своей среде) формул. Однако и здесь есть некоторые

    достаточно значимые инварианты.

    Во-первых, мы в подавляющем большинстве последовательно исхо-

    дим из положения Маркса о том, что капиталистическая система вооб-

    ще (и, добавим, современный глобальный капитал в частности) – это

    историческиограниченная система. Она принесла человечеству и мно-

    __________________________________

    1 Haug W.F. High-Tech-Kapitalismus. Analysen zu Produktionsweise, Arbeit,

    Sexualitä t, Krieg und Hegemonie, 2003; Haug W.F. Hightech-Kapitalismus in

    der groß en Krise, 2012.

    2 Бенсаид Д. Маркс [Инструкция по применению], М.: Институт общегумани-

    тар ных исследований, 2012

    _______________________________________________

    27 гие достижения, и многие преступления, но чем далее, тем более она

    развивается по все более опасной и в конечном итоге тупиковой тра-

    ектори и, в общем и целом уже выполнив свою прогрессивную истори-

    ческую миссию.

    Во-вторых, мы считаем закономерно-возможным развитие Чело-

    вечества, и в частности, России, по социалистической траектории, пред-

    полагающей качественный скачок на пути эмансипации человека от

    власти отчужденных общественных сил, и экономического, и внеэко-

    номического принуждения, освобождения от власти и капитала, и непод-

    контрольной человеку политической власти. Социалистическая траек-

    тория развития (для авторов этого текста – более определенно: генезис

    коммунистического общества, для других авторов – менее жестко: про-

    гресс реального гуманизма, социализма как мира культуры) в рамках

    нашего течения определяется как снятие и капитализма, и «царства

    необходимости» в целом.

    Заметим в этой связи, что в России в среде критических последова-

    телей Маркса уже давно стало очевидным, что речь может и должна

    идти не об уничтожении, а о снятии прежних систем, т.е. об отрицании

    и одновременном наследовании их достижений, развитии прогрессив-

    ных тенденций. К последним относится прежде всего культура в самом

    широком смысле этого слова – от технологий до искусства; принципы

    «негативной свободы» (свободы «от» личной зависимости, политичес-

    кого диктата) и др.

    Столь же общепринятым в нашем кругу является тезис о том, что

    общество будущего – это снятие не только капитализма, но всех пред-

    шествующих отношений, основанных на социальном отчуждении, вклю-

    чая рынок и товарный фетишизм, государство и иные формы полити-

    ческого отчуждения, сохраняющиеся формы личной зависимости и вновь

    развивающиеся имперские тенденции, религиозный фундаментализм

    и многие другие феномены, казалось бы, канувшие в Лету в прошлом

    столетии.

    Существенно, что ученые, о которых здесь идет речь, отнюдь не иде-

    ализируют, подобно некоторым российским (и не только) ортодок-

    сальным защитникам Маркса, «реальный социализм». При этом вопрос

    о природе этого общества является сугубо дискуссионным в нашей среде.

    Пожалуй, единственное, в чем мы солидарны, – это признание того, что,

    с одной стороны, эта система была первой столь масштабной попыткой

    продвижения к некапиталистическому обществу. С ее развитием связаны

    многие достижения человечества (а не только нашей страны) в соци-

    альной и культурной областях. С другой стороны, мы все подчеркиваем,

    что этот опыт был и глубоко трагичен. Во многих своих проявлениях

    и основах «реальный социализм» был далек от тех принципов даже на-

    чальной стадии «царства свободы», которые были не только предска-

    заны, но и обоснованы в социалистической теории (прежде всего речь

    идет о социализме как системе социально более эффективной, демо-

    кратичной и гуманной, нежели капиталистическая).

    Что касается конкретной оценки природы «реального социализма»,

    то в кругу критических последователей Маркса в России, как и в мире,

    достаточно четко прослеживается три течения.

