Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 28 Германия






 

1.Ноябрьская революция в Германии Падение империи.

Крупные неудачи на фронтах весной и осенью

1918г. создали в Германии революционную ситуацию. Ок-

тябрьская революция 1917 г. в России усилила и без того

накаленную социальными и политическими страстями ситуа-

цию, сложившуюся ввиду

очевидного военного поражения Германии, под влиянием

революции в России в немецких городах, в армии и на

флоте стали возникать Советы рабочих, солдатских и мат-

росских депутатов. Революция началась восстанием воен-

ных моряков в Киле в начале ноября 1918 г. Крупнейшие

города Германии- Гамбург, Лейпциг, Мюнхен, Бремен -

присоединились к восставшим. Повсеместно возникавшие

Советы рабочих и солдатских депутатов брали власть в

свои руки. Наконец, 9 ноября 1918 г. революция победила

в Берлине. Кайзер (император) Вильгельм бежал в Голлан-

дию. Германской империи не стало. В создавшейся обста-

новке имперское правительство сочло за лучшее передать

власть социал-демократам. Выбор пал на социалдемокра-

тию, потому что эта партия, как уже говорилось, исклю-

чала из своей программы социалистическую революцию,

поставив целью постепенное, реформистское продвижение к

социальному государству всеобщего благополучия и соци-

альной защищенности. Теоретики социал-демократии и бо-

лее всего Э. Бернштейн предсказывали успешный мирный

путь продвижения к социализму через разного рода рефор-

мы, возможные в условиях неуклонного роста производс-

тва, а вместе с тем жизненного уровня трудящихся. Полу-

чив признание Берлинского совета депутатов трудящихся,

Временное социал-демократическое правительство объявило

о выборах в Учредительное собрание, чтобы как этим, так

и заверением о неприкосновенности частной собственности

успокоить буржуазию и землевладельцев (считая и кресть-

ян, к революции не примкнувших), сохранить социальный

мир и, значит, возможность мирного политического реше-

ния вопроса о будущем Германии. Но при этом социалде-

мократы не остановились перед кровавыми расправами с

революционным народом: была разогнана берлинская де-

монстрация 15 января 1919г. и подавлена Баварская со-

ветская республика в Мюнхене (март 1919 г.). Учреди-

тельное собрание и Веймарская конституция. Проводимая

социал-демократией политика подтолкнула к активизации

деятельности старые буржуазные партии Германии. В сло-

жившейся обстановке они сменили свои старые наименова-

ния на новые: появились народная, демократическая,

христианско-демократическая партии и т.п. На выборах в

Учредительное собрание, состоявшихся в январе 1919 г..

буржуазные партии получили около 16 млн. голосов, соци-

ал-демократические (их было две)-13, 5 млн. Собрание было

созвано в городе Веймаре - небольшом тогда культурном

центре Германии. В знак доверия и признательности соци-

ал-демократам Учредительное собрание избрало президен-

том Германии Макса Эберта, бывшего шорника, члена прав-

ления социал-демократической партии с 1905 г., руково-

дителя социал-демократической партии и рейхстага с

1916г., назначенного канцлером Германии (по указу прин-

ца Макса Баденского). Коалиция трех партий - Социал-де-

мократической, Демократической и Партии центра- соста-

вила правительство Германии во главе с социал-демокра-

том Ф. Шейдеманом, которое положительно решило вопрос о

подписании Версальского мирного договора, утвердило

бюджет и самое главное- приняло новую конституцию Гер-

мании, названную Веймарской. Ее авторство принадлежит

юристу либерального толка Гуго Прейсу, министру внут-

ренних дел. За Конституцию было подано 262 голоса, про-

тив - 75. Конституция 1919 г. превратила Германию в

буржуазную парламентскую республику во главе с прези-

дентом. Высшим законодательным органом Германской импе-

рии (это название было сохранено) объявлялся рейхстаг,

избираемый один раз в четыре года на основе всеобщего

избирательного права (ст. 22, 23). Конституция вводила

пропорциональную систему выборов. Вся Германия была по-

делена на 35 избирательных округов. Каждая партия, при-

нимавшая участие в выборах, выступала со своим списком

кандидатов. Депутатские места распределялись соответс-

твенно числу голосов, поданных за тот или иной список:

