Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть четвёртая






ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

XX век - положил начало эпохи Новейшего

времени, ставшей поистине одним из наиболее противоре-

чивых в истории человечества. Для большинства народов

мира он явился переломной вехой в их развитии. Целые

регионы были охвачены социальными и национальноосвобо-

дительными революциями, в результате крушения колони-

альных империй возникли новые государства, шел трудный

процесс смены социального и государственно-правового

строя, в ряде стран возникла социалистическая государс-

твенность. Вместе с тем это был жестокий век, отмечен-

ный гражданскими и двумя мировыми войнами, впервые ох-

ватившими большую часть населения земного шара и, что

наиболее трагично, унесшими миллионы жизней. Между мно-

гими народами сохранялась отчужденность самого различ-

ного порядка (идеологического, религиозного, националь-

ного и т.д.), в значительной мере обусловленная нерав-

номерностью их исторического и прежде всего социаль-

но-экономического развития. Это особенно отчетливо про-

явилось во взаимоотношениях между странами социалисти-

ческого и капиталистического лагеря. Создавались и час-

тично сохраняются военные блоки, и ныне объективно дес-

табилизирующие международные отношения. Острые противо-

речия характеризуют взаимоотношения между странами эко-

номически развитыми и бывшими колониальными и зависимы-

ми, известными как страны " третьего мира". Причем раз-

рыв в качестве жизни возрастает, чему в немалой степени

способствует сохраняющееся неравноправие в экономичес-

ких отношениях. И вместе с этим, несмотря на глубокую

противоречивость современного мира, он становится все

более взаимосвязанным. Его реалии побуждали суверенные

государства к созданию международных организаций, приз-

ванных осуществлять сотрудничество между народами в об-

ласти экономических, социальных, гуманитарных и иных

проблем. В 1919 году была учреждена Лига Наций - одна

из наиболее заметных организаций такого рода. При Лиге

Наций санкционировали автономные органы: Международное

бюро труда. Палата международного правосудия и многие

другие. Деятельность Лиги Наций оказала в целом пози-

тивное воздействие на развитие международных отношений

первой половины XX века. Однако Лига Наций объективно

не могла ослабить глубокие противоречия между ведущими

государствами мира, агрессивность фашистских госу-

дарств, приведших ко Второй мировой войне. Этим, в ко-

нечном итоге, был предопределен ее роспуск. После окон-

чания Второй мировой войны в 1945 году учреждается но-

вая международная структура - Организация объединенных

наций (ООН), призванная более эффективно решать вопросы

международного сотрудничества. Главными учреждениями

ООН стали: Генеральная Ассамблея, состоящая из всех

членов ООН, Совета безопасности, Совета по опеке. Эко-

номического и социального совета. Международного суда.

Секретариата. Особая роль отводилась Совету безопаснос-

ти, на который была возложена основная ответственность

за поддержание международного мира и безопасности. Его

состав формируется из постоянных пяти членов от СССР,

теперь России, США, Великобритании, Китая, Франции и

десяти членов, избираемых Генеральной Ассамблеей на

срок. Решения по всем вопросам, кроме процедурных, счи-

таются принятыми, если их одобрили все постоянные чле-

ны. ООН, ее главные органы явились более действенным

фактором международного сотрудничества чем Лига Наций,

но и они не всегда могли стать эффективным инструментом

защиты мира. В рассматриваемое время и на региональном

уровне началось сближение стран приблизительно одинако-

вой экономико-политической ступени развития. Наиболее

отчетливо этот процесс заявил о себе в Западной Европе.

Его первоначальную основу составили договоры: Парижский

1951 г., предусматривавший образование; Европейского

объединения угля и стали и два Римских договора 1957 г.

- о создании Европейского сообщества по атомной энергии

и учреждении Европейского экономического сообщества.

Последующее развитие стимулировало интеграцию рынка

стран Европейского сообщества, равно как и дальнейшую

институционализацию его механизма. Учреждается Евро-

пейский парламент, повышению роли которого способство-

вали прямые выборы, впервые проведенные в 1979г. Созда-

ется Европейская счетная палата (1977 г.) и ряд других

учреждений. Важной ступенью в этом процессе, который

фактически изначально вышел за рамки исключительно эко-

номического сотрудничества, стали преобразования, пре-

дусмотренные Единым Европейским актом 1986 года и Дого-

вором о Европейском союзе 1992 года.

