Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Детерминанты возникновения и модели развития малой группы.






Двухфакторная модель развития группы Б. Такмена.

Психологические причины вхождения в определенную социальную группу-стремление индивидов к удовлетворению потребностей, связанных со сферой человеческого общения. В этом случае малая группа - микросреда общения, в которой индивид находит источники удовлетворения соответствующих потребностей. Неформальные – общение, аффилиативная потребности — потребности быть с другими, в группе. Официальные - заработать себе на жизнь, обрести безопасность, быть с другими, завоевать признание, самореализоваться.

К числу таких источников М. Шоу (1981) относит, межличностную аттракцию и групповое членство.

3 функции: 1) м.группа служит средой достижения индивидами личных целей, чем усиливает стремление войти в нее и сохранять свое членство 2), м.г. выполняет инструментальную функцию: благодаря пребыванию в данной группе индивид получает доступ к интересующим его целям, лежащим за пределами интересов группы. 3) рыночная конъюнктура - выбор людьми определенных профессиональных групп, нередко в ущерб многим полезным, казалось бы социально значимым, но малооплачиваемым в нашей стране видам деятельности. 2 стадии: 1) процесс детерминирован предписаниями организационной структуры и не зависит от входящих в группу индивидов 2) наполнение группы конкретными индивидами, (этот вариант зависит от личных побуждений входящих в группу индивидов).

Двухмерная, модель Б. Такмена. Он описывает динамику группового процесса, исходя из учета условий, в которых формируется группа; наличия двух сфер групповой активности. Б. Такмен описывает динамику группового процесса, исходя из учета условий, в которых формируется группа, а именно: наличия двух сфер, или измерений, групповой активности — деловой (решение групповой задачи) и межличностной (развитие групповой структуры), а также положения группы в гипотетической последовательности развития, т.е. в соответствующей стадии. Согласно модели, в каждой из указанных сфер предполагается прохождение группой четырех последовательно сменяющих друг друга этапов (стадий). В сфере межличностной активности (именно с нее начинает анализ группообразования Б. Такмен) к ним относятся: 1) стадия «проверки и зависимости», предполагающая ориентировку членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого межличностного поведения в группе; 2) стадия «внутреннего конфликта», основная особенность которой — нарушение взаимодействия и отсутствие единства между членами группы; 3) стадия «развития групповой сплоченности», достигаемая посредством постепенной гармонизации отношений, исчезновения межличностных конфликтов; 4) стадия «функционально-ролевой соотнесенности», в основном связанная с образованием ролевой структуры группы, являющейся «своеобразным резонатором», посредством которого «проигрывается» групповая задача».

В сфере деловой активности Б. Такмен выделяет: 1) стадию «ориентировки в задаче», т.е. поиск членами группы оптимального способа решения задачи; 2) стадию «эмоционального ответа на требования задачи», состоящую в противодействии членов группы требованиям, предъявляемым им содержанием задачи вследствие несовпадения личных намерений индивидов с предписаниями последней; 3) стадию «открытого обмена релевантными интерпретациями», понимаемую автором как этап групповой жизни, на котором имеет место максимальный информационный обмен, позволяющий партнерам глубже проникнуть в намерения друг друга и предложить альтернативную трактовку информации; 4) стадию «принятия решений» — этап, характеризующийся конструктивными попытками успешного решения задачи. Б. Такмен обращает внимание на связь между обеими сферами групповой активности, не раскрывая, к сожалению, конкретно, в чем содержательно состоит эта связь. Не получает конкретизации и другой важный авторский тезис — о взаимовлиянии сфер. По мнению автора, их развитие идет параллельно друг другу: изменение в одной из сфер сопровождается изменением в другой. Но как реально соотносятся обе сферы, какая из них генетически является первичной, основной? Ответ на этот вопрос у Б. Такмена отсутствует.

Стенфорд и А. Роарк – 7 стадий развития (на примере школьного класса): 1 – ориентац тенденция 2 - формир-е групп норм 3 – стадия конфликта 4 – переходная от конфликта к балансу 5 – интеграция групповой и индивидуальной целей – чувство «МЫ» 6 – возрастает роль тесных, эмоциональ. отношений, переоценка групп норм 7 – актуализация (Единодушие - единственный признаваемый путь принятия решений, и расхождение во взглядах до тех пор, пока нет общей точки зрения на проблему).

Модель развит-я группы в экстремаль. деят-ти – Харрисон, Коннорс, Новиков, Сенкевич – стрессовые условия, огранич-ть перемещений и др. 3 стадии: 1.ознакомление – ориентировочные и исследовательские реакции членов, 2.дисскусии – (неск-ко дней – недель) 3. интенсив общение, прояснение взглядов др др. – результат – функционально – ролевая дифференциация, появл-е коалиций, ролевая ориентация – группа – целостная сис-ма.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.