    Первое – группа ученых, считающих, что при всех позитивных и

    культурных достижениях СССР и других стран «реального социализма»

    они по своей сути были системами, основанными на отчуждении боль-

    шинства граждан от собственности и власти, и потому не могут быть

    квалифицированы как социализм (Г. Водолазов, М. Воейков, В. Межуев).

    При этом четких последователей Э. Мандела или Т. Клиффа среди из-

    вестных теоретиков России найти сложно.

    Вторая группа (А. Пригарин, Б. Славин) склоняется к тому, что при

    всех противоречиях, характерных для той системы, в ней господство-

    вали отношения раннего социализма, что доказывается ссылками на

    действительные посткапиталистические социальные формы, ценности

    и мотивы человека, прогресс общественных форм образования, науки,

    культуры.

    Наконец, один из авторов этого текста (А. Бузгалин) предлагает и

    аргументирует гипотезу о «реальном социализме» как опережающей

    мутации процесса генезиса «царства свободы», где ростки нового мира

    (пространства-времени неотчужденных социальных и культурных форм)

    претерпели вследствие объективно неблагоприятных условий генезиса

    и субъективных деформаций («сталинщина») существенные бюрокра-

    тические мутации.

    В-третьих, для нас достаточно очевидно, что позитивно снимаю-

    щий капитализм социум будет базироваться на преимущественно твор-

    ческой деятельности, развиваясь прежде всего в пространстве креа-

    тосферы, сферы со-творчества. Здесь тоже, однако, есть существенные

    разногласия. Так, В. Межуев, будучи по генезису представителем марк-

    систов-шестидесятников, прямо пишет, что социализм – это пространство

    культуры. Л. Булавка в данном случае говорит, развивая идеи К. Либкнехта

    («коммунизм = культура»), о новом коммунистическом обществе. Для

    М. Воейкова, Б. Славина, О. Смолина и др. речь идет о социализме как

    новом социальном строе. Для авторов этих строк ближе марксово по-

    нятие «царство свободы» (являющееся для нас синонимом коммуниз-

    ма). При этом последняя группа авторов последовательно доказывает,

    что генезис «царства свободы» предполагает развитие посткапитали-

    стических социально-экономических и социально-политических отно-

    шений, а В. Межуев считает, что последовательное проведение в жизнь

    принципов социальной рыночной экономики и правового государства

    есть достаточное основание для развития свободного времени и про-

    странства культуры как мира свободного (посткапиталистического и

    постэкономического) бытия человека. В любом случае, однако, речь

    29 идет о продвижении к миру, снимающему капитализм и преодолева-

    ющему узкие горизонты индустриальной системы, о «постиндустри-

    альном социализме», если угодно.

    При этом, однако, критические сторонники Маркса в России далеки

    от активно и справедливо критикуемой последние десятилетия на Западе

    идеи отождествления современной модели развития постиндустриаль-

    ных тенденций в странах «золотого миллиарда», с одной стороны, и

    социализма будущего – с другой. Одна из причин такого «разведения»

    в том, что первые, на наш взгляд, идут в тупиковом направлении «об-

    щества пресыщения» и новой глобальной протоимперии; сверхзадача

    второго – качественно изменить траекторию развития новых технологий,

    отношений, институтов.

    На этом основании практически все российские сторонники рас-

    сматриваемой нами версии диалектического развития идей Маркса

    показывают в своих работах, почему социалистическая траектория есть

    не только процесс развития личностных качеств, снятия различных форм

    социального отчуждения (прежде всего – но не только – эксплуатации),

    но и формирование таких необходимых для этого предпосылок, как

    основанная на приоритетных полномочиях гражданского общества де-

    мократия (с переходом к базисной, низовой демократии, демократии

    участия), безусловное соблюдение социальных и гражданских прав че-

    ловека и т.п. И все это для представителей данного течения в России –

    лишь начало движения к новому, пока еще не ясному в деталях всесторон-

    нему самоуправлению открытых добровольных ассоциаций. Очевидным

    в нашей стране для последователей Маркса стало понимание того, что

    «строительство» социализма «сверху», при опоре на насилие – это путь

    в тупик.

