Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 32 основные изменения в праве






 

1. Гражданское и торговое право. Главные направления

развития.

В XX веке сохраняется " множественность"

правовых систем, среди которых особое место принадлежит

континентальной ветви европейского права (" континен-

тальному праву"), англосаксонской ветви права, а также

мусульманскому праву. Появились и получили развитие но-

вые, в основном локальные правовые системы. Вместе с

тем усиление интеграционных процессов в современном ми-

ре, присущей ему нарастающей взаимозависимостью в эко-

номике, стимулирует сближение различных правовых сис-

тем, включая тождественность их трансформации. Особенно

интенсивно этот процесс свершается в праве современных

экономически развитых стран. Научно-техническая револю-

ция и во многом связанные с ней структурные изменения в

производственных отношениях этих стран обусловили важ-

ные изменения в их праве, особенно в гражданском и тор-

говом праве - отраслях права, в наибольшей степени свя-

занных с экономикой. Эти взаимосвязанные процессы (пре-

образования в праве в свою очередь оказывают важное

влияние на эволюцию социальноэкономических отношений)

продолжаются и поныне. Здесь имеют место следующие ос-

новные тенденции, общие для всех экономически развитых

стран. Соответственно они рассматриваются нами обобщен-

но.

Стирается грань между публичным и частным правом. Это

имеет место прежде всего в континентальной ветви права.

(В англосаксонской ветви права, как уже известно, чет-

кого размежевания не было и в прошлом.) Такому явлению

в немалой степени способствуют меры государственного

регулирования производства, финансов и торговли. став-

шие по существу важнейшим фактором поддержания относи-

тельной стабильности экономики. Во многом в связи с

этим наблюдается массированное вторжение императивных

норм административного права в область диспозитивных

норм гражданского и торгового права. Наметилась межго-

сударственная унификация национальных норм гражданского

и торгового права, обусловленная количественным и ка-

чественным расширением международных экономических свя-

зей (возникновение Европейского экономического сооб-

щества, ведущего к экономической интеграции, и т.п.).

Впрочем этот процесс еще не прошел своей начальной ста-

дии. Сохраняются многие национальные различия в праве и

тем более различия между континентальной и англосак-

сонской ветвями права. Из сферы гражданско-правовой

регламентации выделились области, регулируемые оформив-

шимися к этому времени новыми отраслями права и прежде

всего трудовым и социальным правом. Трансформируются

основные институты гражданского и торгового права в

сторону их демократизации, большей степени учета инте-

ресов общества в целом, в частности его экологической

защиты, создания новых механизмов правового регулирова-

ния. Источники права. Структурные изменения в праве

повлияли на источниковую базу гражданского и торгового

права, хотя степень этого воздействия, равно как и со-

отношение разного рода источников, неодинаковы для от-

дельных стран. В континентальной Европе (Франция, Гер-

мания, Италия и др.) по-прежнему доминирующим источни-

ком являются закон и подзаконные акты, а само гражданс-

кое н торговое право кодифицировано. В странах англо-

саксонского права (прежде всего, Англия, США) судебный

прецедент, как и в прошлом, играет исключительную роль,

подчас возвышаясь над законом, хотя последний в принци-

пе считается главным. Наметившаяся в настоящее время

унификация права отразилась и на системе их источников.

В англосаксонских странах возросла роль законов и под-

законных актов. В странах континентальной ветви права

важную роль стала играть судебная практика (при фор-

мально сохранившемся принципе - решение имеет законную

силу только для дела,

по которому оно вынесено; но суды низшей инстанции в

большей степени, чем раньше, стали руководствоваться

решениями высших судов по аналогичной категории дел).

Возникновение Общего рынка привело к необходимости еди-

нообразного правового регулирования и дало новый стимул

к сближению источников права. Их унификация в наиболь-

шей степени конкретизировалась в международных соглаше-

ниях, обязательных к исполнению в странах, их подписав-

ших, а также в составлении на межгосударственном уровне

проекта типового нормативного акта, который затем при-

нимается отдельными странами в качестве национального

закона. " Субъекты права. Важные демократические преоб-

разования претерпевает статус физических лиц. В области

правоспособности утверждается равенство всех граждан

без различия национальности, пола, вероисповедания пе-

ред гражданским законом; соответственно отменяются поч-

ти все ограничения в гражданских правомочиях замужних

женщин. В области дееспособности в большинстве западных

стран возраст совершеннолетия снижается с 21 до 18 лет.

Продолжается гуманизация института опеки и попечитель-

ства. Дальнейшее развитие получило законодательство о

юридическом лице (ЮЛ) как организационной структуре,

имеющей прежде всего собственную правосубъектность и

имущественную обособленность. Сохраняется различие меж-

ду ЮЛ частного права и ЮЛ публичного права. К первому

виду относятся различные банковско-коммерческие, про-

мышленные и другие структуры (организации), создаваемые

частными лицами, которые на основании юридического акта

определяют задачи организации, создают ее материальную

базу. Их статус фиксируется нормами гражданского права

и носит в основном диспозитивный характер. Соответс-

твенно они наделены общей правоспособностью, т.е. пра-

вом приобретать и нести гражданские права и обязаннос-

ти, как и правоспособные физические лица. Исключение,

разумеется, составляют те права и обязанности, необхо-

димым условием реализации которых являются природные

свойства человека. К ЮЛ публичного права относятся го-

сударственные органы, государственные предприятия н ор-

ганизации, государство в целом. Они создаются на основе

публично-правового акта, имеющего императивный харак-

тер. Им присуща публичная природа поставленных перед

ними целей, наличие властных правомочий, особый харак-

тер членства.

