Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственный строй Римской республики






В период респуб-ки организация власти была достаточно проста и не-которое время отвечала условиям, какие были в Риме ко времени воз-никновения гос-ва.На протяжении последующих 5-и веков существо-вания респуб-ки размеры гос-ва значительно увел-сь.Но это почти не отразилось на структуре высших органов гос-ва, по-прежнему нахо-дившихся в Риме и осуществлявших централизованное управление громадными тер-риями.Естественно, что такое положение снижало эф-фективность управления и стало со временем одной из причин паде-ния республ-го строя.В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Римской респуб-ке сочетались аристократические и демок-ратические черты, при существенном преобладании первых.Это отра-зилось в полномочиях и взаимоотношениях высших гос органов.Ими являлись народные собрания, сенат и магистратуры.Хотя народные со-брания считались органами власти римского народа и были олицетво-рением свойственной полису демократии, не они преимущественно уп-равляли гос-вом.Это делали сенат и магистраты -органы реальной вла-сти нобилитета.

Сенат -главный орган гос власти. Сенаторы (вначале их было 300, по числу патрицианских родов, позже число сенаторов было увеличено сначала до 600, а затем до 900) не избирались.Специальные долж-ные лица-цензоры, распределявшие граж-н по центуриям и трибам, раз в 5 лет составляли списки сенаторов из представителей знатных и бога-тых семей.Это делал сенат органом верхушки рабовладельцев, факти-чески независимым от воли большинства свободных граждан.Форма-льно сенат был совещательным органом, и его постановления называ-лись сенатус-консульты. Но компетенция сената была обширной, Он контролировал законодат-ю деятельность центуриатных (а затем и плебейских) собраний, утверждая их решения, а впоследствии предва-рительно рассматривая законопроекты.Контролировал избрание наро-дными собраниями должн-х лиц.В распоряжении сената находилась казна гос-ва.Он устанавливал налоги.К компетенции сената относи-лись постановления по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу.Важное значение имели внешнеполитические полномочия сената.Им решались вопросы объявления и ведения вой-ны.Он же разрешал набор в армию и распределял легионы м/у коман-дующими армиями.Наконец, в чрезв-ных обстоятельствах сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

Комиции. - три вида народных собраний - центуриатные, трибут-ные и куриатные.Глав-ю роль играли центур-е собрания, обеспечивав-шие благодаря своей струк-ре и порядку принятие решений преобла-дающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев.В ком-петенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избра-ние высших долж-ных лиц республики(консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к см/казни.

Трибутные собрания, к-рые в зависимости от состава жителей триб, участвовавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебей-ские.Поначалу их компет-я была огранич-й.Они избирали низших должн-х лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на при-говоры о взыскании штрафа.Плебейские собрания, кроме того, избира-ли плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они получили и право приня-тия законов, что привело к росту их значения в полит. жизни Рима.

Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли былое значение.Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных др собраниями, и в конце концов были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов.

Народные собрания. Народные собрания в Риме созывались по ус-мотрению высших должн-х лиц, к-рые могли и прервать собрание, и перенести его на др. день.Они же председательствовали в собрании и объявляли вопросы, подлежащие решению.Участники собрания не мо-гли изменять внесенные предложения.Голосование по ним было отк-рытым и только в конце республиканского периода было введено тай-ное голосование.

Магистратура. Магистратами в Риме именовались высшие гос должн-ти – консулы, преторы, народные трибуны.. Как и в Древ Афи-нах, в Риме сложились определенные принципы замещения магистра-тур.Такими принципами были выборность, срочность, коллегиально-

 

сть, безвозмездность и ответст-ть.Все магистраты (кроме диктатора) избирались центур-ми или трибут-ми собраниями на 1 год.Кроме того, полномочия консула, командовавшего армией, в случае незакончивше-йся военной кампании могли быть продлены сенатом. Все магистрату-ры были коллегиальными - на одну должн-ть избиралось несколько чел-к (диктатор назначался один). Но специфика коллегиальности в Риме заключалась в том, что каждый магистрат имел право самостоя-тельно принимать решение.Это решение могло быть отменено его кол-легой (право интерцессии).Вознаграждения магистраты не получали, что, естественно, закрывало путь к магистратурам малоимущим и неи-мущим.В то же время магистратуры, особенно в конце респуб-кого пе-риода, стали источником значительных доходов.Магистраты(за исклю-чением диктатора, цензора и плебейского трибуна)по истечении срока их полномочий могли быть привлечены к ответст-ти народным собра-нием, избравшим их.Римским магистратурам, присуще иерархия должн-тей (право вышестоящего магистрата отменить решение нижес-тоящего).Власть магистратов подразделялась на высшую (imperium) и общую (potestas).В imperium включались высшая военная власть и право заключать перемирие, право созывать сенат и народные собра-ния и председательствовать в них, право издавать приказы и принуж-дать к их исполнению, право суда и назначения наказания.Эта власть принадлежала диктатору, консулам и преторам.Диктатор имел " высо-чайший империум" (summum imperium), включавший право пригова-ривать к см/казни, не подлежащее обжалованию.Консулу принадле-жал большой империум (majus imperium) -право выносить см/приго-вор, к-рый мог быть обжалован в центуриатном собрании, если он был вынесен в городе Риме, и не подлежал обжалованию, если был выне-сен за пределами города.У претора был ограниченный империум (imperium minus) -без права приговаривать к см/казни.Власть potestas принадлежала всем магистратам и включала в себя право отдавать ра--споряжения и налагать штрафы за их невыполнение.Магистратуры де-лились на ординарные (обычные) и экстраординарные, (чрезвычай-ные).К ординарным магистратурам относились долж-ти консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.

