Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О художниках






Через Поздеева я познакомился с Ряннелем. Позднее, когда я уехал в Норильск, там по воспоминаниям Ряннеля, под впечатлением от его картины, своего личного жизненного опыта я написал свою первую поэму «Горные кедры». Поэму я показывал Сергею Орлову в Ленинграде, Леониду Мартынову в Москве.

Читал К. Симонову в Норильске и Евтушенко в Ульяновске. В основном, были очень хорошие отзывы. Орлов сказал: «Где бы это можно было напечатать?» Симонов – «Доделай и на двадцать лет в стол». Я долго не понимал, почему он так ответил. Три года назад я встретился с Ряннелем и узнал от него, что финнов депортировали из Карело-Финской республики ещё в 31 году, а реабилитировали в 1980, 81 годах – позже всех. То есть, раньше оправдали калмыков, немцев, крымских татар, чеченцев, а финнов - после всех. Когда Ряннель приехал в Ленинград, чтобы узнать, не полагается ли что-нибудь за имущество, (в поэме сказано: 16 кг. на человека, ничего ценного). Власти ответили Ряннелю: «Вообще-то полагается, но дома вашего нет, описи нет»… Тойво было около десяти лет, когда их выслали, перегружали из вагонов в трюмы. Увезли на Ангару, там Тойво Ряннель учился. Он много рассказывал об этой депортации. Меня поразила его работа «Горные кедры». Ряннель доделывал картину больной, без денег, практически доходил. Дописал и после этого пошёл вверх. Он часто делал выставки своих картин, много у него было друзей-художников, поэзией он тоже увлёкся…

С Капелей я познакомился заочно. Я увидел в мастерской у Поздеева несколько этюдов, которые ему прислал из Крыма молодой художник В. Капелько. Можно считать его учеником Поздеева. У него были слабые лёгкие, но он был хорошим скалолазом и развлекался тем, что поднявшись на «Коммунар», ставил самовар, пёк блины, и звал всех в «гости». Великолепный человек, где он только не побывал! Седой скалолаз Ферапонт однажды отправился в Казахстан, идёт по дикой казахской степи, навстречу ему человек: «Здорово! Здорово!», оказывается – Капеля тут же путешествует. Потом Капеля переехал в Абакан, работал с музеем, делал копии древних петроглифов. Когда открывалась гостиница «Красноярск», то в ней по коридорам висели плитки из песчаника, на которых были изображены фрагменты древних писаниц. Изготавливал их Капеля. Затем, эти произведения искусства администрация использовала в виде залога, и они были вывезены из края. Капеля объездил всю страну. Участвовал в выставке первобытного искусства в Стокгольме. Мне памятна наша встреча с Капелей в СТИБЛЭ, там были: Лёва Таран, Роман, Третьяк и пришёл Капеля. Высокий, лохматый, весёлый, похожий на меня. Мы с ним долго смеялись, радуясь встрече. Капеля читал свои стихи, приняли его очень хорошо. Единственную книгу стихов Капеля издал в Абакане. На обложке книги с тыльной стороны было шутливое послание:

Нищий к нищему пришёл,

Нищий нищему плёл стихи,

Тот послушал и сказал:

«Хорошо, будем печатать».

Как журналист я писал очерки о Вальдмане, о Ряннеле, о Клейманове. Написал первый большой очерк об Андрее Поздееве. Очерк и репродукции картин художника были напечатаны в альманахе «Енисей». Репродукции печатались впервые.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.