Наиболее заметные национальные особенности в классифи-

кации сводятся к следующему. В США законы федерации и

штагов в качестве ЮЛ имеют в виду прежде всего корпора-

ции (компании), которые делятся на публичные (прави-

тельственные), предпринимательские, включая закрытые

предпринимательские, и непредпринимательские. Законода-

тельство Германии разграничивает ЮЛ на публичные и

частные, а последние - на учреждения и союзы (хозяйс-

твенные и нехозяйственные). Во Франции к ЮЛ частного

права относятся прежде всего товарищества и ассоциации,

близкие по юридическому статусу германским хозяйствен-

ным и нехозяйственным союзам. Имеют место и другие осо-

бенности, но они не являются принципиальными. В главном

доминирует тенденция к унификации. Это особенно прояви-

лось в законодательстве относительно наиболее распрост-

раненных видов ЮЛ частного права- акционерных обществ и

обществ с ограниченной ответственностью. Именуемые в

национальных законах по-разному, они, тем не менее, в

главном основываются на идентичных принципах. Характер-

ны в этом отношении закон о предпринимательских корпо-

рациях штата Нью-Йорк 1963 г. и штата Делавэр 1967 г.,

французский закон 1.966 г. о торговых товариществах, в

главном посвященный акционерному обществу, германский

закон 1965 г. Особое внимание, которое уделяется в этих

законах акционерному обществу (АО), во многом объясня-

ется тем, что ЮЛ такого рода стали наиболее эффективным

инструментом централизации и концентрации капитала. Ши-

рокое распространение получила присущая им " система

участия", которая дает возможность крупным транснацио-

нальным, многоотраслевым компаниям создавать в различ-

ных странах контролируемые дочерние общества, имеющие

статус ЮЛ страны пребывания. Эти дочерние предприятия

обычно создаются также в скорме АО. Общим для большинс-

тва национальных законодательств относительно АО явля-

ется особая организационно-структурная форма объедине-

ния, созданного его участниками (акционерами-учредите-

лями), обладающего собственной правосубъектностью, на-

деленного имущественной обособленностью, несущего иск-

лючительную имущественную ответственность по своим обя-

зательствам только в пределах своего имущества. Основ-

ной (уставной) капитал АО образуется главным образом за

счет продажи выпущенных АО ценных бумаг - акций. Лица,

купившие акции, приобретают право на получение прибыли

- дивиденда - соразмерно вложенным средствам и стабиль-

ности основного (уставного) капитала, размер которого

определяется учредителя-

ми АО и указывается в его уставе. Основной капитал яв-

ляется материальной базой функционирования общества и

вместе с тем денежной гарантией, в границах которой АО

обязуется нести ответственность по своим обязательст-

вам. Соответственно среди акционеров распределяется

только такая прибыль, которая составляет разницу между

достигнутым в результате деятельности общества факти-

ческим капиталом, с одной стороны, а с другой - основ-

ным капиталом плюс долгами, выплатами по налогам и об-

лигациям, отчислениями в фонды (страховой, экологичес-

кий, амортизационный и некоторые другие). В случае

уменьшения основного капитала в результате понесенных

убытков доходы, полученные в следующем финансовом году,

направляются в первую очередь на его восстановление до

уставных размеров. В современном законодательстве все

больше внимания уделяется акциям, их правовому режиму.

Наделенные по закону свойствами ценных бумаг акции яв-

ляются объектом права собственности. Их номинальная

стоимость обозначена на самом документе, а реальная

продажная цена определяется их биржевым курсом. Курс

акций того или иного АО зависит в первую очередь от

размеров получаемого дивиденда и особенно прогнозов в

этой области на будущее, а также многих других причин

(общеэкономических, политических, социальнопсихологи-

ческих, спекулятивных, конъюнктурных и т.д.). С учетом

названных факторов определяются усредненные курсы акций

крупнейших АО, так называемые индексы курсов акций (они

не без основания считаются важным показателем состояния

экономики). Определение курса акций (котировка) и их

публикация осуществляются на фондовых биржах, которые

обычно имеют статус частных АО (США, Англия и некоторые

другие страны) или государственных учреждений (Франция,

Германия). Они управляются, как правило, биржевым коми-

тетом, избираемым членами биржи: брокерами (маклерами-

посредниками, которые содействуют заключению сделок

между сторонами по поручению и за счет клиентов, полу-

чая за это вознаграждение) и дилерами (осуществляющими

перепродажу ценных бумаг за свой счет и от своего име-

ни, их доходы составляются главным образом за счет раз-

ницы от покупки и продажи). В настоящее время получили

распространение акции самых различных видов: именные -

их обладатели занесены в регистрационную книгу АО, их

фамилия указана на самой акции, переход права собствен-

ности на такую акцию осуществляется путем трансферта,

предусматривающего передаточную надпись на акции и за-

пись в регистрационной книге; на предьявителя - для

введения таких акций в оборот

необходима их полная оплата, а в некоторых странах,

например, в Великобритании, требуется еще согласие каз-

начейства; переход права собственности на них осущест-

вляется путем передачи документа; привилегированные,

дающие их собственникам определенные преимущества (по-

вышенный размер дивиденда, первоочередность получения

дохода, право на фиксированный процент дохеда и т.д.);

обыкновенные, лишенные каких-либо преимуществ. Помимо

акций широкое распространение получили выпускаемые АО

облигации, являющиеся разновидностью ценных бумаг (дол-

говыми обязательствами АО). Доход по ним выплачивается

в виде фиксированного процента, их собственники могут и

не быть членами АО, по ликвидации общества выплаты по

облигациям осуществляются в первую очередь. Ныне сокра-

щаются различия между привилегированными акциями и об-

лигациями. В связи с компьютеризацией операций в облас-

ти ценных бумаг наметилась тенденция к их " дематериали-

зации". Вместо выпуска акций в их традиционной докумен-

тированной форме все чаще практикуется их фиксация,

равно как и сделки с ними, в памяти компьютера. Одним

из пионеров в этой области явилась Франция, где с 1984

г. узаконен выпуск ценных бумаг в " дематериализованной"

форме. Это стимулировало усиление контроля за деятель-

ностью АО и движением ценных бумаг. С 1987 г. в этой

стране АО получили возможность через специальный рас-

четный центр и центрального депозитария узнавать, в чь-

ей собственности находятся те или иные акции и облига-

ции. Аналогичное наблюдается и в других странах. В США,

например, контроль за всеми акционерными структурами

возложен на Федеральную комиссию по ценным бумагам и

фондовому рынку. Таким образом, одно из основополагаю-

щих начал АО - его " анонимность".- по существу, утра-

чивает былое значение. Ныне доминируют две основные

структуры АО: в США и Великобритании - правление и об-

щее собрание акционеров, в Германииправление, наблюда-

тельный совет и общее собрание акционеров; во Франции

самим учредителям предоставляется возможность выбора

между двумя названными структурами. Правом руководства

наделены акционеры, имеющие контрольный пакет акций,

т.е. определенную часть всех акций (ее размеры указыва-

ются в уставе АО, в среднем около 10-20%). Члены прав-

ления обычно передают текущее управление профессионалам

- менеджерам. В последние десятилетия интенсивно разви-

вается и законодательство об обществах с ограниченной

ответственностью (000).

Важными нормативными актами в этой области, послуживши-

ми примером для законодательства подобного рода, явля-

ются.закон 1981 г. Германии и специальный раздел зако-

на о торговых товариществах 1966 г. Франции. Поскольку

в 000 наличествует почти все присущее АО, его правовое

регулирование в случае пробелов в специальном законода-

тельстве осуществляется на основе акционерного права.

