Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Съемка летнего пейзажа






 

Основным элементом летних пейзажей является зеленая растительность, имеющая самые различные 'оттенки зеленого цвета, и голубое небо. Кроме того, цветущие рас­тения, яркие летние костюмы людей и прочее обогащают пейзаж самыми разными красками.

Для воспроизведения этих разнообразных цветов на черно-белой фотографии необходимо передать их различными серыми тонами, соответствующими по своей светлоте хроматическим цветам натуры. Поэтому прежде всего летние пейзажи следует снимать на сенсибилизированных фотоматериалах. Сенсибилизированными материалами являются, ортохроматические, панхроматические и изопанхроматические негативные пластинки и пленки.

Правильности цветопередачи на черно-белой фотографии спо­собствует также применение светофильтров, которые, как пра­вило, необходимо использовать при съемке летних пейзажей. В большинстве случаев применяют желтые светофильтры различных плотностей.

Применение желтого светофильтра при съемке пейзажа приво­дит к некоторому высветлению зелени и притемнению неба, вслед­ствие чего на небе отчетливо виден рисунок облаков.

К этим возможностям светофильтров следует относиться с боль­шим вниманием и использовать их в строгом соответствии с содер­жанием снимка, ибо плотные желтые фильтры дают своеобразный изобразительный эффект, меняя самый характер объекта съемки. Еще осторожнее следует применять оранжевые и красные фильтры, так как в этих случаях цвета объекта съемки претерпевают на фотоснимке еще большие изменения. Так, голубое небо при съемке с красным фильтром изображается как черное с ослепительно белыми облаками на нем, желтый песок при съемке с оранжевым фильтром передается белым и т. д.

Изобразительные возможности съемки со светофильтром могут быть, конечно, широко использованы фотографом, но лишь в стро­гом подчинении тем смысловым и изобразительным задачам, кото­рые стоят перед ним в данном конкретном случае.

Следует также учитывать, что желтые, оранжевые и красные светофильтры увеличивают контраст изображения, что иногда приводит к исчезновению деталей в тенях. Объясняется это тем, что тени на натуре освещаются рассеянным светом неба, имеющим голу­бую цветность, тогда как освещенные стороны предметов отражают в объектив фотоаппарата желтые лучи прямого солнечного света. Светофильтры (желтые, оранжевые и красные), избирательно пропуская световой поток, целиком или частично поглощают голубые лучи. Вследствие этого тени как бы теряют свою осве­щенность и экспонируются с некоторой недодержкой. Очевидно, что чем глубже тени, тем меньше они отражают света, тем зна­чительнее окажется действие светофильтра на проработку дета­лей в тенях.

При съемке летних пейзажей большое значение имеют облака, они оживляют изображение, а их разнообразный характер может способствовать созданию определенного настроения в фотоснимке. Рисунок облаков в кадре зависит от примененного при съемке светофильтра. Так, при применении красных фильтров почти неза­метные для глаза облака четко различаются на снимке. Четкие, рельефные облака можно фотографировать и без светофильтра. IIри точной экспозиции они хорошо проработаются на светочув­ствительном слое.

Часто в летних пейзажах объектом изображения бывают вод­ные поверхности: море, реки, пруды. Одной из технических задач в этих снимках является передача фактуры водной поверхности, что в большей степени зависит от направления падения солнечных лучей на эту поверхность по отношению к оптической оси съемоч­ного объектива. Хорошие результаты дает освещение водных поверх­ностей боковым или контровым солнечным светом, образующим блики и рефлексы на воде. Передача на фотографии отражений в воде каких-либо предметов также способствует выявлению фактуры воды.

При съемке летних пейзажей фотографу часто приходится встре­чаться с туманом и дымками, которые делают плохо различимыми отдаленные предметы. Мельчайшие частицы твердых или жидких веществ, образующих дымку, мешают прямолинейному распро­странению лучей света в воздухе. Лучи, сталкиваясь с этими час­тицами, многократно меняют свое направление, рассеиваются в воздухе. В большей степени подвергаются рассеянию коротковол­новые синие и фиолетовые лучи. На длинноволновую часть спектра дымка оказывает значительно меньшее влияние. Туманы, состоя­щие из более крупных водяных капель, еще больше препятствуют прямолинейному распространению в воздухе всех видимых глазом лучей спектра, рассеивая их почти в одинаковой степени. Человек привык к явлению потери четкости очертаний отда­ленных предметов, связывая обычно это явление с большими про­странствами, с так называемой воздушной перспективой. Поэтому п при фотографировании такого рода дымки, если они не чрез­мерно плотны, также способствуют передаче пространственности объекта съемки, создавая тот или другой определенный художе­ственный эффект.

При дымке снимать можно на панхроматических или изопанхроматических материалах с применением светофильтров. Следует учесть, что плотные желтые и тем более оранжевые или красные фильтры в той или иной степени уменьшают дымку на изображе­нии, поэтому они должны использоваться в соответствии с изоб­разительными замыслами фотографа. Чем меньшей будет опти­ческая плотность светофильтра, тем заметнее будет дымка на фотоснимке.

Для целого ряда специальных целей бывает необходимым полу­чить на фотоснимке возможно более четкую передачу дали. В на­стоящее время созданы специальные сорта фотографических эмуль­сий, которые позволяют производить съемку через дымку и получать ясные, четкие снимки отдаленных предметов даже в тех случаях, когда эти предметы скрыты от глаз дымкой.

Фотографирование сквозь дымку основано па том, что в состав лучистой энергии, отражаемой любым освещаемым предметом, исходят не только видимые световые лучи, но и лучи больших длин волн, невидимые глазом, так называемые инфракрасные или тепловые.

Специальные негативные материалы, называемые инфрахром, дополнительно очувствлены к инфракрасным лучам, которые обла­дают способностью проходить сквозь дымку без рассеяния или с очень малым рассеянием. Съемка на инфрахроме ведется через очень плотный красный или специальный светофильтр, не про­пускающий лучей видимого спектра.

Инфрахром выпускают нескольких типов, которые различаются по их чувствительности к инфракрасным лучам различных длин волн. Чем больше длина волны инфракрасных лучей, тем легче они проходят сквозь дымку; таким образом, чем плотнее дымка, тем к большей длине волны инфракрасных лучей должна быть чувствительна фотографическая эмульсия. Современные инфрахроматические материалы позволяют фотографировать объекты, находящиеся на несколько сот километров от точки съемки (напри­мер, съемка с самолета).

Инфрахром применяется также для съемки в темноте, причем могут быть получены фотографии предметов как излучающих, так и отражающих тепловые лучи. Эти лучи, попадая через объектив съемочного аппарата на чувствительный к ним негативный мате­риал, образуют на нем скрытое изображение, обрабатываемое в

обычных проявляющих растворах. Фотографическая обработка ннфрахрома производится или в полной темноте, или при очень плотном зеленом светофильтре. Обычный красный фильтр в этом случае непригоден, так как он пропускает световые лучи, к кото­рым чувствителен инфрахром.

Чисто пейзажную съемку на инфрахроме вести не следует, так как цветочувствительность этого материала и красный свето­фильтр, через который ведется съемка, приводят к резкому иска­жению на фотоснимке цветов объекта съемки. Небо в этих случаях получается совершенно черным, зелень деревьев, отражающая очень большое количество инфракрасных лучей, получается почти белой, деревья выглядят покрытыми снегом.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.