Важные изменения имеют место в праве стран Европейского

сообщества (они рассматриваются в разделе " Основные из-

менения в праве"). Интеграционные процессы, воплощающие

объективные закономерности мирового развития, намети-

лись и в других регионах мира. Что не исключает времен-

ного локального замедления этого процесса и даже неко-

торого движения " вспять" в отдельных странах. Последнее

во многом обуславливается временным чрезмерным возобла-

дением в их развитии субъективного фактора. Государство

и право отдельных стран, оказывая на эти процессы су-

щественное, подчас решающее воздействие, в свою очередь

во многом под их влиянием претерпевали важные и вместе

с тем далеко неоднозначные изменения. Государствен-

но-правовая история многих стран была насыщена кризиса-

ми, " скачками", " зигзагами", " временным движением

вспять" - сказывались особенности национальной истории.

Выделяют несколько основных направлений государствен-

ноправового развития: эволюция государств " либеральной

демократии"; временное установление авторитарных режи-

мов, наиболее характерным из которых является фашист-

ский (" национал-социалистский") режим в Германии; воз-

никновение социалистической государственности, сущност-

но отличавшейся как от " либеральной демократии", так и

от фашизма. В конце XX в. стала очевидна предстоящая

неизбежность демократического пути государственно-пра-

вового развития во всемирном масштабе. Важнейшей, но не

единственной причиной этого явился рост общеобразова-

тельного, политического сознания народных масс, приоб-

ретенный ими политический опыт и соответственно нежела-

ние быть безгласным объектом властвующих доктринеров.

Движение к демократии было настолько сильным, что его

не останавливала даже ставшая к этому времени очевидной

неспособность " либеральной демократии" исключительно в

духе идей классического либерализма XIX в. решить мно-

гие социально-экономические и духовно-нравственные

проблемы современности. Отношения человекобщество, об-

щество- экология по-прежнему далеки от гармонии. В эко-

номике развитых стран " либеральной демократии" велика

роль крупных транснациональных промышленно-банковских

объединений, использующих свои огромные материальные

возможности для оказания серьезного влияния на формиро-

вание государственной политики, нередко соответствующей

лишь узкогрупповым классовым интере-

сам. В условиях значительного социального неравенства

не преодолен в немалой степени формальный характер про-

возглашенных прав и свобод. Симптоматично замечание

президента Франции Ф. Миттерана, сделанное им в 1989 г.

по случаю 200-летия Французской революции: Декларация

прав человека и гражданина 1789 г. продолжает еще оста-

ваться скорее "...землей обетованной, чем завоеванной

территорией". Показательно, что при этом учитывались и

важные изменения, свершившиеся в развитых странах. Тру-

дящимся удалось преодолеть чрезмерно элитарный характер

" либеральной демократии": введено всеобщее, равное из-

бирательное право: создано законодательство, защищающее

некоторые трудовые и социальные права народа. Либераль-

но-демократическое государство фактически все более ут-

рачивает предназначенную ему роль " ночного сторожа",

призванного охранять, но не вмешиваться в существующие

экономические отношения. Ныне государство может, хотя и

частично, вторгаться в отношения частной собственности,

ограничивая их в пользу общенациональных интересов.

Постепенно внедряются элементы общегосударственного

планирования. Во многом в результате всего этого улуч-

шилось материальное и правовое положение основных слоев

населения. В Новейшее время раскрылись подлинные реалии

" либеральной демократии", ее позитивные и негативные

стороны. Поэтому в современном движении к демократии

крепнет убеждение в необходимости дифференцированного

подхода к либерально-демократическим государствен-

но-правовым институтам, недопустимости механического

копирования иностранного опыта. Утверждается понимание

необходимости глубокого и всестороннего осмысления и

учета национальной истории, учета отечественных эконо-

мических и правовых установлении, отвечающих интересам

народа. Подлинная демократизация государственного строя

проявляется в конечном итоге в отношении к человеку, в

обеспечении достойного качества жизни людей, в реальной

защите их прав и свобод, т.е. во всем, что предполагает

гармоничное развитие личности в условиях мира, безопас-

ности и охраны природы. В конце столетия наметилось,

хотя и не охватившее еще в полной мере все слои населе-

ния, глубинное движение человечества к сплочению перед

лицом общей для всех угрозы термоядерных, экологических

и иных глобальных катастроф. Люди стали отчетливее соз-

навать свою общую ответственность за сохранение мира.

Именно с этих позиций необходимо оценивать историю го-

сударственности XX в., как, впрочем, и предшествовавших

столетий. Это позволит увидеть, что, имеющее потенциал

позитивного развития, следует воспринять из прошлого, а

что оставить ему навсегда. В этом состоит одна из ос-

новных задач Всеобщей истории государства и права.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.