Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 30 Япония






 

1.Японское государство в период между двумя мировыми войнами

Новая политическая структура.

Япония вышла из Первой мировой войны, увеличив

свои колониальные владения за счет захвата германских

колоний на Тихом океане. Рост промышленности, особенно

военной, стимулировал усиление позиций крупных финансо-

вопромышленных концернов " дзайбацу". Вместе с тем сох-

ранение феодальных пережитков в сельском хозяйстве, об-

рекавшее крестьянарендаторов на крайне скудное сущест-

вование, сдерживало развитие внутреннего рынка. Не ме-

нее тяжелым было положение и городских трудящихся. Со-

циально-экономические и политические противоречия дос-

тигли особой остроты в период кризисов 20-х - начала

30-х гг. Выход из создавшегося положения правящие круги

видели в ужесточении военно-полицейского режима в стра-

не и активизации колониальной экспансии. Подготовка к

новой большой войне стала определяющим фактором госу-

дарственной жизни. В 1937-1939 и 1940-1941 гг. на посту

министра-президента был принц Коноэ - сторонник тотали-

тарного строя, ставленник милитаристов и " дзайбацу".

Его правительство, составленное из представителей армии

и флота, а также крупнейших концернов Мицубиси, Мицуи,

Сумитомо, объявило о создании " новой политической

структу-

ры". Всем легальным политическим партиям было " предло-

жено" самораспуститься. Взамен создавалась полуобщест-

венная, полугосударственная организация - Ассоциация

помощи трону, низовые ячейки которой охватывали всю

страну. Ассоциацию возглавлял министрпрезидент, а ее

основные подразделения возглавляли представители воен-

ной и гражданской бюрократии, а также пользующиеся до-

верием руководители самораспустившихся партий. В состав

Ассоциации вошли на правах коллективных членов бывшие

партии, различные общества и союзы. Взамен распущенных

профсоюзов были созданы " общества служения отечеству",

возглавляемые назначаемыми правительством должностными

лицами. Формировались и другие подобные им организации.

Так, в деревне была введена по существу средневековая

система " двенадцати дворов", когда одному из односель-

чан - самому благонадежному- поручался контроль за умо-

настроениями, выполнением налоговых обязательств ос-

тальных. С помощью этих организаций в невиданных даже

для Японии масштабах устанавливается режим всеобщей по-

лицейской слежки, подавления инакомыслия, усиливается

культ императора, пропаганда шовинизма. В итоге факти-

чески все взрослое население страны было включено в

глобальную военно-бюрократическую структуру, призванную

организационно и идеологически подготовить население к

войне. Новая экономическая структура. " Новая политичес-

кая структура" была дополнена " новой экономической

структурой", предусматривавшей принудительное объедине-

ние всех предприятий по территориально-отраслевому

принципу. Каждое территориальноотраслевое подразделение

возглавлялось лицом, назначаемым правительством, как

правило, из представителей крупных предпринимателей. В

их ведение передавалось решение важнейших вопросов про-

изводства и сбыта: распределение сырья, энергоносите-

лей, рабочей силы, определение цен, основных условий

труда, зарплаты и др. Забастовки объявлялись государс-

твенным преступлением. Общества служенкя отечеству

включались в " новую экономическую структуру". Продолжи-

тельность и интенсивность труда рабочих резко возросли.

Таким путем и экономика страны была милитаризирована. В

декабре 1941 г. Япония, которая уже вела агрессивную

войну с Китаем, внезапно напала на американскую воен-

но-морскую базу Пирл-Харбор и начала войну с США, а

вскоре и другими государствами-членами антигитлеровской

коалиции.

