Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизмы групповой динамики






Групповая динамика – в шир смысле – любые коллективные взаимодействия, имеющие место в группе. В спец-ом значении – изучение динамических процессов в группе, проявл-е таких внутригруп-х процессах как власть, изменение власти, лидерство, формирование группы и т.п., взаимоотношения группы с другими группами, групповая сплоченность, групповое принятие решений и др.

Кричевский и Дубовская выделяют 3 мех-ма групповой динамики+ 2 Янчук: 1) разрешение внутригрупповых противоречий, 2) «идиосинкразический кредит» и 3) психологический обмен, 4 влиян-е меньшинства 5) адаптпция к измен-ям в соц. окруж-и

1. Разреш. противоречий – противоречия возник, во-первых, между возрастанием потенциальных возможностей группы и ее актуальной деятельностью и, во-вторых, между растущим стремлением членов группы к самореализации и тенденциями интеграции ее с группой. Переход группы с одного уровня развития на другой происходит скачкообразно в результате обострения противоречий и их последующего разрешения (Кирпичник). Ф. Шамбо - рассогласования поведения лидера с ожиданиями, которые связывают с его действиями последователи. Это приводит к конфликту. Разрешение конфликта заканчивается наступлением «фазы гармонии», характеризующейся стабилизацией отношений.

2. Идиосинкразич. Кредит» - разрешение группы на девиантное поведение (идиосинкразическое) лидера. Члену группы может быть позволено отклонение от групповых норм пропорционально его прошлому вкладу в достижение групповых целей. Считается, что лидер, гораздо сильнее других членов ориентирован на группу, обладает наибольшей компетентностью в групповой задаче и вносит значительный вклад в ее решение, ему в большей мере, чем низкостатусному субъекту, позволено отклоняться от групповых норм, если это способствует лучшему достижению целей группы. Е. Холландер - одно из условий внедрения в жизнь группы элементов инновационности.

3) психологический обмен - члены группы обмениваются друг с другом своим опытом, достижениями, ценностями и т.п., что приводит к изменениям друг в друге и в группе в целом. В случае продуктивности - группа развивается, в противном случае – деградирует и прекращает свое существование. Примером ценностного обмена служат отношения партнеров по группе в феномене лидерства. Следует заметить, что обмен имеет место не только внутри группы, но и с ее внешним окружением.

4 ) влиян-е меньшинства - Московичи выделил три модальности социального влияния в ситуации конфликта: 1. Конформность – влияние большинства, при котором воздействует на меньшинство с целью навязывания ему своей точки зрения. 2. Нормализация – взаимный компромисс, приводящий к конвергенции идей. 3. Инновация – создание ситуации конфликта меньшинством с целью убеждения большинства в необходимости принятия его точки зрения. Меньшинство акцент на внимании причинах конфликта, влияние меньшинства – мех-м разв-я группы.

5) адаптация к измен в соц. окр - внутригрупповые процессы не могут рассматриваться вне их связи с изменениями в ее непосредственном и опосредованном социальном окружении. Изменения в соц. окружении стимулируют изменения в самой группе.

33. СТРУКТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАЛОЙ ГРУППЫ: УРОВНИ, ИЗМЕРЕНИЯ И МОДЕЛИ ГРУППОВОЙ СТРУКТУРЫ

Уровни: 1. модель многоуровневой структуры межличностных отношений - Стратометрическая концепция Петровкого: «стратометрическая концепция» (1 страта – непосредственные отношения между людьми (симпатия) 2 – межличностные отношения, которые связаны непосредственно с деятельностью 3 – отношение членов группы к предмету деятельности (к задачам, целям). Единство проявляется тогда, когда присутствуют все 3 страты. Также он выделял: 1) диффузные группы (нет совместной деятельности, продукта деятельности). Она основана на предположении, что динамика межличностных отношений в социальных группах может быть проинтерпретирована адекватно лишь при рассмотрении многоуровневой структуры групповых процессов и определении характеристик уровней интрагрупповой активности. Группы высокого уровня развития, в частности коллективы, имеют значительно более поуровнево дифференцированные взаимоотношения, чем менее развитые общности, например диффузные группы. В основе, на которой выстраиваются все страты коллектива, лежит групповая деятельность, смысл которой определяется ее содержательными, общественно–экономическими аспектами. На уровне первой, мотивационной страты организованы отношения членов группы к целям, задачам, ценностям совместной деятельности. На уровне второй страты организованы взаимоотношения, возникающие по поводу содержания совместной деятельности. Наконец, на уровне третьей, поверхностной страты формируются эмоциональные отношения, в которых не отражаются показатели достижения целей группой. О эффективности групп свидетельствуют прежде всего показатели развития отношений первой и второй страт. По мнению Кричевского, ведущий - принцип престижности заним. индивидами позиций в системах внутригруп. отношений.

