Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Строение словесного образа






 

Известно высказывание Гоголя: «Можно писать о яблоне с золотыми яблоками, но не о грушах на вербе». Можно, конечно, придумать такой сюжет, где и груши на вербе будут возможны, но мысль Гоголя ясна: словесный образ должен иметь внутреннее смысловое единство, внутреннюю логику. Между тем разного рода несообразности в построении образа — явление давнее и не очень редкое. Наши маститые писатели постоянно указывали начинающим на их ошибки в этом важном компоненте словесного творчества. В. Г Короленко советовал: «Нужно только стараться писать проще, яснее, без ненужных мудреных слов и разных кудреватостей в слоге. Нужно, чтобы каждая фраза выражала мысль или образ и при том по возможности точно и полно. Таких фраз, как: " пляшущая оргийная сутолока начинает меня злить, раздражая в душе своим нахальством того Цербера, который прикован, как у врат ада, к чувствам моего человеческого достоинства крепкими цепями нервов, присущих каждой человеческой шкуре" и т. д. — следует решительно избегать, потому что тут нет пи мысли, ни картины, а только набор высокопарных фраз».

М. Горький указывал: «" Полыхали заревом глаза озер" — это возможно видеть только с огромной высоты. " Ноздреватым яром в легком плясе кружились вихрастые, раскосые землянки" — это чепуха, непонятный набор слов. " Костистый творог" — тоже нелепица, такая же, как крупичатое молоко, или рассыпчатое масло. " Колокольные кресты" — что это значит? Сказали бы проще и точнее — кресты колоколен».

Не будем в связи со щекотливым вопросом о небрежностях в построении словесного образа касаться произведений наших известных поэтов и прозаиков. Приведем две строчки из стихотворения, присланного в свое время на творческий конкурс в Литературный институт:

И восходил червь Вавилонской башни,

Нащупывая Бога в полутьме.

 

Значение слова в образном тексте обрастает «приращениями смысла», но не может быть оторвано от его значения в общенародном языке. А в приведенных строчках именно это и происходит. Башня, даже если она очень высокая и тонкая, на червя не похожа. Червь живет в земле, как и зачем он может «восходить»? Нащупывать кого-либо или что-либо ему нечем — ни щупалец, ни каких-нибудь усиков и т. п. у него нет. Почему Бог пребывает в полутьме — непонятно. В результате претендующая на глубокомыслие метафора оказывается бессодержательной.

«Отрицательные» примеры лишь обращают наше внимание — по контрасту — на продуманность строения и точность композиционного размещения образов в лучших образцах русской классической и современной поэзии и прозы. Закончим главу прекрасным стихотворением А. Твардовского, в котором «соразмерность и сообразность» образов «образных» и «безобразных» безупречны:

В чем хочешь человечество вини

И самого себя, слуга народа,

Но ни при чем природа и погода:

Полны добра перед итогом года,

Как яблоки антоновские, дни.

 

Безветренны, теплы — почти что жарки.

Один другого краше, дни-подарки

Звенят чуть слышно золотом листвы

В самой Москве, в окрестностях Москвы

И где-нибудь, наверно, в пражском парке.

 

Перед какой безвестною зимой

Каких еще тревог и потрясений

Так свеж и ясен этот мир осенний,

Так сладок каждый вдох и выдох мой?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.