больше голосов- больше мест. Парламент состоял из двух

палат: рейхстага (нижняя палата) и рейхсрата (верхняя

палата). Рейхсрат (имперский совет) состоял из предста-

вителей 18 земель (15 республик и трех вольных городов,

пользовавшихся автономией), на которые делилась Герма-

ния. Пруссия имела в рейхсрате 26 голосов, Бавария -

10, Саксония - 7, Баден - 3 и т.д. При несогласии палат

решение спорного вопроса принадлежало президенту рес-

публики (" империи"). Он либо присоединялся к рейхсрату

(и этим решался спор), либо поручал решение референдуму

(ст.68). Федеративность Германии была по большей части

строго дозированной. Все действительно важные вопросы-

внешние сношения, армия и флот, монетное дело и тамож-

ни, связь, транспорт, граждан-

скос и эмиграция и т.д.- находились в ведении империи.

Но каждая из земель имела свою конституцию, составлен-

ную в согласии с имперской, свой законодательный орган

- ландтаг и собственное правительство. В таких вопро-

сах, как уголовное и гражданское законодательство,

ландтаги могли конкурировать с рейхстагом, при том, од-

нако, что право империи имело во всех подобных случаях

решающий перевес над партикулярным правом земель. Осо-

бенное внимание Веймарская конституция уделяла прези-

денту республики. Президент избирался всеобщим голосо-

ванием (ст. 41). Его власть во многом походила на мо-

нархическую. При несогласии палат решение вопроса пере-

давалось на усмотрение президента. Он мог противопоста-

вить свою власть рейхстагу и в таком вопросе, как наз-

начение того или иного лица на должность канцлера. Этим

правом воспользовался в 1933 г. президент Гинденбург,

назначая канцлером Гитлера. Президенту разрешалось рас-

пускать рейхстаг, если он находил это нужным, и назна-

чать новые выборы. Командование вооруженными силами,

назначение на высшие военные и гражданские должности

точно так же находились в компетенции президента. Осо-

бые полномочия давала президенту ст. 48: она разрешала

введение чрезвычайного положения в любой момент, кото-

рый президент сочтет " опасным для существующего поряд-

ка". При этом за чрезвычайным положением могли последо-

вать применение вооруженной силы и приостановка граж-

данских свобод, декретированных конституций. Наконец, в

непременной компетенции президента находилось и назна-

чение правительства- и его главы, и всех министров.

Правительство оставалось ответственным перед рейхста-

гом, но, как показал опыт предвоенных лет, могло су-

ществовать при опоре на президента, игнорируя рейхстаг.

Конституция подчеркивала особое положение главы прави-

тельства - канцлера республики, которому поручалось

" формулирование основных принципов политики" руководи-

мого им правительства. Сквозь новое, республиканское

обличье проступали знакомые имперские черты. Декретиро-

вав существование выборных органов государственной

власти, конституция постановляла, что " чиновники назна-

чаются пожизненно", если, разумеется, они служат доста-

точно безупречно. Революционная обстановка, еще сохра-

нившаяся в побежденной Германии, предвыборные обещания

буржуазных и особенно социал-

демократических партий, равно как и политика социальных

уступок трудящимся, начатая еще Бисмарком, привели к

тому, что в Веймарскую конституцию были внесены немало-

важные нормы, касающиеся отношений между правящими

классами, с одной стороны, и трудящимися- с другой.