    В-четвертых, в некотором смысле критикуя преимущественно ли-

    нейно-прогрессистскую модель Маркса, его российские ученики и кри-

    тики доказывают: опыт ХХ века показал, что движение по социалисти-

    ческой траектории есть долгий и нелинейный процесс – процесс реформ

    и контрреформ, революций и контрреволюций, побед и поражений,

    успехов и отступлений, причем процесс всемирный, тесно взаимосвя-

    занный во всех своих звеньях, но одновременно и неравномерный. В раз-

    ных областях социального пространства (странах, регионах, между-

    народных сетях) он протекает сопряженно, но различно. Поэтому удел

    ближайшего времени – инициирование и поддержка первых ростков

    этого нового мира внутри прежней системы, развитие переходных к

    социализму форм в тех анклавах мирового сообщества (повторим: не

    только странах и регионах, но и в сетях, мире культуры), где созна-

    тельно ставятся задачи социалистического развития, борьба за иную –

    социально-, гуманистически-, экологическиориентированную, а перспек-

    тиве – социалистически ориентированную – интеграцию. Подчеркнем:

    разработка теории нелинейных социальных трансформаций и переходных

    30 отношений – одна из наиболее интересных и «продвинутых» сфер ис-

    следования российских критиков-наследников Маркса.

    При всех этих общих посылках в рамках нашей школы имеются и

    существенные расхождения по многим вопросам.

    Если начать с методологии, то одни из нас (в частности, авторы этого

    текста, Л. Булавка, Б. Славин) отчетливо делают акцент на диалектике,

    другие не забывают и о некотором позитивном вкладе постмодернизма,

    третьи не акцентируют своих методологических пристрастий, тяготея

    к позитивизму.

    Мы различаемся и по степени радикальности нашей критики суще-

    ствующей капиталистической системы. Кто-то из близких нам ученых

    вообще не акцентирует проблемы снятия капитализма и предпочитает

    говорить о будущем как о «реальном гуманизме» (Г. Водолазов). Для

    других социализм – это развитие «пространства культуры» вплоть до

    превращения его в доминирующую сферу общественной жизни при

    некотором реформировании существующего типа экономической и

    политической систем, сохранении основ рынка и парламентской демо-

    кратии (В. Межуев). Для третьих (в частности, авторов этого текста) – это

    качественно новый мир, путь к которому лежит через социальную ре-

    волюцию.

    Наконец, заметим, что наша школа развивается и ее молодые пред-

    ставители несут свои новые идеи, о которых мы сможем с уверенностью

    говорить как о новом слове в марксизме лишь через некоторый период

    времени1.

    * * *

    Суммируя, позволим себе краткий вывод: в России сложилось ин-

    теллектуальное течение, которое делает акцент на понимании совре-

    менной (в широком смысле слова, начиная с XX века) реальности как

    эпохи глобальных, качественных изменений в самих основах обществен-

    ной жизни, создающих предпосылки для генезиса не только посткапи-

    талистического, но и постиндустриального, постэкономического об-

    щества («царства свободы») 2.

     

    _______________________________________

    1 Работы ряда из них обобщены в монографии «Критический марксизм.

    Поколение next» (М., 2014).

    2 В последующих разделах книги мы многократно будем обращаться к про-

    блематике генезиса постиндустриального общества. В данном случае, пред-

    варяя содержательный анализ, подчеркнем: для нас термин «постиндустри-

    ализм» означает не преимущественное развитие сферы услуг (трактовка

    Д. Белла и его коллег), в которой, в свою очередь, главенствующую роль

    играют финансовые спекуляции, посредничество и производство иных симу-

    лякров, а такой прогресс производительных сил, который приводит к потен-

    циальной возможности и необходимости распространения массовой твор-

    ческой деятельности (образования, науки и инженерного творчеств

    31 Такой подход позволяет нам рассмотреть современную социально-

    экономическую жизнь целостно, системно-диалектически, в контексте

    ее исторического развития. И важнейшей основой (но не догматиче-

    ским каноном!) для такой работы служит классический марксизм.

