Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные теоретические подходы к изучению малых групп в отечественной социальной психологии.






1. Деятельностный подход. Он основывается на принципе деятельности. –програмно-ролевой подход и модель соц-перцепции процессов совместной деятельности. У спешность реализации деятельности очень важна для группы. ( стратометрическая концепция групповой активности Петровского: 1 страта – непосредственные отношения между людьми (симпатия) 2 – межличностные отношения, которые связаны непосредственно с деятельностью. 3 – отношение членов группы к предмету деятельности (к задачам, целям). Единство проявляется тогда, когда присутствуют все 3 страты. Также он выделял: 1) диффузные группы (нет совместной деятельности, продукта деятельности), изуч-е групповой интеракции (Донцов) и эффективности (Немов), руководства и лидерства (Кричевский, Дубовская), межгрупповых отношений (Агеев).

2. Социометрич напр-е - использование специалистами в конкретной эмпирической работе в качестве основных методических средств вариантов социометрического теста. Коломинский - конструирование различных социометрических процедур, включил эмпирический метод в содержательный теоретический контекст (рассматривается как тупиковый многими авторами).

3. Параметрич. конц-я. Создатель - Уманский, в 1960–70-е годы; разработал концепцию групповой активности. И дея подхода - поэтапное развитие малой (контактной, по Л.И. Уманскому) группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших соц иально-психологических параметров (содержание нравствен. направленности группы – цели, ценности, мотивы, организацион. единство группы - подготовленности в сфере собств деятель-ти, психологич единство – межличн. контакты, познание, взаимопоним-е). В завис от выраженности кажд. параметра, группа располагается в континууме (антиколлектив, группа–конгломерат, группа–ассоциация, номинальная группа, кооперация, группа-автономия, коллектив.

Группа–кооперация – успешно действ организационная струк-ра, высок ур-нь сотруднич-ва. Группа-автономия – груп идентификация, обособленность, слитность. К орпорация – элем-ты корпоративности. К оллектив – система отношений с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и управления, то есть, "...объединенная единой целью, единым действием, организованная, снабженная органами управления, дисциплины и ответственности. Антиколлектив – замкнутые извне, межличн. эгоцентризм, конфликтность, агрессив-ть.

Уманский: «параметрическая концепция» (1 – общественный блок (организованность, подготовленность группы) 2 – личностный (единство групп: эмоциональное, волевое и др.) 3 – общих качеств (климат, лидерство, сплоченность). Выделяются 6 уровней развития групп: 1) конгломерат (люди на остановке) 2) номинальная (группа получает цели деятельности) 3) ассоциация (начальный этап МЛО, интеграция) 4) кооперация (сильно выражен первый блок, хорошо налажены формальные и неформальные отношения) 5) автономия (выражены 3 блока) 6) коллектив (высший уровень развития группы).

4. Организационно-управленческий подход. Относящиеся к рассматриваемому направлению (психологи ленинградской школы: Китов, Кузьмин) исследования групп и коллективов носят прикладной характер и ориентированы на решение конкретных управленческих задач, задач психологического обеспечения в сфере промышленного производства.

5. Тренингово-терапевтическое направление сложилось в 70— 80-е годы преимущественно усилиями ученых Москвы [Петровская, 1982] и Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга) [Емельянов, 1985; Либих, 1974] в основном как прикладная область групповой психологии, ставившая своей целью развитие психологической компетентности личности и осуществление комплеса психотерапевтических воздействий на нее в условиях пребывания в малой группе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.