Конституция провозглашала и узаконивала свободу слова,

печати, ассоциаций и т.д. Но и в данном случае законо-

датель проявил явную осторожность. Отделив школу от

церкви, конституция предусматривала обязательное рели-

гиозное воспитание детей, " нравственное попечение о ду-

ше", т.е. противодействие атеизму было государственной

политикой. Особое значение имела ст. 165 конституции,

предписывавшая создание рабочих советов на предприятиях

и в округах. " Рабочие и служащие, - говорилось в конс-

титуции, - призваны на равных правах совместно с предп-

ринимателями участвовать в установлении размеров зара-

ботной платы и условий труда, а также и в общем хозяйс-

твенном развитии... организации предпринимателей и ра-

бочих и их соглашения пользуются признанием (закона)".

Защита социальных и хозяйственных интересов рабочих и

служащих возлагалась на их представительные органы -

рабочие советы предприятий, окружные рабочие советы и,

наконец, имперский рабочий совет. При этом каждый зако-

нопроект социального н хозяйственного значения, вноси-

мый в рейхстаг, правительство представляло па заключе-

ние имперского экономического совета. Более того, совет

сам мог вносить в парламент подобные законопроекты. На-

конец, указывалось в конституции, рабочим и экономичес-

ким советам в известных отраслях могут быть предостав-

лены контрольные и административные полномочия. Не пре-

увеличивая значения этих новых по своему происхождению

и значению конституционных норм (их появление- заслуга

социал-демократов), можно сказать, что они свидетельст-

вовали о наступлении новой правотворческой эпохи в об-

ласти социальных отношений. Конституция объявляла част-

ную собственность социальной обязанностью и поэтому

обеспеченной должной защитой. Принудительное отчуждение

собственности могло производиться только " для блага об-

щества, на законном основании и за соответствующее воз-

награждение" (ст.153). Итоги германской революции

1918-1919 гг. Ноябрьская революция по своему характеру

была буржуазно-демократической. Такой же была и Вей-

марская конституция. Признание свободы партий, слова,

печати, " права на труд и охрану труда" свидетельствова-

ло о том

новом положении, которое пролетариат и демократия вооб-

ще стали завоевывать в общественной жизни, в мировой

истории. Несомненными завоеваниями рабочего класса Гер-

мании являлись узаконение 8- часового рабочего дня,

право на заключение коллективных договоров с предприни-

мателями, введение пособий по безработице, законода-

тельное признание женского избирательного права и др.

Несмотря на свой буржуазно-демократический характер,

революция 1918 г. в Германии была проведена в значи-

тельной мере пролетарскими средствами, о чем наглядно

свидетельствуют советы рабочих и солдатских депутатов,

забастовки и демонстрации, наконец, образование недол-

говременной Баварской советской республики.  2. Гитле-

ровская Германия Приход фашистов (национал-социалистов)

к власти. Веймарская республика просуществовала немно-

гим более 10 лет. Ее история - это во многом история

острой борьбы могущественных финансово-промышленных

корпораций, с одной стороны, и высокоорганизованных от-

рядов рабочего класса - с другой. Несмотря на свое по-

ражение Ноябрьская революция еще долго давала себя

знать. В 1923 г. Германия снова пережила революционную

ситуацию. В Саксонии и Тюрингии возникли рабочие прави-

тельства, в Гамбурге рабочие поднялись на вооруженное

восстание, но оказавшись в изоляции, вынуждены были

прекратить борьбу. Восстанием руководили коммунисты, но

к ним примкнула и часть социал-демократов.. Положение

стабилизировалось, но разразился мировой экономический

кризис 1929г. Уровень промышленной продукции понизился

почти наполовину, а число безработных достигло 9 млн.