    И еще одна финальная ремарка. Многие из читателей, наверное,

    уже давно стремятся нам возразить, что многие из названных выше

    проблем давно и плодотворно развиваются многими исследователями,

    даже не помышляющими о марксизме.

    Ответ наш будет удивительно прост: да, именно так и обстоит дело.

    И причина этого проста: подобно знаменитому герою Мольера, который

    всю жизнь говорил прозой, даже не помышляя об этом, многие специ-

    алисты в области общественных наук вот уже более ста лет исполь-

    зуют теорию и методологию марксизма, даже не зная, что те или иные

    положения, включенные в их научную деятельность, были выведены и

    доказаны Марксом, его коллегами и последователями 1. Кто-то откры-

    вает велосипед заново (это типично для ряда немарксистских ученых

    Запада, большинство которых «Капитал» вообще не читали), кто-то просто

    забыл, чему его учили в молодости (последнее особенно типично для

    постсоветских ученых). Кто-то вообще никогда не задумывается, в рамках

    какой научной парадигмы он ведет свои исследования…

    Но все они, так или иначе, реально работают в диалоге с марксизмом,

    даже если и не подозревают об этом. В принципе, это не так страшно,

    хотя бессознательное использование марксизма чревато упрощениями

    и вульгаризацией, а вот это уже губит науку. Посему хотелось бы, чтобы

    как можно больше ученых знали марксизм и сознательно применяли

    (или критиковало) его.

    _______________________________________

     культуры, здравоохранения, рекреации общества и природы) и, соответ-

    ственно, постиндустриальных технологических укладов, что позволяет ра-

    дикально повысить производительность труда и существенно сократить

    (до 20–30% занятых) круг работников, занятых репродуктивным индустри-

    альным трудом при сохранении количества и росте качества продуктов

    материального производства.

    1 Отметим и еще одну «деталь»: марксистская теория есть плоть от плоти

    всей классической общественной теории и является важнейшим направ-

    лением ее критического развития. Поэтому, развивая марксизм, мы раз-

    виваем и классику, реактуализируя ее для XXI века.

    32 глава 2 Реактуализация марксизма:

    старые вопросы и старые ответы

    остаются в определенной мере актуальными

    Начало XXI века, как мы уже отметили, ознаменовалось в России и

    за ее пределами новой волной дискуссий вокруг идейного наследия

    Маркса и практической реализации его идей.

    Причин этому несколько. Во-первых, и в нашем Отечестве, и в других

    странах нарастает разочарование в либеральной теории. Предсказания

    четвертьвековой давности – конца истории и идеологий, классового

    мира, всеобщего демократического процветания и торжества прав че-

    ловека – явно не сбываются. США (и кое-кто в нашей стране) все больше

    мечтают о новой империи. Войны остаются правилом. Глобальные про-

    блемы и не думают уходить в прошлое. И главное: люди мучительно

    ищут общественный идеал, который бы хоть немного отличался от лю-

    доедского: делайте деньги и конкурируйте!

    И тут «вдруг» вспоминается Карл Маркс с его обоснованием возмож-

    ности движения к миру, в котором «свободное развитие каждого есть

    условие свободного развития всех». И еще с добавлением: свобода – это

    не только формальное право полунищей пенсионерки и олигарха про-

    голосовать за того или иного пропиаренного кандидата, но и реальная

    экономическая и социально-политическая возможность развить и ре-

    ализовать все заложенные в тебе таланты, обеспечить прогресс своих

    человеческих качеств в диалоге, а не конфликте с другими.

    Как тут не задуматься: а реально ли это в XXI веке?

    Но тут приходит скептик-либерал и говорит: «Хватит!»