Но в Великобритании 000 в известной мере соответствует

так называемой частной компании, а в США - закрытой

корпорации. 000 можно определить как объединение лиц

под общей фирмой (уставным товариществом), признаваемым

ЮЛ и несущим исключительную имущественную ответствен-

ность. В некоторых национальных законодательствах от-

ветственность каждого участника распространяется на его

пай (вклад) и частично личное имущество, но в одинако-

вом для всех участников кратном отношении к сумме пер-

сонального вклада. Документом, удостоверяющим членство

в обществе, является так называемое паевое свидетельст-

во. Оно не считается ценной бумагой. Однако право на

членство передается по наследству и отчуждаемо. В срав-

нении с акционерными обществами 000 имеют некоторые

преимущества: предусмотрены меньшие размеры минимума

основного (уставного) капитала; менее жесткой является

требуемая публичная отчетность; больше прав у рядовых

пайщиков на информацию о состоянии дел (уставы, которые

исключают или ограничивают такое право, считаются не-

действительными), хотя текущие вопросы решаются советом

учредителей; больше свободы в выборе характера и формы

ведения дел. Отмеченные условия способствуют росту 000

среди мелких и средних предпринимателей. Что касается

ЮЛ публичного права, то доминирующей тенденцией разви-

тия их правового статуса является подчинение частному

праву, когда они участвуют в имущественном обороте. Это

прежде всего относится к государственным предприятиям.

Организационноправовое оформление последних многообраз-

но. Но чаще всего используются формы АО, публичной кор-

порации (США, Великобритания), казенного предприятия.

Формы АО и даже 000 в настоящее время оказались наибо-

лее оптимальными для совмещения государственного и

частного капиталов, а также их возможной приватизации

путем распродажи акций или паевых свидетельств. Госу-

дарственные предприятия такой формы подлежат обычному

налогообложению. Подавляющее большинст-

во лиц, занятых в них, не имеет статуса государственных

служащих (исключение составляет директорат). Казенные

предприятия являются полной собственностью государства.

Эти предприятия выполняют от имени и по поручению госу-

дарства различные экономические, научные и социальные

функции (Британская радиовещательная корпорация

Би-би-си, Комиссариат по атомной энергии во Франции и

т.д.). Они ответственны за свою деятельность перед го-

сударством, непосредственно перед правительством, но

располагают обособленным имуществом и в этой связи на-

делены правами коммерческой организации. Как правило,

им предоставляются налоговые льготы. Эти предприятия

входят в систему государственного управления, находятся

полностью на государственном бюджете и лишены какойлибо

хозяйственной, финансовой и юридической автономии. Это

прежде всего почта, телеграф, средства телекосмической

связи, а также пороховые и гобеленовые предприятия во

Франции, пороховые заводы и королевские доки в Великоб-

ритании и т.д. В настоящее время расширилась специаль-

ная правоспособность ЮЛ такого рода, равно как и при-

сутствие частного капитала в названных сферах. Вещное

право. Его основная структура, так же как и определе-

ние, не претерпели кардинальных изменений. Традиционно,

хотя и весьма условно (единого для всех правовых систем

определения, разумеется, не существует), оно рассматри-

вается как совокупность правовых норм, регулирующих

имущественные отношения, при которых юридически надле-

жащее лицо может реализовать личные права на свою

" вещь", не нуждаясь в разрешительных действиях других

лиц. В континентальной ветви права сохраняется идущее

еще от римского права его деление на владение, право

собственности и сервитуты. Во всех ветвях права владе-

ние по-прежнему рассматривается прежде всего как факти-

ческое обладание вещью. Но юридическая защита владения

осуществляется не везде одинаково. Современному фран-

цузскому праву известны три владельческих иска: о прек-

ращении фактических или юридических действий, не пося-

гающих на само владение, но прямо или косвенно нарушаю-

щих его; о предотвращении возможного нарушения в буду-

щем; о возвращении насильственно отобранного имущества.

Приблизительно аналогичны владельческие иски в Герма-

нии. В англо-американской системе права все имуществен-

ные права в главном рассматриваются как различные раз-

новидности собственности. Хотя в конечном итоге в кон-

тинентальном право-

вом понимании их условно можно свести к праву собствен-

ности и к праву на чужую вещь. Защита имущественных

прав в США и Великобритании обеспечивается общеграж-

данскими исками из причинения вреда. Центральным инсти-

тутом вещного права является право собственности. Его

важнейшей отличительной чертой считается абсолютный ха-

рактер, что предполагает: соответствие правомочиям

собственника обязанности всех остальных лиц признавать

и не нарушать их; определенность объекта права собс-

твенности; признание в качестве правомочий собственника

только того, что фиксировано нормами соответствующего

национального гражданского права. Наряду с этим в кон-

тинентальной ветви права сохранено понимание права

собственности как совокупности исключительных субъек-

тивных правомочий собственника: права владения, права

пользования, права распоряжения. В условиях научно-тех-

нической революции, трансформации господствующих произ-

водственных отношений институт права собственности пре-

терпевает изменения, прежде всего объектов права собс-

твенности. Они увеличились количественно и во многом

изменились качественно. При сохранении в большинстве

стран континентальной Европы классификационного деления

объектов права собственности на " бестелесное" и " телес-

ное имущество", а последнего на движимое и недвижимое

ощутимо расширился перечень " бестелесного имущества".

Так, возросло значение финансовой собственности (раз-

личные ценные бумаги: облигации, чеки, векселя, акции и

т.п.), а также коммерческой собственности (товарорасп-

ределительные документы: накладные, коносаменты и

т.д.). Радикально увеличилось содержание интеллектуаль-

ной собственности, которая включает право на про-' мыш-

ленную собственность и право на литературную н худо-

жественную собственность. Объектом права на промышлен-

ную собственность становится определенная часть техни-

ческих знаний и практического опыта в области произ-

водства и некоторых других сферах, представляющих кон-

фиденциальную стоимостную ценность и необеспеченных па-

тентной защитой. Они получают юридическое оформление

типа ноу-хау. Важными частями ноу-хау могут быть раз-

личные производственные, реализационные секреты, неза-

висимые по отношению к патентам или же необходимые для

их использования. Продажа ноу-хау обычно имеет место

при различных лицензионных соглашениях. В качестве про-

мышленной собственности получает дальнейшую разработку

и законодательство о патентах- документах, выдаваемых

специальными государственными органами изобретателю или

другим физическим или юридическим лицам, которым он пе-

реуступил свое изобретение. Патент предоставляет его

владельцу право исключительного использования изобрете-

ния в течение определенного времени. В США, Германии,

Франции, Великобритании - 20 лет. Впрочем реальные сро-

ки действия патента ныне обычно значительно короче в

силу морального устарения изобретения и соответственно

отказа патентообладателя платить патентные пошлины. В

области литературной и художественной собственности

наблюдается расширение авторского права, регламентирую-

щего порядок использования произведений литературы и

искусства. Вместе с тем оно унифицируется. Это прежде

всего относится к странам Западной Европы и Северной

Америки. Наибольшее влияние в данном направлении оказа-

ли Бернская конвенция об охране литературных и худо-

жественных произведений 1886г. и Всемирная (Женевская)

конвенция 1952 г., включая новую редакцию (Парижскую)

1971 г. Во многом изменилось содержание права собствен-

ности на " телесное имущество". Расширяется перечень его

объектов. К нему, в частности, стали причислять различ-

ные энергоносители (газ, электроэнергию н некоторые

другие). Но наиболее значимая трансформация совершается

в ином аспекте. Право собственности как право субъек-

тивное утрачивает свои абсолютный характер. Исключи-

тельные правомочия собственника подвергаются существен-

ным, не соизмеримым с прошлым юридическим ограничениям.