Народные массы переходили на сторону компартии. На все-

общих выборах 1930г. она получила 4, 5 млн. голосов- на

1 300000 больше, чем в 1928 г. Опасаясь новой рабочей

революции, немецкая буржуазия, особенно крупная, стала

связывать свои интересы и свои надежды с фашистской

партией Гитлера. Эта партия, демагогически именовавшая

себя Национал-социалистской рабочей партией Германии,

возникла в 1919г.; программа ее, лживая в своей рекла-

мируемой части, была рассчитана на привлечение недо-

вольных- рабочих, крестьян, мелких лавочников. Рабочим

обещали ликвидацию безработицы, крестьянам - повышение

цен на сельскохозяйственную продукцию, лавочникам -

ликвидацию крупных магазинов. Программа партии возвеща-

ла создание " нового немецкого рейха", великой империи,

построенной

на костях всех ненемецких народов, искоренение марксиз-

ма и коммунизма, физическое истребление евреев и пр.

Предвидя опасность фашизма, компартия Германии изменила

тактику. Она предложила левым силам, в первую очередь

социалдемократам, объединиться в едином антинацистском

фронте. Это предложение было отвергнуто социал-демокра-

тическими лидерами, заявившими, что их партия не окажет

сопротивления Гитлеру, если тот придет к власти легаль-

ным, т.е. конституционным, путем. Позиция, занятая со-

циал-демократами, большой и влиятельной партией, была

гибельной для Германии, и она не избавила членов партии

от преследований, как это было и с коммунистами. Между

тем тактика единого антифашистского фронта, реализован-

ная во Франции и отвратившая там наступление реакции,

была единственно спасительной для Германии. В такого

рода ситуациях " легализм" реакции губителен для демок-

ратии, что поняли, но слишком поздно, и теоретики гер-

манской социал-демократии. На выборах в рейхстаг, сос-

тоявшихся в июле 1932 г., гитлеровцы получили 13 млн.

голосов; не получив большинства голосов, они попытались

поправить дела на выборах в ноябре, но неожиданно для

себя за какие-нибудь три месяца потеряли 2 млн. голо-

сов. В то же время компартия получила 6 млн. голосов -

больше, чем на всех предыдущих выборах. Результаты но-

ябрьских выборов стали полной неожиданностью для моно-

полистических кругов Германии, и они решили призвать

Гитлера к власти. В самом начале 1933 г. при посредстве

банкира Шредера состоялась встреча и достигнут компро-

мисс между Гитлером и тогдашним реакционным канцлером

Германии Ф. фон Папеном. Президент Германии фельдмаршал

11. фон Гинденбург, тяжело больной и очень старый чело-

век, еще незадолго до этого клялся, что не допустит на

пост рейхсканцлера " австрийского ефрейтора", каким был

в свое время Гитлер. Но он не выдержал давления со сто-

роны как штатских, так и военных членов своего окруже-

ния и незадолго до смерти призвал Адольфа Гитлера на

пост имперского канцлера (рейхсканцлера). Это случилось

30 ноября 1933 г.- черный день не только для Германии,

но и для всей Европы. Три обстоятельства способствовали

установлению фашистской диктатуры в Германии: а) моно-

полистическая буржуазия видела в диктатуре единственный

выход из той острой политической ситуации, которая воз-

никла в связи с экономическим кризисом; б) мелкая бур-

жуазия и некоторые слои крестьянства приняли на веру

демагогиче-

ские обещания гитлеровцев, особенно в ликвидации эконо-

мических трудностей, вызванных всевластием монополий и

усугубленных кризисом; в) рабочий класс Германии - и

это едва ли не главное - оказался расколотым и поэтому

ослабленным. Компартия Германии была недостаточно силь-

на, чтобы бороться с фашизмом без помощи социал-демок-

ратии. Теперь, глядя на прошлое с новых позиций, оче-

видно, что непримиримая борьба компартии с германской

социал-демократией, доходившая до обвинений в преда-

тельстве интересов рабочего класса, была ошибкой, пре-

допределившей отчуждение двух рабочих партий Германии.

При всем том компартия оказалась более дальновидной и

смелой, чем социал-демократия, когда предложила послед-

ней тактику единого народного фронта. Политический ре-

жим и государственное устройство гитлеровской Германии.