    Хватит кровавых экспериментов в духе Мао, Пол Пота, Сталина и

    Кo. Давайте жить как в «цивилизованном мире». А Маркс – это осколок

    прошлого, который интересен разве что с точки зрения истории соци-

    ально-философской и экономической мысли.

    Ну, насчет «вхождения в цивилизацию» – это мы уже знаем. Мы в

    России в нее уже вошли. Кому-то там действительно сытно и богато.

    Кому-то только сытно. Кому-то по-прежнему голодно. Но при этом боль-

    шинству – неустойчиво. Неуютно. Жестко. Недушевно. Малокультурно.

    Зло. Нервно…

    * * *

    Впрочем, эмоции здесь ни при чем, и мы оставим их в стороне. Да-

    вайте посмотрим на традиционные аргументы антимарксистов, дока-

    зывающих, что Маркс почти во всем ошибся.

    33 Воспроизведем традиционный перечень упреков, оговорившись:

    авторы впервые столкнулись с этой критикой в далеко не лучшем совет-

    ском учебнике по критике буржуазных идей. Там было сказано, что

    западные марксологи критикуют марксизм за то-то и то-то. Будучи

    студентами, мы тогда удивились: неужели эта критика действительно

    столь плоска? Спустя тридцать лет, в постоянной полемике с антимарк-

    систами в России, США и многих других стран мира, авторы убедились,

    что учебник был прав…

    Итак, аргументы критиков марксизма.

    По Марксу пролетариат должен был нищать, а он стал жить намного

    лучше. По Марксу пролетариат есть эксплуатируемый революционный

    класс, а на самом деле он поддерживает капиталистические системы.

    По Марксу производство должно было становиться все более концен-

    трированным, а оно становится все более разнообразным и малый бизнес

    прогрессирует. По Марксу частная собственность должна быть унич-

    тожена, а она везде процветает, захватывая все новые сферы. Классики

    предсказывали, что на смену капитализму должен был прийти соци-

    ализм, причем революционным путем, а сами революции должны были

    свершиться в наиболее развитых странах; на самом же деле они произо-

    шли в странах слаборазвитых, где новые режимы продержались несколь-

    ко десятков лет и рухнули. Ну, и, наконец, по Марксу социалистическое

    общество должно было дать рост свободы и благосостояния, а в СССР мы

    жили в стране ГУЛАГа и дефицита колбасы…1

    На первый взгляд, все эти упреки обоснованы. И действительно, в

    не которой своей части они резонны. Для того чтобы отделить хулу от

    содержательной критики, разберемся с предпосылками анализа.

    Начнем с жесткого тезиса: вне реактуализации, в ее классическичис-

    том виде теория Карла Маркса (но не весь марксизм как всемирное тече-

    ние, которому уже более полутора столетий) сегодня имеет достаточ-

    но ограниченную, хотя и далеко не нулевую актуальность. Реактуализация

    необходима, и она в значительной степени уже проведена марксистами.

    Здесь, правда, есть некий «нюанс»: реактуализация методологии и те-

    ории марксизма может развертываться только при условии:

    (1) критики догматического марксизма прошлого века, превратив-

    шего работы Маркса в Библию, к тому же истолкованную инквизиторами

    для своих нужд;

    (2) критики не менее догматического антимарксизма, построенного

    на принципе зряшного отрицания и пропагандистской хулы и служащего

    тем же политико-пропагандистским целям догматиков, только принад-

    лежащих к противоположному лагерю;

    ____________________________________

    1 Такого рода подходы достаточно концентрированно выражены, например,

    в статье: Кудров В. К современной научной оценке экономической теории

    Маркса–Энгельса–Ленина // Вопросы экономики. 2004. № 12.

    ______________________________________________

    34 (3) учета той огромной работы по развитию идей Карла Маркса при-

    менительно к новым реалиям, что была проделана и продолжается и в

    ми ре, и в России.

    Однако мы можем зафиксировать ряд аспектов актуальности работ

    самого Маркса, даже если мы на время абстрагируемся от развития

    идей марксизма на протяжении вот уже более 150 лет.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.