Они касаются закрепленных законами принудительных, но

соизмеримо компенсированных, отчуждении некоторых видов

частной собственности, или обязательного порядка их

эксплуатации, или других ограничительных мер по их

гражданско-правовой реализации. Это прежде всего отно-

сится к праву собственности на землю. В США все более

широкое распространение получает так называемое зониро-

вание, т.е. регулируемое законами или постановлениями

местных властей обязательное для земельных собственни-

ков размещение жилых, торговых, промышленных зон, зон

отдыха т.д. " Зонирование", начавшееся еще в 20-е гг. с

городских земель, теперь распространилось и на сельско-

хозяйственные земли и проводится с учетом сохранения

окружающей среды, борьбы с сельскохозяйственными вреди-

телями и т.д. Образцом в этой области считается законо-

дательство штата Вермонт, где установлен разрешительный

порядок

не только для землепользования, но и для продажи. По

существу, признана конституционной принудительная про-

дажа земли одного лица другому при наличии " справедли-

вой компенсации н общественной необходимости". (Решение

суда по делу Берман против Паркера (1954г.) о передаче

(принудительной продаже) земли с трущобами другому лицу

для нового благоустроенного строительства.) Аналогичные

ограничения в большем или меньшем объеме имеют место и

в других странах. Продолжается начавшееся еще в XIX в.

ограничение прав земельных собственников на недра и

воздушное пространство. Детально разработан администра-

тивно-правовой режим производственной эксплуатации

недр, предусматривающий приобретение у государства кон-

цессии на разведку н добычу полезных ископаемых. Права

поземельных собственников ограничиваются н в других об-

ластях. Собственникам запрещается мешать деятельности

находящихся на соседних землях предприятий. Не считает-

ся противоправным проникновение на их земли " в пределах

допустимой для данной местности нормы" дыма и испаре-

ний, что, впрочем, не исключает усиления в последние

десятилетия борьбы против загрязнения окружающей среды.

В этом отношении типичен закон о чистоте воздуха 1970г.

(США) с дополнением 1990г., устанавливающий стандарты

качества воздуха, контроль за их соблюдением и, глав-

ное, судебное преследование с наказанием виновных штра-

фом до 250 тыс. долл. или тюремным заключением до пяти

лет; для корпораций штраф увеличивается " до 500 тыс.

долл.; граждане, дающие соответствующую информацию, по-

лучают 10 тыс. долл. Для реализации закона учреждено

агентство по охране окружающей среды. Собственники не

должны препятствовать прокладке газопроводов, линий

электропередачи и т.п. (при этом компенсация не может

превышать нормативно установленные расценки). Все эти

изменения во многом обусловливаются постоянно усложняю-

щейся производственно-экономической жизнью общества,

необходимостью поддержания ее нормального функциониро-

вания. Защита среды обитания отвечает интересам всех.

Вместе с тем в социальном плане от большинства назван-

ных изменений в праве наибольшие преимущества получают

крупные компании, которые в таких условиях, по сущест-

ву, освобождаются от необходимости делиться частью сво-

их прибылей с мелкими и средними собственниками исполь-

зуемых земель.

Получает распространение и такая крайняя мера вторжения

в отношения частной собственности, как национализация.

Законодательство большинства стран признает возможность

компенсированного изъятия земли у частных лиц в собс-

твенность государства, например, для строительства во-

енных или гражданских объектов. При национализации

предприятий устанавливается льготное возмещение потерь,

понесенных бывшими собственниками, из государственного

бюджета, т.е. во многом за счет рядовых налогоплатель-

щиков. В 80-90-е гг. происходила массовая реприватиза-

ция, предусматривавшая возвращение бывшим собственникам

целиком или в части (в акциях) их предприятии, в основ-

ном модернизированных за счет государства. Ограничение

правомочий поземельных собственников во многом реализу-

ется на базе сервитутов, включая и получившие развитие

в XX в. публично-правовые сервитута. Последние отлича-

ются от гражданско-правовых сервитутов прежде всего

тем, что их пользователями являются юридические лица

публичного права и их деятельность может распростра-

няться на большие земельные массивы, нередко в границах

почти всей национальной территории. Обязательственное

право. Усложнение современной социально-хозяйственной

жизни обусловило важные изменения в обязательственном

праве. Отдельные виды обязательств во многом наполни-

лись новым содержанием. Это особенно отчетливо заметно

в договоре. Появляются новые виды договоров, обуслов-

ленные ростом лицензионных соглашений (собственник

изобретения или технологических знаний даёт своему

контрагенту лицензию на использование в определенных

пределах своих прав на патенты, ноу-хау), лизинга (осо-

бой формы продажи - долгосрочной аренды машин, оборудо-

вания, предприятий), дифференциацией банковских опера-

ций и т.д. Получают развитие бартерные сделки (безва-

лютный, но оцененный и сбалансированный обмен товарами,

оформленный единым договором). Наметился отход от клас-

сических принципов договора: свободы договора, равенс-

тва сторон в договоре, его юридической незыблемости.

Отход от принципа свободы договора отмечался еще в XIX

в., например в связи с введением на транспорте, твердых

тарифных ставок на перевозку грузов и пассажиров. Но

доминирующим это явление стало в XX в., когда крупные

компании получили от государства в лице министерств или

других уполномоченных на то ведомств право

односторонне составить формуляр или договор присоедине-

ния (различия между ними незначительны), который не мо-

жет быть изменен контрагентом. Появление таких догово-

ров было обусловлено в конечном итоге требованиями хо-

зяйственной жизни, в частности необходимостью совер-

шенствования, интенсификации значительной части рынка

товаров и услуг. Но подобные договоры в значительной

части сводили на нет юридическое равенство сторон в до-

говоре. Они ставили составителя формуляра в привилеги-

рованное положение, позволяли ему включить в договор

все возможные для него выгоды. Стремление предотвратить

чрезмерное злоупотребление этим правом вызвало к жизни

нормативные акты, запрещающие включение в договоры при-

соединения некоторых наиболее одиозных условий, напри-

мер исключение ответственности продавца или поставщика

за ненадлежащее исполнение договора. В этом отношении

характерен британский закон 1977 г. о " несправедливых

условиях договора". Ныне составление формуляров в ряде

случаев предоставляется торговым палатам или биржам.