Как фашистский и авторитарный режим, германский фашизм

начал с ликвидации буржуазно-демократических свобод. С

этой целью уже в первые же месяцы гитлеровского правле-

ния были изданы чрезвычайные декреты. Так, февральский

декрет 1933 г. " В защиту народа и государства" отменял

свободу личности, слова, печати, собраний; принятый в

том же месяце декрет " В защиту германского народа" на-

делял неограниченными правами полицию и т.д. Репрессии

обрушились прежде всего на коммунистов. По закону от 23

марта 1933 г. депутаты-коммунисты в рейхстаге были ли-

шены мандатов и арестованы, в марте же компартия была

запрещена, ее пресса закрыта. Гитлеровцы прибегли к

провокациям. В ночь на 26 февраля 1933 г. они подожгли

здание рейхстага, чтобы обвинить в этом компартию и по-

лучить новый предлог для гонений на коммунистов. Из-

вестный Лейпцигский процесс, призванный доказать это

обвинение, провалился: обвиненные в поджоге болгарские

коммунисты- Г.Димитров и другие, были оправданы за пол-

ной недоказанностью обвинения. Тем не менее провал дела

не помешал развернуть в стране травлю коммунистов и де-

мократов вообще, включая членов социалдемократической

партии. Затем наступила очередь всех остальных партий,

не исключая и буржуазных. Право на существование и гос-

подство получила одна лишь национал-социалистская пар-

тия. Профессиональные союзы были распущены, их средства

конфискованы. Опираясь на опыт фашистской Италии, на-

цисты создали собственные профсоюзы, контролируемые

партией, в которые насильственно загоняли людей.