 

Консулы (в Риме избирались два консула) были высшими магистрата-ми и возглавляли всю систему магистратур.Особенно существенными были военные полномочия консулов: набор в армию и командование ею, назначение военачальников, право заключать перемирие и распоря-жаться военной добычей.Преторы появились в середине IV в. до н.э. в качестве помощников консулов.В силу того, что последние, командуя армиями, часто отсутствовали в Риме, к преторам перешло управление городом и, что особенно важно, руководство судопроизводством, поз-волявшее в силу имевшегося у них империума издавать общеобязате-льные постановления и тем самым создавать новые нормы права. Вна-чале избирался один претор, затем два, один из к-рых рассматривал де-ла римских граж-н (городской претор), а другой -дела с участием ино-странцев(претор перегринов).Постепенно число преторов увеличилось до 8. Два цензора избирались раз в 5 лет для составления списков ри-мских граж-н, распределения их по трибам и разрядам и для составле-ния списка сенаторов.Кроме того, к их компет-и относилось наблюде-ние за нравственностью и издание соответствующих эдиктов. Квесторы, бывшие сначала помощниками консулов без специальной компетенции, со временем стали ведать(под контролем сената) финан-совыми расходами и расследованием нек-рых уголов- дел. Эдилы (их было два) наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организовывали празднества и зрелища.

Коллегии " двадцати шести мужей" состояли из 26 человек, вхо-дивших в 5 коллегий, ведавших надзором за тюрьмами, чеканкой моне-ты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами.

Особое место среди магистров занимали плебейские трибуны. Их право veto играло большую роль в период завершения борьбы плебеев за равноправие.

Диктатор. Экстраординарные магистратуры создавались только в чрезвычайных, грозящих особой опасностью Римскому гос-ву обсто-ятельствах -тяжелая война, большое восстание рабов, серьезные внут-ренние беспорядки.Дик-р назначался по предложению сената одним из консулов.Он обладал неограниченной властью, к-рой подчинялись все магистраты.Право veto плебейского трибуна на него не действова-ло, распоряжения дик-ра не подлежали обжалованию, и за свои дейст-вия он не нес ответст-ти. Правда, в первые века существования респуб-лики диктатуры вводились не только в чрезвычайных обстоятельствах, а для решения конкретных задач и полномочия диктатора ограничива-лись рамками этой задачи.За ее пределами действовали ординарные магистратуры.В период расцвета респ-ки к диктатуре почти не прибе-гали.Срок диктатуры не должен был превышать 6 месяцев.Вместе с тем в период кризиса респуб-ки это правило было нарушено и появи-лись даже пожизненные диктатуры (диктатура Суллы " для издания за-конов и устройства государства").К экстраординарным магистратурам могут быть отнесены и комиссии децемвиров, образованные в период одного из подъемов борьбы плебеев за свои права для подготовки За-коновXII т, созданных в 450-451 гг. до н.э.

Армия сыграла очень большую роль в истории Рима.Громадное расширение его пределов, достигнутое вооруженным путем, свидете-льствовало как о роли армии, так и о росте ее полит значения.Да и са-ма судьба республики оказалась во многом в руках армии.Первонача-льная военная организация Рима была проста.Постоянной армии не

 

 

было.Все граждане с 18 до 60 лет, обладавшие имущественным цен-зом, были обязаны участвовать в военных действиях(причем клиенты могли выполнять военные обязанности вместо патронов).Воины в по-ход должны были являться со своим оружием и продовольствием.Ка-ждый разряд имущих граж-н выставлял определенное число центурий, объединявшихся в легионы.Командование армией сенат вручал одно-му из консулов, к-рый мог передать командование претору.Во главе легионов стояли военные трибуны, центуриями командовали центури-оны, отряды конницы (декурии) возглавлялись декурионами.Длитель-ность и частота войн превращает армию в постоянную организацию. Они же вызвали растущее недовольство основного контингента вои-нов-крестьянства, отвлекаемого от своих хоз-в, приходящих из-за этого в упадок.Военная реформа Мария в 107 году до н.э, сохранив воинс-кую повинность римских граждан, допустила набор добровольцев, по-лучавших вооружение и жалованье от гос-ва.Кроме того, легионерам полагалась часть военной добычи, а с 1 в. до н.э. ветераны могли получать земли в Африке, Галлии и в Италии(за счет конфискованных и свободных земель).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.