Однако это не смогло в полной мере нейтрализовать те

очевидные преимущества, которые получает компания -

составитель формуляра. Под давлением рядовых граж-

дан-избирателей были приняты законы, призванные защи-

тить интересы лиц, приобретающих товары и услуги для

личного, семейного использования. Диапазон действия

нормативных актов такого рода весьма широк. Он выходит

за рамки законодательства о формулярах и, разумеется,

неодинаков в разных странах, но главное он везде сосре-

доточен на защите интересов рядовых потребителей това-

ров и услуг от недобросовестной практики. Здесь следует

упомянуть законодательство США, как общефедеральное,

так и отдельных штатов (только в штате Нью-Йорк сейчас

действует не менее ста законов такого рода). Общефеде-

ральный закон Магнуссона - Мосса 1975г. предусматривает

меры, затрудняющие экономически сильной стороне вклю-

чать в договор односторонне выгодные ей условия. Поку-

патель получает дополнительные гарантии против возмож-

ных злоупотреблений, включая право на полную информацию

о произведенном товаре. Усиливается ответственность за

недобросовестное выполнение договора. Французские зако-

ны ь 78-23 от 10.01.78 и ь 83-660 от 21.07.83 о защите

и информации потребителей продуктов и услуг предусмат-

ривают контроль за содержанием договоров с участием ря-

довых граждан. Объявляются недействительными договорные

условия, если они дают неоправданные преимущества пос-

тавщику или продавцу в розничной торговле. Запрещаются

недобросовестные формы рекламы. И самое главное- про-

дукты и услуги не должны причинять вреда.здоровью лю-

ден. Подобное законодательство функционирует и в других

странах. Существенные изменения претерпевают договорные

отношения при введении государственного регулирования,

особенно масштабного во времена мировых войн и экономи-

ческих кризисов. Лимитирование и распределение многих

видов сырья, полуфабрикатов особенно повлияло на поря-

док/ заключения и содержание договоров, в первую оче-

редь договоров поставки. Они могли совершаться лишь в

соответствии со специальными разрешениями уполномочен-

ных на то государственных органов. Аналогичным образом

изменились внешнеторговые договоры, банковские операции

и т.д. Напомним, государственное регулирование экономи-

ки при всем различии в степени его интенсивности в от-

дельных странах стимулировало вторжение административ-

ного права в область, где ранее почти безраздельно гос-

подствовало гражданское право, т.е. в сферу диспозитив-

ных норм проникли, подчас как доминирующие, императив-

ные нормы государственного регулирования. Подобное наб-

людается в обеих ветвях права, хотя в англосаксонской и

не столько отчетливо, поскольку ей неизвестно деление

на публичное и частное право. Важным аспектом этого

процесса явилось регулирование цен. Во время мировых

войн вводился определенный, приемлемый для рядовых

граждан уровень цен на товары первой необходимости при

соответствующем их лимитировании. Так, устанавливались

пределы роста квартирной платы. После окончания войн

меры такого рода отменялись. В настоящее время формы

государственного регулирования претерпевают важные из-

менения: все большее значение приобретают меры денеж-

но-кредитного регулирования. Важнейшими средствами та-

кого воздействия становятся бюджет, налоговая политика,

регулирование уровня банковского ссудного процента и

многое другое. Соответствует этому и новое нормативное-

закрепление такого курса. Заметно изменился взгляд на

принцип незыблемости договора. Уже в ходе Первой миро-

вой войны стала очевидной невозможность соблюдения мно-

гих договоров и прежде всего договоров о крупных и дли-

тельных поставках. Удорожание сырья, его транспортиров-

ки и обработки предполагало резкий скачок цен и увели-

чение сроков поставки. В таких условиях неизбежным стал

отказ от принципа незыблемости первоначально закреплен-

ных в договоре статей или даже расторжение договора.

Объективную значимость приобрели и другие причины, сти-

мулирующие отказ, точнее, заметное отступление от прин-

ципа обязательного выполнения договора. Причем его про-

явление в континентальной и англосаксонской ветвях пра-

ва не всегда однозначно. В континентальной ветви права,

в частности во французском праве в соответствии с клас-

сическими римскими образцами, допускалось освобождение

должника от исполнения обязательства в случае невозмож-

ности выполнения в результате действия " непреодолимой

силы" и т.п. Таким образом, суды имели определенную

юридическую основу для соответствующих решений. Пробле-

ма заключалась в ином: дела такого рода количественно и

качественно были несоизмеримы с тем, что имело место в

прошлом. Требовалась более гибкая и емкая юридическая

формула. Наиболее приемлемым явилось учение " о непред-

виденных обстоятельствах", обосновывающее правомерность

расторжения или изменения договора; если обстоятельства

ко времени исполнения договора изменились радикально по

сравнению с тем, какими они были в момент его заключе-

ния. Это учение, возникшее еще в средние века, было

адаптировано к новым условиям и нашло особенно широкое

применение в судебной практике периода мировых войны и

экономических кризисов. Движение к признанию " о непред-

виденных обстоятельствах" в договоре в гражданском пра-

ве Великобритании и США начиналось почти с диаметрально

противоположной установки: последующая невозможность

исполнения не освобождает должника от ответственности.

Немалую роль в этом играло традиционное для " общего

права" положение: невозможность исполнения договора не

освобождает должника от ответственности, но при дейс-

твительной невозможности реального исполнения договора

обязательна замена, чаще всего денежная компенсация.