Очень скоро нацистская партия стала частью правительст-

венной системы. Решения съездов партии с момента приня-

тия получали силу закона. Пребывание в рейхстаге и на

правительственной службе связывалось с присягой на вер-

ность национал-социализму. Центральные и местные органы

партии получили правительственные функции и практически

решали все сколько-нибудь существенные вопросы правле-

ния. Партия имела военизированную структуру. Члены пар-

тии были обязаны безусловно подчиняться приказам и ука-

заниям местных " фюреров", которые назначались сверху и

только по этой линии несли ответственность. В непос-

редственном подчинении партийного центра находились так

называемые штурмовые отряды, охранные отряды, известные

под названием эсэсовских, наконец, воинские части,

укомплектованные сторонниками Гитлера. Преступления,

совершенные членами партии, рассматривались особыми су-

дами, выделенными из общей судебной системы, и по осо-

бому ритуалу (на тайных заседаниях). Особое место в

системе репрессивного аппарата занимало гестапо (госу-

дарственная тайная полиция), располагавшая огромными

денежными средствами и массой сотрудников, которые пе-

ред назначением подвергались проверке на верность фюре-

ру и национал-социализму. Государственная власть в гит-

леровской Германии сосредоточилась в правительстве,

правительственная власть - в руках фюрера. Уже закон 24

марта 1933 г. разрешал имперскому правительству без

санкции парламента издавать акты, которые " уклоняются

от конституции" 1919г. Августовский закон 1934г. ликви-

дировал должность президента республики, его правомочия

передавались фюреру, который вместе с тем оставался

главой правительства. Ни перед кем не ответственный,

фюрер пребывал в этой роли пожизненно и мог назначать

себе преемника. Рейхстаг был сохранен для парадных де-

монстраций. Той же цели служили и так называемые народ-

ные опросы, результат которых был известен заранее, ибо

всякий, кто пользовался правом тайного голосования,

объявлялся врагом народа со всеми вытекающими отсюда

последствиями. Традиционное деление государства на зем-

ли, которым немцы так дорожат, было ликвидировано в ин-

тересах централизации управления. А в качестве предлога

было выбрано единство нации. Областями управляли чинов-

ники, назначенные в Берлине центральным прави-

тельством. Местного самоуправления не существовало. Го-

сударственный аппарат, предварительно подвергшийся

чистке (что характерно для подобных режимов), был уве-

личен в два раза. От Веймарской конституции, формально

не отмененной, не осталось и следа. Руководство эконо-

микой. Как и в фашистской Италии, *гак и в нацистской

Германии между правящей партией, государством и монопо-

лиями (банками, концернами и пр.) существовала прямая

связь. Те, кто привел Гитлера к власти, процветали: это

был их режим. Законом от 27 февраля 1934 г. в Германии

учреждались так называемые хозяйственные палаты - обще-

имперская и провинциальные, возглавляемые банкирами и

промышленниками. Эти палаты имели важные полномочия в

сфере регулирования экономической жизни и социальных

отношений. Результаты сказались почти немедленно: сред-

няя продолжительность рабочего дня увеличилась с 8 до

10-12 часов, тогда как реальная заработная плата соста-

вила уже в 1935 г. всего 70% от заработной платы 1933

г. В то же время резко выросли прибыли концернов и бан-

ков; так, доходы известного Стального треста составили

в 1935 г. 8, 6 млн. марок, а в 1941 г. - 27 млн. марок.

Не без содействия палат происходил процесс картелирова-

ния экономики, приведший к исчезновению массы мелких

предприятий, о которых нацисты говорили (до прихода к

власти) как о предмете особой заботы. Как и о мелких

лавочниках, так и не дождавшихся избавления от разори-

тельной конкуренции крупных магазинов. Обмануты были и

крестьяне, не получившие ни земли, ни отсрочки долгов,

ни обещанных им кредитов (законом 1933 г. о так называ-

емых " наследственных дворах" были введены льготы для

крупных и отчасти средних крестьянских дворов). Ликви-

дированными оказались социальные завоевания трудящихся,

в том числе и те, о которых говорилось в Веймарской

конституции. Закон о порядке национального труда от 20

марта 1934г. объявлял предпринимателя высшей инстанцией

для рабочих данного предприятия. К его компетенции были

отнесены: продолжительность рабочего дня, виды вознаг-

раждения, размеры штрафов и пр.; он же издавал положе-

ния о проступках, влекущих за собой " немедленное уволь-

нение без предупреждения". В 1938 г. была введена все-

общая трудовая повинность: рабочего и вообще трудящего-

ся могли послать в административном порядке на любую

работу в любой район страны независимо от профессии.

Агрессия во внешней политике. Вторая мировая война.

Придя к власти (и даже до этого), гитлеровцы говорили о

" большой вои-

не", в которой " великая Германия" завоюет себе " достой-

ное жизненное пространство". Идеологическим основанием

этих целей служила так называемая расовая.теория, ко-

торая провозглашала немцев как господствующую над ми-

ром, нацию. Соответственно с этим Германия в односто-

роннем порядке аннулировала для себя Версальский мирный

договор 1919 г. и начала всестороннюю подготовку к ми-

ровой войне за новое " жизненное пространство". 1 сен-

тября 1939 г., сочтя момент подходящим, Германия обру-

шилась на Польшу и в 10 дней уничтожила ее как военную

державу. Территория Польши была оккупирована. Она долж-

на была послужить - и действительно послужила - главным

плацдармом для нападения на СССР. Затем Германия нанес-

ла поражение Франции и ряду других стран Европы. В 1941

г. немецко-фашистские войска вторглись на территорию

Советского Союза. Началась Великая Отечественная война

советского народа, в ходе которой агрессору было нане-

сено сокрушительное поражение. В 1945 г. Советский Союз

и его союзники, прежде всего. США и Великобритания, за-

вершили военный разгром фашистской Германии. Поражение

Германии. Потсдамская конференция. Вынудив гитлеровскую

армию к капитуляции и оккупировав территорию Германии,

союзники - СССР, США, Великобритания, Франция - вырабо-

тали согласованную политику в отношении Германии. Было

решено, что войска стран-победительниц займут каждая

одну из четырех оккупационных зон; 5 июня 1945 г. было

принято решение, что из четырех командующих образуют

Союзный контрольный совет, призванный решать текущие

вопросы, имеющие значение для всей Германии. Наконец,

летом 1945 г. (17 июля - 2 августа) в Потсдаме, близ

Берлина, состоялась конференция глав правительств: СССР

(И.В. Сталин), США (Г. Трумэн) и Великобритании (У.