2. Японское государство после Второй мировой войны

Демократические преобразования. Поражение Японии в вой-

не и ее полная капитуляция оказали решающее влияние на

последующее государственно-правовое развитие страны. В

1945 г. в Японии высадились американские войска, и был

установлен оккупационный режим. Фактическая верховная

власть перешла к американской военной администрации,

возглавляемой генералом Д. Макартуром, а состав нового

правительства был согласован со штабом оккупационных

войск. Главные виновники войны были преданы суду Между-

народного трибунала и осуждены. Демонтаж прежнего режи-

ма начался с полной демобилизации японской армии, уп-

разднения всех других органов военно-террористического

подавления, роспуска милитаристских общественных орга-

низаций, отмены нормативных актов, фиксировавших воен-

но-полицейский режим. Государственный аппарат управле-

ния подвергся " чистке", хотя и не полной; были уволены

наиболее шовинистически, милитаристски настроенные чи-

новники. Важные преобразования были проведены в области

социальноэкономических отношений. Так, а 1946 г. зако-

ном об аграрной реформе упразднялось крупное (по японс-

ким масштабам) землевладение, главным образом поме-

щичье. Отныне максимальная площадь обрабатываемой сель-

скохозяйственной земли не должна была превышать 3 те

(около 9 га). Остальную землю покупало государство и

продавало ее крестьянам, в первую очередь кресть-

янам-арендаторам. Для предотвращения возможной спекуля-

ции землей предусматривались меры, пресекающие ее пе-

репродажу. Преобразования в промышленности и банковском

деле были связаны прежде всего с декартелизацией " дзай-

бацу" (военно-промышленных монополий). Хотя полной де-

монополизации и не было проведено, тем не менее в ре-

зультате некоторого разукрупнения монополий появилось

значительное количество средних, относительно самостоя-

тельных предприятий, главным образом акционерных. Конт-

рольный пакет акций многих из них оказался в руках

крупного капитала. Были демократизированы основы трудо-

вого и социального законодательства: устанавливалось

право на создание профсоюзов, заключение ими коллектив-

ных договоров, право на проведение забастовок при нали-

чии определенных условий, 8-часовой рабочий день и т.д.

Вводился относительно демократический порядок социаль-

ного страхования. В итоге реализации достаточно ради-

кальных социально-экономических и политических мер пер-

вых послевоенных лет было ликви-

дировано не только все, связанное с " новой политичес-

кой" и " новой - экономической" структурами, но и пере-

житки феодализма. Общественно-экономический строй Япо-

нии был преобразован на либеральнодемократической осно-

ве. Конституция 1947 г. Либерально-демократические пре-

образования в области государственного строя были ут-

верждены новой конституцией. Ее главные положения раз-

рабатывались американской администрацией в Японии. На

их основе составлен проект японского правительства. В

1946г. его утвердил парламент, выборы в который прово-

дились в начале того же года на основе нового избира-

тельного закона (избирательные права получили женщины,

на 5 лет снизился возрастной ценз). В 1947 г. конститу-

ция вступила в действие. Устанавливалась либерально-де-

мократическая парламентарная монархия в ее наиболее

четкой и последовательной форме. Сохранение монархии

(на чем особенно настаивало большинство парламентариев)

предполагало вместе с тем радикальное изменение роли и

места императора в государстве. Отныне он рассматрива-

ется как " символ государства и единства народа". " Его

статус определяется волей всего народа, которому при-

надлежит суверенная власть" (ст. 1). Правомочия монарха

существенно ограничивались (ст. 4). Вместе с тем в духе

английского конституционализма он по представлению пар-

ламента назначает премьер-министра; по представлению

кабинета министров назначает главного судью Верховного

суда; по совету и с одобрения кабинета осуществляет:

промульгацию (официальное опубликование) поправок к

конституции, законов, правительственных указов и дого-

воров, созыв парламента, роспуск палаты представителей,

объявление всеобщих выборов, подтверждение назначений и

отставок министров и других высших должностных лиц,

подтверждение всеобщих и частных амнистий, смягчение

наказаний и некоторое другое. Все действия императора,

относящиеся к делам государства, могут быть предприняты

и приобрести законную силу не иначе как по совету и с

одобрения кабинета министров, который несет за них от-

ветственность перед парламентом. Таким образом, консти-

туция отвела императору роль английского монарха, -

" царствовать, но не управлять", олицетворяя вместе с

тем историческую преемственность в развитии государс-

тва, некую незыблемость его основ. Не исключено, что

правящие круги хотят видеть в монархии определенный

идейно-эмоциональный фактор воз-

действия на граждан, особенно при возникновении исклю-

чительных, чрезвычайных обстоятельств. Основным принци-

пом монархического парламентаризма соответствуют право-

мочия и структура органов законодательной, исполнитель-

ной и судебной власти. Законодательная власть вручается

парламенту, состоящему из палаты представителей и пала-

ты советников (ст. 42). Первая избирается на 4 года,

вторая - на б лет с переизбранием половины советников

через каждые 3 года. Предусматривается парламентская

неприкосновенность. Устанавливается следующий порядок

принятия законов: проект обсуждается в палатах и после

его принятия обеими палатами становится законом (исклю-

чение составляют некоторые случаи, предусмотренные

конституцией). Принятый палатой представителей законоп-

роект, по которому палата советников приняла иное реше-

ние, становится законом после его вторичного принятия

палатой представителей большинством 2/3 голосов при-

сутствовавших депутатов (ст. 59). Важное преимущество

имеет палата представителей и при обсуждении бюджета.

Если палата советников приняла по бюджету решение, от-

личное от решения палаты представителей, и если согла-

шение между палатами не достигнуто или палата советни-

ков не приняла окончательного решения в течение 30

дней, за исключением времени перерыва в работе парла-

мента, после получения бюджета, принятого палатой

представителей, решение палаты представителей становит-

ся решением парламента (ст. 60). Каждая палата имеет

право проводить расследование по вопросам государствен-

ного управления и требовать при этом явки и показаний

свидетелей, а также представления протоколов (ст. 62).

Премьер-министр и министры должны присутствовать на за-

седаниях парламента, если это необходимо для дачи ими

ответов и разъяснении. Парламент наделен правом созда-

вать из числа депутатов суд для рассмотрения в порядке

импичмента дел тех судей, против которых возбуждено де-

ло об отстранении их от должности. Исполнительная

власть вручается кабинету министров, который должен ее

осуществлять в рамках конституции и законов, принятых

парламентом. Премьер-министра выдвигает парламент из

числа своих членов и далее уже номинально назначается

императором. Премьерминистр как глава исполнительной

власти наделяется важными правомочиями по формированию

кабинета, а соответственно и по опре-

делению его политики. Он назначает министров и может по

своему усмотрению отстранить их от должности. Судебная

власть находится у Верховного суда и судов низшей инс-

танции. Главный судья Верховного суда назначается импе-

ратором по представлению кабинета министров. Остальные

судьи назначаются кабинетом из списка лиц, предложенных

Верховным судом. Этот суд как высшая инстанция уполно-

мочивается решать вопрос о конституционности любого за-

кона и нормативного акта. В Конституцию включена специ-

альная глава, посвященная " правам и обязанностям наро-

да", где помимо традиционного перечня основных прав и

свобод, объявленных " нерушимыми и вечными", говорилось

об отказе в признании пэрства и других аристократичес-

ких институтов. Провозглашены демократические принципы

юстиции: никто не может быть принуждаем давать показа-

ния против самого себя; никто не может быть осужден в

случаях, когда единственным доказательством против него

является его собственное признание, и т.д. Конституция

декларировала отказ Японии на " вечные времена" от вой-

ны, а также "...от угрозы применения вооруженной силы

как средства разрешения международных споров" (ст. 9).

Для достижения этой цели Япония обязывалась не созда-

вать сухопутные, военноморские и военно-воздушные силы,

равно как и другие средства для ведения войны. Однако

вопреки конституции, вскоре после ее принятия, под наи-

менованием " силы самообороны" были созданы современные

армия и флот.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.