Вместе с тем реалии XX в. вынуждали искать иные реше-

ния, допускающие освобождение должника от исполнения

договора при наличии определенных обстоятельств. Они

воплотились в новых судебных прецедентах. В праве полу-

чило признание учение о " бесплодности" договора, обос-

новывающее освобождение от договорных обязательств

должника в случае гибели объекта договора, или утраты

значимости цели, ради которой договор был заключен, или

резкого, радикального изменения условий к моменту ис-

полнения договора, которое объективно не могло быть

предусмотрено сторонами и которое делает невозможным

его реальное исполнение. Впрочем, по-прежнему сохраняют

законную силу и прецеденты, обязывающие к исполнению

договора. В итоге судам предоставляется возможность

при решении такого рода дел в большей степени учитывать

конкретную ситуацию и аналогичные дела решать по-разно-

му. В настоящее время Верховный суд США в решении ана-

логичных дел достаточно определенно следует учению о

" подразумеваемых условиях", согласно которому предпола-

гается, что стороны, заключая договор, якобы услови-

лись: должник не будет нести ответственности за обстоя-

тельства, возникшие ко времени исполнения договора и

сделавшие его исполнение невозможным. Решение главного

вопроса о том, реальна ли возможность предвидеть воз-

никновение такого рода обстоятельств, а соответственно

и сама проблема исполнения договора целиком вверяется

усмотрению суда. Впрочем прекращение договора не всегда

устраивало стороны, которые чаще стремились не к прек-

ращению договора, а лишь к изменению его условий. Пос-

кольку суды не занимаются внесением изменений в догово-

ры (исключением являются суды Германии, за которыми на

основании  242 Германского гражданского уложения приз-

нается в определенной мере право на пересмотр условий

договора в соответствии с изменившимися обстоятельства-

ми), стороны стали сами вносить в договоры условия, по

которым уже начавшие выполняться договоры могли быть

изменены в случае наступления непредвиденных обстоя-

тельств. В основном это касается долгосрочных, сложных

договоров (строительство заводов и иных крупных объек-

тов с участием многих субподрядчиков и т.д.). Отмечен-

ные изменения в гражданском праве, разумеется, не вели

к исчезновению норм, основанных на классических принци-

пах права XIX в. Они по-прежнему доминируют в правовом

регулировании мелкого, среднего предпринимательства и

особенно бытовых имущественных отношений. Аналогичное,

но в рамках национальных правовых особенностей, имеет

место и в англосаксонских странах.

2. Антитрестовское законодательство.

Основные тенденции развития.

В 1890 г.

в США был принят закон Шермапа, призванный нейтрализо-

вать некоторые негативные для значительных групп насе-

ления результаты экономической деятельности крупных

корпораций, включая соглашения между ними с целью уста-

новления монопольных цен на рынке и т.д. Признавалось

незаконным особое объединение между ними, прежде всего

в виде треста, направленное на монополизацию торговли и

производства, равно как и на выгодные для треста огра-

ничения (изменения) торговли между штатами или с иност-

ранными предпринимателями. Преду-

сматривались уголовно-правовые санкции против нарушите-

лей закона. Но его применение оказалось малоэффективным

(за первые 10 лет было возбуждено только 18 дел, боль-

шая часть которых не получила завершения). Более того,

закон Шермана фактически стал использоваться против

профсоюзов и стачечного движения. Данное в законе опре-

деление объявления, препятствующего торговле между шта-

тами, было столь неконкретно и расплывчато, что суды

без труда распространили его и на рабочие союзы. Однако

требования общественности ограничить злоупотребления

трестов, так же как и ущерб, наносимый ими рыночному

хозяйству, стимулировали принятие новых федеральных ан-

титрестовских законов (законы 1914, 1950, 1955гг.), а

также антитрестовских законов отдельных штатов (в неко-

торых из них законы такого рода появились даже раньше,

чем закон Шермана). Подобные нормативные акты приблизи-

тельно в это же время были приняты в других экономичес-

ки развитых странах и составили в конечном итоге особую

отрасль права (законы 1947 и 1953 гг. в Японии; 1948,

1956, 1965 и 1976 гг. в Великобритании; 1945 и 1986 гг.

во Франции и т.д.). В определенной мере они отвечают

интересам рядовых потребителей товаров и услуг, а также

мелких и средних предпринимателей. Задачи, стоящие пе-

ред антитрестовским законодательством, в разных странах

решаются неодинаково. Сейчас условно различают две ос-

новные системы антитрестовского законодательства: аме-

риканскую и европейскую. Первая руководствуется доктри-

ной юридического запрета на создание объединений с

целью монопольного господства в том или ином секторе

рыночного хозяйства; вторая - доктриной юридической

проверки деятельности фирм в целях пресечения их моно-

полистических злоупотреблений. В этом отношении показа-

телен британский закон 1976 г. В связи с образованием

Европейского экономического сообщества антитрестовское

законодательство западноевропейских стран стало более

унифицированным, чем в других регионах мира. Но везде

антитрестовское законодательство, особенно его примене-

ние, не является стабильным и, тем более, не препятс-

твует возникновению крупных компании, включая трансна-

циональные.

3.Изменения в семейном праве Основные черты развития.

Законодательство 60-70-х гг. радикально

гуманизировало и демократизировало важнейшие институты

семейного права. Об этом свидетельствуют законы 1968 г.

(Великобритания), 1970г. (США и Франция), 1976 г. (Гер-

мания). В основном утвердилось юридическое равенство

супругов в области семейных отношений, включая имущест-

венные отношения между ними. Улучшено правовое положе-

ние внебрачных детей. Признание правового равенства

супругов позволило в ряде стран, например в Германии,

Италии, Швейцарии, отказаться от юридического понятия

главы семьи. Предполагается, что супруги совместно осу-

ществляют нравственное руководство семьей. Большинство

национальных законодательств признает право замужней

женщины на самостоятельный выбор рода своей деятельнос-

ти. Дальнейшую регламентацию получили имущественные от-

ношения супругов. Наиболее распространены два основных

вида правового режима семейного имущества: договорный и

легальный. Возникновение первого связано с заключением

брачного контракта, составляемого до регистрации брака.

Этим договором определяется правовой режим имущества

каждого из супругов, принадлежащего им до брака, и воз-

можного будущего совместно приобретенного в браке, воз-

можных будущих расчетов супругов в области имущества, а

также многие другие вопросы аналогичного порядка. Брач-

ные контракты обычно заключаются в среде состоятельных

людей. Большинство же вступающих в брак вверяют свои

имущественные интересы предписаниям закона, т.е., ле-

гальному режиму. Наибольшее распространение получили

следующие виды легального режима: 1) раздельное иму-

щество (Великобритания, большинство штатов США, Герма-

ния); 2) общее имущество (Франция, некоторые кантоны

Швейцарии, восемь штатов США) - все нажитое в браке

принадлежит совместно супругам, но личной собствен-

ностью каждого является добрачное имущество и получен-

ное в браке в качестве дара или наследства, а также

приобретенное за счет прибыли от добрачной собственнос-

ти и от собственного заработка; 3) отложенное общее

имущество (Дания, Норвегия) - функционирует режим раз-

дельного имущества, но в случае расторжения брака иму-

щество, нажитое в браке, объединяется и делится между

супругами поровну, причем из совместно нажитого иму-

щества исключается все, что предусматривается режимом

общего имущества.

4. Трудовое и социальное законодательство

Основные области правового регулирования.