Черчилль, с 27 июля К. Эттли). Союзники согласились ус-

тановить в Германии временный оккупационный режим, для

чего территория страны была разделена на четыре зоны:

советскую на востоке, американскую, английскую и фран-

цузскую на западе. Было решено распустить немецкие воо-

руженные силы и ликвидировать генеральный штаб германс-

кой армии; арестовать и предать суду военных преступни-

ков: уничтожить монополистические союзы капиталистов -

опору фашистского режима; произвести чистку немецкого

государственного аппарата от военных преступников (де-

нацификация); ликвидировать военно-промышленный потен-

циал Германии с тем, чтобы она больше никогда не могла

производить оружие.Восстанавливалось действие демократи-

ческих институтов: местного самоуправления, свободы

собраний, слова, печати. Управление оккупированной

страной сосредоточилось в Союзном контрольном совете.

Так продолжалось до декабря 1946 г., когда было создано

сначала сепаратное управление двумя западными зонами

(американской и английской), а затем и всеми тремя.

Следствием этого стало разделение Германии, приведшее к

возникновению двух германских государств - одного на

западе - будущая Федеративная Республика Германии и

другого на востоке - будущая Германская Демократическая

Республика.

3. Последующее государственно-правое развитие Германии.

Конституция ФРГ.

В 1949 г. с разрешения

западных оккупационных властей три западные зоны соеди-

нились в единое государстве. под названием Федеративная

Республика Германии. Новое государство получило утверж-

денную оккупационными властями новую конституцию, наз-

ванную Боннской по столичному городу Западной Германии.

Она восстановила демократические институты власти и уп-

равления и в ряде отношений походила на Веймарскую

конституцию. Новое германское государство построено на

началах федерализма. Оно составилось из 10 земель, са-

мостоятельных в своем бюджете и независимых друг от

друга (ст. 109). Каждая земля имеет свой ландтаг и свое

правительство, обладающее значительной автономией. Пра-

вительство каждой из земель (в настоящее время 14) наз-

начает своих уполномоченных в верхнюю палату парламента

- бундесрат. (Союзный совет). Нижняя палата (бундестаг)

сохранила свою демократическую первооснову - она изби-

рается народом. Голосование происходит по мажоритарной

и пропорциональной системам. В первом случае достаточно

получить относительное большинство голосов по сравнению

с другими кандидатами в депутаты, во втором - по приз-

наку партийных епископ (в парламент проходит именно то

число кандидатов, которое определяется числом голосов,

поданных за данный список). Партия, собравшая менее 5%

голосов, лишается всякого представительства. Главным

законодательным органом является бундестаг, но его пол-

номочия в определенной мере ограничиваются бундесратом.