2. Многомерный анализ групповой структуры. Другой ракурс рассмотрения групповой структуры связан с пониманием ее как многомерного образования. За основу анализа берется фактор престижности занимаемых индивидами позиций в официальных и неофициальных внутригрупповых отношений. В любой из них можно выделить разные по степени престижности (т.е. по величине статуса) позиции.

Измерения: РОЛЕВОЕ ИЗМЕР-Е - по отношению к позиции, занимаемой индивидом существуют социальные ожидания (ролевые представ-ления), выступающ в качестве регуляторов взаимодействия. Реальное поведение - компромисс между социальными ожиданиями и собственными представлениями. СТАТУСНОЕ - Различия в статусе могут оказывать влияние и на отношение из вне и на самоотношение человека (определяют и возможности самореализации). Людей с высоким статусом часто оценивают гораздо более позитивно, нежели низкостатусных, приписывают больше деловитости и в то же время властности. Статус определяется двумя источниками: 1. Специфическими харак-ми статуса – характеристиками, определяемыми соответствием способностей групповым задачам (например, атлетизмом в спортивной команде). 2. Диффузными статусными хар-ми, кот не связаны с групп задачами, но позитивно оцениваемы в обществе. СОЦИОМЕТРИЧЕСКОЕ-характеризующее субординированность позиций индивидов в системе внутригрупповых межлич предпочтений. Роли: лидера, новичка и «козла отпущения». ИЗМЕРЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ВЛАСТИ - означает влияние, оказываемое одним из членов группы на другого (5 типов: вознаграждающая, принуждающая, легитимная (один субъект имеет узаконенное право предписывать поведение другого субъекта), референтная (в ее основе лежат эмоционального предпочтения), экспертная (базируется на превосходстве другого лица в специальных знаниях). ЛИДЕРСТВО- «процесс межличн влияния, направленный на достижение стоящих перед группой целей», а лидер –член группы, обладающий наибольшим ценностным потенциалом». ИЗМЕРЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СЕТЕЙ - обладание информацией связано с величиной статуса, высокостатусным членам группы адресуется больше сообщений и они носят более благоприятный характер. Централизованных (когда информация, касающаяся группы, концентрируется главным образом в руках одного человека — лидера или руководителя) и децентрализованных (когда аналогичная информация рассредоточена, распределена между членами группы).

Модели: Модель Хоманса - группов-е, первоначально генерируемое необходимостью решения проблем внешней среды, порождает новый тип поведения, ориентированный на собственные проблемы группы. Лежащие в его основе элементы (индивидуальные действия, взаимодействий, чувства) составляют внутреннюю систему, взаимосвязи, изменения в одном из них приводят к аналогичным изменениям в других. Внешняя и внутрен среда жизнедеятельности группы. Модель Р. Бейлса - акцент на взаимодействии делового (решению задачи) и межличностного аспектов. Наиболее эффективная для реш-я задачи, может оказаться неудовлетворит в межличностном плане - необходима сбалансированность этих измерений. Модель Кеттела (синтальности, т.е. группы, действующей как целое) - индивид, вступая в группу, привносит в нее энергию для развертывания групповой активности. Общее количество энергии в группе - синергия. Часть ее расходуется на сохранение группы в целостности, а оставшееся - направляет активность группы вовне.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.