Трудовое право как самостоятельная отрасль права сложилось

только в XX в. Его сравнительно позднее возникновение

во многом объясняется нежела-

нием работодателей связывать себя определенными нормами

специального закона, регулирующими отношения, возникаю-

щие по поводу непосредственного участия наемных работ-

ников в труде на их предприятиях. Однако все более уси-

ливающаяся коллективная борьба трудящихся вынудила ра-

ботодателей пойти на серьезные уступки. Угроза револю-

ционных потрясений (история преподносила наглядные уро-

ки) и, возможно, другие причины способствовали понима-

нию правящими кругами необходимости компромисса. Воз-

никшее в таких условиях трудовое право оказалось весьма

чувствительным к любым изменениям в социально-полити-

ческой обстановке. В немалой степени этим определяются

некоторые черты трудового законодательства большинства

экономически развитых стран. Трудовое право нестабиль-

но: содержание его институтов часто меняется в сторону

как расширения, так и значительного сужения демократи-

ческих прав трудящихся; отдельные его институты возни-

кают постепенно и разновременно; претворение в жизнь

его демократических положений во многом зависит от силы

профсоюзного или другого массового движения трудящихся.

Трудовое законодательство в основном сосредоточилось на

вопросах: зарплаты; рабочего времени; охраны труда;

признания профсоюзов, включая их право на заключение

коллективных договоров (КД); права на забастовку и де-

мократический порядок разрешения трудовых споров. Реше-

ние этих вопросов дифференцировано по странам, но ему

присуще и много общего. В 1918-1920 гг. в большинстве

экономически развитых стран был приняты законы, ограни-

чивающие рабочее время 8 часами. Впоследствии, несмотря

на временные отступления, трудящимся удалось добиться

введения 40-46-часовой рабочей недели. Профсоюзы полу-

чили легальное признание и, как важнейшее следствие

этого, право па заключение коллективных договоров (КД),

обязательных для всех подписавших его предпринимателей

и профсоюзов. В Германии закон о КД был принят в 1918

г., во Франции - в 1919 г. Для американских рабочих

важным завоеванием в этой области явился закон Вагнера

1935 г., вводивший принцип " закрытого цеха". Появились

различные виды КД, включая договоры для всей отрасли

промышленности. Утвержденные правительством, они приоб-

ретали силу общенационального нормативного акта. КД ре-

гулируют важные вопросы трудовых отношений: размеры за-

работной платы, порядок изменения надбавок в связи с

инфляцией, условия выплаты премии, условия охраны тру-

да, общие принципы профессиональной подготовки и дис-

циплины труда, арбитраж.

Современное трудовое законодательство экономически раз-

витых стран подтверждает право трудящихся на забастов-

ки, которые, однако, пытаются нейтрализовать введением

различного рода ограничительных норм, прежде всего де-

лением стачек на легальные и нелегальные. К числу пос-

ледних обычно относят забастовки солидарности и забас-

товки по политическим мотивам. Чтобы отодвинуть начало

забастовки, вводятся всякого рода предварительные усло-

вия. Так, американский закон Тафта - Хартли предусмат-

ривает предупредительный период в 60 дней и право пра-

вительства приостанавливать забастовку на 80 дней (так

называемый " охладительный, период"). Судебная практика

еще более усугубляет эту тенденцию, более того, пытает-

ся обосновать тождество юридической природы забастовок

и локаутов. Усиление интеграционных процессов в мировой

экономике обу-

словило появление тенденции к унификации трудового за-

конодательства. В Западной Европе этот процесс стал бо-

лее интенсивным в связи с образованием Общего рынка..

После окончания первой и особенно Второй мировой войны

в большинстве экономически развитых стран трудящиеся

добились принятия законов о социальном обеспечении в

старости, на случай болезни, полной или частичной утра-

ты трудоспособности и по некоторым другим обстоятельст-

вам. В последние десятилетия появились законы, призван-

ные несколько облегчить положение семей, имеющих низкий

уровень доходов в области медицинского обслуживания,

образования и жилищного строительства. Но законодатель-

ство такого рода фрагментарно и нестабильно. Фонд соци-

ального обеспечения формируется из многих источников,

среди которых наиболее важными являются: социальное

страхование, государственные дотации, " универсальная"

система. Чаще всего им соответствуют определенные виды

социального обеспечения. В большинстве стран применяет-

ся социальное страхование, предусматривающее страховые

взносы наемных работников (обычно в размере 1-1, 5% за-

работной платы) и взносы предпринимателей (в среднем

1-1, 5% общей суммы выплаченной зарплаты). Через опреде-

ленное количество лет размер взносов увеличивается, на

0, 5-0, 75%. В этом отношении характерен американский за-

кон 1935 г., согласно которому пенсия выплачивается при

наличии страхового стажа и достижении определенного

возраста. Система социального страхования предусматри-

вает также выплаты пособий по безработице, инвалидно-|

ста, временной потере трудоспособности.

Государственные дотации или государственная помощь фор-

мируется из средств бюджета. Она направляется только

тем, кто после официальной проверки признан неимеющим

средств к существованию. Обычно такая помощь является

дополнением к социальному страхованию. " Универсальная"

система предусматривает формирование пенсионного фонда

за счет особого налога, который взимается со всех граж-

дан, имеющих работу или доходы, начиная с их совершен-

нолетия до достижения ими пенсионного возраста. Размеры

пенсий для всех одинаковы, а пенсионный возраст относи-

тельно высок.  5. Уголовное право и процесс Основные

изменения в уголовном праве. Уголовное право, в наи-

большей степени восприимчивое к поворотам политического

курса, характеризуется чередованием прогрессивной и ре-

акционной тенденций в своем развитии. Проявляясь неод-

нозначно и подчас разновременно в национальных законо-

дательствах, эти тенденции тем не менее имеют и некото-

рые общие черты. Наиболее резкие зигзаги отмечаются в

уголовном праве Германии. Веймарская республика

(1919-1933) сохранила действие УК 1871 г., воплотившего

основные идеи школы классического уголовного права о

соответствии между тяжестью преступления и тяжестью на-

казания, сокращении области применения смертной казни и

т.п. Вместе с тем УК 1871 г. был заново отредактирован

в духе республиканского строя, из него исключили пере-

житки прусского феодализма. Республика декларировала

свою приверженность либерально-демократическим принци-

пам в уголовном праве, которые, впрочем, не всегда соб-

людались, например, в таких нормативных актах, как ука-

зы президента от 19.03.20 и от 26.09.23, вводившие

смертную казнь за " антигосударственную деятельность", а

также указ от 29.01.20, ужесточавший наказания за при-

зыв к забастовке. Нацистский рейх (1933-1945), устано-

вивший режим открытого террористического подавления,

упразднил систему либерально-демократической законнос-

ти. Указ от 04.02.33 " В защиту немецкого народа" свел

на нет свободу печати и собраний. Указ от 28.02.33 " О

защите народа и государства", по существу, аннулировал

парламентскую неприкосновенность депутатов рейхстага.