По некоторым вопросам - изменение конституции, передел

территории, компетенция земельных властей и даже финан-

сы - бундесрат наделя-

ется правом абсолютного вето, с чем не может не счи-

таться нижняя палата. В других случаях верхняя палата

имеет право отлагательного вето. Таким образом, утверж-

дался не фиктивный, но реальный федерализм Западной

Германии.. Главой государства Конституция провозгласи-

ла президента, избираемого на пять лет. Президент пред-

лагает на утверждение бундестага кандидата на пост гла-

вы правительства, которым во всех случаях становится

лидер партии, победившей на выборах. Действительная

власть сосредоточивается, как и повсюду, в правительст-

ве государства и особенно в руках его председателя '-

канцлера. Правительство контролирует законодательство и

все важное исходит от него, осуществляет всю предостав-

ленную ему исполнительную власть и т.д. Важными функци-

ями наделен федеральный Конституционный суд, в первую

очередь правом толкования Конституции и соответственно

определения того, насколько принятый парламентом закон

отвечает ее букве и духу. Этот суд также решает вопросы

о пределах компетенции федерации в целом и каждой земли

в отдельности в случаях, когда этот вопрос становится

предметом спора между федерацией и землями. Судьи Конс-

титуционного суда назначаются пожизнен' но. Наиболее

влиятельной партией ФРГ является Христианско-демократи-

ческая. В период ее правления Западная Германия преодо-

лела послевоенную разруху и вышла на одно из первых

мест в мире как по общему объему производства, так и по

производительности труда. В настоящее время она входит

в тройку наиболее мощных индустриальных держав мира

(США, Япония и ФРГ). Правящей партией одно время была и

Социал-демократическая партия. Но как первой, так и

второй обычно недостает некоторого количества голосов

для доминирования в нижней палате. В этих специфических

условиях в число правящих партий выдвинулась немного-

численная партия Свободных демократов (СвДП), которая

претендовала и претендует на важные министерские порт-

фели. В течение 13 лет СвДП сотрудничала как с христи-

анскими демократами, так и с социал-демократами, но,

преследуя свои особые цели, осенью 1982 г, свободные

демократы перешли на сторону христианских демократов,

что вызвало правительственный кризис. Так, при извест-

ных обстоятельствах малая партия, дающая численный пе-

ревес крупной партии, может играть роль, не соответс-

твующую ее действительному влиянию

в стране в целом. За распадом коалиции последовали дос-

рочные парламентские выборы. Конституция ГДР. Восточная

Германия, занятая Советской Армией, по окончании войны

первое время управлялась советской военной администра-

цией. Вскоре к правительственной деятельности была

привлечена Социалистическая единая партия Германии

(СЕПГ). образовавшаяся на Востоке в результате слияния

коммунистических и социал-демократических партийных ор-

ганизаций. В сентябре- октябре 1946 г. в Восточной Гер-

мании были проведены выборы в органы местного самоуп-

равления и в земельные парламенты - ландтаги. СЕПГ по-

лучила более 50% голосов на общинных выборах и 47% на

выборах в ландтаги. Далее последовали реформы социалис-

тического характера: было конфисковано имущество моно-

полий, проведена аграрная реформа и т.д., что соответс-

твовало социалистической ориентации на преобразование

промышленности и сельского хозяйства. В связи с этим

западные зоны Германии поспешили самоопределиться. В

ответ на это Народный конгресс Восточной Германии (март

1948 г.) избрал так называемый Немецкий народный совет

и поручил ему выработать конституцию будущей ГДР. 7 ок-

тября 1948 г. Народный совет объявил о создании Гер-

манской Демократической Республики как самостоятельного

государства и преобразовал себя во Временную народную

палату ГДР. Правительство СССР предоставило правитель-

ству ГДР функции управления, лежавшие на советской во-

енной администрации. Первые общенародные выборы в зако-

нодательную палату ГДР состоялись в 1949 г. Партии, су-

ществовавшие и легализованные к тому времени, выступили

с единой программой и единым списком кандидатов в депу-

таты. Квота, приходящаяся на каждую партию, была опре-

делена заранее. Таким далеко не лучшим образом начала

свое существование восточно-германская коммунистическая

демократия. В 1952 г. конференция СЕПГ приняла решение

о строительстве социализма в ГДР. Через 16 лет после

этого новая конституция ГДР (1968 г.) констатировала

факт ликвидации в ГДР всех форм эксплуатации человека

человеком, т.е. победу социалистических производсвенных

отношений С переменами во внутренней и внешней полити-

ке СССР настало время для воссоединения страны. Отсюда

и бескровное воссоединение обеих Германий.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.