Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление впечатлением о личности. Самопрезентация.






Это целенаправленная активность по контролю и регулированию информации в целях создания соответствующего образа В процессе люди стремятся построить в сознании других людей определенные представления о себе и других (например, друзьях и врагах), объектах (учреждении, жилье) или событиях.

Самопрезентация - процесс осознаваемого или неосознаваемого, целенаправленного или стихийного предъявления определенных аспектов собственной самости окружающим, осущ при взаимодействии между людьми (для формир желаемого впечатления).

Гофман - управление впечатлением как средство получения социального одобрения и достижения жизненно значимых социальных целей.

Самоверификация (Сван) напр-на на получение обратной связи от окружающих в целях уточнения адекватности «я-концепции». Самоверификация приводит к коррекции я-образа.

Самомониторинг (Снайдер). Люди демонстрируют только то поведение, кот-е уместно в данной ситуации. Вкл. перпцептивный и саморепрезентативный компонент.

Тактики эффективной самопрезентации: тактика запугивания, (себя как властного, иррационального в целях устрашения аудитории); тактика мольбы, (как слабого в целях сочувствия), тактика образцовости, «биения себя в грудь (для уважения к себе); тактика вкрадчивого обращения (вызывающего симпатию у окружающих).


16. МЕЖЛИЧНОСТНАЯ АТТРАКЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Межличностная аттракция – формирование положительного эмоционального отношения в процессе восприятия людьми друг друга. Исследование факторов межличностной аттракции началось в 1930-е гг. с анализа вопросов, кто кого привлекает и почему. Представители поведенческой традиции использовали в своих исследованиях стимульно-реактивные схемы. Но данный способ оказался несовершенным. Сформировалась новая волна исследований – на основании аттитюдов. Аттракция стала рассматриваться как аттитюд, направленный на конкретного человека и охватывающий все три традиционно выделяемых его компонента: 1) когнитивный (представления о человеке), 2) аффективный (чувства к человеку), 3) поведенческий (тенденции к определенномy поведению во взаимоотношениях с человеком). В теоретических построениях доминировали идеи симметрии, баланса и соответствия между ними:

1. Теория баланса (Хайдер). Люди положительно относятся к тем, кто проявляет симпатию к ним, т.е. любят своих друзей и ненавидят врагов.

2. Модель подкрепления (Лотт). Если ваши действия получают подкрепление со стороны других людей, то в отношении к ним и формируется аттракция.

3. Модель подкрепления эмоций (Бирна и Клоа). Включает следующие положения: а) люди стремятся к поощрению и избеганию наказания; б) позитивные чувства ассоциируются с поощрением, а негативные — с наказанием; в) стимулы оцениваются в определениях вызываемых ими чувств. Оценка позитивна в случае возникновения позитивных чувств и негативна — при возникновении негативных чувств; г) любой нейтральный стимул, ассоциируемый с позитивным подкреплением, вызывает позитивные чувства и наоборот. 4. Теории социального обмена Хоманса. Человек взвешивает возможные затраты на достижение цели и получаемую выгоду. Если затраты окупаются — отношения позитивны, если они превышают прибыль, то отношения становятся негативными.

5. Теория равенства Адамса. Она связана с рассмотрением двух типов ситуаций: а) взаимным обменом ресурсов (например, супружеские отношения); б) обменом, в котором происходит распределение ограниченных ресурсов (например, компенсация ущерба). В обеих ситуациях теория равенства постулирует, что люди стремятся справедливому распределению ресурсов, основанному на вкладе каждого. По Adams, равенство между двумя индивидами А и Б имеет место тогда, когда вклад и полученныйрезультат А равен вкладу и полученному результату Б.

В многочисленных исследованиях были также выявлены факторы аттракции:

1.Физическая привлекательность. Привлекательный человек наделяется положительными качествами. 2. Пространственная близость или дистанция общения. Чем ближе друг к другу люди в личностном смысле, тем комфортнее они себя ощущают и в общении на пространственно более близкой дистанции. 3. Знакомство. Зайенс показал, что повторное предъявление многих стимулов приводит к более положительному отношению к ним (происходит с фото незнакомых людей при их повторном разглядывании). 4. Доступность. Более доступные для общения люди воспринимаются более положительно. 5. Ожидание продолжения взаимодействий. В логике теории баланса Хайдера антиципация будущего развития позитивных взаимоотношений увеличивает привлекательность человека 6. Взаимность. Нам нравятся те, кому нравимся мы. Проявления этого фактора не носят универсального характера. Не все люди, симпатизирующие нам, вызывают положительные эмоции. 7. Сходство. Люди, кот. имеют похожие взгляды и убеждения, являются более привлекательными. 8. Взаимодополняемость. Мы в своих отношениях стремимся к поиску люде способных содействовать удовлетворению наших актуальных потребностей. 9. Эмпатия. Розенфельд, объясняя эмпатийный аспект аттракции, указывал на его связь с чувством защищенности, не одинокости человека. 10. Способствование достижению личностно значимых целей. Человек, способствующий достижению актуальной цели, обладает высоким потенциалом аттрактивности и, наоборот, люди, фрустрирующие ее достижению менее аттрактивны. 11. Личностная гармония. Согласие на возможность включения каждого из партнеров в любую совместную деятельность (Шульц, шкала фундаментальных межличностных отношений FIRO)







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.