Разгром либерально-демократических институтов завершил-

ся с помощью последующего чрезвычайного законодательст-

ва: " Об осуждении к смертной казни и о порядке приведе-

ния ее в исполнение" (29.03.33), " Против коварных

посягательств на государство и партию..." (20.12.34),

" О защите немецкой крови и немецкой чести" (15.09.35),

" О конфискации имущества, предназначенного для целей,

враждебных народу и государству" (14.07.38) и других

подобных им актов. Широкое распространение получила

внесудебная расправа. Нацистское законодательство пос-

лужило примером при разработке законов других фашист-

ских и полуфашистских государств. По окончании Второй

мировой войны и разгрома фашизма на основе Потсдамских

соглашений нацистское законодательство было отменено и

восстановлено действие УК 1871 г. с редакционными исп-

равлениями до 1933 г. После принятия конституции ФРГ

1949г. наметилась некоторая демократизация уголовного

права. Конституция определенно высказалась по проблеме,

являющейся дискуссионной во всем мире: смертная казнь

отменялась (ст. 102), подчеркивалась приверженность ли-

беральным принципам: " Деяние может подлежать наказанию,

только если его наказуемость была установлена законом

до его совершения... Никто не может быть подвергнут

многократному наказанию за одно и то же действие на ос-

новании общего уголовного закона" (ст. 103). Впрочем

демократизация уголовного права проходила неровно. Она

неоднократно замедлялась и даже прерывалась. В

1969-1975 гг. была проведена новая реформа УК 1871 г. В

результате УК получил более четкую структуру деления на

общую и особенную части. В особенной части наиболее

ощутима гуманизация уголовного права: исключены некото-

рые составы преступлений, деяния по которым ныне не

считаются криминальными (например, так называемые рели-

гиозные преступления); сужена сфера хозяйственных прес-

туплений, которые теперь рассматриваются как админист-

ративные или гражданско-правовые нарушения; штрафные

санкции почти на 80% заменили более тяжкие наказания.

Неоднозначным было развитие уголовного права и в тради-

ционных западных демократиях, прежде всего США, Вели-

кобритании, Франции. Принятые в США закон Смита (1940),

Маккарэна- Вуда(1950), закон о контроле за подрывной

деятельностью (1954), а также другие нормативные акты,

в частности некоторые исполнительные приказы президен-

тов, настолько явно нарушали важнейшие конституционные

права граждан, что в конечном итоге это вынужден был

признать и Верховный суд США. Немалые возможности для

усиления уголовных репрессий и даже распространение их

на действия, которые законодательством не считаются

криминальными, предоставляет так называемое судебное

правотворчество. Объективно этому способ-

ствуют нечеткие (" каучуковые") формулировки некоторых

норм уголовного законодательства, а подчас и пробелы в

нем, что восполняют и уточняют суды при рассмотрении

конкретных дел. При этом в целом сохраняется единая

уголовная политика, так как нижестоящие суды при выне-

сении приговоров следуют правовым установлениям, сфор-

мулированным в приговоре, вынесенном вышестоящим судом

по аналогичной категории дел. Суды штатов, как правило,

следуют указаниям вышестоящих судов своего штата, а фе-

деральные суды - вышестоящим судам федерации. Но вер-

ховные суды (США и штатов) не считаются связанными сво-

ими же ранее вынесенными приговорами и решениями. Такая

система показала себя достаточно гибкой; она позволяет

в зависимости от конкретной политической и социальноп-

сихологической ситуации выносить не только жесткие, но

и достаточно либеральные, гуманные приговоры. В конце

60-х гг. в уголовном законодательстве США усилились де-

мократические начала. Этому в немалой мере способство-

вал составленный в 1962г. Институтом американского пра-

ва примерный УК, рекомендованный для уголовного законо-

дательства отдельных штатов В 1967г. был принят новый

УК штата Нью-Йорк- один из наиболее совершенных в тех-

нико-юридическом плане, либеральных американских зако-

нов, ставший во многих своих аспектах образцом для УК

ряда штатов. Все это еще более упрочило движение амери-

канского уголовного права к кодификации. В настоящее

время уголовное право США состоит из параллельно функ-

ционирующих федерального уголовного законодательства,

прежде всего УК США 1909 г., основная часть которого

была переработана в 1948 г. и включена в Свод законов

США, а также УК отдельных штатов. Разграничение уголов-

ного закона федерации и штатов в конечном итоге опреде-

ляется конституцией. Имеющая место некоторая конкурен-

ция законодательств, а также уже отмеченные особенности

американского уголовного законодательства стимулируют

судебное правотворчество. Последнее в еще большей сте-

пени присуще Великобритании во многом в силу особеннос-

тей английского уголовного права, значительная часть

которого состоит из судебных прецедентов. Таковыми счи-

таются правовые установления, сформулированные в приго-

ворах хотя бы одного из высоких судов Великобритании и

принимаемые за основу при разрешении других аналогичных

дел судами нижней и равной им инстанции. Высокие суды,

за исключением палаты лордов, связаны предыдущими при-

говорами и решениями. Прецедент может быть отменен или

изменен парламентским актом.

" Общее право" Великобритании отличается архаичностью,

крайней сложностью и противоречивостью, тем не менее

это даже упрощает судьям выбор из множества прецедентов

такого, который в наибольшей степени отвечает условиям

текущего момента. Очевидная гибкость этой системы, ви-

димо, является одной из причин, сдерживающих кодифика-

цию уголовного права (Великобритания до сих пор не име-

ет единого УК), хотя со второй половины XIX в. начали

издаваться так называемые консолидирующие законы - сво-

его рода коди- фикации по отдельным видам преступлений.

В XX в. увеличилось количество парламентских актов,

посвященных уголовному праву (закон об уголовном праве

1967 г., закон о криминальном повреждении имущества

1971 г., закон об уголовно-наказуемом покушении 1981 г.

и т.д.). В результате область применения судебного пре-

цедента стала сужаться. Во Франции вплоть до 1994 г.

действовал УК 1810 г., который неоднократно дополнялся

и частично изменялся, причем нередко в сторону усиления

репрессивных начал. Ему сопутствовали нормативные акты,

многие из которых по своему содержанию были фактически

уголовно-правовыми, но в зависимости от политической

обстановки имели относительно либеральную или откровен-

но профашистскую направленность, как, например, во вре-

мена " правительства Виши". После В






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.